Приоритеты современной российской финансовой политики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приоритеты современной российской финансовой политики.



Система управления финансами, направленная на достижение оп­ределенных стратегических и тактических целей государства строится на основе финансовой политики, которая, является составной частью экономической политики.

Финансовая политика — это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов. Практически она реализуется на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени, по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюдж ет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Ее реализация осуществляется совокупностью бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в меж­дународном сообществе.

В условиях глобализации финансов в современном Мире, относи­тельно свободного движения капитала и других ограниченных ресур­сов финансовая политика любого государства не может строиться изо­лировано и учитывать только внутреннее состояние экономики, но должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандар­ты международного финансового права и международных финансо­вых институтов.

Содержание финансовой политики определяется:

• соответствующей теоретической базой и разработанной на ее ос­нове концепцией, регулирующей роли государства в области финансов;

• разработкой основных направлений и целей в достижении мак­роэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов, государства на текущий период и перспективу;

. • осуществлением практических мер по реализации этих целей всей совокупностью финансовых инструментов и государственных инсти­тутов.

Новейшая история знает три основных типа финансовой полити­ки: классическую, планово-директивную, регулирующую.

В основе каждого типа этой политики лежали соответствующие экономические теории.

Классическая теория практически отводила государству «роль ноч­ного сторожа». Основа финансовой политики, по мнению «классиков», — достижение полной свободы рыночных отношений, а рынок — осно­вой регулятор, обеспечивающий во всех случаях экономический рост и сбалансированность ресурсов общества. Государство должно обес­печить функционирование рынка определенными правовыми норма­ми, стремясь минимизировать все государственные расходы, представ­ляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.

Планово-директивная теория выводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово-распреде­лительных функций государства на основе жесткого исполнения пла­новых показателей развития экономики, что обеспечивало прева­лирование натуральных показателей плана, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов, в системе государственных фи­нансов, государственных предприятий и отраслевых министерств в пропорциях, строго определенных планом. Это предусматривало жесткую централизацию и перераспределение через, государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в эко­номике. Данная система была строго ориентирована на внутренние фи­нансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капи­тала за исключением государственных займов.

Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая |тёория Дж.М. Кейнса и его последователей, исходит из. того, что госу­дарство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных, инстру­ментов (бюджета, налогов, процентным ставок и др.).

• Современная финансовая политика России складывалась в условиях преодоления ограничительных рамок планово-директивной по­литики СССР. В 1992—1998 гг. она развивалась в рамках так называе­мой «политики финансовой стабилизации» в крайне неблагоприят­ных условиях как объективного, так и субъективного характера. Это привело к кризису августа 1998 г., основными причинами которого были:

отсутствие российской теории в области финансового регулиро­вания при «романтической» ориентации на рекомендации МВФ. В ре­комендациях предлагалось свести регулирование экономикой к огра­ниченному кругу индикаторов (темп инфляции, бюджетный дефицит, "денежная масса (М2), курс рубля и золотовалютные резервы). В действительности этих макроэкономических показателей явно недостаточ­но. Недооценивались, такие показатели, как динамика и структура внутреннего и внешних долгов, просроченная кредиторская задолженность, доля импорта в товарообороте, инвестиционная активность. Такие важнейшие показатели, как занятость, производительность труда, фондоотдача, состояние оборотных средств предприятий при разработке финансовой политики, явно игнорировались; снижение объемов производства, сужение доходной базы бюд­жета с соответствующим увеличением налогового пресса на реально­го производителя привели к хроническому невыполнению доходной части. бюджета, росту бюджетного дефицита, низкой собираемости налогов. Так, федеральный бюджет в 1997 г. был исполнен по доходам на 74,3%, в 1998 г. — на 82,3%; собираемость налогов в эти годы состав-рада 74-75%; частые смены министров финансов и глав правительств, не спо­собствовавшие выработке реальной и предсказуемой финансовой политики; искусственное сдерживание курса рубля, ошибки в его прогнозировании, приведшие к ухудшению платежного баланса и потере золотовалютных резервов;

