Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социализм и социал-демократия.

Поиск

Социалистическая (коммунистическая) идеология Получила теоретическое обоснование и оформление в XIX в. Ее основоположники К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Она предполагает насильственное разрушение капи­талистического социально-политического строя и построение средствами и методами «диктатуры пролетариата» социально справедливого общества. Она провозглашает принципы социаль­ного равенства, коллективизма, общественной собственности на средства производства, всестороннего развития личности. Политические идеи социалистической (марксистско-ленин­ской) идеологии: • капитализм создает предпосылки для социалистической революции и перехода к социализму;• построение социально справедливого общества невозмож­но без классовой борьбы, социалистической революции, диктатуры пролетариата и коммунистической партии; • социализм = обобществление + плановая экономика; • от каждого — по способностям, каждому — по труду; • всестороннее и гармоническое развитие личности в усло­виях свободы от эксплуатации человека человеком; • социализм — переходный этап на пути к коммунизму -подлинно справедливому и свободному обществу. Носители социалистической (марксистско-ленинской) идео­логии — коммунистические партии. Социал-демократическая идеология. XX в. стал веком социал-демократии. Западноевропейские со­циал-демократы, отмежевавшиеся от социалистической (мар­ксистско-ленинской) идеологии в начале прошлого вена, осу­ществили многие идеи социалистического (коммунистическо­го) движения. Социал-демократическая идеология — доктрина постепен­ного (мирного) преобразования капиталистического общества в социалистическое на основе последовательной демократиза­ции политической, экономической, социальной я духовной сфер его жизни, гражданского (межклассового) согласил. Ее политический идеал — «демократический социализм», рассмат­риваемый как общество будущего, как принцип деятельности западноевропейских социал-демократических партий. Политические идеи социал-демократической идеологии; • социализм есть последовательный процесс реформирова­ния капиталистического общества, реализации и обогаще­ния демократических принципов «социального партнер­ства» — свободы, справедливости, солидарности (суть этого процесса выражена в тезисе Э. Бернгитейна «конеч­ная цель — ничто, движение — все»); • социализм щ смешанная экономика + рыночные отноше­ния + более высокое качество жизни; • государственное регулирование и перераспределение до­ходов в обществе с рыночной экономикой; многообразие форм собственности на средства производства — гаран­тия эффективной экономики и повышения благосостоя­ния общества; • движение к социализму — это творческий поиск, практи­ческое воплощение и обогащение новых форм политичес­кой, экономической (рабочего самоуправления), социаль­ной демократии, укрепление духовно-нравственных основ общественного развития; • движение к социализму предполагает целенаправленное осуществление идеи «государства всеобщего благоден­ствия».Социал-демократия возникла на почве западноевропейско­го рабочего движения. Созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом

Носителями идеологии социал-демократизма в настоящее время являются социал-демократические партии Германии, Швеции, Великобритании, Дании, Испании, Норвегии, других

стран.

 

 

2.Функции политологии, её место в системе общественных наук.

Функции. Познавательная. Исследует и объясняет политические явлении и процессы. Обогащает способы и приемы познания политики. Вооружает граждан систематизированными политическими знаниями и практическими навыками политического участия. Инструменталистская. Овладев политическими знания­ми, практическими навыками политического участия, люди обретают способность сознательно оценивать и изменять поли­тическую действительность, свободно в ней самоопределяться. К тому же политология вырабатывает рекомендациидля вла­стных структур и других субъектов политики. Они использу­ются в качестве инструмента совершенствования политических отношений, политических технологий, политического управ­ления обществом. Прогностическую. Прогнозирует развитие и последствия политических процессов, предвидит перспективы политичес­ких систем и отношений. Воспитателъно-мировоззренческую. Способствует приоб­щению личности и общества к демократической политической культуре. Идеологическая. Способ правящим элитам сохранить себя у власти. Место политологии в системе общественных наук.

