Социально-экономическая сущность бюджета государства. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическая сущность бюджета государства.



2. Доходы федерального бюджета.

3. Расходы федерального бюджета.

Бюджетная система РФ,

Совершенно очевидно, что глубоко разобраться в содержании бюд­жета, понять и оценить его роль в макроэкономическом регулирова­нии возможно лишь после детального изучения материалов всей темы. Необходимо ознакомиться с принципами построения бюджетной системы РФ; структурой и динамикой доходов и расходов федераль­ного бюджета; системой межбюджетных отношений; особенностями структуры доходов и расходов территориальных бюджетов субъектов 'РФ, местных бюджетов.

Обратимся, прежде всего, к самому понятию «бюджет». Бюджетцентральное звено системы финансов, выражающее все ее основные качественные признаки. Поскольку государственные финансы — это система императивных денежных отношений, в процессе которых об­разуются и используются государственные централизованные денеж­ные фонды, то и бюджет представляет собой систему денежных отношений, но более узкую, а именно: бюджет — это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и исполь­зуется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) — отраслей хозяйства, соци­альных нужд, управления, обороны и т.д.

Следует обратить особое внимание на применение термина «бюд­жет» в законах и экономической литературе: монографиях, учебниках, научных статьях. Он одновременно используется для обозначения раз­личных по своей природе объектов: «форма образования и расходова­ния денежных средств для обеспечения функций органов власти»1; «ос­новной централизованный фонд денежных средств»2; «...совокупность ...денежных отношений ...как основной финансовый план... как важней­ший финансовый регулятор...»3. Как видно, авторы часто не соблюда­ют правило формальной логики: каждому определяемому объекту (от­ношению, предмету, документу) свое собственное, только ему прису­щее определение и соответственно, — «термин». При этом, никто не называет «финансами» одновременно и финансовый документ, и фи­нансовые ресурсы.

Если следовать сформулированному выше правилу, то «бюджетом» не следует называть документ, так как для последнего уже с давних пор использовали термины «роспись государственных доходов и рас­ходов», «государственная роспись», «смета доходов и расходов госу­дарства», «баланс доходов и расходов». Правильнее было бы называть документ «бюджетным планом», в котором бюджет как система денеж­ных отношений выражен количественно (суммарно). Иными слова­ми, составляется, рассматривается, утверждается и исполняется бюджетный план — основной финансовый документ страны. В процессе исполнения «бюджетного плана» образуется и используется «бюд­жетный фонд» — основной государственный централизованный денеж­ный фонд.

Здесь трем понятиям соответствуют три термина. Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Под функциями финансов следует по­ймать форму проявления их общественного назначения. Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам:

1) распределительная;

2) регулирующая;

3) контрольная.

Бюджет играет важную экономическую и политиче­скую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюд­жетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приори­тетных отраслей народного хозяйства, государство влияет на перерас­пределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хо­зяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреж­дений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает вос­производство рабочей силы. Через бюджет перераспределяются дохо­ды между федеральным уровнем и административными территориями (субъектами РФ).

Федеральный бюджет — центральное, стратегическое звено бюд­жетной системы Российской Федерации, формирование эффективной бюджетной системы является неотъемлемой частью процесса развития государства, рыночной экономики и открытого общества. Опре­деляющее значение для реализации задач бюджетной политики име­ют параметры федерального бюджета — объем доходов и расходов, их структура, доля доходов государства, централизуемая в федеральном бюджете, его сбалансированность и другие показатели.

Виды доходов федерального бюджета регламентируются ст. 49 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК). Они включают налоговые до­ходы (ст. 50 БК); неналоговые доходы (ст. 51 БК); доходы федераль­ных целевых бюджетных фондов (ст. 54 БК).

Рассмотрим состав, структуру и динамику доходов федерального бюджета. Прежде всего обращает на себя внимание высокий удельный вес налоговых доходов в общей суммe доходов. Таким образом, от научного обоснования налоговой политики государства, структуры налогов, по­ка их исчисления и взимания, организаций контроля за полной и своевременной мобилизацией налоговых поступлений, по сути дела, зависит практически более 90% государственной казны (Конечно, в первую очередь речь должна идти об экономической стабилизации, Развитии реального сектора экономики, но вместе с. тем стабилизация экономики так же вомногом основывается на возможностях федерального бюджета).

