Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спецификация и основные характеристики ГКБО

Поиск

 

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКБО)
Эмитент Правительство РФ
Форма эмиссии документарная с обязательным централизован- ным хранением
Вид облигации именная бескупонная
Валюта займа рубль
Номинал 1000руб.
Срок обращения до 1 года (3, 6 и 12 месяцев)
Размещение и обращение ММВБ

1. Проводится аукцион по размещению облигаций без погашения
предыдущих выпусков.

2. Проводится аукцион по размещению облигаций с одновремен-
ным погашением предыдущих выпусков, и выручка от реализа-
ции облигаций больше суммы погашения.

3. Проводится аукцион по размещению облигаций с одновремен-
ным погашением предыдущих выпусков, и выручка от реализа-
ции облигаций меньше суммы погашения.

4. Происходит погашение выпусков облигаций без проведения пер-
вичного аукциона.

В разных ситуациях действия Минфина РФ и Банка России опре-
деляются специальным договором. В первом случае Банк России обя-
зан зачислить полученную выручку в пятидневный срок после прове-
дения аукциона в федеральный бюджет. Во втором случае Банк России
из выручки от реализации облигаций покрывает расходы по погаше-
нию предыдущих выпусков и оставшиеся средства направляет в феде-
ральный бюджет.

В третьем случае могут возникнуть две ситуации. Если объем раз-
мещаемого выпуска превышает параметры погашаемых, но в резуль-
тате аукциона получена недостаточная сумма для осуществления
погашения предыдущих выпусков, то Банк России приобретает обли-
гации размещаемого выпуска в объеме, обеспечивающем полное по-
крытие недостающих сумм, но в пределах лимита, установленного для
кредитования Банком России федерального правительства. В случае
если этих мер будет недостаточно или в случае 4, Минфин РФ направ-
ляет на выполнение своих обязательств бюджетные средства.

3.2.2. Облигации федерального займа (ОФЗ)

Облигации федеральных займов относятся к среднесрочным государ-
ственным ценным бумагам сроком обращения от одного до пяти лет.
Их выпуск стал осуществляться с июня 1995 г. Вначале выпускались
облигации с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК).1

В этот период ОФЗ-ПК выпускались, как правило, сроком обраще-
ния на один-два года. Купон по ним выплачивался раз в полгода либо
ежеквартально, и ставка его менялась в каждом новом купонном пе-
риоде. За семь дней до начала размещения ОФЗ-ПК Минфин РФ
объявлял новую ставку, которая в 1995-1998 гг. зависела от текущей
доходности ГКБО.

Номер государственной регистрации ОФЗ-ПК имел следующую
структуру: 24ХЗХ4Х5 RMFS, где

ХЗХ4Х5 — порядковый номер выпуска.

Необходимость появления ОФЗ-ПК была вызвана тем, что попытки
размещения годовых ГКБО потребовали сверхнизкой цены отсечения
(аукционная доходность ГКБО сроком обращения один год составила
в 1994 г. — 450%), что увеличивало цену обслуживания государствен-
ного долга РФ. Поэтому Минфин пришел к выводу о размещении
среднесрочных бумаг, построенных по принципу выплаты плавающей
купонной ставки (после августа 1998 г. их выпуск был прекращен).
При этом возможно также получение дисконта, если цена приобрете-
ния облигаций (при первичном размещении или на вторичных тор-
гах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении
облигаций по их номиналу.

В 1997-1998 гг. наряду с выпуском ОФЗ-ПК правительство РФ
стало прибегать к выпуску ОФЗ с постоянным доходом (ОФЗ-ПД),
по которому купон выплачивался раз в год и определялся на все время
обращения этих облигаций.

Номер государственной регистрации ОФЗ-ПД имеет следующую
структуру:

25ХЗХ4Х5 RMFS либо 26X3X4X5 RMFS,

где цифра «5» — указывает на облигации федерального займа с посто-
янным купонным доходом сроком обращения от 1 года до 5 лет;

цифра «6» — указывает на облигации федерального займа с посто-
янным купонным доходом сроком обращения от 5 до 30 лет;
ХЗХ4Х5 — порядковый номер выпуска.

