Идеологические функции Президента Республики Беларусь, институтов государственной власти и управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеологические функции Президента Республики Беларусь, институтов государственной власти и управления.



Идеологические функции Президента

Согласно статье 79 Конституции Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Формой участия Президента Республики Беларусь в обеспечении формирования и функционирования идеологии государства являются его обращения с посланиями к белорусскому народу о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики, а также его обращения с ежегодными посланиями к Парламенту страны.

Согласно Конституции право установления государственных праздников принадлежит Президенту Республики Беларусь

Президент Республики Беларусь располагает и другими возможностями для эффективного осуществления своей идеологической функции. Это — его выступления с докладами на различного рода форумах, утверждение государственных программ, концепций и директив, принятие решений о награждении граждан государственными наградами, о присвоении классных чинов и званий. Значительные возможности вытекают из его права подписывать законы, принятые Парламентом страны. В порядке, установленном Конституцией, он имеет право возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей. Он имеет право отменять акты Правительства, приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.

Парламент Республики Беларусь

Парламентом в нашей стране является Национальное собрание Республики Беларусь, которое состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. Конституция определяет Национальное собрание как представительный и законодательный орган Республики Беларусь. Это значит, что его депутаты представляют интересы граждан страны, а принятые ими решения закрепляются в виде законов, которые обязательны для исполнения всеми гражданами и действующими в обществе институтами — как государственными, так и негосударственными.

Представительство как политический принцип — это отношение, в котором индивид или группа людей действует от имени определенного лица или группы людей в представительном органе власти.

Функция Парламента в идеологическом механизме государства состоит в выявлении существующих в обществе интересов и обеспечении в принимаемых законах приемлемого для общества баланса интересов различных категорий граждан.

Правительство и другие институты государства

Составными звеньями механизма функционирования идеологии белорусского государства являются органы исполнительной власти и другие институты государства. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления. Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В его состав могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Совету Министров подчинена сеть ведомств, организаций и учреждений, действующих во всех областях жизнедеятельности белорусского общества.

Основной функцией Совета Министров Республики Беларусь и подведомственных ему организаций и учреждений в идеологическом механизме государства является осуществление сформулированных целей и задач развития белорусского общества, которые выступают в качестве составного элемента идеологии государства.

Конституция Республики Беларусь наделяет Правительство широкими полномочиями с тем, чтобы оно было в состоянии с должной ответственностью и эффективностью выполнять свои функции как в части принятия политических решений, а значит и в формулировании положений идеологии государства, так и в части их исполнения.

Первый аспект идеологической работы органов исполнительной власти совпадает с их функциональными обязанностями в разделении труда среди институтов государства и, следовательно, со служебной деятельностью их сотрудников. Ее составной частью является пропаганда и разъяснение целей и задач деятельности соответствующих структур, путей и cпоco6oв достижения в пределах предоставленных им законодательством полномочий. Это необходимо понимать и учитывать структурам, призванным заниматься организацией идеологической работы в стране.

Второй аспект есть проявление идеологической работы среди граждан страны, коими являются и государственные служащие. Данный аспект приобретает особое значение в деятельности органов и подразделений Вооруженных Сил, Министерства внутренних дел и других силовых ведомств государства. Эта значимость идеологической работы обусловлена тем, что деятельность личного состава данных институтов связана с практической реализацией права государства на применение законного физического насилия в отношении тех лиц, действия которых приводят к нарушению общественного порядка, ставят под угрозу безопасность граждан и общества в целом. Здесь идеологическая, воспитательная работа является составной частью подготовки личного состава к эффективному выполнению ими своих функций в механизме государственной власти.

Роль других институтов государства — суда, прокуратуры, комитета государственного контроля—в обеспечении функционирования национально-государственной идеологии также напрямую связана с выполняемыми ими полномочиями и задачами в механизме государственной власти.

