ТОП 10:

Развитие современных международных отношений



Степень взаимосвязи и взаимовлияния различных государств в современном мире настолько велика, что ни одно государство не может проводить свою политику без учёта интересов мирового сообщества. Международный фактор всегда играл важную роль во внутриполитических преобразованиях на различных этапах и практически во всех странах. А в условиях взаимозависимого мира, каким мировое сообщество стало сейчас, значение этого фактора заметно возросло. Кроме того человечество столкнулось с рядом глобальных проблем, преодолеть которые самостоятельно отдельному государству невозможно. Сегодня мировой порядок зависит от взаимоотношений и взаимодействия более 200 государств, которые находятся на разных этапах исторического, экономического, политического и культурного развития. В отношениях между ними устанавливаются различные взаимосвязи, возникают проблемы, противоречия. Они и составляют особую сферу политики – международные отношения.

Международные отношенияпредставляют собой систему экономических, политических, социальных, дипломатических, правовых, военных и культурных связей и взаимодействий, которые возникают между субъектами мирового сообщества.

Основными субъектами международных отношений являются, конечно же, государства. Именно государства определяют развитие всех форм международных отношений, хотя в современных условиях всё большее влияние приобретают различные межгосударственные и международные организации, такие как двусторонние и многосторонние коалиции, экономические и военно-политические союзы (блоки), региональные организации, международные организации. Поэтому в связи с расширением числа субъектов международных отношений в политической науке наряду с понятием «внешняя политика» стал использоваться термин «международная политика».

Международная политика составляет ядро международных отношений и представляет собой политическую деятельность субъектов международных отношений, направленную на выработку механизмов согласования их интересов, решение вопросов выживания и прогресса человеческого сообщества, предотвращения и разрешения глобальных и региональных конфликтов, охрану прав и свобод человека в современном мире. Международная политика является важным фактором стабильности и мира, развития равноправных международных отношений.


В современной политологии существует несколько подходов к определению сущности международной политики.

Так, американский политолог Г. Моргентау отождествляет международную политику с внутренней политикой, считая её такой же борьбой за господство, только модифицированной условиями, складывающимися не во внутренней, а в международной сфере.

С точки зрения биологического подхода (Г. Бутуль и др.) неизбежность политической агрессивности государств обосновывается врождённой агрессивностью человека.

Психологическим и биологическим трактовкам сущности международной политики противостоит понимание её как общественного явления, обусловленного влиянием экономических, социальных и иных факторов.

Цели международной политики определяются специфическим контекстом конкретно-исторической ситуации, в которой оказывается мировое сообщество, а также характером взаимоотношений, существующих между государствами. В той же мере, в какой внешние факторы влияют на условия жизни конкретного государства, они определяют и содержание международной политики.

Если же говорить о роли и значении каждого государства в международных отношениях, то она определяется экономическими, технологическими, военными, информационными возможностями, которые обуславливают характер и тип системы международных отношений. История международных отношений всегда отражала соотношений сил конкретных стран в реализации своих интересов. В зависимости от могущества и ресурсов, характер международных отношений определялся либо одним субъектом мировой политики, либо целой группой таких субъектов, соперничающих между собой.

Так, на первых этапах своего развития международные отношения характеризовались наличием сверхдержавы, которая доминировала над другими государствами благодаря своей военной мощи, экономическому потенциалу (Древний Египет, Персия, Древний Китай). Выход на международную арену в XVII-XVIII вв. одновременно нескольких соперничавших в могуществе государств сделал международные отношения более сложными и конфликтными. Борьба за ресурсы привела к тому, что в мировой политике возобладал блоковый принцип. Мир стал распадаться на два полюса. Особенно отчётливо это проявилось в начале ХХ века, когда были сформированы два блока: «Антанта» (Англия, Франция, Россия) и Тройственный Союз (Германия, Австро-Венгрия, Турция). Во второй половине ХХ века двухполюсность такими полюсами стали система социализма и система капитализма, представленные двумя сверхдержавами - СССР и США. Весь мир был поделен на сферы «жизненных интересов» этих сверхдержав, которые опирались на созданные ими военные блоки: НАТО во главе с США и Варшавский Договор во главе с СССР. Другие государства мира лишь следовали за внешней политикой той или иной сверхдержавы.


