Политические учения Нового времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические учения Нового времени



Началом Нового времени традиционно считается английская революция середины 17 века.

Характерные черты политической мысли Нового времени:

  • формирование либеральной политической идеологии
  • обоснование необходимости разделения властей
  • анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии
  • формирование концепции прав человека и гражданина

Теория разделения властей по праву принадлежит французскому просветителю Шарлю Луи Монтескье (1689 - 1755).Верховенство права, по мнению Монтескье, может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. Автор теория совокупности факторов.

В первой половине 19-го века завершается формирование политической идеологии социализма - граф Клод Анри де Ревруа Сен-Симон (1760 - 1825), Роберт Оуэн (1771 - 1858), Шарль Фурье (1772 - 1837).

В этот период возникают и радикально-революционные концепции. К ним, в первую очередь, надо отнести идеи Ж. Ж. Руссо (1712 - 1778), который:

  • утверждал, что главное зло - частная собственность
  • первым разграничил государство и гражданское общество
  • доказывал необходимость прямого народного правления

Вторая половина 19-го века связана с именами английского социолога Герберта Спенсера (1820 - 1903), немецкого философа Фридриха Ницше (1844 - 1900), французского философа-антрополога Жозефа Артюра де Гобино (1816 - 1882) и др.

В этот период наибольшую известность получают Карл Маркс (1818 - 1883), Фридрих Энгельс (1820 - 1895) - теоретики коммунистического общества.

Современные политические учения

Современная политическая наука в своем развитии прошла следующие периоды:

Первый период - становление современной политической науки (конец 19-го - конец 40-х гг. 20-го в.).

Этот период характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ:

  • теория заинтересованных групп (А. Бентли)
  • теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето)
  • социологическая теория государства (М. Вебер)
  • теория олигархизации власти (Р. Михельс)
  • психологическая теория власти (Г. Лассуэл)

Второй период - активное расширение сфер политологических исследований (конец 40-х - вторая пол.70-х гг. 20 века) - характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства:

  • новая теория демократии (И. Шумпетер)
  • плюралистическая теория демократии (Р. Даль)
  • теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер)
  • концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж. Катона, У. Ростоу, О. Тоффлера)

Третий период - поиск новых парадигм развития политической науки (сер.70-х гг. 20 века по наст. время).

В этом периоде разрабатывались и развивались:

  • футурологическая концепция единого мирового государства (Кларк, Сон)
  • концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский)
  • концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда)
  • концепция национального интереса (Г. Моргентау)
  • теория элитарной демократии
  • силовая концепция власти

 

Контрольные вопросы:1. Почему античная трактовка политики получила название философско-этической? 2. Чем отличаются критерии классификации политических режимов Платона и Аристотеля? 3. Что нового внес в развитие античной политической мысли Цицерон? 4. В чем причины возникновения государства с точки зрения Фомы Аквинского и Августина Блаженного (различия и сходство?)? 5. Какова роль церкви в христианском государстве в средневековой теологической трактовке? 6. В чем суть нового «научного» метода Н. Макиавелли в постижении политики? 7. Каково значение эпохи Реформации в становлении и развитии политической культуры Западной Европы? 8. Что дает основания считать Дж. Локка основоположником современного либерализма? 9. Какие причины, по мнению Ш.Л. Монтескье, влияют на законодательство и политическое устройство различных народов? 10. основные положения «теории общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Чем объяснить популярность его взглядов именно во времена Великой Французской революции? 11. В чем видит главную роль государства Э. Берк? 12. Каковы нежелательные последствия демократии с точки зрения А. де Токвиля? 13. Какие типы легитимного государства выделяет М. Вебер? 14. В чем суть теории общественной собственности К. Маркса.

