Политические воззрения мыслителей древнего мира (Конфуций, Патон, Аристотель, Демокрит).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические воззрения мыслителей древнего мира (Конфуций, Патон, Аристотель, Демокрит).



Политические воззрения мыслителей древнего мира (Конфуций, Патон, Аристотель, Демокрит).

Примерно в середине 500 г. до н.э. появляются первые политические концепции, связанные с именами выдающихся философов древности – Конфуция, Платона, и Аристотеля. Древнекитайский философ Конфуций, основоположник конфуцианства (сборник «Лунь юй» («Беседы и суждения»)). Он развивал свои политические концепции, выступая за строгое иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья. И само государство трактовалось им как большая семья, в котором власть императора уподоблялась власти отца, а правящие и подданные находились как бы в семейных отношениях. Платон; политические воззрения изложены в работах: «Государство», «Законы». Политическое учение Платона представляет собой попытку создать модель идеального государства. Предложил типологизацию государств. Он выделяет семь типов государственного устройства. Первый – идеальный, какого нет в действительности. Из реально существующих два он считал правильными – монархию и аристократию, а остальные четыре (тимократия (правление военных), олигархия, демократия и тирания) – искаженными. Идеальное государство Платон видел в справедливом правлении избранных мудрецов-философов. Аристотель. Отрицал саму возможность существования идеального государства, объясняя это теорией «естественного» происхождения государства. Формы государственного устройства Аристотель делит по двум основаниям: количество правящих и цель правления. В результате получается три “правильных” формы правления (монархия, аристократия, полития), при которых правители имеют в виду общую пользу, и три “неправильных” (тирания, олигархия и демократия), где имеется в виду только личное благо правителей. Приоритет Аристотель отдает политии (республике) - власти большинства - соединение лучших черт аристократии, олигархии и демократии. Преимущество этой формы в том, что она легко могла быть реализована в большинстве полисов и позволяла снизить поляризацию бедных и богатых в обществе благодаря росту численности зажиточных средних слоев. Демокрит рассматривал политику как важнейшее искусство, главная задача которого - обеспечить общие интересы свободных граждан полиса. Главной и необходимой чертой благоустроенного государства он считал единомыслие и нравственно-социальную солидарность членов полиса. Государство, подчеркивал Демокрит, олицетворяет собой общее дело своих граждан и служит его опорой.

 

Политология в системе социально-гуманитарных наук. Предмет, задачи и функции политологии.

Политология — наука о политике, власти и политических процессах. Политология - отрасль науки, изучающая политическую организацию и политическую жизнь общества, проблемы внутренней и внешней политики. Задачи политологии – формирование знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. Функции: Познавательная – осуществляется в ходе познания политики. Прогностическая – основана на уже полученных знаниях о политике, которые позволяют строить прогнозы возможных будущих политических событий. Практическая – представления о смысле и возможностях политики. Идеологическая – определяет стратегию политического поведения. Культурная – позволяет политологии обобщить представления людей о средствах достижения политических целей. Воспитательная (регулятивная) – в ходе реализации этой функции складываются нужные в обществе предпосылки и навыки участия граждан в политическом процессе. Политическая социализации. Политология всегда развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования - жизнь общества.

 

Политика как сфера общественной жизни.

Политика - область взаимоотношений и различных видов деятельности между социальными общностями людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть. Политика означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, классами, партиями, нациями и государствами. Политика – одна из важнейших сфер жизни общества. Так или иначе, она затрагивает практически каждого человека, даже если тот не интересуется политикой. Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах приня­тия политических решений.

Субъекты политики – это те социальные общности, индивиды, политические институты, которые непосредственно участвуют в политической жизни общества и, в той или иной степени, влияют на него. Субъекты политики можно разделить на две группы: основные социальные общности (народ, социальная группа, нация) и индивиды; политические институты, т.е. устойчивые, исторически сложившиеся формы политической деятельности людей. К ним обычно относят: государство, партии, общественные организации и движения, парламентские фракции, церковь и т.д.

 

Основные концептуальные подходы к исследованию политики.

Социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияние на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Нормативный, или нормативно-ценностный, подход, который предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т.п., ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Нормативно-ценностный подход требует исходить из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политическое поведение и институты. Структурно-функциональный анализ предполагает рассмотрение политики как целостной системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции, направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее ожиданий. Структурно-функциональный анализ выступает в качестве одного из принципов системного анализа. Системный подход рассматривает политику как целостный, сложно организованный, саморегулирующийся механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через «вход» (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и «выход» (принятие политических решений и действий) системы. Институциональный метод ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность (государств, партий). Антропологический подход требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего неизменный набор основополагающих потребностей. Психологический подход, он имеет в виду не человека вообще, а конкретного субъекта, что предполагает учет как его родовых качеств, так и социального окружения и особенностей индивидуального развития. Психологический подход ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, а также типичных механизмов психологических мотиваций.

