ТОП 10:

Структура, принципы организации и функционирования власти



В своем общем значении понятие "власть" означает способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность.

Властные отношения неизбежно возникают в отношениях между людьми, группами людей, социальными группами, т.е. между субъектами, наделёнными сознанием, волей, способностью к деятельности.

Политическая власть имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:

- верховенство, обязательность ее решений для всего общества;

- всеобщность (политическая власть действует от имени всего общества);

- широкий спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти и пр.

Таким образом, политическая властьхарактеризуется способностью и возможностью проводить свою волю в управлении всем обществом (государством), оказывать определяющее воздействие на поведение населения с помощью средств, находящихся в распоряжении государства, регулировать отношения между отдельными группами людей.

Можно выделить несколько основных подходов к трактовке власти.

1. Теологическая концепция власти. Согласно данной концепции всякая
государственная власть является божественным установлением.
Подчинение людей принципам божественного разума обеспечивает порядок
в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.

2. Представители биологической концепции власти (Ч. Мерриам,
Г. Лассуэл
) рассматривают ее как механизм обуздания человеческой
агрессивности, заложенной в фундаментальных инстинктах человека как
биологического существа.

Одно из направлений данного подхода – психологическое (базирующееся на психоаналитических концепциях) рассматривает власть как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. (З. Фрейд, К. Г. Юнг).

3. С позиций социологического подхода,власть трактуется в терминах социального взаимодействия. Наиболее распространенным в рамках этого подхода является определение власти немецким социологом М. Вебером,который понимал власть как способность и возможность одного индивида проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого.

4. Системный (структуралистский) подход (К. Дойч, Н. Луман) исходит из рассмотрения власть как «способности системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств». Системностью власти обусловливается ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы.


5. В рамках структурно-функционального анализа (Т. Парсонс)власть рассматривается как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (например, роль управляющих или управляемых).

6. С позиций теории социальной конфликтологии (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин)власть рассматривается как отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества.

7. Согласно дуалистической концепции, власть следует отличать от
господства. Так, французский политолог М. Дювержевыделил два
элемента внутри власти: материальное принуждение и убеждение, вера со
стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение похвально,
справедливо, законно.

8. Телеологическое (с точки зрения цели)определение власти
характеризует ее как способность достижения определенных целей,
намеченных результатов.

9. Реляционистские концепции власти рассматривают её как отношение
между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает
определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как
взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью
определенных средств контролирует объект.

Такое понимание власти позволяет раскрыть ее структуру, увязать в единое целое различные ее характеристики. Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.

Политическая власть отражает определенное взаимодействие, отношение (господство, управление одних другими). И как любое отношение, она предполагает как минимум две стороны: властвующие(т.е. субъекты) и подчиненные(объекты). Субъекты и объекты- это непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Это индивиды и социальные группы, политические организации.

Власть как способность и возможность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению других, основана на использовании различных методов и средств, к которым относятся влияние, авторитет, закон, прямое насилие и т. д. С их помощью власть оказывает воздействие на личность, группы, общество в целом и достигает поставленных целей.

Совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществлять влияние на объект, называют в политической науке ресурсами власти.

Широко распространена классификация ресурсов власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности. Выделяют:


экономические (это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, земля, полезные ископаемые и т.п.);

социальные (способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации);

культурно-информационные (знания и информация, а также средства их получения и распространения);

принудительные (силовые) и др. ресурсы (оружие, институты физического принуждения - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура, с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением и техникой, тюрьмами и т.п.).

Специфическим ресурсом власти является сам человек, поэтому можно говорить и о таком виде ресурсов власти, как демографические ресурсы.

Функционирование политической власти осуществляется на базе общепризнанных принципов суверенитета и легитимности.

Эти принципы характеризуют политическую власть с разных сторон: с точки зрения, во-первых, выделения внутри нее главного звена -государства и, во-вторых, определения правомерности использования тех или иных средств при достижении политических целей.