В 1999 г. на рынке среднесрочных государственных облигаций РФ
появляются ОФЗ с фиксированным доходом (ОФЗ-ФД). Их выда-
вали владельцам ГКБО и ОФЗ-ПК, замороженных в августе 1998 г.,
в порядке новации. Срок обращения ОФЗ-ФД устанавливался, как
правило, на 4-5 лет, купон по ним выплачивается раз в 3 месяца, и
ставка купона с каждым годом понижается (с 30% в первый год до
10% к концу срока). В ходе реструктуризации внутреннего государ-
ственного долга РФ было осуществлено 12 выпусков ОФЗ-ФД со сро-
ком погашения до 2004 г. Условиями новации предусматривалось, что для резидентов посредством ОФЗ-ФД обмениваются 50-70% прежних
долговых обязательств РФ (в зависимости от групп инвесторов). При
этом сумма новых обязательств определялась путем дисконтирования
номинальной стоимости государственных облигаций, подлежащих
новации, исходя из доходности 50% годовых в период с 19 августа
1998 г. до даты погашения, ранее объявленной в условиях выпуска.

Следует также отметить, что предусматривался выпуск ОФЗ с нуле-
вым купоном со сроком обращения 3 года для обмена их на прежние
долговые обязательства РФ в объеме 20-30% (в зависимости от групп
инвесторов) от дисконтированной номинальной стоимости государ-
ственных облигаций.

ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД) является сравнительно но-
вым инструментом; впервые они выпущены правительством РФ 22 мая
2002 г. в день погашения новационной серии ОФЗ 27002 (объем в об-
ращении около 10 млрд руб.). Главная особенность ОФЗ-АД состоит
в том, что погашение номинальной стоимости облигаций предусмат-
ривается частями и в разные даты, при этом проценты начисляются на
оставшуюся сумму долга. Срок обращения этих облигаций может быть
от 1 года до 30 лет. С учетом финансового кризиса 2008 года интерес к этим ценным бумагам вновь вырос, и Минфин РФ планирует разместить несколько траншей ОФЗ в 2010 году.

Несмотря на то что купон в полной сумме выплачивается эмитентом
облигаций тому лицу, которому они принадлежат на дату выплаты, или
купонную дату, каждый предыдущий владелец также имеет право на
получение дохода пропорционально сроку владения. Это достигается
тем, что при приобретении облигаций их покупатель должен выпла-
тить прежнему владельцу помимо собственно цены («чистой» цены)
облигаций также и величину накопленного купонного дохода.

Спецификация и основные характеристики ОФЗ, находящихся
в обращении, могут быть представлены в виде таблицы (табл. 3.2.2).

 

 

Таблица 3.2.2

Спецификация и основные характеристики ОФЗ,
находящихся в обращении

 

Облигации федерального займа c переменным купонным доходом
Эмитент Правительство РФ
Форма эмиссии документарная с обязательным централизованным хранением
Вид облигации именная купонная
Валюта займа рубль
Номинал 1000руб.
Срок обращения от 1 года до 5 лет
Частота выплат по купону 2 или 4 раза в год
Размещение и обращение ММВБ
Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД)  
Эмитент Правительство РФ  
Форма эмиссии документарная с обязательным централизован- ным хранением  
Вид облигации именная купонная  
Валюта займа рубль  
Номинал 1000руб.  
Срок обращения от 1 года до 30 лет  
Частота выплат по купону 1 раз в год  
Размещение и обращение ММВБ  
Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД)  
Эмитент Правительство РФ  
Форма эмиссии документарная с обязательным централизован- ным хранением  
Вид облигации именная купонная  
Валюта займа рубль  
Номинал 10 или 1000руб.  
Срок обращения более 4 лет  
Частота выплат по купону 4 раза в год  
Размещение и обращение ММВБ  
Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ- АД)  
Эмитент Правительство РФ  
Форма эмиссии документарная с обязательным централизован- ным хранением  
Вид облигации именная купонная  
Валюта займа рубль  
Номинал 1000руб.  
Срок обращения от 1 года до 30 лет  
Частота выплат по купону 4 раза в год  
Погашение номинальной стоимости частями в разные даты  
Размещение и обращение ММВБ  
       

3.2.3. Облигации государственного внутреннего
валютного займа (ОГВВЗ)

В целях обеспечения условий для урегулирования внутреннего ва-
лютного долга бывшего СССР, правительство РФ приняло решение
о выпуске государственного внутреннего валютного облигационно-
го займа.

