Политическая идеология. Основные идеологические течения современности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая идеология. Основные идеологические течения современности.



Рассматривая данную тему, необходимо отметить, что развитие любого общества, его составных элементов и, прежде всего, самого человека осуществляется под определяющим влиянием культуры, которая, в свою очередь, вплетена в сознание и деятельность субъектов. Таким образом, все политические институты, возникающие в обществе, их социальное назначение, формы взаимодействия власти и личности определяются существующей политической культурой.

Под политической культурой понимают совокупность общепризнанных ценностей, установок, убеждений и ориентаций, служащих для упорядочения общественных отношений и регулирования политического поведения всех членов общества.

Политическая культура включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни. Политическая культура обуславливает наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества. Таким образом, в структуре политической культуры можно выделить два основных компонента: культуру политического сознания и культуру политического поведения.

Основными функции политической культуры, которые вытекают из её сущности и характеризуют её значение, являются:

- познавательная функция (формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и пр.);

- интегративная функция (достижение согласия в рамках существующей политической системы, повышение эффективности управление и др.);

- коммуникативная функция (установление связей между участниками политического процесса);

- нормативно-регулятивная (формирование и закрепление в общественном сознании политических ценностей, установок, целей, мотивов, норм поведения).

Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает многообразие моделей политической культуры – субкультуры, которые существуют во всех странах. Выделяют региональные, религиозные, социоэкономические, этнолингвистические, возрастные и др. субкультуры.

Итак, политическая культура формируется под воздействием многочисленных, разнообразных факторов. Это обстоятельство предопределяет и многообразие типов политической культуры.


Приоритет в выработке критериев для типологизации политических культур принадлежит американскому политологу Г. Алмонду, а также такими учёными, как С. Верба, Л. Пай и Дж. Пауэлл.

По мнению Г.Алмонда и С.Вербы, существует три "чистых" (идеальных) типа политической культуры:

- Патриархальная политическая культура, которая характеризуется
ориентацией на местные ценности (клана, племени, рода) и может
проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции.
Данный тип политической культуры характерен для молодых государств, в
которых она представлена наслоением местных субкультур.

- Подданническая политическая культура, которая предполагает
пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе.
Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных
пособий, гарантий и т. д.) и опасается ее диктата.

- Культура участия, которая отличается политической активностью и
рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политику
с помощью законных средств (выборов, демонстраций и т. д.).

Идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они сосуществуют и не вытесняют друг друга. Согласно концепции Г. Алмонда и С. Вербы, политическая культура современных стран представляет особую, смешанную культуру, которую они назвали " культурой гражданственности ". Наиболее характерная черта культуры гражданственности - рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе.

Альтернативную концепцию политической культуры развивали марксистские авторы. В выявлении природы политической культуры они акцентировали внимание на её экономических и классовых основах. Структура политической культуры социализма рассматривалась как сплав классово ориентированного политического сознания (идеологии) с правосознанием отдельных граждан.

Функциональный подход к типологии политических культур, был предложен польским политологом Е. Вятром, который, в соответствии с тремя основными типами политических режимов, выделяет три типа политической культуры: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Структурный подход обращает внимание на то, что в политической
культуре любого общества существуют образования, присущие отдельным
социальным, этнонациональным, религиозно-конфессионным,

половозрастным или территориальным группам. Их взаимоотношения в различных обществах неодинаковы: в одних обществах они сосуществуют гармонично, в других - находятся в состоянии конфронтации.

Коммуникативный подход к типологизации политических культур был определен работами английского ученого Карла Поппера, который в соответствии с основными типами общества выделил открытый и закрытый типы политической культуры.


Закрытая политическая культура - это замкнутый, ориентированный только на собственные локальные ценности, образцы и нормы, тип. Для него характерен традиционализм политического сознания и поведения. Закрытый тип политической культуры присущ патриархальным и тоталитарным обществам.

Открытая политическая культура характеризуется способностью к коммуникации, инновациям и модернизации. Открытый характер имеют политические культуры демократических обществ, что обуславливает динамичность их развития.

Раскрывая второй вопрос темы, необходимо определить понятие «политическая идеология», указать её роль в политическом процессе, связь с политическим сознанием и политической культурой общества, а также дать характеристику основным идеологическим течениям современности.

Под идеологией в политической науке понимают совокупность идей, утверждений о ценностях и фактах, которые выражают интересы конкретной социальной группы или индивида.

Система идей и утверждений определенной социальной группы или личности представляет собой способ понимания и объяснения действительности, идеальную форму выражения их посягательств на социальные блага, статусы и роли. Придавая смысл политической деятельности индивидов, групп, партий, политические идеологии выступают в качестве рационально-ценностной формы мотивации политического поведения, составляют мировоззренческую основу политики.

Термин «идеология» был введен в научный оборот французским ученым А. Д. де Трасси в конце XVIII в. и первоначально означал «науку об идеях», приоритетах определенных социальных групп в конкретно-исторических условиях, однако со временем значение данного термина заметно трансформировалось.