Изучение политологии, безусловно, важно для юристов, для принятия ими юридически правильных и политически взве­шенных решений.Бесспорно, политическая культура необходима специалистам экономического профиля. Без овладения ее демократическими ценностями невозможно уяснить сущность процессов и явлений в рыночной экономике, выявить ее проблемы и определить пути их решения. Финансы, банковское дело, страхование, менедж­мент, маркетинг, налогообложение, аудиторские услуги, другие хозяйственные сферы предполагают основательную политичес­кую образованность. Экономическая и политическая системы общества органично взаимосвязаны и непрерывно взаимодей­ствуют. Американский политолог Роберт Даль отмечал, что рыночная экономика предполагает такие условия для успешного развития, как политическое равенство, политические и экономи­ческие свободы. Исследование проблем и закономерностей развития политической системы тесно связано с решением задач, которые ставит политология: они позволяют достаточно точно видеть возможность политологической науки, а также границы этих возможностей. Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них являются: -исследование общих и специфических условий возникновения и развития политической системы общества в целом и составляющих ее политических институтов (политическая власть, политические партии, политическое лидерство, политическая элита, избирательные системы и другое), политических отношений, политических процессов; -создание и совершенствование механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку политической системы в целом и ее основных элементов; -анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии политической системы и путей их урегулирования; -аргументированное объяснение происходящих политических процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества; -выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного развития политической системы общества. Перечисленные задачи и цели политологии свидетельствуют о том, что исследовательская, прогностическая и практическая роль политологии велика и многообразна. Естественно, что эту свою миссию политология выполняет, используя достижения других общественных наук. В основе взаимосвязи и взаимодействия политологии с другими общественными науками лежат, по меньшей мере, два обстоятельства. Во-первых, это тесное и всеобщее переплетение процессов общественного развития (экономических, политических, психологических, религиозных и других) в самой жизни. Поэтому любая общественная теория не может не основываться на существовании этих связей, их воздействии на развитие общества. Во-вторых, в обществе возникают проблемы, связанные с основными, важнейшими общественными ценностями, изучением которых и выработкой практических мероприятий, по поводу которых заняты, можно смело утверждать, все общественные науки. Главные из этих ценностей: материальное благосостояние общества и его стабильность; национальная безопасность; свобода и конституционный порядок. Указанные проблемы отражают основные ценности, которые движут (управляют) развитием любого общества, каждой социальной системы. В реализации этих целей заинтересовано и общество в целом, и каждый его гражданин. В зависимости от степени достижения данных целей судят об эффективности работы тех, кто возглавляет страну. Очевидно также, что достижение перечисленных целей очень сложная задача, порождающая многочисленные проблемы. Отмеченные обстоятельства вскрывают существование объективных причин, которые составляют основу взаимодействия общественных наук в решении многихосуществляется в других конкретных формах. Основанием для этого служит, например, то, что практически все общественные науки изучают в связи со своими специфическими проблемами явления политической жизни. И это не случайно, так как многие жизненно важные экономические, социальные, культурные, этические, психологические и другие проблемы нередко становятся политическими. Так происходит в случае, если решение проблемы средствами той сферы, где она возникла, становится невозможным. Возникает потребность в политических средствах. Такое взаимодействие различных общественных систем с политической системой находит отражение и в теории общественного развития. Как пример можно привести экономическую теорию. Специалисты в этой области изучают не только законы и закономерности развития рыночного хозяйства, его самоорганизацию, саморегулирование, самонастраиваемость, но и методы, приемы, средства государственной политики в отношении функционирования экономической системы общества в целом. Этой наукой анализируются принципы выработки и реализации экономической теории, разрабатываются основы и направления государственного регулирования экономических процессов, экономической стратегии и тактики. Само по себе данное обстоятельство позволяет экономической теории сделать выводы, важные для политологии. Один из них заключается в том, что в основе многих экономических процессов следует видеть борьбу за реализацию политических целей, преследуемых определенными слоями общества. Можно привести много примеров. В частности, такое обстоятельство. Хорошо продуманная и многообещающая гражданам страны экономическая программа кандидата в президенты страны (или на какой-либо другой руководящий пост) становится мощным средством завоевания власти. А успешное выполнение этой программы, при прочих разных условиях, способствует удержанию политической власти и продление пребывания на руководящем посту. В свою очередь политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов.

