Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переход от авторитаризма к демократии

Поиск

В середине XIX века был сформулирован закон политического развития. А. Токвилль и другие мыслители полагали, что для страны со слабой и зарождающейся демократией нет ничего опаснее, чем слишком быстрые реформы и изменения. В этих условиях участие масс в политике обгоняет развитие политических институтов в обществе (партий и т.п.) и как следствие не удается остановить начавшиеся процессы. Интенсивная поляризация не способствует введению начавшегося процесса в демократические рамки, наступает «тирания черни» - охлократия. Не в одной стране переход от абсолютистских (авторитарных) систем к демократии не был безболезненным. В Англии 5 веков шла борьба за установление демократических условий. Переход Франции к демократической системе осуществлялся 2 столетия, сопровождаясь революциями и волнениями.

Основные пути демократизации:

· Эволюционный путь

· Революционный путь

· Военный путь, путем завоевания

Этапы перехода к демократии:

  • Кризис авторитарного режима - может быть вызван обстоятельствами как внутреннего, так и внешнего характера. Снижением легитимности на всех уровнях, возникновением разнополярных течений и т.п.
  • Установление демократии
  • Консолидация демократии

Модели перехода к демократии:

· Линейная модель (является классической). Она подразумевает постепенное ограничение прав власти, и расширение прав и свобод личности, утрату избирательных цензов и т.п.

· Циклическая модель - характеризуется чередованием авторитарных и демократических форм правления по определенным циклам. Правители либо свергаются военными хунтами, либо сами теряют власть

· Диалектическая модель - характерна нестабильность переходов политических режимов, но переход к демократии при такой модели всегда осуществляется только под давлением созревших предпосылок

· Кооперативная модель - обладает сущностным потенциалом демократии, переход к ней осуществляется в ходе постепенной либерализации политического режима

· Конкурентная модель - характеризуется резкой либерализацией, распадом прежней системы и попытками внедрения новых политических институтов любой ценой. Такая модель перехода может сопровождаться насилием и гражданской войной

5 возможных исходов перехода к демократии:

1. Структура конфликтов такова, что не один демократический институт не может утвердиться, а политические системы начинают бороться за новую диктатуру

2. Временный консенсус сил

3. Если бы были введены отдельные демократические институты, они смогли бы сохраниться, но соперничество противоположных политических сил мешает их становлению

4. Если бы были введены отдельные демократические институты, они смогли бы выжить, но политические силы соглашаются на нежизнеспособность политической структуры

5. Некоторые демократические институты смогли бы сохраниться и когда их вводят, они оказываются прочными

При анализе перехода от авторитаризма к демократии следует всегда помнить, что зрелая демократия, в полном смысле этого слова, возникает не сразу, а по прошествии времени, через 1-2 поколения.

Критерии модернизации в различных сферах общественной жизни:

в социальной области – дифференциация и специализация ролевых функций индивидуумов и групп во всех главных институционных сферах разделения функциональных ролей, выполняемых разными индивидуумами в обществе, в особенности разделения между обязанностями в общественном производстве, в политике, в семье, разделение сфер частной и общественной жизни, вытеснение отношений личной зависимости между людьми отношениями их личной независимости, основанной на эквивалентном обмене вещами.

в экономике – развитие промышленной системы, связанной с применением технологии, основанной на использовании научного (рационального) знания, появления вторичного (индустрия, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства, углубления общественного и технического разделения труда, развития рынков товаров, денег и занятости.

в политической области – образование централизованных государств, управляемых на основе разумного принципа разделения властей (как на макро - так и на микро- уровнях), включения широких масс населения в политический процесс (хотя бы посредством расширения представительской формы политического участия, установления демократии, с сопутствующими ей институтами; формирование осознанных интересов различных общественных групп;

в культурной сфере - растущая дифференциация культурных систем и ценностных ориентаций, секуляризация образования и распространение грамотности, многообразие философских и научных течений, религиозный плюрализм, развитие новейших средств распространения и передачи информации, приобщение населения к достижениям культуры.