В связи с правопреемством Российской Федерации по обязатель-
ствам бывшего СССР перед российскими предприятиями-экспорте-
рами, организациями и учреждениями (в том числе банками) по их
валютным счетам, которые были заморожены во Внешэкономбанке
СССР по состоянию на 1 января 1992 г., эти обязательства переоформ-
лялись путем выпуска государственных облигаций РФ в иностранной
валюте (ОГВВЗ).

Отличительной особенностью этих облигаций явилось то, что они
представляли собой документарные ценные бумаги на предъявителя.
В соответствии с условиями выпуска Минфин от имени правитель-
ства РФ осуществил выпуск ОГВВЗ на общую сумму $7885 млн
Неотъемлемую часть валютной облигации составляет комплект купо-
нов. Всего в 1993 г. было выпущено пять траншей этих облигаций с раз-
личными сроками погашения: 14 мая 1996 г. (первый транш), 14 мая
1996 г. (второй транш), 14 мая 1999 г. (третий транш), 14 мая 2003 г.
(четвертый транш) и 14 мая 2008 г. (пятый транш). Датой выпуска для
всех пяти траншей считается 14 мая 1993 г.

Один раз в год, 14 мая, по ОГВВЗ оплачивается купон — 3% годовых
в долларах США; погашение облигаций также осуществляется в дол-
ларах по номинальной стоимости (до 1999 г. были разрешены расчеты
и в рублях). Для погашения ОГВВЗ и получения по ним последнего
купона облигации необходимо предъявить в банк-агент Минфина РФ.
При этом если купон или облигация не были вовремя предъявлены
к оплате или погашению, то эти суммы можно получить в течение де-
сяти лет, начиная с конца календарного года, в котором наступил срок
оплаты данных купона или облигации.

ОГВВЗ являются валютными ценностями, а потому обращаются на
территории России в соответствии с валютным законодательством РФ,
вывоз их за пределы России запрещен. В то же время резиденты РФ
могли совершать сделки с ОГВВЗ без специальных разрешений Цен-
тробанка России, а именно: российским предприятиям было разрешено
рассчитываться друг с другом в валюте по операциям, не связанным
с внешней торговлей.

Несомненно, что при сделках с ОГВВЗ покупатели обязаны упла-
чивать продавцам не только цену облигации, но и накопленный ку-
понный доход (НКД) на дату совершения сделки, начисленный на но-
минал облигации с момента его последней выплаты. Так, например,
выплата купона происходит 14 мая, то через пять месяцев (14 октября)
НКД будет равен 1,25%, который уплачивает инвестор при покупке
облигации продавцу, а при продаже ему уплачивают НКД. Согласно
действующему законодательству разница между полученным и уп-
лаченным НКД считается процентным доходом по государственным
облигациям.

Крупнейшими участниками рынка ОГВВЗ являлись Внешэконом-
банк РФ, Международная финансовая компания, Альфа-Альянс и др.
Ситуация на рынке этих облигаций в 1994-1995 гг. характеризовалась
нестабильностью. Перестановки в Правительстве, банковский кризис,
введение «валютного коридора», изменения обязательных резервов для
коммерческих банков не способствовали активности иностранных
инвесторов на рынке ОГВВЗ, не обеспечивали поддержание курса ва-
лютных облигаций.

Весной 1996 г. валютный заем 1993 г. получил продолжение: было
разрешено выпустить дополнительные облигации второго-пятого тран-
шей на общую сумму $1,55 млрд. по номиналу, а также два новых (ше-
стой и седьмой) транша с погашением в 2006 и 2011 гг. соответственно.
Условия обращения ОГВВЗ 1996 г. выпуска были аналогичны усло-
виям обращения валютных облигаций 1993 г.