• ухудшение в 1997—1998 гг. платежного баланса страны вследствие снижения мировых цен на нефть, газ h другие сырьевые ресурсы;

нарастание внутреннего и внешнего долга, его неблагоприятная структура с преобладанием сравнительно «коротких долгов»;

допуск нерезидентов на рынок ценных бумаг;

отсутствие стимулов к накоплению, что привело к конвертации свободных средств населения в доллары и не лицензируемому вывозу "капитала;"'

• рост инфляционных ожиданий и взаимных неплатежей предприя­тий, кризис ликвидности коммерческих банков;

•кризис фондового рынка в Юго-Восточной Азии;

нестабильность политической ситуации в России и непродуманность заявлений Правительства и Центрального банка РФ.

Последствия кризиса 1998 г. крайне тяжело отразились на эко­номике России, прежде всего на доходах населения, потребовали фор­мирования в 2000—2001 гг. принципиально новой финансовой по­литики, учитывающей эффект девальвации рубля, способствующий развитию экспорта, сокращению импорта и, созданию определенных условий для повышения конкурентоспособности и соответственно росту производства отечественных производителей.

Усиление вертикали власти, достижение определенного консенсуса в отношениях между Правительством РФ и Федеральным Собра­нием, определенные успехи в экономическом развитии в 2000 г, (рост ВВП более чем на 7%, инвестиций — более чем На 17%) создали благо­приятные условия для выработки стратегических и тактических.на­правлений финансовой политики начала XXI в.

Так, общая стратегическая задача развития — модернизация эко­номики, обеспечивающая устойчивые темпы экономического роста, на основе повышения конкурентоспособности отечественных производи­телей и структурным преобразованиям, соответствующим мировым тенденциям. При этом приоритетные задачи финансовой политики:

•формирование законодательных основ, обеспечивающих благо­приятный инвестиционный климат и способствующих развитию пред­принимательства;

• существенное снижение налогового бремени и повышение эффек­тивности налоговой и таможенной системы;

• создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности;

• достижение сбалансированности бюджетной системы и повыше­ния эффективности ее функционирования

• реформирование естественных монополий;

• создание условий для интеграции России в мировом сообществе.

Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджет­ную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику. Приори­тетные задачи финансовой политики в значительной степени обеспе­чиваются бюджетной политикой, основные направления которой:

¨ финансовое обеспечение выполнением государством своих функций;

¨ поддержание финансовой стабильности в стране;

¨ обеспечение финансовой целостности федеративного государства;

¨ создание условий для социально-экономического развития.

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ |приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Со­бранию РФ определяет в общем плане приоритетные направления бюджетной, политики; на текущий год и среднесрочную перспективу. В рамках этого послания Правительство РФ разрабатывает соответ­ствующие проекты законов, необходимых для реализации финансо­вой (бюджетной) политики, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе этой работы первоначальное содер­жание законов может претерпеть значительные изменения. Правитель­ство РФ должно либо согласиться с предлагаемыми изменениями либо уйти в отставку. В случае отказа от принятия федерального закона- о бюджете возможен роспуск Государственной Думы.

Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государ­ственными финансами. Ключевые проблемы, которые характеризуют текущее состояние бюджетной системы, заключаются:

в несбалансированности обязательств и ресурсов на всех уров­нях бюджетной системы;

недостаточно четком разграничении полномочий бюджетов всех |уровней и их доходных источников;

избыточности долгового бремени;

неэффективности значительной части.бюджетных расходов, несоответствии их структуры ценовым ориентирам экономического развития;

незавершенности построения эффективной системы управления и контроля в системе государственных финансов.