Вопросы развития политической системы интересуют специалистов в области политической истории, социологии, права и других общественных наук. Но (подчеркнем еще раз) главную, центральную, осевую роль в изучении такого сложного социального явления, как политическая система общества, играет политология. Политическая система это ее предмет. Образно говоря, в изучении политической системы политология в отличие от других наук «держит контрольный пакет акций». При этом следует отметить, что в своих областях другие общественные науки также играют центральную роль. Общая экономическая теория, политическая история, психология, социология, право и так далее в своих сферах тоже осевые науки. Таким образом, взаимосвязь политологии с другими науками проявляется в том, что многие политические процессы вызывают интерес не только политологов, но и специалистов в других общественных науках. Еще одной точкой соприкосновения политологии с другими общественными науками является ее активная опора на результаты их научных разработок. Например, политология пользуется материалами правовой науки: правовое обоснование, оформление и оценка политических институтов, политических процессов, политических отношений обеспечивает гарантии их нормального развития и функционирования. Наиболее близкой по объекту и методам исследования к политологии является государственно-правовая наука, которая изучает правовые механизмы разработки и осуществления политических решений. Тесная связь правовой и политической наук обусловлена важной ролью политической власти в практической реализации социальных норм. В то же время политическая власть не может нормально функционировать без правового оформления. Наблюдается тесная взаимосвязь между политологией и политической социологией, изучающей систему взаимодействия политики с социальной средой. Большое внимание политическая социология уделяет анализу социальной структуры общества, изучению сознания, интересов, мотивов поведения индивидов, различных социальных групп, общественного мнения, их влиянию на политические отношения, выяснению социальной природы политической власти и другое. Поэтому с точки зрения объекта исследования политическая социология и политическая наука близки между собой. Но у них существуют серьезные различия в предмете познания.

Политическая история дает фактический материал, обобщения и выводы для исследования современных политических систем в целом и отдельных подсистем (политические институты, политические отношения, политические процессы и другие), принципов политической организации общества. Этот материал имеет большое значение для оценки качества выводов современной политологии, их точности и достоверности. Показательно, что на заре формирования политической науки как самостоятельной дисциплины английский историк Э.Фримэн не без основания заметил: “История это прошлая политика, и политика это сегодняшняя история“. О правомерности такого утверждения говорит тот факт, что политическая наука формировалась и развивалась в тесной связи с историей. (Симптоматично, что в настоящее время в США почти в двухстах колледжах история и политическая наука все еще преподаются на объединенных кафедрах). О крайней трудности вычленения мира политического вообще и конкретных политических феноменов в историческом контексте, равно как и их политологического анализа, свидетельствует сравнение задач историка и политолога. Вот что пишет по этому поводу испанский исследователь А.Гарсиа Тревихано: “Историк имеет дело с прошедшим временем. Он может наблюдать начало, развитие и конец общественных формаций. Политолог, напротив, смотрит на историю как на спектакль, он воспринимает ее как действие. Его политический анализ, в отличие от анализа историка, несет в себе сознательную заинтересованность с точки зрения политического проекта, который он хочет превратить в реальность. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать реальное состояние политических ситуаций до того, как они примут историческую форму, то есть превратятся в необратимые. Субъективный источник затруднений побуждает в большинстве случаев смешивать свои собственные желания с реальностью”. Соотношение политической науки и политической истории определяется тем, что теоретические выводы политической науки проверяются историей и современной политической практикой, которые служат основой новых обобщений и выводов. Игнорирование правдивого изложения истории и соответствующего опыта из нее, как показала наша практика, чреваты губительными последствиями. Положения и выводы политологии составляют теоретическую базу для развития многих прикладных политических дисциплин теории государственного управления, партийного строительства, стратегии и тактики партий и так далее.