В 1991 году период «холодной войны» - противостояния двух мировых систем - был завершён. И в настоящее время можно говорить о многополюсности мировых отношений, т.е. о взаимодействии множества государств и др. субъектов международной политики, которые обладают различными возможностями и ресурсами и стремятся реализовать разнообразные интересы преимущественно мирными способами.

Итак, в системе международных отношений межгосударственные отношения имеют первостепенное значение, однако в настоящий момент в современном мире обозначилась тенденция расширения участников международных отношений. Всё более важными субъектами международных отношений становятся межгосударственные объединения, которые создаются для реализации определённых целей государств-участников. Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать хозяйственную жизнь также приводят к расширению взаимосвязи между государствами и созданию международных организаций.

Как субъекты международных отношений, международные организации являются более сложными структурами, чем межгосударственные. Они могут быть правительственными и неправительственными, а также смешанного типа, куда входят и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальные члены. Число международных организаций растёт – если в начале ХХ века существовало 20 межправительственных и около 200 неправительственных организаций, то в настоящее время их соответственно около 300 и более 2500.

Деятельность международных организаций носит многосторонний характер. Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определённые особенности и специфику.

Первой международной организацией был Всемирный почтовый союз (ВПС), который возник в 1875 году.

В качестве примеров современных международных организаций можно привести следующие:

1.Региональные организации: Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС), Лига Арабских Государств (ЛАГ), Организация Исламская Конференция (ОИК); Организация Африканского Единства (ОАЭ) и пр.

2.Организации экономического характера: Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортёров Нефти (ОПЕК).

3.Профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ), Международная Ассоциация Политических Наук (МАПН), Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ).


4.Организации в области культуры и спорта: Международный

Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединённых Наций по

Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО).

5.Военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора

(НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АНЗЮС) и пр.

6.Различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный

Совет Мира (ВСМ), Организация Солидарности Народов Стран Азии и

Африки (ОСНАА), Международный Красный Крест (МКК),

Международный Институт Мира в Вене и др.

7.Религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ),

Христианское движение в Защиту Мира или Христианская Мирная

Конференция (ХМК).

8.Экологические организации: Гринпис и др.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединённых Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного воздействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. За пятьдесят лет своего существования ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Её членами являются около 170 государств.

Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем национальные правительства, которые влияют на процесс принятия решений главным образом силой общественного мнения, организованных массовых мер.

Современные международные отношения находятся в состоянии перехода от конфронтации и противостояния к новому мировому порядку, опирающемуся на партнёрство и сотрудничество. Современный этап международных отношений характеризуется нарастающей взаимосвязью и взаимозависимостью участников мирового сообщества. Это обусловлено тем, что прогресс и выживания человечества можно обеспечить только совместными усилиями всех государств.

Развитие мировых хозяйственных связей, средств массовой коммуникации, научно-техническое развитие, взаимовлияние культур приводят к необходимости интеграции, делают неизбежным поиски согласованных решений в связи с наличием угрозы человечеству со стороны экологических, демографических проблем, а также в связи с развитием средств массового уничтожения. Новый мировой порядок формируется на основе таких принципов, как демократизация, демилитаризация, гуманизация партнёрских отношений, независимо от возможностей и размеров конкретного государства.


Вопросы для самостоятельного изучения

1. Определите содержание и соотношение понятий “международные отношения” и “международная политика”.

2. Чем международная политика отличается от других видов политики -экономической, социальной, демографической, культурной?

3. Какие подходы существуют к определению природы международной политики?

4. Перечислите основные субъекты международной политики.

5. В чем, на ваш взгляд, заключаются особенности международных политических отношений?

6. Какие факторы влияют на характер международных отношений?

7. Какой тип международных отношений существует в современном мире? Какие отношения, на ваш взгляд, доминируют в современных международных отношениях - отношения сотрудничества или отношения соперничества?

