Легитимность власти. Типы легитимности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Легитимность власти. Типы легитимности.



Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса. Таким образом, в основе легитимности той или иной власти лежит взаимное согласие управляющих и управляемых: первые знают, что осуществляют управление на законных основаниях, вторые признают их притязания.

Типологию легитимности разработал М. Вебер. Он выделил три основных типа легитимности.

1. Традиционная легитимность, основанная на вере, обычаях и традициях. Примером являются абсолютные монархии, где механизм управления ясен и понятен: один управляет, остальные подчиняются. Патриархальные устои рассматриваются как нерушимые, несоблюдение их ведет к применению карательных санкций.

2. Рационально-легальная легитимность, опирающаяся на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Примером являются современные конституционные государства, где власть основана на народном волеизъявлении, выраженном в законодательстве.

3. Харизматическая легитимность, основанная на признании авторитета и популярности политического деятеля. Авторитет может быть приобретен в результате проведения политических реформ или революционного преобразования общества. История человечества знает множество подобных лидеров: Магомет, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер. Образ лидера создается не только за счет выдающихся личностных данных, но и формируется целенаправленно аппаратом управления (при помощи СМИ, различных акций и т. д.).

Выделяют три уровня легитимности власти:

– легитимность народная – признание обществом права власти правящих кругов;

– легитимность внешняя – признание власти со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;

– легитимность индивидуальная – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.

Делегитимность – утрата доверия к власти, лишение ее поддержки общества. Возможна в результате ее неэффективности, коррумпированности, неспособности оградить от криминальных проявлений, бюрократизации и т. д.

 

Политическая система: сущность понятия, структура, функции.

Политическая система — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом. Система – упорядоченная совокупность элементов, отличающихся взаимозависимостью. Теория политических систем разработана Д.Истоном, Г.Алмондом и К.Дойч, представляя собой одну из подсистем общества, политическая система имеет ряд отличительных признаков. 1.ее верховенство 2.обусловленность социальной средой и социально-экономической структурой общества 3.относительная самостоятельность, автономность. Политическая система – это универсальный механизм, присущий любому обществу, которое обеспечивает существование его, как единого организма. Политическая система – это относительно замкнутая система, которую обеспечивает интеграция всех элементов общества и само существование его как единого целого, централизовано управляемого властью государства, выражающего интересы экономически господствующих социальных групп. Структурные элементы: -политические институты (гос-во) -политические отношения -политические и правовые нормы -политичесая культура и сознание. Функции политической системы: 1.Определение о достижение общих целей 2.Регулирование, распределение и мобилиация ресурсов и ценностей общества 3.Поддержание и сохранение системы 4.Политическая социализация 5.Интеграция интересов.

 

13. Политическая система: сущность понятия, структура, функции.

Политическая система – это совокупность политических структур, норм, ориентаций выполняющих функции интеграции общества, адаптации к окружающей среде и способствующих принятию наиболее важных политических решений. (Американец Истон ввел данное понятие). В структуре ПС выделяют следующие подсистемы:

Институциональная подсистема – состоит из политических институтов, каждый из которых также является системой – государственной, партийной и общественно – политической. Основной политический институт – государство, а также политические партии, общественно – политические движения, профсоюзы, организации предпринимателей, лоббистские организации. Специфика ПС – это СМИ и церковь. Политическая роль СМИ обусловлена тем, что они являются достаточно самостоятельным предприятием по производству политической информации. Имеет широкий доступ к населению, формирования его отношения ко всей политической системе.

Нормативная подсистема – включает совокупность политических норм и традиций, регулирующих политическую жизнь (Конституция, Законы, нормативные акты, нормы деятельности общественных организаций, обычаи, этические нормы).

Идеологическая подсистема – включает совокупность политических идей, взглядов, представлений участников политической жизни (индивидуальных, классовых, общечеловеческих, теоретических, эмпирических).

Коммуникативная подсистема- это совокупность отношений и форм взаимодействия по поводу организации политической жизни (собрания, встречи, митинги, прочие формы общественных отношений).

 

Функции П.С. (Алмонд): выходные функции (нормотворчество, применение правил и норм за их выполнением); входные функции.

К входным относятся:

Артикуляция – процесс формирования выдвижения требований, предъявляемых к властным, политическим структурам.

Агрегирование интересов – предание однородности множеству разнообразных требований и интересов, выработка общих требований и соединение требований в общие программы. Функцию реализует политическая партия.

Полит. социализация – процесс приобщения индивидов к ценностям и нормам политической жизни.

Рекрутация – отбор лиц для осуществления властных функций в политической системе.

Политическая коммуникация – распределение и передача политической информации как между элементами ПС, так и между ПС и окружающей средой.

К функциям ПС относятся: организация деятельности общества; определение путей ее развития;

распределение материальных и духовных ценностей; согласование интересов государства и социальных групп; разработка законов; обеспечение безопасности граждан; формирование политического сознания и культуры.

 

 

Основные типы современных политических систем.

1. Англо-американская действует в Англии, США, Австралии, Канаде: -2хпартийная система, сменяющие др.др.; -идеология либерализма (понятие «народ»не сущ-ет); -высокая степень доверия органов власти (сущ-ет механизм недоверия); -фрагментарная активность, -полиархия (развитая демократия).

2. Континентально-европейская действует в Италии, Франции, Германии: -многопартийность, -либеральная демократия, -разноплановая европейская культура,традиции, - низкий уровень доверия к власти, -права граждан очень широко тракуются, но и права гос-ва имеют большой вес (и те, и другие широко отражены в конституции); -позиция гос-ва как активного участника полит.системы

3. Тоталитарная (Восточно-азиатская): -однопартийность или мнимая многопартийность, -принцип единства идеологии, -народная демократия, -оригинальность самобытной культуры, традиций, -народный мондат.

4. Доиндустриальная и частично индустриальная (гос-ва Северной Африки, Азии, Латинской Америки): -очень низкий уровень жизни, -наличие обрядов, древних культов, -наличие официальной идеологии, устанавливающаяся взамен продовольствия, -ввиду низкого ур-ня жизни ни какие ценности не приживаются. Данный тип системы переходной от племенного стиля жизни к одной их 2х:Американской или Европейской. Но многие так и остаются в тоталитарной системе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.006 с.)