Политология как наука непосредственно опирается на результаты исследований политической социологии. Как известно, политическая социология изучает проблемы взаимодействия политики и социальной среды. Для политологии представляют интерес материалы этой науки о мотивах поведения людей и социальных групп, результаты опроса общественного мнения и его воздействия на политические отношения. Современная политология немало заимствует у социологии в части методов и приемов научного анализа. Однако каждая из этих двух наук является самостоятельной, имеющей свой, специфический предмет анализа и свои цели. В чем же главное отличие политологии от политической социологии? Политическая социология имеет дело с социальными причинами и отношениями распределения власти и властных структур в обществе, факторами, определяющими политическое поведение людей, политические конфликты, политические установки, ориентацию и умонастроения широких масс населения и так далее. Как отмечают Р.Бендикс и С.М.Липсет, “в отличие от политологии, которая исходит от государства и изучает, как оно влияет на общество, политическая социалогия исходит от общества и изучает, как оно влияет на государство, то есть на формальные институты, служащие разделению и осуществлению власти”. Приведем пример. И политология, и социология изучают армию. При этом политологию армия интересует, в частности, как возможный инструмент политической борьбы за власть, исследуется роль армии в системе сложившихся властных институтов. Социология же исследует армию под углом зрения происходящих в ней социальных процессов и их связи с процессами, развивающимися в обществе в целом (например, «дедовщина», причины ее развития и пути искоренения).

Политология определенным образом связана с философией. Общефилософские методы исследования явлений и процессов используются в политологии. Существует давнишняя связь политологии с философией, чьей составной частью она, наряду с другими областями знаний, была в условиях Античного мира. Дифференциация философии привела к вычленению из нее других наук и в связи с этим к изменению предмета ее исследования. Не подменяя эти науки, в том числе и политологию, она становится их методологией, дает мировоззренческое обоснование направленности политических явлений и процессов. Политическая философия представляет собой одну из поддисциплин, анализирующую философские основания политики. В определенном смысле можно утверждать, что политическая философия является составной частью политической действительности, так как любой политический режим нуждается в философском оправдании своего существования. Вариантов такого оправдания, объяснения множество, что находит отражение в различных идейно-политических течениях - либерализме, консерватизме, марксизме, социал-демократизме и так далее. В отличие от философа, который познает природу явлений и вещей в целом, политический философ останавливает свое внимание на сущности природы политического мира: добро или зло. Справедливость или несправедливость, совершенность или несовершенность, сохранение или изменение, одобрение или осуждение и так далее в политике. Суть политической философии можно разъяснить на следующем примере. В ставшем знаменитым Гетисбергском обращении президент США во время гражданской войны А.Линкольн говорил о “правлении народа, для народа и осуществляемым народом”. Многие ученые и политики признают данное высказывание в качестве определения демократии. Но философ смотрит на это несколько иначе, он должен вникнуть в суть высказывания и дать ответы на следующие вопросы: для чего нужно правление, осуществляемое народом? Чем оно должно править? Каким образом люди могут править сами собой?

Политология тесно взаимодействует с социальной психологией, так как при анализе политической ситуации учитывает психологический настрой масс, принимает во внимание мотивы поступков как отдельных личностей, так и общественных групп. Политическая психология рассматривает роль установок, ориентаций, убеждений, ожиданий, мотиваций, восприятий в политическом поведении людей. Основателем политической психологии считается Г.Ласуэлл, который в 1930 году опубликовал книгу “Психология и политика”, а в 1950 году в соавторстве с А.Капланом “Власть и общество”. Политология должна учитывать исторические традиции, связь времен. «Прошедшее нужно знать не потому, - отмечал В.О.Ключевский, - что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий».