 

СРС Биографический тест (политология в лицах), политологический анализ научных публикаций крупнейших политологов, cоставление кроссвордов,

СРСП Дискуссии, самопроверка, формат научной конференции

Литература

основная:

1. Политология: конспект лекций

Мухаев Р. Т. - Изд.: «Проспект», 2010

2. Краткий курс по политологии. Баталина В. В. – М.., Изд.: «Окей-книга», 2009

дополнительная:

1. Политология: конспект лекций

Аболонин Е. С. - Изд.: «А-Приор», 2009

 

 

ГлоссарийProfessional duty Профессионалды міндет
власть аuthority   билік
гражданское общество сivil society   азаматтық қоғам
религия Religion   дін
элиты еlites   элита


 

История политической мысли Казахстана. 2 кредита Лекционное занятие №5-6 к.п.н., Акпаева Эльмира Рымкановна ФГОН 1 семестр 2013-14 уч. год

Политические идеи и учения казахского народа имеют давнюю традицию восходящую к седой древности. На сегодняшний день известен ряд политических идей отдельных персоналий—философов и общественных деятелей, идеи которых дошли до нас и донесли размышления искания и опыт, решения сложных политических вопросов многих поколений казахского народа.

Особенности сложной политической и общественной жизни оказали влияние на самосознание народа. В его мировосприятии постепенно складывалась идея правителя как мудрого воспитателя народа и государства, как благодетеля и защитника своего народа, как справедливого отца подданых, такой правитель должен уметь искусно сочетать милосердие, поощрение, справедливость, наказание. Он олицетворял собой единство храброго воина, судьи и жреца. Сама эта персонификация имела онтологическое основание, отражая структуру протоказахской общины, которая сложилась под влиянием кочевого быта самого народа. Для такой общины была характерна прочная социальная связь родоплеменной и военной организации которую возглавлял хан.

Разделение на беков (беги) и простой народ – наиболее характерная разграничительная линия социальной оппозиции тюркской общины, где верховенство принадлежало беку от которого зависело настоящее и будущее его народа, таким образом политическая жизнь древнетюркской общины строилась на многоступенчатой системе подчинения, где власть принадлежит хану.

Эта идея наиболее ярко нашла свое отражение в работе Юсуфа (Жусупа) Баласагунского (Баласагуни) «Кутадгу билиг» (Благодатное знание), который жил в Х1 в во времена расцвета караханидов. Его мировоззрение и культура мышления формировались в общем русле мусульманского Ренессанса, на его взгляды оказали влияние такие известные мыслители Востока, как аль-Фараби, Ибн-Сина, аль-Жухари Бируни. Его работа была написана на тюрском языке и представляет собой энциклопедию тех времен. Большое место в сочинениях Баласагуниотводит вопросам, способам и методам управления государством, общественно-политическим положениям и законам,с помощью которых регулируются взаимоотношения между людьми. Основу государства, по мнению его составляет «союз» народа,богатства и армии. Составляющие народа восходит к трем ветвям – богатые, середняки и бедные. Их интересы и потребности воедино скрепляются властью бека, умение которого заключается в управлении и руководстве тремя категориями людей: первые сильные и мужественные, вторые –мудрые и почитаемые (ученые и мыслители), третьи-исполнители. В основе искусства управления государством лежат три долга: первое-«блюди чистоту серебра», второе-«дай людям закон справедливый», третий-«пути под охраной держи». В поле зрения философа были не только правовые нормы, но и нравственные нормативы, направленные на создание единой нормативной основы идеального государства.

Другим философом периода расцвета караханидского каганата является Махмуд Кашгари. В своей работе «Дивану лугат аттюрк» (Словарь тюрских наречий), написанной в 1072-1083 гг, он дает не только описание тюркских родов и племен их языка, обычаев, но и политической жизни и истории тюркских народов. Он акцентирует внимание не только на важности знания, воспитанности, нравственности и построении общественной жизни, но и на их позитивной роли в регуляции и установлении политических отношений между тюркскими племенами и родами. А также упоминает о храбрости, мужественности, преданности родине, патриотизме, как таких нравственных началах, которые должны целенаправленно работать на дело укрепления государственности. Большое значение придает развитию и упрочению государственного языка, сохранению его чистоты, и более того, как механизма управления в государственных делах.