Неналоговые доходы составляли небольшой удельный вес федерального бюджета Преимущественный удельный вес в неналоговых доходах приходится на доходы от внешнеэкономи­ческой деятельности.

Доходы целевых бюджетных фондов колеблются в пределах от 2-5% общего объема доходов. Важной характеристикой доходов является их распределение между бюджетами2. Объективной основой распределения доходов по уровням бюджетной системы является структура государственной и муници­пальной собственности, а также разграничение собственности и пред­метов ведения — полномочий и ответственности — между федераль­ными и субъектов РФ органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Определяющая характеристика параметров любого бюджета -структура егорасходов. Предоставление бюджетных средств может осуществляться в следующих формах:

- ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

- средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физи­ческими и юридическими лицами по государственным или муници­пальным контрактам;

- трансфертов населению;

- ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, воз­никших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или умень­шению бюджетных доходов;

- бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налого­вых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

- субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

- инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь соз­даваемых юридических лиц;

- бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам дру­гих уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

- кредитов и заимствований внутри страны за счет государствен­ных внешних заимствований;

- кредитов иностранным государствам;

- средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе го­сударственных или муниципальных гарантий.

Расходы бюджетов определяются направлениями и пределами, ус­тановленными федеральным законом, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований о бюджете на очередной финансовый год. Расходы бюджета классифи­цируются, как уже указывалось ранее, по ряду признаков, важнейшим из которых является характер выполняемых государством функций — экономической, социальной, оборонной и др. Состав расходов, финан­сируемых исключительно из федерального бюджета, регламентирован ст.84БК., 20, 22, 24.

Существует следующая классификация расходов федерального бюджета: экономическая, функциональная, ведомственная.

Экономическая классификация – это группировка расходов федерального бюджета по их экономическому содержанию, т.е. это деление расходов на текущие и капитальные.

Функциональная классификация – это группировка расходов по направлениям бюджетных средств на выполнение основных функций государства: содержание государственного аппарата; финансирование отраслей народного хозяйства; социально-культурные расходы наука, образование, культура и т.д.); оборона страны; расходы на правоохранительную деятельность; финансирование научно-технического прогресса; государственный долг.

В функциональной классификации расходов федерального бюджета предусмотрено четыре уровня.

Первый уровень – это разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

Второй уровень – это подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств в пределах разделов.

Третий уровень – классификация целевых статей расходов федерального бюджета и отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей бюджетных средств в пределах подразделов.

Четвертый уровень – это классификация расходов федерального бюджета, которая детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Ведомственная классификация – это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Наибольший удельный вес при­ходится на расходы по обслуживанию государственного долга национальную оборону правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства финансо­вую помощь бюджетам других уровней' Первоочередными задачами бюджетной политики на среднесрочную перспективу в области расходов (большинство из которых прямо от­носится к федеральному бюджету), должны стать следующие.

1. Установление жестких смет расходов для всех государственных, органов и бюджетных учреждений. Необходимо пересмотреть статус государственных унитарных предприятий. Большинство из них долж­но получить статус акционерных обществ со 100%-ным государствен­ным участием. Главным распорядителям средств федерального бюд­жета необходимо взять под контроль обязательства, принимаемые от их имени бюджетными учреждениями, фиксировать их на лицевых счетах в органах федерального казначейства.

2. Следует завершить формирование механизма, препятствующего принятию законов без учета их последствий для бюджетной системы.

3. Расходная часть федерального бюджета должна стать инструмен­том достижения важнейших социальных и экономических целей. Для этого необходимо овладеть современными методами оценки рацио­нальности бюджетных расходов, внедрять индикаторы результатив­ности затрат .государственных средств.

4. Предстоит продолжить оптимизацию сети высших и профессио­нальных ученых заведений в соответствии с потребностями страны. Нуждаются в уточнении источники финансирования этих организаций.

5. В 2001 г. Правительству РФ предстоит разработать Концепцию реформирования системы социальных льгот и выплат, предусмотрев | при этом замену большинства категориальных льгот адресными фор­мами социальной поддержки населения и ликвидацию ведомственных льгот. Особые условия труда отдельных категорий работников долж­ны отражаться в форме денежных выплат.