8. В чём причины современных международных конфликтов? Какие международные организация призваны разрешать эти конфликты и предотвращать их появление?

9. Определите содержание понятия “международное право”.

Темы для рефератов

1. Национальные интересы государства в современных условиях.

2. Проблемы становления нового мирового порядка.

Литература

19. Дробот Г. Противоречия и балланс сил в международных отношениях. // Социально-политические науки. – 1991, № 2

20. Ивашов Л.Г. Коллективная безопасность в рамках СНГ: состояние и перспективы обеспечения. // Военная мысль. – 1998, № 3

21. Ильин Ю.Д. Лекции по международному публичному праву. – Х., 1996

22. Международные организации системы ООН: Справочник. – М., 1990

23. Мир на рубеже ХХІ века: Международная панорама. – М., 1990

24. Москвин В. Безопасность Содружества в конце ХХ века. // Мировая экономика и международные отношения. – 1992, № 2

25. Мурадян А.А. Самая благородная наука: Об основных понятиях международной политической теории. – М., 1990

26. Политология. Краткий энциклопедический словарь. М., 1997

27. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. – М., 1997

28. Салмин А.М. Дезинтеграция биполярного мира и перспективы нового мирового порядка. // Политические исследования. – 1993, № 4

29. Украина и Россия в новом геополитическом пространстве. – К., 1995

30. Цыганков П.А. Мировой политический процесс: содержание и особенности. // Социально-политический журнал. – 1995, № 4


БИОГРАФИЧЕСКИЙСПРАВОЧНИК

АДОРНО, Теодор(1903-1969) – немецкий социолог, политолог, философ, представитель

франкфуртской школы неомарксизма. Основные произведения: «Диалектика

просвещения», «Авторитарная личность».

АЛМОНД, Гэбриел(1911), - известный американский политолог, профессор

Стэндфордского университета, пионер в исследовании политической культуры.

АРИСТОТЕЛЬ(384-322 гг. до н. э.) - один из величайших философов античности,

воспитатель Александра Македонского, автор произведений о политике и праве

"Политика", "Афинская полития", 'Этика".

АРОН, Раймон(1905-1983) – выдающийся французский социолог, политолог, философ

и публицист, один из авторов широко известных концепций индустриального общества,

технологического детерминизма и деидеологизации, сторонник либерализма, противник

марксизма и коммунизма. Автор работ «Демократия и тоталитаризм», «Этапы развития

социологической мысли» и др.

БЕЛЛ, Даниел(1919) – известный американский либеральный политолог, социолог,

один из ведущих авторов концепций постиндустриального общества и деидеологизации.

Основные труды: «Конец идеологии», «Приход постиндустриального общества»,

«Встречая 2000 год».

БЕРДЯЕВ, Николай Александрович(1874-1948) - русский философ, социолог. В 1922

г. за критику марксизма был выслан за границу большевистским правительством.

Основные работы: «Смысл истории», «Истоки и смысл русского коммунизма» и др.

БЕРК, Эдмунд(1729-1797) - английский публицист и философ, один из лидеров вигов.

Основоположник консервативной идеологии.

ВЕБЕР, Макс(1864-1920) – выдающийся немецкий социолог, политолог и социальный

философ, создатель «понимающей» социологии и теории социального действия, один из

основателей современной политологии. Внёс большой вклад в разработку проблем

методологии политологии и социологии, проблем власти, права, религии, организации.

ВЕРБА, Сидней(1932) - известный американский политолог, профессор Гарвардского

университета.

ВОЛЬТЕР /Франсуа Мари Аруэ/(1694-1778) - философ, политический мыслитель

эпохи французского Просвещения, яростный сторонник принципов свободы, равенства и

неограниченной частной собственности

ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих(1770-1831) - представитель немецкой

классической философии, автор объективно-идеалистического учения о праве и

государстве.

ГОББС, Томас(1588-1679) - английский философ и политический мыслитель,

обосновал абсолютный суверенитет государства в книге "Левиафан".

