Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая легитимность и политическое господство.

Поиск

Однако для того, чтобы в полной мере использовать вышеназванные ресурсы, политическая власть должна обладать еще одним очень важным качеством - быть правомочной и оправданной в глазах граждан; иначе говоря, они должны признавать ее право на существование и право управлять ими. Для этого сама существующая власть, способ ее осуществления (тип правления) и связанные с ними властные институты должны обладать определенными свойствами. Такое принятие подданными или гражданами власти и связанного с нею политического порядка называется легитимностью власти. Легитимность власти следует отличать от легальности, которая подразумевает законный характер власти, ее опору во всех предпринимаемых действиях на закон. То есть власть в данном случае признается людьми потому, что в основании ее лежит закон. Однако, как мы увидим при рассмотрении всех существующих типов легитимности политической власти, основой доверия подданных или граждан к ней и ее институтам может быть не только их законный характер, но и иные причины.
С понятием политической легитимности тесно связано понятие политического господства. Как определял упоминавшийся нами немецкий социолог М.Вебер, господство - это “шанс встретить повиновение определенному приказу”. Собственно говоря, господство - это та форма, которую принимает политическая власть, определенная устоявшаяся форма властных отношений. Господство опирается на определенный политический порядок, систему институтов, правил и социальных ролей, т.е. социальную иерархию, где есть высшие и низшие, управляющие и управляемые. Иначе говоря, политическое господство существует тогда, когда члены общества согласен подчиняться вышестоящим руководителям и правилам не из - за угрозы насилия, а потому, что таков порядок, и ему положено подчиняться в силу занимаемого общественного положения. Определенный же тип политической легитимности служит для обоснования в глазах людей определенного типа политического господства. Таким образом, каждому типу господства соответствует определенный тип легитимности (т.е. оправдания власти).
М.Вебер, разработавший саму теорию политической легитимности и политического господства, соответственно выделял три основных их типа:
1) Традиционная легитимность и господство соответственно основаны на традиции, на вере в божественное происхождение власти и существующего социального порядка, на имеющих личный и доверительный характер патриархальных (как у отца с сыном) отношениях правителей и подданных. Иначе говоря, в этом случае подданные абсолютно послушны правителю в обмен на его неустанную заботу о них. Самый яркий пример такого типа господства - власть абсолютного монарха (“отец народа”, “царь - батюшка”, и т.д.). Например, в дореволюционной царской России огромные крестьянские массы искренне почитали власть царя, поскольку считали ее происходящей от Бога и видели в государе заботливого отца, неустанно пекущегося о народе, благие намерения которого искажают корыстные чиновники, злые помещики, и т.д. После же падения монархии в феврале 1917 г. власть Временного правительства оказалась крайне неустойчивой во многом из - за того, что монархически настроенные массы не могли понять, что за люди правительственные министры и почему им следует подчиняться вместо царя.

2) Харизматический тип легитимности и политического господства (от греческого слова харизма, т.е. божественный дар) также подразумевает отождествление власти с определенной личностью. Эта личность должна обладать особым уникальным даром (харизмой) - силой пророка, талантом оратора, выдающейся волей, способностью творить чудеса и совершать неординарные поступки в переломные и критические моменты истории. Людям этот лидер должен представляться вождем, борцом за народ, борцом со злом за правду и справедливость. Власть и сила такого человека основываются на том, что он силой своего дара и яркого образа воздействует на эмоции большого числа людей, привлекая их на свою сторону, ведет за собой и направляет их энергию на изменение общества. Такими незаурядными личностями в истории выступили основоположники всех мировых религий (Моисей, Христос, Магомет, Будда) и пророки (Илия, Исайя, Даниил, Иезекииль и др.), выдающиеся полководцы (Александр Македонский, Цезарь, Наполеон, А.В.Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков) и основатели государств, все вожди и диктаторы (Ленин, Сталин, Гитлер, Муссолини и др.). Особенно большое число харизматических личностей выдвигается в политику именно в переломные и кризисные периоды истории конкретных стран (генерал Ш.де Голль во Франции периода Второй мировой войны и политического кризиса середины 50 - х гг., президент США Ф.Рузвельт в период “великой экономической депрессии”, аятолла Хомейни в период назревания и свершения исламской революции в Иране в 70 - ые гг., и др.). Не является исключением и современная Россия, где многочисленные кризисные ситуации последних десятилетий вывели на политическую сцену такие яркие харизматические фигуры, как президент Б.Ельцин, “генерал - губернатор” Красноярского края А. Лебедь, приморский глава Е.Наздратенко, кузбасский лидер А.Тулеев и др. Данное явление вполне объяснимо: в ситуации, когда рушатся все прежние устои жизни, люди больше склонны доверять не разуму, а чувствам, у них усиливается потребность и вера в исключительные способности вождя, защитника и спасителя.
Роль же харизматических личностей в политике весьма неоднозначна. С одной стороны, в ситуации кризиса и раскола общества именно они способны объединить людей и повести их за собой к выходу из кризиса, что сделали в свое время Ш.де Голль и Ф.Рузвельт. Кроме того, силой своей личной популярности они способны убедить народ перетерпеть болезненные и тяжелые перемены, а силой своего авторитета - поддержать слабые и нарождающиеся политические институты (институт президента, правительства, политических партий, и т.д.). Однако в то же самое время харизматический лидер всегда представляет собой потенциальную угрозу для политической стабильности и демократии. Связано это в первую очередь с тем, что такой лидер - всегда потенциальный диктатор: ему тесно в рамках любых формальных юридических ограничений (а без них невозможна устойчивая демократия), он постоянно стремится к самоутверждению и укреплению своей власти. Наконец, он просто теряется в спокойно текущей политической жизни и рутинной каждодневной работе - они не оставляют места для подвигов и “великих свершений”, для демонстрации людям своего “дара”. Чтобы не потерять свой образ, он зачастую возбуждает эмоции людей и провоцирует кризисные ситуации, в которых только и чувствует себя “как рыба в воде”. Проанализировав стиль поведения практически всех перечисленных российских политиков харизматического толка, мы убедимся в верности этого заключения.
В то же время современная политическая практика выработала и более узкое толкование понятия “харизма”. Под ним сегодня все чаще понимают яркий и привлекательный образ политика, созданный с помощью СМИ и специальных имиджмейкерских служб. Действительно, следует признать, что в современных условиях ни одному даже самому яркому харизматическому “вождю” не удастся утвердиться в масштабах страны без серьезной поддержки “масс - медиа”. В то же время нужно помнить, что без наличия у него хотя бы небольшого собственного харизматического дара все пропагандистские и рекламные усилия могут оказаться тщетными.