Наиболее крупными и видными правителями периода формирования и упрочения Казахского ханства были: Касым-хан (1511-1518 гг), Тауекел-хан (1582-1598гг) и Есим-хан (1598-1678гг). Под их руководством шел процесс консолидации казахских родов в единую государственную и этническую общность. В казахской степи сформировалась своеобразная кочевая демократия, базировавшая на номадном способе производства. Свободолюбивый образ жизни кочевников оказал сильное влияние на институционализацию структуры политической системы. В силу того, что кочевниками трудно было управлять на бескрайних степных просторах, власть ханов не была столь сильной как в оседло-земледельческих цивилизациях. При усилении гнета, род или племя всегда имели возможность откочевать. Наибольшего расцвета казахское ханство достигло при Тауке-хане (1687-1717 гг), который вошел в историю казахского народа как один из законодателей, реформаторов, и устроителей основ всех сфер жизнедеятельности традиционного казахского общества.В котором нашли отражение право на жизнь брачное, земельное, имущественное право. Важным показателем наличия политических прав у казахов является институт выборности ханов, юридическая процедура легитимации власти торе-чингизидов, уже признанных общественным мнением в качестве лидеров. Власть ханов не предавалась по наследству, а имела выборный характер. Из истории известно, что провозглашали ханом и поднимали на белой кошме лишь наиболее достойных кандидатов.

В 30-40-е годы ХV111 в присоединением Казахстана к России заканчивается существование Казахского ханства, как единого независимого государства. Сам процесс присоединения проходил в несколько этапов (с 1-й половины 18в и до 60-х гг 19в). В результате этого казахская территория была постепенно присоединена к Российской империи и перешла в ее полное подчинение.Казахский народ на протяжении всего периода российской колонизации вел национально-освободительное движение за свою независимость и свободу. Известные борцы за независимость были Исатай Тайманов, Срым Датов, Кенесары Касымов и Амангельды Иманов. Но при всем этом этот период нельзя оценивать в рамках черно-белой логики, следует отметить, что русское подданство на первоначальных этапах прекратило междоусобицу, дало импульс развитию менной торговли и способствовало упрочению безопасности казахских земель. Приобщение к русской культуре и образованию привело к тому, что были заложены основы для формирования казахской интеллигенции. Среди, европейски образованных казахских ученых особо блистают имена Ч Валиханова, И Алтынсарина и самородка казахской культуры Абая, горячего поборника казахско-русской дружбы.

Новый этап развития казахской государственности начался в 1917 году. К этому моменту и происходит размежевание в политически активной части казахского общества.Ядро казахской либерально-демократической интеллигенции в лице А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова, видели судьбу своего народа в культурно-национальной автономии. А левые силы (Т. Рыскулов, А.Джангильдин, А. Иманов, Т. Бокин), вступили в ряды большевистской партии. Представители либерально-демократического течения в 1917 году выдвинули идею формирования национально-территориальной автономии, включающей Уральскую, Тургайскую, Семипалатинскую,Семеречинскую, Акмолинскую, Сырдарьинскую и другие смежные киргизские волости и уезды, с господствующим населением казак-киргизского единого происхождения, единой культуры, истории и языка. Автономию назвали Алаш-Орда, с составом в 25 человек. Идейными основоположниками Алаш-Орды являются Букейханов и Байтурсынов, М Чокаев. Выступали против колониальной политики царизма. Организовали выпуск первой в Казахском крае газеты «Казах», настраницах, которой выступали по актуальнымвопросам политической жизни Казахской степи, способствовали пробуждению национального самосознания народа.

