Партийные системы: типы и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Партийные системы: типы и функции



 

Политические партии, действующие в пределах определенной страны и политической системы, вместе составляют единое целое, именуемой партийной системой. Существование в демократическом обществе определенного количества различающихся по своим целям и характеру политических партий неизбежно, так как и поныне в нем существуют необходимость отстаивать разнообразные интересы различных социальных групп, социальные конфликты, противостояние между различными социальными силами и идеологиями (левосоциалистической и либеральной, общегосударственной и национал-сепаратистской, и т.д.). Российский политолог Г.В.Голосов среди причин образования партийных систем, состоящих из различающихся по своему характеру и направленности партий, в частности, называет, такие исторически сложившиеся в западном обществе конфликты:

1) Центр (столица) против периферии (провинции) - в противостоянии центральной власти появляются региональные и национал - сепаратистские партии (например, выступающие за независимость Квебекская партия в Канаде, Шотландская националистическая партия в Великобритании);

2) Государство против церкви, ее претензий, прав и привилегий - например, действующие в странах партии религиозной (например, христианские демократы в Германии и Италии) и антиклерикальной (Радикальная партия во Франции) направленности;

3) Город против села с его особыми интересами и укладом жизни - крестьянские партии, деятельность которых направлена против экспансии, экономической городской буржуазии, распространения городской культуры и претензий горожан на политическое и моральное превосходство;

4) Собственники против рабочих - таким образом возникают многочисленные рабочие партии, отстаивающие интересы лиц наемного труда.

Что же касается типологии партийных систем, то в современной политической науки выделяется достаточно большое количество их видов. Например, такие западные политологи, как М.Дюверже, Л.Эпштейн и А.Холокомб соответственно выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. Другие исследователи (Ж.Лапаломбара и М.Вейнер) делят их на соперничающие и несоперничающие (в зависимости от того, существует ли между партиями равноправная конкуренция или нет).

Обобщив существующие в современной политической науке и известные нам классификации партийных систем, в зависимости от того, сколько партий реально и эффективно влияют на политическую жизнь общества, их соответственно можно подразделить на:

1) Однопартийные - т.е. системы с единственной правящей партией, которые сегодня существуют при тоталитарных (КНДР, Куба), авторитарных либо переходных (Китай, Сингапур, многие другие страны Азии и Африки) режимах;

2) Квазимногопартийная система - при ней существует одна реально правящая партия, под контролем которой для видимости многопартийности создаются и действуют разного рода "карманные партии" (Польша и ГДР эпохи социализма);

3 ) С одной доминирующей партией - в такой системе могут существовать и претендовать на власть достаточно большое количество политических партий, при этом в течение десятилетий у власти в стране может бессменно находится одна и та же наиболее влиятельная и популярная партия, долгое время не имеющая серьезных конкурентов (например, Социал-демократическая партия Швеции, Либерально - демократическая партия Японии, Институционально - революционная партия Мексики, и др.);

4) Двухпартийная система - имеет место, когда при наличии в стране большого количества партий общенациональной поддержкой пользуются и реально претендуют на власть две наиболее влиятельные, поочередно сменяющие друг друга у руля государственного управления партии (например, Лейбористская и Консервативная (тори) партии в Великобритании, Республиканская и Демократическая партии в США);

5 ) Система "двух с половиной партий", при которой в масштабах страны действуют и реально претендуют на власть две примерно равные по силам и популярности партии (70 - 80 % поддержки), и независимо от них действует гораздо менее влиятельная третья. При этом победу в споре за власть одерживает та одна из двух "сильных" партий, которой удается привлечь на свою сторону (в коалицию) более слабую третью. Яркий пример - ФРГ, где регулярно соперничающие в борьбе за большинство в парламенте и право формировать правительство социал-демократы (СДПГ) и демохристиане (ХДС / ХСС) одинаково стремятся получить поддержку менее сильных Свободной демократической партии (СвДП) либо партии "зеленых";

6 ) Упорядоченная многопартийная система, для которой свойственны наличие ограниченного числа (обычно не более четырех - пяти) влиятельных политических партий, которые способны достичь соглашения между собой и сформировать устойчивое правительство (Бельгия, Нидерланды);

7) Беспорядочная многопартийная система существует, когда в стране существует более пяти примерно равных по силе политических партий, которые находятся в состоянии острой конфронтации между собой, неспособны прийти к долговременному соглашению и совместно сформировать и длительное время поддерживать коалиционное правительство (яркий пример тому - Италия, где лидеры представленных в парламенте многочисленных партий не в состоянии на долгое время договориться о создании правительства, и поэтому кабинеты министров могут меняться несколько раз в год).