Политология пользуется также данными естественных наук: географии, антропологии, демографии и другие. Предметом антропологии являются институты управления и их практические функции у этнических сообществ, в особенности в развивающихся и примитивных обществах. В поле ее интереса связи политического поведения с более широкой культурой группы, коллектива, сообщества. Политическая антропология на Западе занимается большей частью незападными обществами. Политико-антропологические исследования позволяют сравнить разнообразные политические системы и выявить этнические факторы в политическом поведении людей. Политическая география изучает зависимость политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики размерами, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами (близостью к океану, гористой или равниной местностью, наличием природных ископаемых и так далее). Политология использует кибернетику, при помощи которой она моделирует политические системы, выявляет наиболее целесообразные варианты государственного устройства, соотношения центральной и местной власти и так далее. Политология развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений. У них много общих категорий. Но, конечно, предмет изучения существенно различен.


 

3.Методы политологии. Тенденции развития современной политологии.

Методы. Институциональный (Используется дляпознания политических институтов (права, го­сударства, политических партий, обще­ственных движений и др.), их структу­ры и взаимодействия). Исторический ( политических отношении, институтов и процессов в контексте прошлого, настоящего и будущего). Социологический (социальной обусловленности поли­тики и ее влияния на общественную жизнь) Бихевиористский( политических отношении, институтов и процессов в контексте прошлого, настоящего и будущего). Системны( политики как целостного общественного явления ).Психологический( психологических механизмов полити­ческого поведения людей) Нормативно-ценностный (политического воздействия на обще­ство и личность с точки зрения спра­ведливости, свободы» уважения досто­инства и благополучия граждан) Сравнительный (однотипных политических систем, партий, режимов и других полити­ческих явлений с целью выявления их общих черт и специфики).Также к методам политологии можно отнести: синтеза, классификаций, дедукции, индукции и др. Тенденции развития современной политологии.

 

12.тотали­тарный ПР

Признаки тоталитарного режима:• всеобъемлющий контроль государства над обществом;• доминируют административно-командные методы управ­ления обществом; жесткая централизация и регламента­ция политической жизни;• глава государства и правительства — лидер, представляю­щий интересы правящей партии или узкой группы лиц; он не подотчетен гражданам;• власть манипулирует общественным сознанием и поведе­нием, претендует на монопольное обладание истиной в по­литике и идеологии;• в обществе господствует принцип «запрещено все, что не разрешено властью». Италии, Германии

13.авторитарный режим

Признаки авторитарного режима:• неограниченная власть одного липа (группы лиц) или го­сударственного органа;• режим активно использует методы принуждения, стремит­ся к тотальному контролю над обществом;• преобладают закрытые (номенклатурные) методы подбо­ра и выдвижения должностных лиц государства;• действует отлаженная «система запретов», противореча­щая демократии; допускается «дозируемый» и контроли­руемый властью плюрализм;• властные структуры государства манипулируют сознани­ем и поведением граждан. Франция, Узбекистане, Чили, Корейской Республики

 

14. демократический режим.

Признаки демократического режима:• источник власти — народ, выборность основных органов государственной власти и должностных лиц, их подотчет­ность избирателям;• наличие «среднего класса» — социальной основы демок­ратии;• государственное устройство по принципу «разделения властей»;• разрешено все, что не запрещено законом;• политический плюрализм, благоприятные условия для развития гражданского общества. Беларусь, Россия, Украина, Дании и в Финляндии

 

17.Формы госправления: монархия и её разновидности.

Монархия (от греч. monorchia — «единовластие») — форма правления, при которой верховную власть концентрирует гла­ва государства — монарх. Эта власть передается по наследству. Различают монархии — абсолютную (неограниченную, Оман, Бруней), кон­ституционную (власть монарха ограничена конституцией го­сударства), дуалистическую (монарх наделен в основном ис­полнительными и некоторыми законодательными полномочи­ями, кувейт), парламентскую (монарх выполняет представительные функции).

