ТОП 10:

Политическое лидерство. Типология политического лидерства



Среди участников политических отношений центральное место занимает личность. Личность является исходным, первичным политическим субъектом, поскольку из людей состоят партии, группы, движения и т.д.

Личность как субъект политических отношений выступает в качестве носителя политического сознания и политической культуры, в качестве обладателя политических прав, свобод и обязанностей. Однако гражданские качества личности не наследуются, а формируются в процессе её взаимодействия с обществом, группами, другими людьми.

Этот процесс усвоения индивидами ценностей, норм поведения, ведущий к формированию у них качеств и свойств, позволяющих адаптироваться в данной политической системе и выполнять в ней определённые функции, называется политической социализацией.

Существует несколько трактовок процесса политической социализации. Так, классическая теория политической социализации, разработанная Д. Истоном, трактует её как процесс обучения человека специальным ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере политики. Большинство поддерживающих эту теорию учёных (Л. Коэн, Р. Липтон, Т. Парсонс) акцентировали внимание на взаимодействии человека с политической системой и её институтами.

Другое направление в политической науке (М. Хабермас, К. Луман) рассматривает политическую социализацию как освоение человеком новых для себя ценностей, выдвигая, таким образом, на первый план внутренние, психологические механизмы формирования политического сознания и поведения человека.

Учёные, работающие в рамках психоанализа (Э. Фромм, Э. Эриксон), главное внимание уделяют исследованию бессознательных мотивов политической деятельности, понимая политическую социализацию как скрытый процесс политизации человеческих чувств и представлений.

Несмотря на различия в подходах, большинство учёных сходятся в том, что важнейшими функциями политической социализации являются достижение личностью умений ориентироваться в политическом пространстве и выполнять там определённые властные функции.

Применительно к конкретной личности, политическая социализация имеет два аспекта:

- внутренний(личностный);

- внешний(социальный).

Внутриличностный аспект политической социализации зависит от природно-биологических и социально-психологических качеств человека, он характеризует процесс самопознания, самовоспитания и самоорганизации личности.


Внутренний аспект включает:

- идентификацию личности (осознание человеком принадлежности его к определённой группе (партии, организации), помогающей осваивать политические нормы и ценности);

- адаптацию личности (приспособление индивида к изменяющейся политической действительности, выработку приемов и способов освоения окружающей среды);

- ориентацию личности (определение человеком своей роли и статуса в политической системе, соотнесение их со статусами других индивидов).

Внешний аспект политической социализации характеризует общесоциальное воздействие на личность и охватывает:

- обучение личности (это одновременно и политическое образование, и привитие определенных навыков, умений, и воспитание в соответствующих политических традициях);

- интеграцию личности (положительную реакцию социума в отношении индивида, принятие его в свои ряды и воспитание потребности у ин­дивида в сохранении целостности той политической системы, в которую он интегрирован);

- поведение личности (отражение взаимодействия целого ряда факторов политической социализации и характеризует активную и сознательную политическую деятельность индивида).

Внешнее политическое влияние осуществляется через сложную, разветвлённую сеть различных институтов гражданского общества — агентов социализации.

Основными агентами социализации выступают: семья, образовательные учреждения, общественные организации, религиозные объединения, средства массовой информации, политические партии, государственные структуры.

Политическая социализация выступает как в качестве важнейшей составляющей политической культуры в целом, так и в качестве необходимой предпосылки активного поведения и политического участия личности.

Итак, люди как субъекты политики по-разному вовлечены в социальные процессы общества. Все субъекты преследуют в своей деятельности конкретные интересы. Согласует же многообразие групповых и индивидуальных устремлений участников политической жизни политический лидер (от англ. leader – управляющий другими людьми). Для лидера характерна способность воздействовать на других людей в направлении организации их деятельности для достижения определённых целей.

Лидерство, в целом, относится к числу широких, комплексных понятий. С одной стороны, оно предполагает выработку лидером новых идей, активное и действенное влияние на людей, управление ими. С другой стороны, лидерство основывается на вере в лидера, подчинении ему, готовности участвовать в выполнении поставленных задач.


В современной политологии лидерство не имеет однозначного толкования.

Существует несколько различных подходов к определению лидерства: "влияние, авторитет, власть и контроль над другими" (Эдингер); своеобразное предпринимательство на политическом рынке, где "предприниматели" в конкурентной борьбе обменивают свои социальные программы на руководящие должности (Опенгеймер, Фролих), символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти (Амелин, Баталов), набор личностных социально-психологических качеств лидера (Херманн, Дженнингс); «функция определенной ситуации» (Рисмен, Фромм) и др. Несмотря на все расхождения, данные подходы объединяет понимание политического лидера как человека, который, благодаря своим личным качествам, оказывает определяющее влияние на членов социальной группы.

Таким образом, политическое лидерствоможно определить как процесс межличностного взаимодействия, в ходе которого лица, наделенные реальной властью или возможностью политического влияния, оказывают воздействие на общество или определенную его часть.