Партийная система любого общества призвана выполнять в нем определенные функции, регулируя политическую жизнь общества и обеспечивая нормальное протекание политического процесса. Политологи обычно выделяют у них три таких функции:

1) Укрепление и стабилизация существующего политического режима - определенная партия, получив на президентских или парламентских выборах поддержку граждан и участвуя благодаря этому в формировании органов власти, как бы переносит эту поддержку граждан на отдельные институты и политический режим в целом - им нет смысла бунтовать и требовать их свержения системы, если в них работают представляющие их интересы люди;

2) Функция политической смены проявляется в том, что победа на выборах определенной партии или ее представителей приводит к тому, что они получают возможность формировать политическую элиту и государственное руководство, замещая представителей партии, лишившейся поддержки избирателей;

3) Трибунная функция партийной системы проявляется в том, что действующие в ней оппозиционные партии выражают недовольство и интересы тех социальных слоев, которые не представлены правящей партией. Тем самым они смягчают неприятие оппозиционно настроенными гражданами существующего режима и политики, ставят политический протест в определенные рамки. Такую функцию в современной России, например, выполняют имеющие большинство в нижней палате парламента КПРФ и связанные с ней фракции левого и левоцентристского толка, своей критикой политики Президента и правительства РФ, помогающие политической системе "выпускать пар" и сдерживать социальное недовольство, не допуская социального взрыва.

При этом следует помнить, что осуществлять подобную трибунную функцию политические партии могут лишь при соблюдении следующих условий:

1) Способность оппозиционной партии контролировать действия представляемой ею социальной группы - в современной России это выливается в вопрос о том, в состоянии ли КПРФ и левые силы контролировать и направлять протестные действия ущемленных социальных групп (безработных, военных, врачей, учителей, пенсионеров, и т.д.);

2) Легитимность (т.е. законность существования) оппозиционной партии в глазах правящего режима, что позволяет ей выступать с требованиями от имени ущемленных слоев (вспомним, что деятельность главной оппозиционной партии современной России - КПРФ - была приостановлена в период с августа 1991 г. по октябрь 1992 г., а также некоторое время после сентябрьско - октябрьских событий 1993 г.);

3) Отказ оппозиции от революционных целей и насильственного свержения существующего режима (в современной России принявшая это условие КПРФ превратилась во влиятельную политическую силу, а влияние не отказавшейся от радикальных целей и методов РКРП намного слабее).

 

5.Заинтересованные группы (группы давления)
а) Заинтересованные группы: понятие, признаки и роль в жизни общества.

В современной общественно - политической жизни существуют две основных формы представительства социальных интересов: плюралистическое - через голосование на выборах за политического деятеля либо организацию, представляющих интересы граждан (политическая партия, президент страны, отдельный депутат), и корпоративное - осуществляемое заинтересованными группами преимущественно в форме лоббизма. По общему определению, заинтересованные группы (или, как их еще называют, группы давления) - это объединения граждан самого разного типа (профсоюзные, предпринимательские, культурные, национальные, религиозные и др.), члены которых, не претендуя на государственную власть, воздействуют на нее, стремясь добиться удовлетворения своих конкретных требований и интересов.

Общественное объединение может считаться группой давления, если у нее присутствуют следующие признаки: а) организованность и добровольный характер членства в этом объединении; б) защита конкретных социальных интересов; в) наличие в его распоряжении материальных ресурсов, без которых невозможна никакая деятельность; г) способность к действию по защите своих интересов.

Разнообразные социальные группы с различными интересами существуют с тех пор, как существует общество. При этом различные политические мыслители по - разному оценивали роль заинтересованных групп в общественной жизни. Например, такие из них, как Платон, Т.Гоббс и Ж. - Ж. Руссо, всегда отдававшие приоритет интересам государства и общества перед интересами отдельного члена общества или группы, рассматривали любые имеющие свои особые интересы социальные группы как зло, и говорили о необходимости полностью устранить их влияние на принятие государственных решений.