Контрольные вопросы:1. Становление и развитие политической мысли Казахстана. Воззрения Ю.Баласугуни, Коркыт-Ата, Х.А.Яссауи. 2.Политические взгляды казахских мыслителей ХIХ в. (Ч.Валиханов, Ы.Алтынсарин, А.Кунанбаев). 3. Политические идеи Казахстана начала ХХ в. А.Букейханова, А.Байтурсынова, М.Дулатова, М.Чокая, М.Тынышпаева, Х.Досмухамедова, Т.Рыскулова, С.Садвакасова, С.Сейфулина и др.

СРС (Составление кроссвордов, задания по научным публикациям, работам крупнейших мыслителей)

СРСП Дискуссии, самопроверка, формат научной конференции

Литература

основная:

1. Политология: конспект лекций

Мухаев Р. Т. - Изд.: «Проспект», 2010

2. Краткий курс по политологии. Баталина В. В. – М.., Изд.: «Окей-книга», 2009

дополнительная:

1. Баласагуни Ю, Благодатное знание Л. 1990

2 История политических и правовых учений Грацианский П. С, Зорькин В. Д, Мамут Л.С., М. 1983

 

 

ГлоссарийProfessional duty Профессионалды міндет
консолидация Consolidation    
политика Policy   саяси
нация The nation үлттық
история History тарихи
Политика в системе общественной жизни 2 кредита Лекционное занятие № 7-8 к.п.н., Акпаева Эльмира Рымкановна ФГОН 1 семестр 2013-14 уч. год

Политика- это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно-значимых запросов и потребностей.

Политическая деятельность- это взаимодействие организованных индивидов и групп, осуществляющих властные функции.

Политическое участие- это разнообразные формы непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу.

Политическое решение- это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме, процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связь с реализацией власти.

Политический прогресс- это направленность развития политических отношений по линии их совершенствования, нарастания полноты отражения в политической системе разнообразных социальных интересов.

Типология политики:

· по объектам воздействия

внутренняя политика

внешняя политика

· по сферам общественной жизни:

экономическая

социальная

национальная

военная

культурная

научно-техническая

экологическая политика

· по субъектам реализации политики:

государственная политика

партийная политика

политика общественных организаций и движений

· по приоритетам деятельности:

политика нейтралитета

политика компромиссов

политика «большого скачка»

политика «железного занавеса»

политика «открытых дверей»

политика национального примирения

Функции политики -это совокупность процессов, выражающих назначение политики в обществе. Основные функции политики:

· выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества

· интеграция различных слоев населения, поддержание целостности общественной системы, стабильности и порядка

· управление и руководство общественными процессами, решение возникающих противоречий

· обеспечение цивилизованных взаимоотношений между обществом и государством

· политическая социализация личности

Субъекты политики: индивиды, социальные слои и группы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти или оказывающие влияние на нее. Условно можно выделить три уровня субъектов политики:

· социальный -индивиды и различные социальные слои, в т.ч. личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.

· институциональный -государство, партии, профсоюзы, политические движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д.

· функциональный -социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное влияние на политику (религиозные учреждения, корпорации, спортивные организации, вузы и пр.)

Контрольные вопросы:

· Понятие политики и ее происхождение

· Элементы политики

· Функции и цели политики

· Соотношение политики, морали и права

СРС Составление кроссвордов, карточек по заданным вопросам

СРСП Анализ и обсуждение заданных контрольных вопросов

 

Литература

основная:

1. Политология: конспект лекций

Мухаев Р. Т. - Изд.: «Проспект», 2010

2. Краткий курс по политологии. Баталина В. В. – М.., Изд.: «Окей-книга», 2009

дополнительная:

3Политика как социальный феномен и предмет политической науки - Вестник МГУ, Серия 18, 1995 - №3

 

ГлоссарийProfessional duty Профессионалды міндет
социальный Social әлеуметтік
политика Policy саяси
функциональный Functional функционалдық
субъект The subject субьектісі

 

Власть как политический феномен. 2 кредита Лекционное занятие №9-10 к.п.н., Акпаева Эльмира Рымкановна ФГОН 1 семестр 2013-14 уч. год

Различные подходы к определению понятия «власть»:

• диалектико - материалистический: власть- это господство одних над другими, подчинение организованной силе

• инструменталистский: власть - это возможность использования определенных средств, например, насилия, консенсуса и т.д.