ГРОЦИЙ, Гуго(1583-1645) – нидерландский юрист, историк, государственный деятель,

родоначальник теории естественного права, основатель науки международного права.

Основное произведение: «О праве войны и мира».

ДАЛЬ, Роберт Алан(1915) – американский политолог, один из основоположников

теории плюралистической демократии. Рассматривал проблемы трансформации

политических систем, предпосылки демократии, соотношение понятий свободы,

равенства и демократии. Автор теории полиархии.

ДАРЕНДОРФ, Ральф(1929) – немецкий политолог, социолог, представитель

конфликтологического направления. Основные работы: «Социальные классы и

классовый конфликт в индустриальном обществе», «Общество и свобода».

ДЮВЕРЖЕ, Морис(1917) - французский политолог, социолог, профессор

политической социологии в Сорбонне, руководитель центра сравнительного анализа

политических систем, член Академии наук и искусств (США).


КАНТ, Иммануил(1727-1804) - представитель немецкой классической философии,

разработал завершенную философско-политическую концепцию либерализма.

КОНФУЦИЙ (Кун-цзыили Кун Фу-цзы– «почтенный учитель»)(551-479) –

древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства.

ЛЕНИН /Ульянов/ Владимир Ильич(1870-1924) - основатель Советского государства,

теоретик и руководитель международного коммунистического движения, радикальный

последователь К. Маркса. Разработал теорию социалистической революции и построения

социализма.

ЛОКК, Джон(1632-1704) - английский философ, политический либеральный

мыслитель, сторонник теории общественного договора и естественного права. Основное

политическое сочинение - "Два трактата о государственном правлении".

МАКИАВЕЛЛИ, Никколо(1469-1527) - общественный деятель Италии, историк,

теоретик политики, государственной власти. Первым выделил политику в качестве

особой, самостоятельной области деятельности. Автор термина «государство». Главный

труд – «Государь».

МАРКС, Карл(1818-1883) - немецкий экономист, философ, социолог, политолог,

основатель диалектико-материалистической философии, автор фундаментального

экономического труда "Капитал", один из представителей конфликтологического

направления в политологии и социологии, основоположник марксизма.

МИЛЛЬ, Джон Стюарт(1806-1873) - английский философ, экономист, политический

деятель; идеолог либерализма.

МИХЕЛЬС, Роберт(1786-1936) – немецкий политолог, один из основателей партологии

(раздела политической науки, изучающей партии и политические институты).

МОНТЕСКЬЕ, Шарль Луи(1689-1755) - выдающийся политический мыслитель и

правовед эпохи французского Просвещения, родоначальник теории разделения властей.

Основной труд: «О духе законов».

МОСКА, Гаэтано(1858-1941) - итальянский учёный, один из основоположников

политологии. Создатель теоретической концепции политических элит. Основные

работы: " Основы политической науки"; "История политических доктрин".

ОСТРОГОРСКИЙ, Моисей Яковлевич(1854-1919) - русский юрист и социолог,

исследователь политических партий.

ПАРЕТО, Вильфредо(1848-1923) - итальянский политолог, социолог и экономист,

исследователь политических элит. Основные труды: «Трактат по общей социологии»;

«Преобразование демократии».

ПЛАТОН(427-347 вв. до н. э.) - один из величайших философов античности, автор

диалогов о политике "Государство", "Политика", "3аконы".

РУССО, Жан Жак(1712-1778) – известный французский мыслитель эпохи

Просвещения, сторонник теории естественного права, внес большой вклад в концепцию

общественного договора. Автор труда «Об общественном договоре».

ТОКВИЛЬ, Алексис(1805-1859) – известный французский политолог, политический

деятель, теоретик демократического общества. Наиболее важные работы посвящены

вопросам демократии («Демократия в Америке», «Старый порядок и революция»).

ФАРАБИ (аль-Фараби), Абу Насир ибн Мухаммед(870-950) – крупнейший

представитель восточного аристотелизма, заслуживший титул «Второй учитель».