В то же время и сегодня многие политологи, приверженные именно этой точке зрения, считают, что практически все негативные явления общественной жизни (коррупция, криминализация, неэффективность государства) являются результатом деятельности бизнеса, мафии, многочисленных заинтересованных групп, противопоставляющих свои интересы обществу. Так, например, знаменитый американский президент В.Вильсон полагал, что правительство США является заложником крупных монополий и ему просто не позволяют политику в интересах всего общества.

Однако существует и иной подход, согласно которому деятельность разнообразных заинтересованных групп приносит несомненную пользу обществу. И действительно, следует признать, что современная демократия просто не существует без возможности свободного выражения, конкуренции и согласования интересов самых разных групп общества, будь то бизнесмены, наемные рабочие, национальные или религиозные меньшинства, и т.д. Если же государство будет навязывать всему обществу чуждые ему цели, это неизбежно закончится диктатурой, коррупцией и произволом бюрократии.

Иное дело, что это отстаивание интересов и конкуренция между заинтересованными группами должны осуществляться в рамках закона, быть максимально честными и открытыми обществу, не должно быть привилегированных групп, вступающих в сговор с государственной властью (крупные бизнесмены, мафиозные структуры, национальные сообщества, и т.д.). Если же эти условия не соблюдаются - тогда действительно начинаются повальная коррупция, усиление мафии и олигархических группировок, наносится значительный ущерб общественным интересам. Видимо, вся проблема здесь состоит в гражданской зрелости общества, в его способности поддерживать подлинную демократию и равные "правила игры" в политике для всех ее участников.

 

Типология групп давления.

 

В современной политической науке заинтересованные группы подразделяются на типы в соответствии с теми или иными признаками:

1) По характеру происхождения и особенностям организации они соответственно делятся на:

а) группы по обычаю, чаще всего встречающиеся в странах третьего мира, где сильны патерналистские (склонность к опеке сверху) и общинные традиции - в развитых индустриальных странах их роль не велика, за исключением тех из них, где существуют организованные группировки выходцев из других стран (например, китайцы, итальянцы, ирландцы и др. в США).

К числу "групп по обычаю" относятся: религиозные (например, русские сектанты молокане и духоборы, расселенные едва ли не по всему миру) и территориальные (например, община - махалля у среднеазиатских народов, включающая в себя несколько городских кварталов) общины, а также семейные, национальные и земляческие кланы (такое деление свойственно для итальянской мафии в США, а также для некоторых кавказских народов, обосновывающихся компактными группами на территории европейской России);

б) институциализированные группы, в число которых входят формальные организации (политические партии, различные административные органы (например, министерства и ведомства), армия, церковь), для которых выражение интересов определенной социальной группы не является главным делом, и они занимаются этим помимо основной деятельности (например, армейское руководство отстаивает социальные интересы военных, церковь - неимущих прихожан, министерство или ведомство "проталкивает" интересы связанной с ним группы бизнесменов, и т.д.);

Особую роль в отстаивании социально - групповых интересов приобретают такие формальные организации в странах "Третьего мира", где из - за недоразвитости гражданской культуры практически отсутствуют добровольные и возникшие снизу "группы интересов", и люди реализуют свои интересы с помощью покровительствующих им коррумпированных государственных чиновников.

в) ассоциированные группы - возникающие снизу добровольные и специализированные объединения, занимающиеся исключительно выражением и согласованием интересов членов определенной социальной группы (профсоюзные, национальные, социальные, культурные и иные объединения) - т.е. заинтересованные группы в собственном смысле этого слова, действующие в современных развитых странах.

2) В зависимости от характера осуществляемого давления французский политолог М.Дюверже выделял частичные и исключительные группы давления:

а) Частичные - т.е. занимающиеся отстаиванием социально - групповых интересов помимо своей основной деятельности (те же самые институциализированные группы, о которых мы говорили выше);

б) Исключительные - т.е. занимающиеся исключительно согласованием и выражением этих интересов.

3) В зависимости от характера достигаемой цели соответственно выделяются:

а) одноцелевые, т.е. достигающие какой либо одной конкретной цели (например, общества обманутых вкладчиков);

б) многоцелевые, решающие широкий круг задач (например, отраслевые профсоюзы, которые ради отстаивания интересов представляемой им группы работников наемного труда предпринимают самые разные действия - ведут переговоры с предпринимателями и правительством, организуют стачки, ведут агитационно-пропагандистскую работу со своими членами).