6. Осуществление государственных закупок (заказов) должно про­исходить прозрачно, на конкурсной основе.

7. Осуществление расходов на оплату бюджетными организация­ми потребляемых топливно-энергетических ресурсов должно быть жестко увязано с тарифной политикой государства в этой сфере.

8. Повышение оплаты труда государственных служащих в разме­рах, необходимых для обеспечения конкурентоспособности государ­ственной службы на рынке труда, при прочих равных условиях, долж­но происходить в том числе за счет сокращения общей численности занятых в государственном секторе.

9. Хотя перечень осуществляемых федеральных целевых программ был существенно сокращен, это сокращение произошло в основном за . счет объединения ранее действовавших программ при сохранении преж­них объемов их ресурсного обеспечения. Особое внимание при подго­товке программ должно быть уделено реформе государственной службы, реформе судебной системы и ее развитию.

Обратимся далее к одной из серьезных проблем, функционирова­ния бюджетной системы РФ. Наиболее острой бюджетной проблемой, во многом определяющей характер социально-экономических отноше­ний между государством и обществом, является несбалансированность ресурсов и обязательств. Она присуща всем уровням бюджетной системы, и ответственность за сложившуюся ситуацию в значительной мере лежит именно на федеральных органах государственной власти. Поэтому важным моментом в реализации бюджетной реформы явля­ется обоснование новой концепции разграничения расходов между бюджетами, основу которой составляет безусловная адекватность бюджетных расходов полномочиям, закрепленным за соответствую­щим уровнем власти.

Сложившаяся система межбюджетных отношений требует более глубокого и энергичного реформирования. В 2001 г. Правительство РФ утвердило программу развития бюджетного федерализма на период до 2005 г. Ее основной целью является установление четко­го разграничения расходных и доходных полномочий, позволяющего обеспечить финансовую самостоятельность и ответственность региональных и местных органов власти, повышение их заинтересованнос­ти в эффективном управлении общественными финансами, поддерж­ку экономического развития территорий, проведение структурных реформ.

Завершая анализ структуры доходов и расходов федерального бюд­жета, следует подчеркнуть еще одну задачу федерального бюджета, тесно связанную с предыдущей, успешное решение которой имеет страте­гическое значение и во многом зависит от его параметров, — обеспече­ние сбалансированности бюджетов всех уровней. Правительство РФ должно реализовать меры, направленные на достижение сбалансиро­ванности бюджетов всех уровней и повышение эффективности функ­ционирования бюджетной системы, включающие:

v приведение обязательств государства в соответствие с его ре­сурсами путем отмены или приостановления не финансируемых или частично финансируемых обязательств федерального бюджета;

v оценку эффективности бюджетных расходов, концентрацию ре­сурсов федерального бюджета на решении ключевых социально-эко­номических задач;

v внесение изменений в порядок финансирования расходов за счет средств федерального бюджета, устанавливающих необходимость ре­гистрации операций в процессе исполнения бюджета в главной книге казначейства;

v обеспечение бездефицитности бюджета,

v урегулирование кредиторской задолженности государства;

v постепенный отказ от практики предоставления государствен­ных гарантий по связанным иностранным кредитам;

v четкое разграничение расходных полномочий между бюджета­ми всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами, завершение реформирования системы финансовой поддерж­ки регионов;

v максимальную консолидацию внебюджетных фондов в бюджетах всех уровней, а также ликвидацию целевых бюджетных фондов феде­рального бюджета;

v установление контроля за обязательствами бюджетных учреждений, финансируемых по смете, по которым государство как собствен­ник несет субсидиарную ответственность;

v обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджет­ных фондов, а также процедур закупки товаров и услуг для государ­ственных нужд;

Итак, сбалансированная бюджетная политика, реализуемая в па­раметрах федерального бюджета, является основой новых финансовых взаимоотношений государства и общества на базе неукоснительного выполнения взаимных обязательств. В свою очередь, реальное исполнение федерального бюджета во многом определяют финансо­вый и бюджетный «климат» страны, эффективность проводимых ре­форм, темпы развития экономики и социальной сферы.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.92.164.9 (0.017 с.)