Развивал идеи Платона и Аристотеля об идеальном государстве и обществе. Оказал

большое влияние на развитие арабо-мусульманской политической мысли.

ХАНТИНГТОН, Самуэл(1927) – американский политолог, с 1984 – вице-президент, а с

1985 – Президент Американской ассоциации политических наук. Представитель школы

структурно-функционального анализа.

ЭНГЕЛЬС, Фридрих(1820-1895) - один из основоположников философского,

экономического и политического учения марксизма, идеолог пролетарского движения.


ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

АБСОЛЮТИЗМ- неограниченная монархия, форма государственного правления, при

которой политическая власть полностью принадлежит одному лицу - монарху. Для

абсолютизма характерна высшая степень централизации государственной власти.

АВТОКРАТИЯ- система управления обществом или государством, при которой одному

лицу принадлежит исключительная и неограниченная верховная власть.

АВТОНОМИЯ- форма самоуправления определенной части территории государства,

самостоятельность при решении вопросов местного значения в рамках, установленных

центральной властью.

АВТОРИТАРИЗМ- антидемократическая, антиправовая форма осуществления власти,

при которой власть правителя или правящей группы не ограничивается правом,

представительскими институтами, системой разделения властей. Характерными чертами

авторитаризма являются режим личной власти, диктаторские методы правления.

АГИТАЦИЯ- распространение политических идей с целью воздействия на

общественное сознание и настроение людей, побуждение их к политическим действиям;

один из распространенных способов политической борьбы.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО- разделение

территории государства на определенные части - области, провинции, земли, штаты,

департаменты, губернии, уезды, районы, кантоны и т.п.

АДМИНИСТРАЦИЯ- совокупность распорядительных органов государственного

управления (правительство, ведомственные учреждения, исполнительные комитеты,

аппарат президента), деятельность которых определена законом.

АНАРХИЗМ- идейно-теоретическая и общественно-политическая теория, в основу

которой положено отрицание институционального, прежде всего государственного,

управления обществом.

АПОЛИТИЧНОСТЬ- 1) равнодушное отношение к политике; 2) нежелание принимать

участие в политической жизни.

БЮРОКРАТИЯ- 1) высший, привилегированный слой чиновников-администраторов в

государстве; 2) иерархически организованная система управления государством,

характеризующаяся чрезмерной самостоятельностью исполнительной власти.

ВЕТО- право главы государства или верхней палаты парламента приостановить

внедрение законов или решений.

ВЫБОРЫ- процедура избрания определенных лиц путём голосования; наиболее

распространенный механизм создания органов и институтов власти.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА- порядок организации и проведения выборов в

представительские органы; порядок формирования выборных органов государства.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО- система правовых норм, регулирующих порядок

формирования выборных государственных органов и осуществления избирателями своих

прав.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬветвь государственной власти, организовывающая и

направляющая внутреннюю и внешнюю деятельность государства.

ВЛАСТЬ- реальная способность, возможность субъекта социальной жизни проводить

собственную волю, влиять на деятельность, поведение других людей, общественных

групп с помощью определенных способов - авторитета, закона, принуждения.

ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ- реальная способность социальной общности, индивида

к проявлению своей воли в политике на основе осознанного политического интереса.

Формы проявления политической власти - государственная власть, партийная власть,

власть общественных организаций, информационная власть.


ГЕОПОЛИТИКА- политологическая концепция, которая усматривает в политике

определенного государства определяющую роль географических факторов

(пространственное расположение страны, климат, размер территории, количество

населения, наличие природных ресурсов и пр.).

ГЕРБ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ- отличительный знак государства, официально принятая

эмблема, выполненная по законам геральдики, изображаемая на флагах, монетах,

печатях, официальных бумагах и т.п.

ГИМН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ- торжественная песня, официально определенная как

символ государственного единства.

ГОЛОСОВАНИЕ- непосредственный акт волеизъявления граждан во время выборов

или референдума.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДВИЖЕНИЯ- добровольные массовые

объединения, которые возникают вследствие свободного волеизъявления граждан на

основе общих интересов и задач.