3 ) Бюрократический (рационально - правовой) тип политического господства и легитимности: здесь основой политического господства является его опора на закон и учет конкретных, рационально выраженных интересов граждан. Власть в данном случае находится в руках у чиновников, не обладающих яркой личностью и способностью вести за собой большие массы людей, но зато вполне профессиональных и компетентных в делах конкретного управления. При этом граждане страны избирают (“нанимают”) и поддерживают их с условием, что они будут действовать в рамках закона и одновременно хорошо работать в их интересах. Яркий пример такого типа легитимности и политического господства - премьер - министр или президент в современных европейских странах, являющийся просто профессиональным чиновником. Однако такое положение вещей бывает возможным лишь в развитых, экономически благополучных и характеризующихся развитым правосознанием граждан странах. Страны же менее развитые чаще востребуют лидеров харизматического или смешанного традиционно - харизматического типа.
Помимо трех основных, в современной политической науке также выделяют целую группу вторичных, производных от вышеназванных типов легитимности. Это прежде всего технократическая легитимность (т.е. поддержка обществом людей, обладающих специальными знаниями в деле управления - вспомним популярную в том числе и в России идею “правительства технократов”), идеологическая (т.е. поддержка правителя или политического деятеля, выражающего определенную идеологию - например, Ленин как вождь коммунизма, Гитлер как нацистский фюрер, наконец, реформаторская легитимность (поддержка гражданами власти удачливого реформатора).
Вполне естественным будет предположить, что сегодня ни один из вышеназванных типов легитимности политической власти не существует в чистом виде - один и тот же деятель или руководитель, как правило, сочетает в себе сразу несколько ее видов.

Вопросы для повторения:

1. Раскройте сущность основных трактовок власти.

2. В чем особенность политической власти по сравнению с властью экономической, идеологической, религиозной?

3. Какова роль ресурсов власти? Как зависит выбор ресурсов власти от характера политического режима?

4. Сопоставьте понятия «легитимность власти» и ее «легальность».

5. Объясните понятия «субъект и объект политики». В чем их различие, а в чем взаимосвязь? Кто и как становится субъектом политики?

Литература:

Аяганов Б. Посттоталитаризм в Казахстане.- Мысль, 1994, №8.

Белл Т. Власть // Полис. - 1993. -№5.

Бирюков С.В. Легитимация статуса региональной политической власти // Вестник МГУ. Серия 12. Социология и политология. - 1997. - №12.

Капанов К.Х. Номенклатурные механизмы власти как феномен политических изменений в Казахстане. – Саясат, 2001,№9..

Короткова В.В. Трактовка Г.Д.Лассуэлом. понятия политической власти как центральной категории политической науки.-Вестник Московского университета, серия 18, Социология и политика,1999,№2,с. 108-116.

Крамник В.В. Социально- психологический механизм политической власти. Д.,1991.

Краткий словарь по политологии. - Кемерово, 1993. Понятия: власть, легитимность, интересы политические, политические нормы, права человека, лидерство, элита политическая.

Пилипенко В.А.,Стризое А.Л.Политическая власть и общество:контуры методологии исследования- Социологические исследования, 1999,№6,с.25-34.

Преснякова Л.А. Структура личностного восприятия политической власти.- Политические исследования,2000,№4,с.135-140.

Сарсекеев М. Власть и оппозиция в контексте системных конфликтов в постсоветском пространстве.- Саясат, 2001, №6.

Тоффлер Э. Проблемы власти на пороге XXI века // Свободная мысль. - 1992. - №2.

Шайкенова А.Т. Отношение казахстанцев к реформам в условиях современной политической обстановки.- Саясат, 2001,№1.

Шауенов Е. Стабилизирующая роль легитимности и эффективности власти в Казахстане. – Саясат, 2000, №8-9.

Шестопал В.Б. Образ власти в России: желание и реальность // Политические исследования. - 1195. - №4.

 

Лекция 4. Политическая система: понятие, структура и функции.
1.Сущность и структура политической системы общества. Функции политической системы общества.

2.Типология политических систем.

3.Политические режимы. Тоталитаризм. Авторитаризм.

 

Цели и задачи лекции: обобщение пройденного материала; усвоение основных понятий данной темы, изучение и понимание значимости, роли политических систем, политических режимов в жизни общества; формирование научного мировоззрения, воспитание активной жизненной позиции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.122.218 (0.014 с.)