 

Ресурсы и объем власти.

Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:

— утилитарные;

— принудительные;

— нормативные.

Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей.

Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.

Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

Ресурсы власти могут использоваться для наказания, для поощрения, для убеждения и для принуждения. Наказание, поощрение, убеждение, принуждение – это методы осуществления власти.

Интеллектуальные ресурсы, Знания, Здоровье.

Источники и ресурсы власти называются основаниями власти. На основании власти строиться механизм власти – монархия, республика.

Власть в обществе имеет источник и основные параметры: масштабы, объем, время и пространство. Масштабы власти - это характеристики значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объем власти представляет собой количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или властного органа. Время власти - это период функционирования данной власти или властного органа. Пространство власти определяется площадью, территорией, регионами, в пределах которых данная власть эффективна или, по крайней мере, формально функционирует.

 

Сущность и признаки гос-ва.

Государство - Организация политической власти, которая распространяется на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних проблем. В самом общем виде государство можно определить как форму союза людей, определяемую законами, основанными на учете свобод, прав и обязанностей граждан. В современной политической науке существуют следующие подходы к определению природы и сущности государства. 1.Нормативный – государство это наличие доминантного порядка в обществе. 2.Институциональный – государство действующая и властвующая сила, имеющая легальную основу. 3. Социологический – государство результат социальной (классовой) дифференциации общества2. Функции государства: 1. Внешние: -оборонная –дипломатическая –военно –агрессивная -внешняя торговля2. Внутренние: -политическая – связана с осуществлением политической власти. –правовая -организаторская -экономическая -социальная -культурно-воспитательная

 

Типология гос.устройств.

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

 

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

 

По форме государственного устройства государства делят на:

Унитарные

Федеративные

Конфедерации

 

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

 

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

 

Признаки унитарного государства:

существование одноуровневой системы законодательства;

подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);

существование только одного гражданства;

 

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

 

Федерация облагает такими признаками:

союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

наличие двухуровневой системы государственных органов;

двухканальная система налогообложения.

 

Федерации можно классифицировать:

по принципу формирования субъектов:

административно-территориальные;

национально-государственные;

смешанные.

по юридической основе:

договорные;

конституционные;

по равенству статусов:

симметричные;

ассиметричные.

Конфедерация

 

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

 

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

 

Различают следующие виды конфедераций:

межгосударственные союзы;

содружества;

сообщества государств.

 

42. Международный терроризм как политическое явление 21в. Причины и сущность, меры по преодолению.

Политические воззрения мыслителей древнего мира (Конфуций, Патон, Аристотель, Демокрит).

Примерно в середине 500 г. до н.э. появляются первые политические концепции, связанные с именами выдающихся философов древности – Конфуция, Платона, и Аристотеля. Древнекитайский философ Конфуций, основоположник конфуцианства (сборник «Лунь юй» («Беседы и суждения»)). Он развивал свои политические концепции, выступая за строгое иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья. И само государство трактовалось им как большая семья, в котором власть императора уподоблялась власти отца, а правящие и подданные находились как бы в семейных отношениях. Платон; политические воззрения изложены в работах: «Государство», «Законы». Политическое учение Платона представляет собой попытку создать модель идеального государства. Предложил типологизацию государств. Он выделяет семь типов государственного устройства. Первый – идеальный, какого нет в действительности. Из реально существующих два он считал правильными – монархию и аристократию, а остальные четыре (тимократия (правление военных), олигархия, демократия и тирания) – искаженными. Идеальное государство Платон видел в справедливом правлении избранных мудрецов-философов. Аристотель. Отрицал саму возможность существования идеального государства, объясняя это теорией «естественного» происхождения государства. Формы государственного устройства Аристотель делит по двум основаниям: количество правящих и цель правления. В результате получается три “правильных” формы правления (монархия, аристократия, полития), при которых правители имеют в виду общую пользу, и три “неправильных” (тирания, олигархия и демократия), где имеется в виду только личное благо правителей. Приоритет Аристотель отдает политии (республике) - власти большинства - соединение лучших черт аристократии, олигархии и демократии. Преимущество этой формы в том, что она легко могла быть реализована в большинстве полисов и позволяла снизить поляризацию бедных и богатых в обществе благодаря росту численности зажиточных средних слоев. Демокрит рассматривал политику как важнейшее искусство, главная задача которого - обеспечить общие интересы свободных граждан полиса. Главной и необходимой чертой благоустроенного государства он считал единомыслие и нравственно-социальную солидарность членов полиса. Государство, подчеркивал Демокрит, олицетворяет собой общее дело своих граждан и служит его опорой.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.218.88 (0.011 с.)