ГРАЖДАНСТВО- правовая связь человека с государством, проявляющаяся в их

взаимных правах и обязанностях.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО -сфера неполитических отношений в обществе,

область реализации интересов свободных индивидов; общество граждан с высоким

уровнем экономических, социальных, политических, культурных и моральных качеств,

которые, будучи независимыми от государства, совместно с ним формируют развитые

правовые отношения, взаимодействуют ради общего блага.

ДЕМОКРАТИЯ- форма политической организации общества, основанная на признании

народа основным источником власти; политический режим, характеризующийся

участием народа в управлении государственными делами, наличием гражданских прав и

свобод, возможностью для деятельности различных политических сил, контролем за

действиями органов власти.

ДЕПУТАТ- полномочный представитель народа в органах государственной власти.

ГОСУДАРСТВО– универсальная форма организации общества, центральный элемент

политической системы, создаваемый для обеспечения жизни населения на определённой

территории с помощью специальных органов власти.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ- система органов государства, с помощью которых

осуществляется государственная власть, функции определенного государства.

ДИКТАТУРА- неограниченная власть одного лица или социальной группы в

государстве, опирающаяся на силу, соответствующий политический режим.

ДИСКРИМИНАЦИЯ- ограничение свободы деятельности участников политического

процесса; частичное или полное лишение тех или иных участников политической жизни

их конституционных и других прав и свобод.

ЗАКОН- нормативно-правовой акт, который принимается по ключевым вопросам

общественной, государственной жизни и имеет высшую юридическую силу.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ- одна из трех ветвей государственной власти,

главной функцией которой является разработка и принятие законов.

ИДЕОЛОГИЯ- упорядоченная система представлений, идей и взглядов на

политическую жизнь, отображающая интересы, мировоззрение, идеалы людей, классов,

наций, общества, политических партий, общественных движений и других субъектов

политики; включает в себя цели и программы, направленные на закрепление, развитие

или изменение данных общественных отношений.

ИМПИЧМЕНТ- особый порядок, установленная законом процедура привлечения к

ответственности за грубые нарушения закона высших должностных лиц.

ИНАУГУРАЦИЯ- торжественная церемония вступления в должность главы

государства.


КОНСЕРВАТИЗМ- политическая идеология и практика общественно-политической жизни, которая ориентируется на сохранение и поддержание существующих форм социальной структуры, традиционных ценностей и нравственно-правовых основ. КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ- теория и практика ограничения всевластия государства с помощью права, основные нормы которого отображены в конституции. КОНСТИТУЦИЯ- Основной Закон государства, закрепляющий общественное и государственное устройство, порядок образования, принципы организации и деятельности органов государственной власти, основные права и обязанности граждан. КОНФЕДЕРАЦИЯ- союз суверенных государств, которые, сохраняя свою независимость, объединяются на определенное время для достижения определенных общих целей (преимущественно - внешнеполитического и военного характера). КОНФЛИКТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ- столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики, связанное с борьбой за власть, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, а также с политическими перспективами развития общества.

КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКИЙ- временное прекращение функционирования отдельных элементов политической системы; обострение политической напряженности. ЛЕГИТИМНОСТЬ- способность политического режима достигать общественного признания и оправдания избранного политического курса, принятых политических решений, кадровых или функциональных изменений в структурах власти. ЛИБЕРАЛИЗМ- политическое и идеологическое течение, которое объединяет приверженцев свободного предпринимательства и демократических свобод; защищает частную собственность, демократию, гражданское общество и т.п.

ЛИДЕР ПОЛИТИЧЕСКИЙ- руководитель государства, партии, общественно-политической организации, движения; популярный и влиятельный участник общественной жизни, консолидирующий усилия людей для достижения общей цели. МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА– система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА- система экономических, правовых, дипломатических, идеологических, военных, культурных и др. связей и отношений между народами и государствами, ведущими социальными, экономическими и политическими силами и организациями, действующими на международной арене. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ -объединения государств, национальных общественных организаций и индивидуальных членов с целью решения вопросов регионального или глобального характера, урегулирования военных конфликтов. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ- политико-правовой институт, в рамках которого осуществляется управление местными делами в административно-территориальных единицах путём самоорганизации местных жителей при поддержке государства. МОНАРХИЯ- форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредотачивается в руках одного лица - главы государства, как правило, наследственного правителя, монарха. Различают неограниченную (абсолютную) монархию и ограниченную (конституционную, дуалистическую).