• структуралистский: власть - это особый род отношений между управляющими и управляемыми

• конфликтный: власть - это возможность принятия решений регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях

Власть в общем смысле - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо. Разновидности власти - государственная и политическая.

Политическая власть-это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия.

Государственная власть-это власть, осуществляемая специальным государственным аппаратом принуждения на определенной территории, на которую распространяется государственный суверенитет.

Признаки власти:

• доминирование властной воли

• наличие особого аппарата управления

• монополия на регламентацию жизни общества

• суверенитет

• право на применение принуждение

• легитимность.

Структура политической власти:

• субъекты власти

• объекты власти

• источники власти

• ресурсы власти

• функции власти.

Субъекты власти (все те, кто осуществляет властные полномочия):

• государство и его институты

• политические элиты и лидеры

• политические партии.

Объекты власти (все те, на кого направлено воздействие власти):

• индивид

• социальная группа

• класс

• общество.

Источники власти:

• сила

• богатство

• положение, занимаемое в обществе

• организация

• знание и информация.

Ресурсы власти - это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Типы ресурсов власти:

• Экономические: материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые.

• Силовые: оружие, аппарат физического принуждения

• Социальные: различные привилегии, которыми пользуется власть; кадровая политика.

• Информационные: знания и информация, а так же средства их получения и распространения.

• Политико-правовые: Конституция, законы, программные документы политических партий.

• Демографические: человек, как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы.

Функции власти:

• выработка стратегии управления обществом

• разработка, принятие конкретных решений по основным направлениям развития общества

• оперативное управление и регулирование общественными процессами

• контроль над важными параметрами стабильности и направленности развития общества

Легитимность политической власти – это признание гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности, обязательный признак цивилизованной власти.

Типы легитимности власти:

• Традиционный - основан на обычаях, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость установленного порядка

• Харизматический – основан на вере в исключительные качества и величие личности вождя

• Легальный - основан на подчинении законам, в рамках которых демократически избираются и действуют представители власти

 

Классификация власти:

• по области функционирования:

политическая

идеологическая

социальная

экономическая

исполнительная, законодательная, судебная

духовная (религиозная)

светская

• по объекту прерогатив:

государственная

международная

семейная и т.д

• по субъекту власти:

парламентская

партийная классовая

общественная, коллективная, личная

• по режиму правления:

тоталитарная, деспотическая, авторитарная

демократическая

бюрократическая

• по социальному типу:

социалистическая, буржуазная, феодальная и т.д.

 

Контрольные вопросы: 1. Как бы Вы определили сущность и роль политической власти в обществе? 2. Назовите основные подходы к определению понятия «власть». 3. Что собой представляет субъект власти? Какими свойствами или качествами он должен обладать? 4. Что заставляет объект власти повиноваться субъекту? 5. Дайте определение понятию «ресурсы власти». Какие ресурсы власти Вы знаете? 6. Назовите основные способы властвования. 7. По каким основаниям можно классифицировать виды власти? Приведите примеры таких классификаций. 8. Перечислите основные особенности политической власти. В чем ее отличие от других властей, существующих в обществе? 9. Что общего и в чем различие между терминами «политическая власть» и «политическое господство»? 10. Какой смысл вкладывается в понятие "легитимность" власти? Какие формы «легитимации» власти Вы знаете? 11. Что такое харизматическая власть? Чем она отличается от демократической и традиционной? 12. Как соотносятся между собой понятия «политическая легитимность» и «эффективность власти»?