Расширенная трактовка идеологии была представлена Т. Парсонсом, рассматривавшим её с позиций функционального подхода. Парсонс акцентировал внимание не на природе и специфике идеологии, а на её назначении в обществе. Исходя из этого, он интерпретировал идеологию как систему ценностей конкретного общества, выступающей в качестве универсальных ориентаций социальной деятельности.

Другая трактовка идеологии представлена в марксизме, где она рассматривается как разновидность научного знания, обосновывающая стремление социальных классов к политической власти. Современные последователи К. Маркса трактуют идеологию как систему ценностей, легитимизирующую существующий в данном обществе способ правления.

Культурологическое объяснение феномена идеологии предполагает рассмотрение ее как важного элемента культуры. Подобная традиция была заложена в работах М. Вебера, К. Мангейма, Э. Дюркгейма, в соответствии со взглядами которых, природа и содержание идеологии вытекает из субъективных ценностей, выступающих в качества мотивов их деятельности.


Начиная с XVIII в., наиболее значимые идеологии - либерализм, социализм, коммунизм, национал-социализм - предлагали такие интерпретации общественного прогресса, которые были актуальными для конкретных обществ в определенных исторических условиях.

Роль идеологии в жизни общества обусловлена теми функциями, которые она выполняет. Можно выделить следующие функции идеологии: 1. Ориентационная (идеология задает ориентацию человеческой деятельности).

2. Мобилизационная (идеология выступает как непосредственный мотив политической деятельности, мобилизуя общество, социальные группы). 3. Интеграционная (идеология задает политическому действию значимость, по масштабам превосходящую любой индивидуальный или групповой интерес, выступая таким образом интегрирующим фактором). 4. Функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы (политическая идеология возникает на базе интересов определенной социальной группы, противопоставляя их интересам других групп).

Политические идеологии различаются по двум основаниям:

1) По отношению к прогрессу - на радикалов, которые выступают за глубокие революционные преобразования, консерваторов, стремящихся к сохранению постоянного политического, а также силы с умеренными политическими ориентациями, выступающие за постепенные реформы.

2) По социально-политической парадигме, то есть по предложенной модели идеального общества : правые, центристские и левые.

Правые идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства. Однако правые политико-социальные взгляды неоднородны. Они включают целый спектр политических идеологий: от ультраправых (фашизма, расизма) до либерально-демократических.

Левый политический спектр представляют идеологии, усматривающие социальный прогресс в преобразовании общества в направлении достижения равенства и социальной справедливости. Коммунисты предпочитают радикальные способы преобразования общества, предполагают достижение равенства и справедливости в условиях плановой экономики, приоритета общественной собственности. Социалисты и социал-демократы трактуют равенство не как равенство результатов, а как создание равных социальных возможностей.

В странах, где идет процесс становления национальных общностей, серьезную политическую роль играют национальные идеологии. В целом, идеологии этого типа выражают политические требования граждан, чьи интересы связываются с национальной принадлежностью (защита культурной самобытности, территории, национального суверенитета). Но национализм как политическая идеология может как способствовать разрешению межнациональных конфликтов, так и, напротив, подрывать целостность общества, стабильность политического правления.


Вопросы для самостоятельного изучения

Темы для рефератов 1. Проблемы формирования политической культуры в условиях перехода от тоталитаризма к демократии. 2. Роль идеологии в политической жизни общества.

 

1. Что такое политическая культура? Как она формируется?

2. Назовите основные научные подходы к изучению политической культуры.

3. Какие функции выполняет политическая культура?

4. Что такое “политическая субкультура”?

5. В чем состоят коренные отличия между демократической политической культурой и тоталитарной?

6. Назовите основные типы политической культуры. К какому типу можно отнести современную украинскую политическую культуру?

7. Что такое “политическая идеология”? Какую роль играет политическая идеология в жизни общества?

8. Назовите основные функции политической идеологии.

9. Что отличает политическую идеологию от религии, пропаганды?

10.Назовите основные идеологические течения современности.

11.Что, на ваш взгляд, способствовало появлению фашизма?

12.Назовите основные положения либеральной идеологии.

13.В чём преимущества и недостатки консервативной идеологии?

14.Когда и почему появляется коммунистическая идеология?

15.Определите сущность национальных идеологий.

Литература

1. Актуальные проблемы социал-демократии. – М., 1990-1991. Вып.1,2

2. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии. // Полис. – 1992, № 4

3. Белл Д. Конец идеологии. // Новое время. – 1990, № 27

4. Гаджиев К.С. Политическая культура: концептуальный аспект. // Полис. – 1991, № 6

5. Гарбузов В.Н. Консерватизм: понятие и типология. // Полис. – 1995, № 4

6. Дахин В. Политическая культура и власть. // Свободная мысль –1996, № 1

7. Джунусов А.И. Политическая культура: концептуальные аспекты.// Социально-политический журнал. – 1994, № 1, 12

8. Политология. Краткий энциклопедический словарь. М., 1997

9. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. – М., 1997

10.Фарукшин М. Политическая культура общества. // Социально-политические науки. – 1991, № 4

11.Шапиро И. Введение в типологию либерализма. // Полис. – 1994, № 3

12.Щегорцев. В.А. Политическая культура: модели и реальность. – М., 1990



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.018 с.)