Первый и второй транши ОГВВЗ были погашены в 1994 и 1996 гг.
соответственно, однако погашение третьего транша не было осуще-
ствлено Минфином РФ в срок, поскольку правительство РФ объяви-
ло условия новации третьей серии (транша) ОГВВЗ.2 Условиями
новации инвесторам предлагались вместо ОГВВЗ третьего транша но-
вые облигации двух видов: ОГВВЗ выпуска 1999 г. номиналом $1000
сроком обращения восемь лет ($650 млн.) и ОФЗ-ФД, номинирован-
ных в рублях, на общую сумму 17,6064 млрд. руб., что эквивалентно
$672 млн.

ОГВВЗ выпуска 1999 г., в отличие от валютных облигаций прежних
выпусков, — это именные ценные бумаги, которые выпускались в документарной форме и подлежали обязательному хранению в специ-
альном централизованном депозитарии. Инвесторы получали выписки
по счету «депо» и уведомления об операциях по нему. По новым ОГВВЗ
предусматривается та же ставка купона, который, однако, оплачивается
не раз в год, а каждые полгода.

Условиями выпуска ОФЗ-ФД при новации ОГВВЗ в основном ана-
логичны условиям выпуска ОФЗ-ФД, которые выдавались в 1999 г.
владельцам ГКБО, подлежащим новации. Срок обращения новых
ОФЗ-ФД — четыре года, выплата купона два раза в год из расчета 15%
годовых в рублях в первые два купонных периода и 10% в остальные
купонные периоды.

Спецификация и основные характеристики ОГВВЗ, находящихся
в обращении, могут быть представлены в виде таблицы (табл. 3.2.3).

 

Таблица 3.2.3

Спецификация и основные характеристики ОГВВЗ,
находящихся в обращении

Облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ)
Эмитент Правительство РФ  
Форма эмиссии документарная с обязательным централизованным хранением
Вид облигации на предъявителя, купонная (3% годовых) (ОГВВЗ выпуска 1999г. – именная)  
Валюта займа доллар США
Номинал 1000, 10000, 100000
Срок обращения от 1 года до 1 5 лет
Частота выплат по купону 1-2 раза в год (14 мая)
Размещение и обращение внебиржевой рынок, вывоз за пределы России запрещен

 

Облигации Банка России

Облигации Банка России (ОБР), получившие статус государственных
ценных бумаг, номиналом 1000 руб. появились сразу после финансо-
вого кризиса в 1998 г. как полный аналог ГКБО. В качестве эмитента
облигаций выступал Центробанк России, срок обращения облигаций —
до одного года. Дисконтная облигация могла покупаться только кредитными организациями.

Коды государственной регистрации для ОБР состоят из девяти зна-
чащих разрядов:

Х1Х2ХЗХ4Х5Х6Х7Х8Х9,

где X1 — указывает тип ценной бумаги, цифра «2» обозначает — обли-
гация;

Х2 — указывает на вид облигации: «1» — бескупонная;

ХЗ — указывает срок обращения ценной бумаги, цифра «1» — для
облигаций сроком обращения до одного года;

Х4Х5Х6 — порядковый номер выпуска облигаций;

Х7Х8Х9 — буквы CBR (Central Bank of Russia — англ., Центральный
банк России) — указывают на эмитента.

Эмиссия ОБР была призвана восполнить исчезновение большин-
ства инструментов, ранее использовавшихся коммерческими банками
для инвестирования свободных ресурсов и регулирования собствен-
ной ликвидности, вследствие процесса реструктуризации государ-
ственного внутреннего долга РФ.