4) Наконец, в зависимости от характера защищаемого социального интереса заинтересованные группы могут делиться:

а) группы, отстаивающие материальные (т.е. экономические) интересы - к ним относятся профсоюзы, объединения крестьян и коммерсантов, организации потребителей, общества обманутых вкладчиков, и т.д.;

б) группы, отстаивающие моральные интересы - разнообразные религиозные, историко-культурные, экологические ассоциации;

в) группы, отстаивающие национальные интересы - разного рода национальные и национально - культурные организации (национальные общины, центры и движения).

Функции групп давления.

Как мы уже отмечали ранее, заинтересованные группы - важнейший участник политической жизни современного общества. Столь высокое значение их деятельности для жизни общества связано с выполнением ими целого ряда функций:

1) Артикулирование (формулировка) социальных интересов - т.е. преобразование настроений и ожиданий, чувств неудовлетворенности граждан в конкретные экономические и политические требования, обращенные к властям. Например, существующая в современной России неудовлетворенность граждан своим уровнем доходов и политикой правительства в целом преобразуется профсоюзами в различные требования к правительству вплоть до его отставки, которые провозглашаются во время регулярно организуемых профсоюзами общероссийских акций протеста;

2) Агрегирование интересов - согласование отдельных запросов и требований социальных групп, приведение их в систему и выработка на этой основе долгосрочных целей и программ. Так, например, действующее сегодня в России "Движение в поддержку армии, военной промышленности и военной науки" сформулировало свою программу, учитывая интересы и требования военнослужащих и работников ВПК;

3) Информирование - т.е. доведение до органов власти сведений о настроениях той или иной части общества и положении дел в определенной сфере экономики или общественной жизни (например, можно вспомнить многочисленные акции обращения к правительству России отраслевых профсоюзов и иных объединений, представляющих интересы шахтеров, врачей, работников образования, военнослужащих, и т.д.);

4) Интеграция - данная функция групп давления проявляется в том, что они, смягчая крайние требования представляемых ими социальных групп (например, в современной России это - отставка правительства и Президента, экспроприация состояний "новых русских", и т.д.), способствуют тем самым укреплению общественного порядка и политической системы;

5) Влияние на законодательство - именно группы давления своей активностью стимулируют разработку парламентариями или напрямую разрабатывают сами выгодные им законопроекты (например, можно вспомнить разработанный по инициативе группы видных российских бизнесменов альтернативный проект Налогового кодекса);

6) Влияние на формирование политической элиты и подбор в правительство экспертов и специалистов - зачастую именно группы давления (объединения предпринимателей, профсоюзы, национальные объединения, и т.д.) предлагают своих членов для работы в государственных органах, а также поддерживают связанных с ними деятелей в правительственных структурах (например, работники ТЭКа - министра топлива и энергетики, и т.д.);

7) Оказание поддержки действующей власти, правительству и мобилизация людей на реализацию правительственных программ - при условии, что их политика отвечает интересам представляемых группами давления социальных слоев (например, соглашения объединений предпринимателей и профсоюзов работников различных отраслей с правительством, в которых они гарантируют поддержку непопулярных мероприятий, связанных с реформированием экономики, обещают отказаться на определенный период от антиправительственных акций).

Для успешного осуществления всех вышеназванных функций группы давления должны обладать определенным набором средств воздействия на государственную власть и ее политику. Склонить правительство к реализации интересов определенных групп населения им помогают:

1) Информация - т.е. воздействие на общественное мнение через СМИ (самореклама для бизнес - групп, разнообразные и широкие обещания (всех обогатить, накормить страну, и т.д.) в случае поддержки их проектов со стороны правительства и общества, распространение компрометирующих сведений о не устраивающих заинтересованную группу государственных чиновниках, и т.п.);

2) Согласование интересов и участие в выработке правительственных решений (через разного рода консультативные группы, советы и палаты при правительстве и других органах власти, через специальные трехсторонние согласительные процедуры - например, в рамках тройственного соглашения правительства, профсоюзов и предпринимателей по экономическим вопросам);

3) Влияние на исход выборов путем организации и финансирования избирательных кампаний - таким образом группы предпринимателей, профсоюзы, фермерские ассоциации и т.д. могут провести в парламент кандидатов, отстаивающих их корпоративные интересы;