Суверенитетозначает верховенство и независимость государственной власти.Верховенство государственной власти представляет собой исключительное право государства устанавливать в обществе единый правопорядок, определять статус государственных органов, наделять правами и обязанностями граждан, использовать насилие. Независимость государственной власти выражена в ее самостоятельности и равноправии в отношениях с другими государствами.

Легитимностьсвязана с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих документах. Макс Вебервключал в понятие легитимности два основных положения: признание власти правителей и обязанности управляемых подчиняться ей. В зависимости от мотивов подчинения, Вебервыделял три главных типа легитимности власти:

традиционная легитимность,которая обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков.

харизматическая легитимность,основанная на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности ("харизма" -"божественный дар, благодать"). Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.


рационально-правовая легитимность,источником которой выступает

рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться

решениям правительства, сформированного по общепризнанным

правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве

подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых

избираются и действуют представители власти.

Следует также заметить, что на практике в чистом виде названные типы

легитимности не существуют. Они перемешаны, взаимно дополняют друг

друга, поэтому правомернее говорить о смешанном типе легитимности.

В современных условиях легитимность и эффективность власти - два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами. Эффективность власти - это ее результативность, степень выполнения своих функций в политической системе.

Достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно. В наши дни большое число государств переживает кризис легитимности. В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальной и для большинства посттоталитарных, посткоммунистических стран. Это связано с разрушением существовавших ранее механизмов легитимации, со слабостью новых, а также с отсутствием многих предпосылок, необходимых для демократии, что зачастую приводит к низкой эффективности политической власти.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Почему властные отношения необходимо существуют в человеческом обществе?

2. Дайте развёрнутое определение политической власти. В чём сущность политической власти?

3. Проанализируйте основные научные подходы к определению политической власти.

4. Опишите структуру политической власти. Какие элементы можно выделить в структуре политической власти?

5. Назовите основные виды ресурсов власти.

6. Что такое суверенитет? Какие виды суверенитета вы знаете?

7. Что означает понятие «легитимность власти»? Как оно соотносится с понятием «легальность власти»?

8. Как соотносятся легитимность и эффективность власти?

9. Определите расхождения между основными типами легитимности власти?

10.На каком типе легитимности власти основан современный политический режим в Украине?


Темы для рефератов

1. Современные концепции власти.

2. Основные функции, формы и уровни политической власти.

3. Проблема отчуждения человека от власти и политики и пути её преодоления.

4. Государственная власть, законность и дисциплина.

5. Легитимность политической власти в современной Украине.

Литература

1. Амелин В.Н. Власть как общественное явление // Социально-политические науки, - 1992, - № 2

2. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990

3. Даган М. Легитимность режимов и кризис доверия. // Социологические исследования. – 1994, № 6

4. Залысин И.Ю. Политическое насилие в системе власти. // Социально-политический журнал. – 1995, № 3

5. Зуев В.И. «Власть» в системе политологических категорий. // Государство и право, - 1994, - № 7

6. Каспэ С. Природа легитимности. // Свободная мысль. – 1994, № 1

7. Коваль В.И., Ильин М.В. Власть и политика. // Полис, - 1991, - № 5

8. Краснов Б.И. Власть как явление общественной жизни. // Социально-политические науки. – 1991, № 11

9. Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений. // Социально-политический журнал. – 1994, № 3-6

10.Ожиганов Э. Н. Системный кризис власти: прогноз политического развития России // Анализ межнациональных конфликтов в России и СНГ. - 1994

11.Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. – М., 1997

12.Романюк А.И. Общество, власть, политика. – Х., 1993

13.Рябов А.В. Легальность и легитимность власти. // Полис. – 1994, № 2

14.Санистебан Л.С. Политические системы и легитимность. // Диалог. – 1993, № 4

15.Тоффлер О. Проблема власти на пороге ХХІ века. // Свободная мысль. – 1992, № 2

16.Унпелев А.Г. Политическая власть, демократия, личность. – М., 1994

17.Фетисов А.С. Политическая власть: проблемы легитимности. // Социально-политический журнал. –1995, № 3

18.Философия власти. П./р. В.В. Ильина. - Москва, 1993







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.10.64 (0.011 с.)