Обозначенной ролью данных институтов в механизме функционирования идеологии белорусского государства определяются и их задачи в этой связи. Главной из них является обеспечение добросовестного выполнения всеми их сотрудниками своих служебных полномочий и обязанностей. Не менее важной задачей является разъяснение населению страны содержания, целей и результатов деятельности правоприменительных и правоохранительных органов государства, складывающейся в данной области общественной жизни ситуации, существующих здесь проблем и путей их разрешения. Составным аспектом этой стороны их деятельности является участие в правовом воспитании различных категорий граждан, а значит, и в доведении до их сознания тех идей, ценностей, принципов и целей, которые положены в основу организации и деятельности белорусского общества и государства.

 

Билет 37.

Идеологические центры и учреждения Республики Беларусь

Научно-исследовательские учреждения Научно-исследовательские центры и учреждения могут создаваться как государством или отдельными его институтам (ведомствами), так и гражданами или объединениями с целью удовлетворения потребности в научной информации. В том и другом случае они выступают в качестве институтов гражданского общества. Их основной задачей является осуществление научных исследова­ний по актуальным, с точки зрения интересов общества и госу­дарства, проблемам социально-гуманитарных наук — истории, философии, социологии, экономики, политологии, правоведе­ния, культурологии, психологии, педагогики, этики, эстетики, лингвистики, литературоведения и др.

В Беларуси сеть таких учреждений стала создаваться одновре­менно с открытием высших учебных заведений. Первым специа­лизированным научно-исследовательским учреждением соци­ально-гуманитарной направленности был Институт белорусской культуры (Инбелкульт), существовавший с 1922 по 1928 г. Затем на его основе в 1928 г. была создана Белорусская академия наук (БелАН, АН БССР), которая с 1991 г. называется Национальной академией наук Беларуси. В настоящее время в структуре НАН Беларуси действуют следующие научные учреждения социаль­но-гуманитарного профиля, а именно Институт истории, Инсти­тут философии, Институт социологии, Институт экономики, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора, Институт языка и литературы. Специализированные кафедры, объединя­ющие в своей совокупности представителей всего спектра современных социально-гуманитарных дисциплин имеются во всех высших учебных заведениях страны.

В настоящее время обычным явлением становятся частные научно-исследовательские центры, фонды и объединения со­циально-политической направленности. Они ставят целью сво­ей деятельности оказание услуг в сфере научной информации. Их заказчиками выступают как государственные, так и негосу­дарственные структуры. В тех и других случаях эти центры должны действовать с учетом национальных интересов РБ. Таков принцип деятельности подобных учреждений во всех странах мира.

Средства массовой информации Средства массовой информации (СМИ) принято определять как специфические организации (учреждения, предприятии, корпорации), создаваемые для сбора, обработки и открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. К СМИ относятся пресса, радио, телевидение, ки­но-, аудио- и видеозапись, спутниковая связь, кабельное телеви­дение и компьютерные сети.

Сложносокращенные названия рассматриваемого обще­ственного института — СМИ — стало столь привычным, что не требует своей расшифровки при всяком его употреблении. Пе­речень функций СМИ может быть большим или меньшим, одна­ко главной из них является информационная. Состоит она в сборе, обработке и распространении важных для граждан, ор­ганов власти, общественных институтов и общества в целом сведений о происходящих событиях и процессах. Ныне же СМИ буквально просвечивают всю многогранную деятельность современного общества, оповещают людей о любых мало-мальски значимых событиях и явлениях. Особен­но велика их роль в обеспечении информацией правительств, парламентов, политических партий, других общественных ин­ститутов.

Необходимо особо подчеркнуть роль исторически первого вида СМИ — прессы — в формировании самосознания народов и в процессе их становления в качестве наций. Именно с по­мощью газет, журналов, брошюр, листовок, настольных и на­стенных календарей массы людей усваивали информацию о прошлом своей общности, ее насущных потребностях и интере­сах, формулировали цели и задачи своих общих действий. Не­которые аналитики полагают, что нации в современном их по­нимании без прессы («печатного капитализма») вообще были бы невозможны.