4) Разнообразные формы взаимодействия с государственными чиновниками и депутатами (участие представителей заинтересованных групп в разного рода слушаниях и комиссиях, неформальные контакты, и т.д.);

5) Контроль за исполнением уже принятых законов, непосредственно затрагивающих интересы данной группы давления (например, законы о правах потребителей, о государственных гарантиях обманутым вкладчикам, и т.п.);

6) Угрозы разоблачений и лишения поддержки депутатов и госчиновников, отказывающих реализовать интересы конкретной заинтересованной группы;

7) Забастовки - их традиционно используют для нажима на правительство отраслевые профсоюзы;

8) Терроризм - характерен для разного рода маргинальных и отвергнутых обществом групп (мафии, национальных и религиозных меньшинств) в экономически слаборазвитых странах;

9) Взятки и иные незаконные формы поощрения государственных чиновников.

Можно рассматривать всякое взаимодействие групп давления с институтами власти как лоббизм, однако это будет не совсем точно. Рассмотрим более подробно две основных формы взаимодействия заинтересованных групп с политической властью. Одной из таких форм является их формальное, публичное представительство либо взаимодействие с органами государственной власти, когда они открыто и публично заявляют о своих интересах - это т.н. лоббизм в широком смысле этого слова. Вторая форма представительства интересов - "корпоративное представительство" или лоббизм в узком смысле этого слова - предусматривает полулегальные (лишь отчасти урегулированные законом) и в основном скрытые от общества контакты, а также давление "делегированных" либо "нанятых" представителей заинтересованных групп (лобби) на правительство и отдельных принимающих решения государственных чиновников. Одновременно в политической науке остается не решенным вопрос о том, можно ли считать лоббизмом разнообразные не урегулированные законом либо прямо противоречащие ему формы взаимоотношений представителей заинтересованных групп с властью (т.е. коррупцию). Его решение весьма актуально для современной России.

В зарубежных странах формальное представительство интересов заинтересованных групп осуществляется с помощью действующих при органах власти консультативных комитетов, советов и палат из крупных бизнесменов, а также комитетов и экономических советов при руководящих органах крупнейших политических партий (в ФРГ они существуют при руководстве ХДС / ХСС и СДПГ), через "спонсорские комитеты" при правительстве, которые связывают его с промышленными корпорациями и ассоциациями бизнесменов определенных отраслей (Великобритания), а также через так называемые "трипартистские" (трехсторонние) органы, состоящие из представителей государства, профсоюзов и предпринимателей (особенно широко распространены в странах Скандинавии). Деятельность всех этих органов осуществляется в рамках закона и находится под контролем общества. При этом число таких "околоправительственных" организаций может оказаться весьма велико, что зачастую весьма затрудняет его деятельность, мешает проводить последовательную политику: например, во Франции при правительстве сегодня действует 500 комитетов, 1200 советов и 3000 комиссий, представляющих интересы крупного бизнеса.

Гораздо большее значение сегодня имеет вторая основная форма представительства интересов - осуществляемый заинтересованными структурами политический лоббизм (лоббизм в узком смысле слова). В этом значении понятие лоббизм было впервые употреблено в 1830 г. в Великобритании в отношении групп, стремящихся в скрытой от общества форме влиять на депутатов парламента и членов палаты лордов. Для успешного осуществления лоббистской деятельности заинтересованной группе (объединению бизнесменов, отраслевому профсоюзу, национальной общине, криминальной группировке, и т.д.) необходимо найти внутри институтов государственной власти или в околоправительственной среде способных влиять на политику государства отдельных людей или группы лиц, готовых "пробивать" принятие выгодных им решений (нужные законы, льготы, правительственные кредиты, и т.д.), а также располагать ресурсами, побуждающими их это делать (финансы, кадровые связи, собственная "купленная" пресса, и т.д.). При этом влияние заинтересованных групп (например, крупных корпораций в США) на правительство и принимаемые им решения через неформальные каналы может быть столь сильным, что некоторые политологи считают подлинной властью именно их. Так или иначе, практически любому крупному государственному чиновнику, начиная с президента страны, при принятии практически любого серьезного экономического и политического решения приходится учитывать интересы тех или иных группировок, т.е. время от времени в той или иной степени лоббировать.