Основные условия политической модернизации (американский политолог Р. Даль):

 

  • последовательность правящей элиты в осуществлении политических реформ
  • установление сильной исполнительной власти, способной провести социально-экономические преобразования в стране
  • достижение достаточно высокого уровня социально-экономического развития для проведения структурных изменений в политической системе и государстве
  • установление определенных отношений равенства-неравенства
  • субкультурное разнообразие
  • наличие интенсивной иностранной помощи или международного контроля
  • демократические убеждения правящей политической элиты и политических лидеров.

Несмотря на то, что модернизация может осуществляться различными способами с использованием различных механизмов, можно выделить универсальные составляющие политической модернизации:

· создание дифференцированной политической структуры с высокой специализацией политических ролей и институтов;

· создание современного государства, обладающего суверенитетом;

· усиление роли государства, расширение сферы действия и усиление роли закона, связывающего государство и граждан;

 

· рост численности граждан (лиц с политическими и гражданскими правами), расширение включенности в политическую жизнь социальных групп и индивидов;

· возникновение и увеличение рациональной политической бюрократии, превращение рациональной деперсонифицированной бюрократической организации в доминирующую систему управления и контроля;

· ослабление традиционных элит и их легитимности, усиление модернизаторских элит.

Контрольные вопросы:1. Демократия как форма государственного устройства и режим 2. Исторические формы демократии: античная, классическая и современная 3.Основные этапы и особенности демократизации в Казахстане. Понятие и элементы политической модернизации. Традиционные общества. Переходные общества. Современные общества. Рост политического участия и модернизация. Модернизаторская элита. Связь между политическим участием и модернизацией. Условия и предпосылки модернизации (урбанизация, индустриализация, национальное единство). Критерии и стадии модернизации. Проблема «догоняющего» развития. Модернизация и стабильность общества. Проблема перехода к демократии и закономерности демократизации тоталитарных и авторитарных режимов. «Волны демократизации». Условия демократизации (национальное единство и национальная идентичность, уровень экономического развития, элементы «гражданской культуры» и др.). Демократизация и экономическое развитие. Демократизация и национализм. Проблемы демократизации в постсоветском и казахстанском контексте.   СРСП: организация пресс- конференции СРС:конспект, подготовить реферат

Литература

основная:

1. Политология: конспект лекций

Мухаев Р. Т. - Изд.: «Проспект», 2010

2. Краткий курс по политологии. Баталина В. В. – М.., Изд.: «Окей-книга», 2009

дополнительная:

3Даль Р.О демократии. М.,2000

4. Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М.,1998

5. Назарбаев Н. Критическое десятилетие. Алматы, 2003

 

ГлоссарийProfessionalduty Профессионалды міндет
актуальный Actual өзекті
свобода Freedom саяси көшбасшы
социум Society әлеумет
глобальный Global жаһандық
технологии Technologies технологиялық

 

Политический процесс 2 кредита Лекционное занятие №24 к.п.н., Акпаева Эльмира Рымкановна ФГОН 1 семестр 2013-14 уч. год

 

Политический процесс- это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.

Основные этапы политического процесса:

· делегирование политических интересов социальных групп и слоев институтам, принимающим управленческие решения

· принятие решений, формулирование политической воли

· реализация политической воли, выраженной в форме управленческих решений.

Режимы существования политического процесса:

· режим функционирования -политическая система не выводится за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов власти; отражает способность к простому воспроизводству отношений между элитой и электоратом, гражданином т государством

· режим развития – власть адекватно реагирует на изменения соотношения сил внутри страны и на международной арене

· режим упадка – распад политической целостности; энтропия и центробежные силы преобладают над интеграцией; решения утрачивают управленческую способность, а сам режим- легитимность.