В настоящее время на информационном поле Беларуси действуют СМИ всех возможных видов и типов. Аналитики вы­деляют, например, следующие их типы по субъектам учредите­лей и источникам финансирования: 1) государственные СМИ, создаваемые и финансируемые органами государственной власти, и управления; 2) государственно-общественные СМИ, которые учреждаются совместно государственными и обще­ственными структурами; 3) СМИ институтов гражданского об­щества, которые отстаивают интересы объединений граждан и пропагандируют цели их деятельности; 4) СМИ чисто коммер­ческого характера, создаваемые ради получения прибыли; 5) СМИ неполитических организаций - научные, научно-произ­водственные и профессиональные издания, имеющие узкую специализацию и специфическую аудиторию.

Учреждения образования и культуры. Учреждения образования являются одним из наиболее важных, если не самым важным, элементов идеологического механизма каждого современного государства. С вступлением общества в индустриальную стадию своего развития образование и воспитание новых поколений людей перестало быть только частным делом. Преобразование общественного производства на основе индустриальных технологий и формирования нациоцентристской системы мироустройства — эти два процесса определили суть модернистского (индустриального) общества — поставили все национальные государства перед необходимостью превратить, образование и воспитание в важнейшую область своей политики. Организация и финансирование государством этого дела стало условием или, если хотите, императивом самосохранения и выживания нации в рыночно-конкурентном мире. Очевидно, что овладевать сложными и постоянно совершенствующимися тех­ническими механизмами и технологическими процессами могут только люди, обладающие соответствующими знаниями и навы­ками. Точно так же сознательно участвовать в обеспечении жизнеспособности и целостности нации-государства могут только люди, обладающие необходимыми для этого гражданскими ка­чествами. Поэтому Президент нашей страны А.Г. Лукашенко своевременно подчеркнул, что «во всем мире система образова­ния формирует не только специалиста, но и гражданина с опре­деленными моральными устоями».

Учреждений культуры.В нашей стране создана разветвленная сеть театрально-зрелищных и культурно-просветительских учрежде­ний. Она включает в себя театры, кинотеатры, дома культуры, кон­цертные залы, клубные учреждения, библиотеки, музеи, парки, ме­тодические центры народного творчества, которые образуют еди­ный социально-культурный комплекс.. В творческих союзах нашей страны насчитывается в общей слож­ности около 6 тыс. человек — писателей, композиторов, кинема­тографистов, художников, музыкальных и театральных деятелей, мастеров народного творчества, дизайнеров, литературно-худо­жественных критиков. Их деятельность направлена на увеко­вечение художественными средствами славного прошлого бело­русского народа, отражение его национальных идеалов и ценно­стей, его современных чаяний и устремлений. Она также способ­ствует формированию у подрастающего поколения, всех других категорий граждан Республики Беларусь идеалов патриотизма и социальной справедливости, высоких духовных и эстетических потребностей, на приобщение народа к художественному творче­ству и гуманистическим ценностям мировой культуры.

Общественные объединения. Общественным объединением принято называть группу людей, добровольно организовавшуюся в какой-либо форме для совместного удовлетворения определенных социальных потребностей либо для выражения и представления в институтах власти своих интересов, но не преследующую в качестве цели своей деятельности извлечения прибыли. Общественны­ми объединениями являются политические партии, профес­сиональные союзы и другие формирования граждан по инте­ресам — организации, общества, союзы, ассоциации, федера­ции, фонды и т.д. В западных странах объединения людей по интересам обычно называют группами интересов. Политичес­кие партии отличаются от групп интересов тем, что они вы­двигают кандидатов в представительные органы власти и на государственные должности, а группы интересов этого не де­лают. Политическая роль групп интересов состоит в оказании давления на органы власти с целью обеспечения принятия вы­годных для себя управленческих решений. Напомним, что в Республике Беларусь в настоящее время действует 15 полити­ческих партий, 36 республиканских профессиональных сою­зов и более 2,2 тыс. других объединений граждан.