Отсюда определяются ближайшие стратегические цели бюджетной политики, а именно:

è существенное снижение относительных издержек функциони­рования государства;

è создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных объективных процедур распределения финансовой под­держки регионам;

è приведение обязательств государства в соответствие, с его ресур­сами путем отмены или приостановления не финансируемых или час­тично финансируемых обязательств федерального бюджета;

è обеспечение бездефицитности федерального бюджета;

è урегулирование кредиторской задолженности государства;

è значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику;

è максимальная консолидация внебюджетных фондов в бюдже­тах всех уровней, а также ликвидация целевых бюджетных фондов фе­дерального бюджета;

 

è завершение перевода всех получателей, средств федерального бюджета на казначейскую систему, а также перевод бюджетов высоко­дотационных субъектов РФ на кассовое обслуживание через органы федерального казначейства

è обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджет­ных фондов, процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд.

Основные задачи налоговой политики:

— значительное снижение и выравнивание налогового бремени;

— упрощение налоговой системы;

— минимизация издержек исполнения и администрирования на­логового законодательства;

ликвидация налогов с оборота;

снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

— уменьшение налогообложения внешнеторговых операций;

— создание условий для легализации прибылей предприятий;

сокращение количества налогов и ограничение произвола нало­говых и таможенных органов при одновременном повышений ответ­ственности налогоплательщиков.:

Частично эти задачи решаются принятием и введением в действие с 1 января 2001 г. части II Налогового кодекса РФ. Наиболее суще­ственные меры приняты в направлении стимулирования предприятий к начислению реальной заработной платы, а не «уводу ее в тень»: уста­новлена плоская (единая) ставка подоходного налога (13%), снижены социальные начисления на фонд оплаты труда (введен единый соци­альный налог-взнос — 35,6% с применением регрессивной шкалы). | Поистине революционным является снижение с 1 января 2002 г, нало­говой ставки на прибыль с 35 до 24% с одновременной ликвидацией почти всех льгот.

В области таможенной политики будут осуществляться изменения!р учетом переговорных позиций при вступлении России во Всемирную Торговую Организацию и с учетом стимулирования интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей и ее структурной перестройки. В то же время предусматривается и обеспе­чение выполнения фискальной функции таможенных пошлин путем I унификации таможенных тарифов и штрафов, их существенного со­кращения, ликвидации большинства таможенных льгот и улучшения ^таможенного администрирования.

Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ, Центральным банком РФ и ставит в ближайшие годы следующие основные приоритетные задачи:

è сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются 'условия для экономического роста, включая снижение процентных ставок с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики;

è продолжение работы по совершенствованию платежной систе­мы, включая создание новых компонентов, основанных на системе рас-счетов в режиме реального времени, развития безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет и расширения использования платежных карт;

è контроль за денежным предложением посредством установле­ния целевых объемов денежной массы, а также режим плавающего валютного курса. При этом будут сглаживаться резкие колебания на внутреннем валютном рынке и решаться проблемы стерилизации свободной ликвидности, возникающей в период устойчивого притока "иностранной валюты на внутренний рынок и накопления золотова­лютных резервов страны.

Правительство РФ намерено погашать задолженность Центральному банку РФ, переоформить часть имеющегося портфеля его ценных бумаг в рыночную ликвидную форму для последующих возможных операций на открытом рынке. В реализации финансовой политики России в XXI в. более полно будут учитываться возможности финансового рынка в активизации инвестиционной деятельности.путем, создания дополнительных сти­мулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международ­ных финансовых институтов и фондов. Серьезные изменения будут внесены и в области валютного регулирования. Таким образом, в на­чале XXI в. финансовая политика России становится более предска­зуемой и целенаправленной…

 

Материалы для самостоятельной работы

Дайте определение следующим основным понятиям: финансовая политика; бюджетная политика; налоговая политика; инвестиционная политика; таможенная политика.

 

Вопросы и задания

1. Сформулируйте основные подходы к определению понятия «финансовая политика»?

2. В чем состоит различие понятий «государственная финансовая политика» и «финансовая политика государственных органов»?

3. Сформулируйте цели финансовой политики на уровне предприятия?

4. Каковы особенности финансовой политики государственной власти России в 90-е годы XX столетия?

5. Какова взаимосвязь финансовой, бюджетной, налоговой, инвестиционной и таможенной политики?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.024 с.)