Структура политического процесса:

· политические отношения по поводу: производства, распределения, обмена, потребления политической власти в обществе

· субъекты политического процесса: социальные, конституциональные

· политическое поведение: политическое участие, политическая деятельность

Типология политических процессов:

· По объекту политического воздействия

Внутриполитические

Внешнеполитические

· По характеру преобразования власти:

Революционные -относительно быстрое, качественное изменение власти, «полный пересмотр

Конституции» государства; использование как мирных так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима; электоральные предпочтения уступают место стихийным произвольным формам массовых политических движений; на всех уровнях власти дефицит времени для принятия управленческих решений; падение роли консультативных и экспертных органов, возрастание ответственности политических лидеров; нарастание конфликта между старой и новой элитой.

эволюционные – постепенное разрешение накапливаемых противоречий и рационализация

конфликтов; устойчивость сформированных механизмов принятия решений; совместная деятельность элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимность власти и наличие единых социокультурных ценностей и ориентиров управляющих и управляемых; этика консенсуса и обязательное наличие конструктивной оппозиции; управление дополняется самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.

· По публичности осуществления электоратом и элитой своих функций:

открытый политический процесс -политические интересы групп и граждан постоянно выявляются в электоральных предпочтениях; под воздействием общественного мнения корректируется политический курс, обсуждаются программы и средства развития общества; доступность для общественности различных фаз и этапов принятия политических решений; рекрутирование элит.

скрытый политический процесс – граждане апеллируют не к официальной власти, а к нелегализованным, непризнанным обществом структурам (мафиозные кланы); управленческая информация не обращена к общественному мнению субъектов, действующих в данном политическом простран стве; контроль над правящими элитами полностью отсутствует.

· По устойчивости взаимосвязи социальной и политической структур:

стабильный политический процесс -устойчивые институциализированные формы поведения граждан; отработанный механизм принятия решений; подъем уровня жизни населения; легитимность режима; высокая эффективность господствующих в обществе политико-культурных норм.

нестабильный политический процесс - кризис политического курса и необходимость его изменения; осложнение международных отношений; спад материального производства; социальные конфликты; низкая институализация политических структур, их негибкость, нефункциональность различных форм организации политической активности населения.

· По характеру участия масс в политической жизни:

ангажирующие политические процессы – предполагают свободное политическое участие граждан в отношениях с государством и другими институтами власти;

неангажирующие политические процессы -антидемократические, тоталитарные, где преобладают навязанные формы политических отношений и жестко централизованные методы принятия решений.

Формы демократического политического процесса:

прямая демократия -население непосредственно влияет на власть и определяет содержание законодательного процесса.

народ законодательный процесс ___________________________________________________________

представительная демократия - население выдвигает представителей для законотворчества

и повседневного управления

народ законодатель законодательный процесс

плюралистическая демократия -возникновение различных политических ассоциаций, влияющих на политические решения

народ группы давления законодатель законодательный процесс

Экстремальные виды политического процесса: восстание, бунт,
мятеж, путч

Политическая деятельность – это взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп.

Политическое участие -разнообразные формы непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу.

Политическое поведение -это механизм, способ достижения целей и система отдельных действий, проявляющиеся в политической деятельности.

Политическое решение -это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения.

Контрольные вопросы: 1. Понятие политического процесса, его сущность и основные характеристики 2. Типология политического процесса3. Политические процессы в Казахстане.