НАЦИОНАЛИЗМ- мировоззрение, система политических взглядов, провозглашающая приоритет национальных ценностей над всеми другими.

НАЦИЯ- историческая общность людей, имеющая следующие общие черты: территорию, экономическую жизнь, культуру, язык.

ОЛИГАРХИЯ- политическое и экономическое господство, власть, правление небольшой группы людей, а также сама правящая группа.

ОППОЗИЦИЯ- противодействие, сопротивление определенной политике, политической линии, политическому действию; организация, партия, группа, выступающая против господствующей идеи, правительства, системы власти, конституции, политической системы в целом.


ПАРЛАМЕНТ- высший законодательный и представительный орган власти. ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ- организованная группа людей, имеющих общие политические интересы, идеологию, программу и принимающих участие в борьбе за достижение или удержание политической власти.

ПЛЮРАЛИЗМ- принцип общественно-политического и социального развития, означающий существование множества независимых начал политических знаний и понимания бытия.

ПОЛИТИКА- сфера человеческой деятельности, которая связана с отношениями между общественными группами, партиями, государствами по поводу завоевания, удержания и использования власти. Охватывает как определенные установки и цели, которыми руководствуются в своих делах субъекты политики, так и практическую деятельность по реализации этих целей и установок.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- деятельность субъектов политики в сфере политической жизни, реализация ими своих интересов.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА- степень усвоения человеком и обществом политических идей, взглядов, концепций, программ, достижений общественно-политической мысли; зрелость и компетентность в оценках политических явлений; форма политической этики, поведения, поступков и действий.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ- опосредованное отображение политической жизни общества, совокупность взглядов, оценок, установок, которые, отражая властные отношения, приобретают определенную самостоятельность.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА- совокупность государственных и негосударственных социально-политических институтов, которые осуществляют власть, управление делами общества, регулирование политических процессов, взаимоотношений между социальными группами, нациями, государствами.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС- развитие политических явлений; совокупность действий разнообразных политических сил, течений, в результате которых происходит создание, преобразование и функционирование политической системы общества. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ- элемент формы государства, совокупность методов, способов и средств, с помощью которых властные органы осуществляют управление обществом и обеспечивают свое политическое господство. Выделяют демократические и недемократические политические режимы.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ- отношения между субъектами политики в процессе достижения и удержания политической власти, реализации общественных интересов в сфере политики.

ПОЛИТОЛОГИЯ- наука, объектом которой является политика, ее взаимоотношения с человеком и обществом; наука о сути, формах, закономерностях возникновения, функционирования и развития политических систем и политики, эволюции политической мысли, их места и роли в жизни общества.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО- форма организации государственной власти, при которой верховенство во всех сферах жизни принадлежит закону. В правовом государстве существует юридическое равенство гражданина и государства, то есть все государственные органы, как и граждане, несут одинаковую ответственность перед законом, реализованы все права человека, осуществлено разделение властей. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ– основной принцип, в соответствии с которым распределяется государственная власть в демократических странах: разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, создание между ними механизма «сдержек и противовесов».

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА– избирательная система, которая предусматривает распределение депутатских мандатов между партиями в пропорциональной зависимости от числа поданых за них голосов избирателей.


РАДИКАЛИЗМ– политические идеи и деятельность, направленные на решительную

бескомпромиссную смену основных институтов политической системы или немедленное

осуществление других политических целей.

РЕСПУБЛИКА– форма государственного правления, при которой высшая власть

принадлежит представительным органам, избранным населением на определённый срок,

а глава государства избирается населением или представительным органом.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.125.162 (0.045 с.)