 

27.Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система — рeгулируемыйправовыми нормами порядок формирования выборных (прежде всею представительных) органов государства, придусмапривающий пропорциональное распределение депутатских мандатов между политическими партиями в соответ­ствии с числом поданных за них голосов избирателей. Особенности пропорциональной системы: • выборы проводятся в многомандатных избирательных округах;• избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список;• каждая политическая партия получает в парламенте чис­ло мандатов, пропорциональное числу поданных за нее го­лосов избирателей (чем больше голосов получает она на выборах, тем больше ее представителей становятся депу­татами);• законодательное установление «заградительного барьера» (минимального числа голосов избирателей, необходимо­го для представительства в парламенте).

Достоинства пропорциональной системы: • стимулирует многопартийность;• более адекватно, нежели мажоритарная система, отражает политическую волю избирателей и расстановку полити­ческих сил в стране. Недостатки пропорциональной системы: • система выгодна партийной верхушке, отчуждает от по­литики рядовых партийцев и партийный электорат;• депутаты зависимы от своих партий, а не от избирателей;

• практически невозможно установить для каждого округа такое количество мандатов, которое обеспечивало бы действительную пропорциональность; • в парламент избираются представители многих (прежде всего крупных, влиятельных) партий, что затрудняет формирование правительства, негативно отражается на его стабильности. В России, Израиле, Финляндии, Нидерландах, Бразилии и Демократической Республике Конго.

 

26.Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система — такой правовой порядок, при котором победителем на выборах признается кандидат, получивший установленное (абсолютное или отно­сительное) большинство голосов в избирательном округе. Особенности мажоритарной системы:

• выборы проводятся по одномандатным округам; действу­ет принцип «один мандат в одном округе»; • избиратели голосуют за конкретного кандидата в депута­ты, а не за партийный список;

• избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство (50 % + 1) голосов избирателей (если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства голосов избирателей, то во втором туре участвуют два кандидата и победителем признается на­бравший относительно большее число голосов избирате­лей); • депутатский мандат получает кандидат, набравший отно­ сительно большее, чем соперники, число голосов избира­телей.

Достоинства мажоритарной системы: • универсальность: можно применять для избрания депута­тов парламента и других лиц на государственные должно­сти;• позволяет избирателю оценить личные достоинства канди­дата в депутаты; он голосует за конкретного кандидата, а не за партийный список;• гарантирует устойчивость взаимосвязей депутатов с из­бирателями;

• обеспечивает большую стабильность парламента и прави­тельства, нежели пропорциональная система. Недостатки мажоритарной системы: • значительная часть избирателей страны, проголосовавших против кандидатов (иногда до 50 % и более), остается не представленной в органах власти; • сужает возможности небольших общественных объедине­ний провести своих представителей в государственные органы; • не исключает опасность манипулирования волей избира­телей; • может порождать местничество в ущерб общенациональ­ным интересам, поскольку депутаты зависят от избирате­лей, проживающих в конкретном округе. Великобритании, США

 

30.Гражданское общество, его структура и условия формирования. Общественные объединения и движения.

Гражданское общество — многообразие не опосредованных государством взаимоотношений юридически свободных и равноправных в своем социально-политическом выборе граждан; непосредственно не контролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов.

Характерные признаки гражданского общества: • гуманизм и стабильность социальных отношений;• правовая защищенность каждого гражданина;• высокий уровень политической культуры и гражданской ответственности личности?• политический плюрализм; развитая система самодеятельных, самоуправляемых общественных ассоциаций;• эффективный социальный контроль институтов власти* Гражданское общество неразрывно связано с правовым го­сударством. Основополагающие принципы их жизнедеятельно­сти — верховенство закона, реальное обеспечение прав и сво­бод граждан, равная ответственность общества, государства и личности. Общественные объединения важный показатель демократичности политической системы, политической активности граждан, их взаимодействия с обществом и государством. Они содейству­ют достижению баланса в общественных отношениях, стимули­руют политический плюрализм и препятствуют ужесточению политического режима. Конструктивное игибкое реагирование вла­стных институтов на требования и предложения «группинтересов» находит отражение в политических решениях. Это способ­ствует выявлению и разрешению социальных проблем, поддержа­нию стабильности общества.И, напротив, равнодушие органов власти к общественным объединениям оборачивается изоляцией от населения, радикальными и экстремистскими акциями в госу­дарстве, которые обладают разрушительным действием.