 

СРСП: Обсуждение просмотренного исторического фильма по заранее поставленным проблемным вопросам

СРС: Подготовить доклады на 5-6 страниц

Литература

основная:

1. Политология: конспект лекций

Мухаев Р. Т. - Изд.: «Проспект», 2010

2. Краткий курс по политологии. Баталина В. В. – М.., Изд.: «Окей-книга», 2009

дополнительная:

3Жеребкин М.В. Политические процессы: типология и режимы функционирования.М.,1999

4 Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М.,2001

 

ГлоссарийProfessionalduty Профессионалды міндет
конституция The constitution конституциялық
развитие Development даму
поведение Behaviour тәртіп
деятельность Activity қызмет
участие Participation белсенділік

 

 

Политические технологии 2 кредита Лекционное занятие № 25 к.п.н., Акпаева Эльмира Рымкановна ФГОН 2 семестр 2013-14 уч. год

Современные политтехнологи совсем недавно отказались от приемов «жесткой» политической пропаганды, предполагающей выраженную агрессивную тональность комментариев, хлесткие замечания в адрес оппонентов, откровенные технологии упрощения информации: «вдалбливающие повторения». Все эти грубые «»геббелевские» приемы в условиях демокртаии недостаточно эффективны. Как отмечает известный французский имиджмейкер Жак Сегела, «политическая реклама, замаскированная под объективную новость стреляет лучше, чем целая серия заказных публикаций.» Именно поэтому современные «мягкие» информационные технологии делают акцент на регулировании интенсивности раскрутки темы, на том, как отбираются сюжеты, кто дает интервью, какие задаются вопросы, что выносится на первый план, а какие моменты сглаживаются. Вместо того чтобы прямо высказывать нужную точку зрения, действуют скрытно, отбирая, выделяя и подавая отдельные элементы информации. Использование «мягких» технологий предполагает прежде всего формирование информационной повестки дня (ИПД). Теория ИПД появилась в 1950-е годы. Американский социолог Бернард Берелсон (1912-1979) сформулировал основную идею этой концепции весьма однозначно: определенные виды коммуникации способны оказывать информационное воздействие. Сегодня установление ИПД понимается прежде всего как конкуренция СМИ за внимание аудитории с помощью правильно установленной сетки вещания.

Манипуляция общественным сознанием. В толковом словаре Ожегова интерпретируется как «сложный прием действия над чем-нибудь при работе руками, а также проделка и махинация». Политттехнологи подчеркивают, ччто вся публичная политика

 

 

Политическое прогнозирование 2 кредита Лекционное занятие № 26 к.п.н., Акпаева Эльмира Рымкановна ФГОН 2 семестр 2013-14 уч. год

Сущность и типы.

Одной из задач политологии является объяснение и предсказание политических процессов. Прогнозирование обычно понимают в узком и широком значении. В широком-это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будщем. В узком-это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления преимущественно с количественными оценками и указаниями более или менее определенных сроков изменения данного явления. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятного развития событий. Прогнозирование практикуется во всех сферах жизни общества. Одним из его направлений является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика. Как известно, различают политику внутреннюю и внешнюю. Поэтому прогнозирование в области политики бывает двух видов: внутриполитическое и внешнеполитическое. Типологизация политичексих прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.

На основе проблемно-целевого критерия: прогнозы поисковые и нормативные.

По периоду упреждения: оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), дальнесрочные (за пределами долгосрочных).

Основы политического прогнозирования:

Объективная основа прогнозирования политических событий состоит в том, что их будущее заключено в настоящем, но только в возможности. Научный прогноз раскрывает будущее политического события как нечто объективно обусловленное предыдущим ходом вещей. Считается что за новыми явлениями, фактами и процессами развития настоящего стоит будущее, что в них имеется будущее. Однако утверждать это с достоверностью можно лишь с учетом действия вскрытых наукой законов развития объектов политического прогноза. Политическая жизнь представляет собой одну из сфер жизнедеятельности людей, общества. И ей так же, как и другим сферам, присущи существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи и отношения, то есть объективные закономерности.

Объективной основой прогнозирования является и системное строение политической сферы общества. Любая система-это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определенную целостность, единство. В то же время изменения каких-либо элементов может привести к определенному изменению всей системы. Все это необходимо учитывать при постановке целей и задач прогнозирования в рамках функционирования и развития политической системы, при разработке прогнозов и их использование в практической политике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.009 с.)