ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты и объекты Гражданского права Республики Казахстан



Гражданское право – это система норм, регулирующих товарно-денежные отношения и иные, основанные на равенстве участников имущественные, а так же личные неимущественные отношения.

Основными субъектами гражданского права являются юридические, физические лица, а так же государство и его административно-терреториальные единицы.

Юридические лица в РК – это организации, которые имеют на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного правления обособленное имущество и отвечает данным имуществом по своим обязательствам.

Субъект от государства – органы государственной власти и управления.

От имени административно-терреториальной единицы выступают местные представительные и исполнительные органы в рамках их компитенции.

Объектами гражданских прав могут быть имущественные и личные неимущественные блага и права.

 

Билет 18

1 Понятие правосубъектности и его содержание

Правосубъетность – это возможность лица или его способность быть субъектом права со всеми вытекающими последствиями и включает в себя правоспособность и дееспособность.

Правоспособность - признаваемая государством абстрактная возможность иметь права и обязанности, способность быть их носителем.

Дееспособность – это не только возможность субъекта иметь права и обязанности, но и способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правоотношений. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица. Она бывает полная ( с 18 лет), частичная (с 14 лет) и ограниченная (лицо ограничивают по решению суда).

Статус Парламента Республики Казахстан

Конституция характеризует Парламент как высший представительный орган Республики, осуществляющий законодательные функции.

Наряду с законодательными функциями Парламент исполняет в ограниченном объеме, контрольные функции за исполнительной властью. Парламент:

- утверждает республиканский бюджет;

- отчет Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении;

- вносит изменения и дополнения в бюджет;

- может одобрить или отклонить Программу Правительства;

- может выразить вотум недоверия Правительству.

Парламент Республики Казахстан состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Срок полномочий депутатов Сената - 6 лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - 5 лет

Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы республики на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы республики. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. 7 депутатов Сената назначаются Президентом республики на срок полномочий Сената и переизбранию через каждые три года не подлежат.

Мажилис состоит из 77 депутатов. 67 депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления республики и с примерно равной численностью избирателей. 10 депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа.

Конституция предусматривает: 1) компетенцию Парламента, которая реализуется в совместных и раздельных заседаниях Сената и Мажилиса; 2) исключительную компетенцию Сената и 3) исключительную компетенцию Мажилиса.

Понятие административной ответственности

Административная ответственность – это вид юридической ответственности, которая выражается в применении административных взысканий правонарушителю (физическому или юридическому лицу), уполномоченным органам за административное правонарушение.

Административной ответственности подлежат:

- Физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет

- Юридическое лицо, если деяние совершилось санкционировано или одобрено органом или лицом, осуществляющим юридические функции управления этим юридическим лицом.

 

Билет 19

Формы и функции государства

Государство – это политико-терреториальное суверенное образование публичной власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которое управляя обществом и представляя его осуществляет руководство обществом и обеспечивает его развитие.

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

- форму правления, Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

- форму территориального (государственного) устройства. Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

- политический (государственный) режим. Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть. Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические.

Функции государства – это основное направление деятельности государства, в котором выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Задачи государства предопределяют функции государства.

Функции государства - определяемые его сущностью и социальным назначением основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Все функции государства можно разделить на две группы: внутренние и внешние функции.

К внутренним функциям можно отнести:

1. Экономическая функция

В экономической сфере смысл действия государства - обеспечение нормального развития экономики, защита собственности, согласование интересов производителей и потребителей и т.д

2. Политическая функция - обеспечение выражений интересов различных социальных групп.

3. Социальная функция - развитие, содействие развитию, поддержка здравоохранения, просвещения, науки, культуры, социального обеспечения, функции регулирования трудовых отношений, установление минимальной заработной платы и т. д.

4. Экологическая функция (обеспечение права граждан на здоровую окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, мероприятия по оздоровлению окружающей среды и т. д.).

5. Функция борьбы с последствиями стихийных бедствий.

6. Функция охраны правопорядка, прав, свобод и собственности граждан

Внешние функции

1. Обеспечение обороны и безопасности.

2. Координация экономического и политического взаимодействия с иными государствами.

3. Проведение единой внешней политики.

Функции делят на основные и неосновные, временные и постоянные. Деление на основные и неосновные функции достаточно сомнительно. Неосновные функции - мелкое или частное направление деятельности в рамках той или иной основной функции (например, строительство дорог).

Постоянные функции осуществляются государством систематически, на всех этапах его развития (например, экономические, социальные, оборонные функции).

Временные функции обусловлены конкретными историческими условиями, они связаны с определенным этапом в жизнедеятельности общества. По отпадении условий и причин, породивших данную деятельность государства, эти функции прекращаются.

В зависимости от степени участия общества в осуществления функций государства они подразделяются на:

- общесоциальные - это функции, в осуществление которых принимают участие как государство, так и общественные институты (например, экономическая, экологическая функции);

- специальные - это функции, которые осуществляются только государством (например, функция охраны правопорядка, функция обеспечения единой налоговой и денежной системы и др.)





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.008 с.)