В качестве профессиональных и постоянных лоббистов (или иначе - лобби) в современной политике могут выступать: 1) отдельные государственные чиновники или целые министерства и ведомства (т.н. ведомственное лобби); 2) отдельные депутаты или целые парламентские фракции (парламентское лобби); 3) существующие при правительстве страны или формально независимые консультативные органы - разнообразные фонды, центры, институты и политические клубы - они разрабатывают и предлагают правительству программы и рекомендации, выражающие интересы определенных заинтересованных групп (например, дают советы по проведению экономической политики, отвечающей интересам крупного капитала или определенной отрасли промышленности); 4) популярные общенациональные печатные издания и телепрограммы, пропагандирующие интересы определенных групп предпринимательской и политической элиты и склоняющие правительство следовать им; 5) адвокатские конторы в столице страны и отдельные юристы - консультанты, отстаивающие и "проталкивающие" интересы заинтересованных клиентов (например, крупных частных компаний) "наверху", опираясь на законодательство и судебный механизм.

Очевидно, что полностью скрытая от общества и неконтролируемая лоббистская деятельность (т.е. лоббизм в узком смысле) ведет к торжеству коррупции и покровительству "землякам" и "своим людям" на всех уровнях, приводит к незаконному расходованию бюджетных средств и общей неэффективности государственного аппарата, делая его неспособным решать конкретные проблемы общества. С подобными проблемами сегодня сталкиваются прежде всего упоминавшиеся нами страны "Третьего мира", где слабы элементы гражданского общества и правовой культуры, а родоплеменные и клановые традиции сохраняют значительное влияние. Однако в большинстве современных правовых и демократических государств, признавая лоббистскую деятельность в целом, ее стремятся поставить в рамки закона, сделать максимально публичной и подконтрольной обществу. Большинство развитых стран - современных демократий - сумели накопить весьма примечательный и позитивный опыт в решении этой проблемы.

Наиболее давние традиции имеет практика правового регулирования лоббизма в США. Так, например, там уже в 1876 г. был принят закон, согласно которому все, осуществляющие лоббистскую деятельность, обязаны были заявить о себе и официально зарегистрироваться в нижней палате парламента - палате представителей. А уже в 1946 г. был принят "Федеральный акт о регулировании лоббистской деятельности", в соответствии с которым все организации и лица, пытающиеся повлиять на принимаемые законы, помимо регистрации в палате представителей, обязаны каждый квартал предоставлять отчет о своей деятельности Конгрессу (т.е. обеим палатам парламента) и общественности. Помимо этого, в США ежегодно публикуется сборник "Вашингтонские представители", в котором содержатся данные о годовой деятельности лоббистов, будь то юридические консультанты, сотрудники различных учреждений, офисы крупных компаний. Так, например, в опубликованном в 1993 г. таком ежегодном сборнике было официально зарегистрировано 15 тысяч лоббистов.

ФРГ, не имеющая специального закона о регулировании лоббизма, контролирует деятельность лоббистских структур, опираясь на "Положение о министерствах" и "Регламент бундестага", в которых четко прописаны правила взаимоотношений госчиновников и депутатов парламента со всеми теми, кто представляет интересы заинтересованных групп. Кроме того, в дополнение к этим документам в 1972 г. в Германии был принят подобный американскому закон о публикации лоббистского списка, т.е. ежегодного перечня союзов, объединений и отдельных представителей, желающих получить доступ к парламенту и влиять на принятие законов.

В то же время Франция, где лоббистская деятельность долгое время была вне закона, поскольку считалось, что правительство должно отстаивать только общенациональные интересы, не имеет достаточно большого опыта регулирования лоббистской деятельности. Лишь в январе 1991 г. в этой стране была создана ассоциация советов по лоббизму, призванная ввести в определенную систему отношения государства и представителей заинтересованных групп.