 

Власть как явление  
Это способность право или возможность распоряжаться кем- либо или чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение, или деятельность людей с помощью различного рода средств-права,авторитета, воли, принуждения  
Характерные признаки Источники
доминирование властной воли сила
наличие особого аппарата управления богатство
суверенитет органов власти по отношению к другим государствам положение занимаемое в обществе
монополия на регламентацию жизни в обществе организация
возможность принуждения в отношении общества и личности знания и информация

 

СРС: Подготовить презентации по данной теме, составление таблицы

CРСП: Формат научной конференции

 

Литература

основная:

1. Политология: конспект лекций

Мухаев Р. Т. - Изд.: «Проспект», 2010

2. Краткий курс по политологии. Баталина В. В. – М.., Изд.: «Окей-книга», 2009

дополнительная:

3Политология Нысанбаев А.Н., Алматы. 1998 г.

 

ГлоссарийProfessionalduty Профессионалды міндет
коалиция Coalition коалициясы
легитимность Legitimacy лигитимділігі
ресурсы Resources ресурстары
государственная власть The government аuthority мемлекеттік билік

 

Государство и гражданское общество 2 кредита Лекционное занятие №11-12 к.п.н., Акпаева Эльмира Рымкановна ФГОН 1 семестр 2013-14 уч. год

 

Государство- это политическая целостность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории. Это наиболее важный институт политической системы.

 

Концепции возникновения государства:

• патриархальная – (основатель английский политический мыслитель 18 века Роберт Филмер)

• предполагает возникновение государственной власти как власти опекунской, отеческой в результате соединения родов в племена, племен в большие общности, вплоть до государства

• теократическая – связывает происхождение государства с божьим установлением

• договорная - (развита Т.Гоббсом, Д.Локком и Ж.-Ж.Руссо) - рассматривает государство как результат соглашения между правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни

• теория завоевания (Е.Дюринг.Л.Гумплович) - объясняет возникновение государства как результат прямого политического действия - внутреннего или внешнего насилия, завоевания.

• психологическая теория (Ж.Бюрдо)- находит корни государства в идее, рожденной человеческим гением

• социально-экономическая (К.Маркс)- объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности

Факторы возникновения государства: экономические, экологические, демографические, психологические, внешние.

Признаки государства: территория, границы, население, публичная власть

Функции государства:

• внутренние: экономическая, социальная, обеспечение народовластия, защита конституционного строя, обеспечение правопорядка и законности, консолидация общества социальный арбитраж, экологическая, культурно-образовательная

• внешние: участие в решении глобальных проблем, обеспечение национальной безопасности, развитие взаимовыгодного сотрудничества, отстаивание государственных интересов в международных отношениях.

Структура государства:

• По разделению власти:

система законодательных (представительных) учреждений

исполнительно-распорядительные органы

судебные органы

• По выполняемым функциям:

органы, осуществляющие внутренние функции:

• охраны правопорядка, безопасности (МВД, Прокуратура, специальные государственные органы и т.д.)

• социально-экономического регулирования (финансово-налоговый аппарат, органы связи, коммунальной службы, транспорта и т.д.)

• духовного производства (учреждения образования, культуры, органы информации и т.д.)

органы, осуществляющие внешние функции:

• вооруженные силы

• разведка

• органы межгосударственных отношений (МИД)

Типология государства:

• По форме правления:

монархия:

абсолютная

конституционная

республика:

президентская

парламентская

смешанная

• По политическому режиму:

Тоталитарное

Авторитарное

демократическое

• По административно-территориальной организации:

Унитарное

Федерация

Конфедерация

• По приоритетным функциям:

военное (полицейское)

правовое

социальное

• По социально-экономической, классовой природе:

Рабовладельческое

Феодальное

Буржуазное

Социалистическое

• По устойчивости политической жизни:

Стабильные

Неустойчивые

Правовое государство - это форма организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему.

Отличительные признаки правового государства:

• верховенство закона во всех сферах жизни общества

• равенство всех перед законом

• гарантии прав личности, возможность ее свободного развития

• взаимная ответственность государства и личности

• принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную.