Общественные объединения подразделяются на политичес­кие и неполитические. Политические организации претендуют на власть, активно и целенаправленно участвуют в политической жизни. Они имеют политическую программу, стройную организационную структуру и профессиональный кадровый аппарат. Систематически прово­дят политические акции, поддерживают конкретных политиков в правительственных и других государственных структурах, пред­лагают свои кандидатуры на государственные должности, оказы­вают влияние на выработку и принятие политических решений. Неполитические организации не ставят перед собой цель за­воевания государственной власти или непосредственного учас­тия в ее осуществлении. Они главным образом специализируются на артикуляции (выражении) и агрегировании (превраще­нии требований граждан в альтернативы государственной поли­тики) социальных интересов. Нередко они возникают стихий­но, в результате спонтанной реакции иа ситуацию в обществе. Особым типом общественных объединений являются группы давления. Термин «группы давления» впервые введен в тучный оборот американскими исследователями в 20-х гг. XX в.

формы общественных объединений:политические партии, профсоюзы, ассоциации предпринима­телей, ассоциации предпринима­телей, спортивные общества, союзы фермеров, женские, молодежные, студенческие организации, религиозные объединения, творческие союзы, благотворитель­ные фонды, научные общества, экологические организации. Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

 

31.Политическое лидерство: природа, функции и типология.

Лидер-ведущий. Политический лидер – личность, кот. руководит полит. процессами осуществляющие функцию по управлению обществом организацией. Он способен влиять на ход развития истории. Политическое лидерство – механизм и способы реализации полит. власти. Функции: аналитическая(умение проанализировать сложившуюся ситуацию), разработка программы действий, мобилизационная(на выполнение принятой программы), новаторская(новые идеи лидера), коммуникативная(умение говорить. выражать свои и общественные мысли), организаторская(умение создавать команду для реализации программы), координационная, интегративная. Типология: по Р.Такеру(революционеры, реформаторы, консерваторы); по методу управления(демократическими - общительны, открыты для критики, готовы идти на компромиссы; авторитарными – используют фактор страха, не идёт на компромиссы. По Веберу: традиционное(сущ. там где сущ. традиции передачи власти- от отца к сыну), харизматическое(высшие качества человека- дар Божий), рациональное(выбирают лидера). Метафорическая(лидер-знаменосец, служитель, торговец, пожарный). Факторы определяющие характер лидерства: личностные качества, инструменты с помощью кот. осуществляется власть, ситуация.

37. Типология полит. кризисов. Способы выхода из политических кризисов.

Политический кризис - это высшая точка социального напряжения, всеобщего недовольства и возмущения деятель­ностью политико-властных структур. Политический кризис отражает резкое обострение социально-политических противо­речий, расстройство прежних общественных отношений, недо­верие масс правящей элите страны. Типы. Правительственный кризис отражает неспособность прави­тельства управлять обществом. Парламентский кризис — кризис представительных органов власти. Конституционный кризис отражает несовершенство консти­туционных норм государства. Общенациональный кризис знаменует массовое недовольство властью и стремление общества к радикальным переменам. Как правило, он разрешается «сменой» властвующей элиты. Внешнеполитический кризис характеризуется обострением противоречий между государствами или какого-либо государ­ства с мировым сообществом. Пути преодоления политических кризисов: • кризиса легитимности — корректировка политическим режимом стратегии и тактики реформ, повышение эффек­тивности управления для обеспечения поддержки орга­нов власти населением; кризиса участия - ускорение преобразований политике кой системы, способствующих вовлечению в управление государством возможно большего числа граждан, совершенствование системы представительства социальных интересов; • кризиса идентичности - разработка политической эли­той и усвоение обществом новой государственной идео­логии, которая отвечает потребностям социальной модер­низац



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 949; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.71.213 (0.023 с.)