Типы и классификации политических систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы и классификации политических систем



Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, которые позволяют политическим институтам эффективно функционировать и выполнять свои политические роли.

1 Классификация (типология), исходящая из характера взаимоотношения с внешней средой.

Политические системы подразделяются на закрытые и открытые.

Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны. Отрытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.

2 Классификация по политическому режиму на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. Выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.

Черты тоталитарной политической системы:

− отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества; стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;

− ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;

− радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем.

Черты авторитарной политической системы:

− использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности властей;

− ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;

− централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;

− сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.

Черты демократической системы:

− правление большинства;

− свобода критики и оппозиции правительству;

− защита меньшинства и его лояльность политическому сообществу;

− право народа на участие в решении государственных дел, уважение и охрана прав человека.

3 В зависимости от исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем.

По господствующим способам управления и разрешения политических противоречий системы подразделяют на командную (ориентированную на использование принудительных методов управления), соревновательную (управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил) и социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов).

Литература:

Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 2003.

Желтов В. В. Основы политологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

Политология/А. Ю. Мельвиль. – М.: МГИМО МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

Политология/Под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. – М.: Юрайт-Издат, 2006.

Мухаев Р. Т. Политология. – М.: «Приор-издат», 2005.

Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1997.

Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М.: Аспект Пресс, 2004.

Забелин П. В., Дрягилев Л. А., Федцов В. Г. Политология. – М.: «Издательство ПРИОР», 2002.

Неделя 7.

Тема: Политическая система.

Содержание лекции: 1. Понятие «политическая система».

2. Структура и функции политической системы.

3. Разнообразие политических систем.

Цель: Содействовать приобретению студентами знаний о сущности политического режима.

Содержание лекций: Политический режим как категория политологии. Политический режим и политическая система: соотношение понятий. Политический режим как характеристика отношений институтов государства и гражданского общества, политической культуры и легитимности власти. Критерии классификации политических режимов. Типология режимов.

Тоталитарный политический режим. Авторитарный политический режим. Демократия: понятие и возникновения. Современная демократия.

Предпосылки возникновения, сущность и отличительные свойства тоталитаризма. Сущность и особенности авторитаризма. Основные теории демократии. Особенности демократического политического режима. Политический режим Казахстана.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

1. Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии выступает политический режим (от лат. regimen – управление ). Политический режим – это способ функционирования политической системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражает уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деятельности.

Понятие политического режима получило распространение в западно-европейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX вв. В течение долгого времени оно продолжает оставаться объектом теоретических споров.

2 Политический режим определяется следующими признаками:

− степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими способами такого формирования;

− соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

− гарантированностью прав и свобод личности;

− характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе;

− степенью реализации политической власти непосредственно народом;

− положением средств массовой информации, степенью гласности в обществе и прозрачностью государственного аппарата;

− местом и ролью негосударственных структур в политической системе общества;

− соотношением между законодательной и исполнительной ветвями власти;

− характером правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;

− типом политического поведения;

− характером политического лидерства;

− учетом интересов меньшинства при принятии политических решений;

− доминированием определенных методов при осуществлении политической власти;

− степенью верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

− принципами взаимоотношения общества и власти;

− политическим и юридическим положением и ролью в обществе "силовых" структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);

− мерой политического плюрализма, многопартийности;

− существованием реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших

ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМЫ

Различаются понятия "политический режим" и "государственный режим".

Если политический режим в общем и целом характеризует методы осуществления государственной власти, то государственный – есть среда и условия существования политической жизни общества, иными словами является политическим климатом данного общества.

Понятие "политический режим" более широкое, чем понятие "государственный режим", ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций

2 Политический режим обеспечивает:

• стабильность политической власти;

• управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;

• достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.

3 Политический режим определяется:

• уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов;

• структурированностью правящей элиты;

• состоянием отношений с бюрократией;

• развитостью общественно-политических традиций господствующими в обществе политическим сознанием и поведением;

• доминирующим в обществе типом легитимности.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

1 Понятие "демократия "(от греч. demos – народ и kratos – власть) означает народовластие, власть народа.