Необходимость разделения функций привлечения средств для фи-
нансирования бюджетного дефицита и управления банковской ликвид-
ностью связана с различиями в задачах, стоящих перед Министерством
финансов и Центральным банком. В странах с рыночной экономикой
существует четкое разграничение полномочий министерства финан-
сов и центрального банка. Поэтому центральные банки таких стран
для регулирования уровня процентных ставок эмитируют собственные
ценные бумаги (в частности, это практикуется в Бразилии, Мексике,
Венесуэле, Польше и др.). В развитых странах необходимость эмиссии
собственных ценных бумаг центральными банками зачастую связана
с тем, что профицит бюджета позволяет правительствам данных стран
обходиться без привлечения заимствований. Монетарные органы власти таких стран нуждаются в инструменте, заменяющем государствен-
ные облигации. С этой целью центральные банки таких стран, как Бель-
гия, Финляндия, Нидерланды, выпускают собственные ценные бумаги.
В России возможность выпуска ценных бумаг Центрального банка
обсуждалась на протяжении нескольких лет. Однако на тот момент
первоочередной задачей было развитие рыночных инструментов для
покрытия дефицита бюджета. Государственные ценные бумаги имели
короткий срок обращения, и Центральный банк активно использовал
их в целях денежно-кредитного регулирования. Выпуск ОБР с пара-
метрами, аналогичными государственным облигациям, мог создать
нежелательную конкуренцию рынку ГКБО-ОФЗ.

После реструктуризации государственные облигации потеряли свою
ликвидность, полноценное функционирование системы рефинансиро-
вания стало невозможным из-за отсутствия адекватного обеспечения.
Возникла необходимость во введении новых инструментов для регу-
лирования банковской ликвидности и управления уровнем процент-
ных ставок денежно-кредитного рынка страны. В то же время эмиссия
ОБР способна стать альтернативой вложениям в валюту.

ОБР являются инструментом, гибко реагирующим на изменение
рыночной конъюнктуры. В 1999 г. в период недостатка свободных де-
нежных средств доходность размещения, предлагаемая Банком Рос-
сии (60-80% годовых), не устраивала дилеров, и поэтому обороты
рынка ОБР были незначительными. Высокая волатильность валют-
ного рынка позволяла его участникам надеяться на более высокую
доходность по сравнению с доходностью, предлагаемой Центральным
банком по вновь размещаемым инструментам.

Уже к концу 1999 г. кредитные организации начали проявлять боль-
ший интерес к рынку ОБР. Наиболее активными участниками рынка
облигаций Банка России стали региональные средние и мелкие бан-
ки, которые меньше прочих были затронуты финансовым кризисом.
Таким банкам в основном удалось сохранить свою клиентуру, и они
имели достаточный объем временно свободных ресурсов.

Первый аукцион, на котором состоялось первичное размещение ОБР,
прошел 30 сентября. До этого аукционы, о проведении которых объяв-
лял Банк России, были признаны несостоявшимися из-за заниженных
цен, предлагаемых дилерами в заявках. Однако в дальнейшем процент-
ные ставки постепенно снижались (до 41%), и проведение аукционов
по размещению новых выпусков ОБР приобрело регулярный характер.
С 1999 г. возобновилось обращение ГКБО-ОФЗ, которое практиче-
ски не сказалось на объеме торговли по облигациям Банка России.

Средний оборот рынка ОБР в этот период составлял 145 млн руб. в день. 17 февраля 1999 г. размещение новых выпусков было временно при-
остановлено в связи с возникшими разногласиями ФКЦБ и Центро-
банка России о правомерности выпуска ОБР и соблюдении проце-
дур выпуска облигаций, предусмотренных ФЗ РФ «О рынке ценных
бумаг».

В настоящее время признано, что Банк России эмитирует свои об-
лигации не с целью привлечения средств для финансирования своих
расходов, а с целью реализации денежно-кредитной политики. По-
скольку управление ликвидностью носит оперативный характер, Банк
России должен иметь возможность гибкого принятия решений о вы-
пуске ОБР в объемах, предусмотренных законодательством России.

Поправки к законам «О Центральном банке Российской Федерации»
и «О рынке ценных бумаг», а также другие изменения в законодатель-
стве позволили определить максимальный объем ОБР всех выпусков,
находящихся в обращении, в пределах разницы между максимально
возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций
(которая составляет 20% от пассивов коммерческих банков) и суммой
обязательных резервов коммерческих банков в Банке России. Таким
образом, потенциальный объем рынка ОБР на настоящий момент до-
статочен для привлечения свободных краткосрочных средств банков
и формирования репрезентативной оценки рыночной стоимости за-
имствований.

Спецификация и основные характеристики ОБР представлены ниже
в табл. 3.2.4.

 

 

Таблица 3.2.4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.20 (0.009 с.)