• гражданское общество

Социальное государство представляет собой форму организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создание достойных условий существования, равных возможностей реализации их способностей, благоприятной среды обитания.

Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды) во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупности негосударственных отношений - экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.

Признаки гражданского общества:

• полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина

• самоуправление

• конкуренция образующих его структур и различных групп людей

• свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм

• всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию

• многоукладность экономики

• легитимность и демократический характер власти

• правовое государство

• сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей

 

Контрольные вопросы:1. Что такое государство? Допустимо ли отождествлять государство и общество? 2. Перечислите основные признаки государства. 3. Какие исторические и природные факторы повлияли на возникновение государства? 4. Как объясняют происхождение государства мыслители эпохи Просвещения (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.)? 5.Что собой представляет конституционный этап в развитии государства? 6. Когда и где была принята первая конституция? 7. Каковы основные признаки гражданского общества? 8. назовите основные принципы правового государства. 9. Что общего и в чем различие между социальным и правовым государством? 10. Почему в правовом государстве необходимо разделение властей? 11. В каких целях используется современными государствами институт референдума? 12.В чем различие между президентской и парламентской республиками? Какие парламентские республики Вы знаете?

 

СРСП: Политический диалог

СРС: Составить кроссворды и ребусы с использованием политических терминов по данной теме (10-12 слов)

 

Литература

основная:

1. Политология: конспект лекций

Мухаев Р. Т. - Изд.: «Проспект», 2010

2. Краткий курс по политологии. Баталина В. В. – М.., Изд.: «Окей-книга», 2009

дополнительная:

3 Бутенко А.П., Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право 1993. №7

4 Нысанбаев А.Н., Человек и открытое общество Алматы 1998.

 

ГлоссарийProfessionalduty Профессионалды міндет
государство The state мемлекет
гражданское общество Civil society азаматтық қоғам
унитарный Unitary унитарлық
закон The law заң
федерация Federation федерациялық

 

 

Политические партии и общественно- политические организации и движения 2 кредита Лекционное занятие №13-14 к.п.н., Акпаева Эльмира Рымкановна ФГОН 1 семестр 2013-14 уч. год

Политическая партия (в переводе с латинского означает «часть», «группа») -это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть

Основные признаки партии:

· достаточно длительно по времени действующее объединение людей

· носитель определенной идеологии

· добровольность объединения

· нацеленность на завоевание и осуществление государственной власти

· выражение и отстаивание в политике интересов определенных социальных групп общества.

Функции партии

Социальные функции:

· агрегирование интересов – выражение социальных интересов, трансформация социальных требований в политические решения

· социальная интеграция - включение различных групп в политическую систему, примирение конфликтных интересов, налаживание социальных и политических коммуникаций

· политическая социализации – расширение численности членов и сторонников партии

Идеологическая функция

· разработка и распространение партийной идеологии и партийной пропаганды

Политические функции:

· завоевание государственной власти

· политическое рекрутирование – подбор, фильтрация и выдвижение кадров для самой партии, для формирования политической элиты

· электоральная – организация избирательной кампании

Управленческая функция ( только для партий авангардного типа, существующих в коммунистических и традиционных обществах)

Структура партии:

· партийный аппарат

· рядовые члены партии (партийные массы)

· сторонники партии

Типология партий:

  • По идеологической направленности доктрин:

социал-демократические

коммунистические

консервативные

конфессиональные

монархические

националистические

фашистские (неофашистские)

  • По участию в политической власти:

правящие

оппозиционные (легальные, полулегальные, нелегальные)

  • По отношению к социальной действительности:

революционные

реформистские

реакционные

консервативные

  • По политическому темпераменту:

правые

центристские

левые

  • Типология М. Дюверже (по принципам членства в партии):

кадровые

массовые

  • По отношению к другим элементам политической системы:

демократические

тоталитарные

авторитарные

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.256 с.)