Роль объединений граждан по интересам в функциониро­вании идеологии белорусского государства сильно варьиру­ется в зависимости от целей и задач их деятельности. Одни из них обычно не проявляют активности по вопросам идео­логии и политики государства. Это означает, что существую­щий в данный момент общественный порядок в целом их устраивает. Другие в числе целей деятельности ставят воспи­тание своих членов на официально признаваемых обще­ственных идеалах, ценностях, целях и представлениях и стре­мятся активно взаимодействовать по этим вопросам с инсти­тутами государства. Это означает, что такие общественные объединения не только всецело разделяют систему поддер­живаемых институтами власти ценностей и целей, но и стре­мятся внести свой вклад в их реализацию. К числу таких объединений в нашей стране, безусловно, относятся Белорусский союз женщин, Белорусское общественное объединение ветеранов, Белорусский республиканский союз молодежи и др. Конструктивное отношение к идеологии и политике нашего государства показывают Православная и Католическая церкви, другие религиозные организации. Третьи общественные объединения критически настроены по отношению к идеологии государства и ставят своей целью добиваться изменений в существующем общественном устройстве и в проводимой государством политике.

Специфические функции в идеологическом механизме со­временного государства выполняют профессиональные союзы и политические партии.

С переходом индустриально развитых обществ от либераль­но-рыночной экономической системы к социально ориентиро­ванной рыночной экономике существенно изменилась роль про­фессиональных союзов в сфере социально-экономических и поли­тических отношений: из инструмента классовой борьбы они пре­вратились в инструмент обеспечения конструктивного взаимо­действия между трудящимися, предпринимателями и государ­ством. Соответственно, изменилась и позиция объединения на­нимателей и институтов государства: они также восприняли принципы конструктивного взаимодействия друг с другом и профсоюзами в деле обеспечения общественного прогресса и социальной справедливости. Иными словами, профессиональ­ные союзы не отвергают идеи, ценности и принципы, лежащие в основе социально-демократического общественного устройства. Как уже отмечалось, его базовыми ценностями являются свобода, равноправие, справедливость, солидарность, сотрудничество и от­ветственность действующих в нем социальных субъектов.

Именно на таких подходах в настоящее время развивается взаимодействие органов государственной власти и управления Республики Беларусь, Федерации профсоюзов Беларуси и объ­единений нанимателей. Участвуя в рамках партнерского со­трудничества с государством в разработке законодательства и нормативно-правовых актов в сфере социально-экономических отношений, профсоюзы выступают не только в качестве ин­струмента защиты интересов наемных работников, но и в ка­честве важного элемента механизма функционирования бело­русской государственной идеологии.

Политические партии, особенно либеральной и социалисти­ческой направленности, стояли во главе общественных движе­ний за преобразование традиционных обществ в общества ин­дустриального и постиндустриального типов. В реальной политической жизни различные партии вы­ступают не против базовых ценностей демократического обще­ства, а отстаивают те или иные приоритеты в осуществляемой го­сударством политике или очередность решения назревших соци­ально-экономических проблем с позиций интересов определен­ных групп людей. Это, правда, не относится к лево- и праворади­кальным партиям, которые выступают с утопическими проекта­ми общественных преобразований: леворадикальные — за реали­зацию мысленных конструктов «светлого» будущего, а правора­дикальные — за возврат к «золотому» прошлому.

Анализ программных документов зарегистрированных в Ми­нистерстве юстиции Республики Беларусь в качестве политиче­ских партий объединений граждан показывает, что большин­ство из них разделяют идеи, ценности, принципы, представле­ния и цели, лежащие в основе организации и деятельности со­временного белорусского и государства. Идейные доктрины политических группировок, считающих себя в оппозиции к существующей власти, по-своему интерпретируют историю бело­русского народа и его государственности, выступают за смену формы правления в Республике Беларусь и за геополитическую переориентацию страны. Однако пока ни те, ни другие не являются политическими партиями в точном смысле этого поня­тия и не представлены в структурах власти нашей страны.

Билет 38



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.018 с.)