Каждому этапу общественного развития, каждой социальной группе, политической системе и политическому режиму присущи свои методы формирования и рекрутирования политических лидеров. Внутренний потенциал политического лидерства отражается в его типологии.

Одной из самых распространенных типологий лидерства является типология Макса Вебера, в основу которой положены следующие основные типы господства:

- традиционное лидерство, основанное на обычае, традиции (вожди племен, монархи) и предусматривающее веру подчиненных в то, что власть является законной, поскольку она существовала всегда. Власть правителя осуществляется на основе традиционных норм, являющихся основными в управлении обществом, государством.

- рационально-легальное лидерство, к которому принадлежат лидеры, избранные демократическим путем, несущие ответственность перед своими избирателями в случае злоупотребления властью.

- харизматическое лидерство, которое основывается на вере масс в особый
"дар", выдающиеся качества и способности отдельных лидеров.

Кроме рассмотренной выше классической типологии, в современной политической науке существует немало других классификаций, согласно с которыми политические лидеры разделяются: на правящих и оппозиционных (Хагемен, Такер); формальных и неформальных (Дженнингс); кризисных и рутинных (Тихомиров); пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных (марксизм); "бюрократов-политиков", "флюгеров-политиков", "инфант-политиков", "авантюр-политиков" (Курашвили); "лидеров-знаменосцев", "лидеров-служителей", "лидеров-торговцев" и "лидеров-пожарников" (Херманн), общенациональных и региональных лидеров и пр.


Анализируя существующие в различных теориях типы политического лидерства, отличия в их характеристике, необходимо поставить вопрос о критериях оценки лидера: как выделить его из общей массы политических деятелей различных уровней и рангов? Большинство современных исследователей сосредоточивается на следующих критериях:

- наличие собственной, понятной для всех политической программы, соответствующей интересам большинства общества;

- личные качества (целеустремленность, настойчивость), глубокие знания, которые дают возможность реализовать свою программу;

- популярность, способность завоевать расположение масс, умение создать эффективную систему политического руководства.

Названные критерии являются одновременно и основными функциями политического лидера. К числу важнейших функций принадлежат:

1. Интеграция общества, граждан, объединение масс вокруг общих задач и ценностей.

2. Поиск, выработка и принятие оптимальных политических решений.

3. Защита масс от беззакония, бюрократии, поддержка общественного порядка.

4. Налаживание системы постоянной связи с массами, предотвращение отчуждения граждан от политического руководства.

5. Инициирование обновления, генерирование социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей.

6. Легитимация общественно-политического строя.

В целом же, следует отметить, что социальная значимость политического лидерства в любом современном обществе непосредственно зависит от уровня политической культуры и активности населения.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Определите содержание термина “политическая социализация”.

2. Как, на Ваш взгляд, соотносятся политическая социализация и политическое отчуждение?

3. Чем отличаются политическое участие и политическая социализация?

4. Назовите основные типы политической социализации.

5. Какие этапы политической социализации Вы знаете? Определите их содержание.

6. В чём особенности политической социализации при различных типах политических режимов, существующих в обществе?

7. Определите содержание термина “политическое лидерство”.

8. Назовите основные подходы к определению и научному изучению политического лидерства.

9. Какие существуют типы политического лидерства”?

10.Раскройте содержание функций политического лидерства.


Темы для рефератов

1. Личность как субъект политики.

2. Политическая социализация: сущность, этапы, механизмы.

3. Природа и сущность лидерства.

4. Современные теории политического лидерства.

Литература

1. Алифанов С. Основные направления анализа лидеров. // Вопросы психологии. –1991, № 3

2. Ашин Г. Лидерство: социально-политические и психологические аспекты. // Политика: проблемы теории и практики. – М., 1990. – Вып. VII, ч.2

3. Ашин Г.К. Политическое лидерство: оптимальный стиль. // Общественные науки и современность. – 1993, № 2

4. Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь ко всеобъемлющему анализу. – М.. 1992

5. Выдрин Д.И. Политический лидер и проблемы его формирования. – К., 1990

6. Гайда А.В., Китаев В.В. Власть и человек. – М., 1991

7. Головаха Е.И., Бекешина Н.Э., Небоженко В.С. Демократизация общества и развитие личности. – К., 1992

8. Дубов И., Пантелеев С. Восприятие личности политического лидера. // Психологический журнал. – 1992, № 6

9. Копейчиков В.В. Народовластие и личность. – К., 1991

10. Малькова Т., Фролова М. Массы. Элиты. Лидер. – М., 1992

11. Политология. Краткий энциклопедический словарь. М., 1997

12. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. – М., 1997

13. Тимошенко В.И. Общественно-политическое лидерство. // Социально-политические науки. – 1990, № 11

14. Трофимов М.И. Политическое лидерство. // Социально-политические науки. – 1991, № 12

15. Унпелев А.Г. Политическая власть, демократия, личность. – М., 1994

16. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990

17. Хофманн М. Дж. Стили лидерства и формирование внешней политики. // Политические исследования. – 1991, № 1







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.254.115 (0.02 с.)