Демократический режим – это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.

2 Характерные черты:

− избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании;

− наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;

− разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними;

− многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;

− принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;

− отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.

3 Условия функционирования демократического режима:

− наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и государственного аппарата;

− отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием властью;

− наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан;

− наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;

− гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

Демократический режим работает эффективно только в том случае, если граждане имеют право и условия самостоятельно принимать решения по политическим вопросам и выступать против действий власти, если эти действия не удовлетворяют их интересам.

ДЕМОКРАТИЯ

1 Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. Эволюция значения термина "демократия " отражает развитие человеческого общества. Сначала демократия рассматривалась как прямое прaвление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. В античности демократия считалась "худшей формой" правления. Режимы демократии существовали недолго и переходили в охлократию (власть толпы).

Новый этап в развитии концепции демократии начался с Великой французской революции. С тех пор демократия рассматривается как направление общественной мысли, которое формирует цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность.

Авторы различных теорий демократии исходят либо из приоритета принципа долженствования, либо из практики и опираются на нее при формировании системы правления.

2 Либеральная теория демократии основывается на англосаксонской традиции. Демократию рассматривает как ответственное и компетентное правление. Источник власти – народ, выражающий свою волю не прямо, а через своих представителей.

3 Теория прямой демократии. Ж.-Ж. Руссо, один из авторов этой теории отрицает принцип представительности. По его мнению, демократия – прямое правление народа, который способен выразить свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой для деятельности правительств и составления законов.

4 Теория плюралистической демократии. Сторонники этой теории отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти. Наличие единой воли народа невозможно, так как люди в своих действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы. Там образом, общество рассматривается как совокупность социальных гpyпп, стремящихся к реализации своих интересов.

5 Элитарная теория демократии. Шумпетер И., последователь данной теории, использует обратную логику в доказательстве преимуществ своего подхода. Господствующая элита, избранная на определенный срок, принимает функции политического представительства интересов большинства населения, лишенного на этот же срок возможности действовать.

Требования демократии определяют метод формирования институтов власти. Шумпетер И. отмечал: "Демократический метод – это порядок создания института для достижения политических решений, при котором отдельные (социальные силы) получают право на принятие решений посредством конкурентной борьбы за голоса народа".

6 Теория социалистической демократии. В противоположность индивидуалистическим и групповым носителям власти в условиях демократии данная теория трактует ее как форму классового господства. Здесь можно выделить два направления в трактовке демократического правления – ортодоксальное (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) и реформистское (Э. Бернтштейн, К. Каутский).

В ортодоксальной интерпретации власть народа устанавливает только социалистическая демократия, но при коммунизме демократия, как принцип существования государства, отмирает вместе с государством.

Социал-реформаторы понимали демократию как определенную форму компромисса, соглашения разнородных социальных сил. Цели общества меняются по мере изменения условий жизни личности.

Каждая из этих моделей демократии имеет свои достоинства и недостатки. Как политический режим демократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности.

Демократия как сложная форма взаимоотношений власти и граждан представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических обществах.

АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ

1 Авторитарный (от лат. "autoritas" – власть) режим государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима оставляет авторитаризм как метод властвования и управления, а также как разновидность общественных отношений.

2 Характерные черты:

− концентрация власти в руках политического лидера или определенных лиц;

− наличие у государства лишь ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь;

− ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций;

− отсутствие огромного репрессивного аппарата;

− разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;

− наличие некоторых элементов демократии (выборов, парламентской борьбы).

3 Авторитарный режим возникает в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным. Во второй половине XX в. авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки.

ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ

1 Тоталитарный режим – это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.

Термин "тоталитаризм" происходит от латинского слова "totalis" (весь, целый, полный). Он был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.). Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто одним человеком или

узкой группой лиц из правящей элиты.

2 Признаки тоталитарного режима:

• государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

• общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого;

· в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

• абсолютная "правовая", а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";

• государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;

• доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор;

• господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

• права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации;

• экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная;

• наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен;

• централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;

• невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов;

• государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 3852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.253.170 (0.055 с.)