При этом следует помнить, что и те страны, в которых существует цивилизованный опыт регулирования лоббизма и в целом деятельности заинтересованных групп, сталкиваются сегодня с целым рядом проблем в этой области. Среди них наиболее значимыми являются:

1) Недостаточно высокий уровень участия граждан в деятельности заинтересованных групп (например, в 80-ые - 90-ые годы Великобритании в составе традиционно самой массовой и популярной группе давления - профсоюзах - состояло всего лишь 52 % мужчин и 29 % женщин, а в США, где формально 62 % населения состояло в разного рода добровольных ассоциациях, членство большинства людей в них было пассивным);

2) Неравенство шансов различных заинтересованных групп реализовать свои интересы (например, крупные промышленные корпорации и разнообразные добровольные общества по охране природы формально имеют равное право воздействовать на власть в отстаивании своих интересов, но при этом мощные финансовые ресурсы и связи "наверху" бизнес - магнатов позволяют им добиваться своих целей гораздо успешней);

3) Чрезмерные издержки деятельности организованных лоббистов, будь то профсоюзы или частные компании:

а) Чрезмерное влияние профсоюзов на политику правительства в скандинавских странах (например, требование постоянного повышения зарплаты без учета роста производительности труда) в итоге укрепляет их "паразитические" настроения, порождает высокую инфляцию и общую неэффективность экономики;

б) Значительное усиления влияния частных корпораций на правительство в 70-ые - 80-ые гг. США порождает незаконные льготы и коррупцию, приводит к бесполезному расходованию и перетоку в частные руки бюджетных денег, нанося немалый ущерб интересам общества (можно вспомнить скандалы, связанные с делом ИТТ, деятельностью компании "Локхид", и т.п.);

4) Слишком большое влияние заинтересованных групп и лобби на политику правительства зачастую препятствует проведению необходимых для общества социальных реформ (например, в США все масштабные социальные реформы - "Новый курс" Ф.Рузвельта, "Великое общество" Д.Кеннеди и Л.Джонсона были возможны только в условиях ослабления заинтересованных групп - крупных промышленных корпораций, финансовых магнатов, банкиров, и т.д.).

При этом меры, предлагаемые различными экспертами в целях ослабления влияния заинтересованных групп на правительство, зачастую в корне отличаются друг дот друга: некоторые из них считают, что это можно сделать путем уменьшения государственного вмешательства в экономику и сокращения государственных программ, другие, напротив - с помощью усиления государственного аппарата и контроля за деятельностью частных корпораций (в т.ч. антимонопольного регулирования.

 

Вопросы для повторения:

1.Какие основные характерные черты отличают политическую политические партии от других политических и иных общественных объединений?

2. Какие основные типы политических партий и по каким основаниям выделяются в современной политической науке? Какие характерные черты отличают друг от друга кадровые, массовые и «всеохватывающие» партии?

3. Какие основные функции выполняют политические партии в жизни общества и отдельного гражданина?

4. Какие типы партийных систем и по каким основаниям (признакам) выделяются в современной политологии?

5. Какие функции призвана выполнять партийная система в политической жизни общества? Соблюдение каких условий и требований позволяет партиям успешно их осуществлять?

6. С чем, на Ваш взгляд, связаны основные трудности формирования полноценных политических партий и партийной системы в современном Казахстане? Какие причины порождают недоверие значительной части казахстанцев к действующим в стране партийным объединениям?

 

Литература:

Заславский С.Е. Избирательные цензы и проблема политического представительства // Политические исследования. 1998. №4.

Кадыржанов Р.К. Восприятие демократии населением современного Казахстана.- Саясат, 2001, №7-8.

Каримов А. Поствыборная ситуация в Казахстане: все цвета политического спектра. –Саясат, 1999,№1.

Коновалов С. Соотношение выборного механизма и института общественного мнения. –Саясат, 2001, №1
Кулик А. Посттоталитарные партии в политическом процессе: методология исследования // Мировая экономика и международные отношения. 1994. №2,3.
Леванский С.А. ФРГ: умеренный партийный плюрализм // Политические исследования. 1998, №2, с. 158-171.

Мурзалин Ж.А. Парламентские выборы: политико- психологический анализ.- Саясат,1999, №7.

Никитин А.Ф. Избирательное право. Избирательный процесс. М., 1996.
Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии // Диалог, 1990, №5, 7.

Насимова Г.О. Электоральное поведение казахстанских избирателей. – Саясат,2000, №1.

Платонов С.В. Как «сделать» имидж: технологии избирательного маркетинга. – Саясат, 2001, №1.
Петро Н. Путь к многопартийности и законность // Общественные науки и современность. 1992, №3.

Пушкарева Г.В. Партии и партийные системы: концепция М. Дюверже // Социально-политический журнал. 1993. №9.
Шмачкова Т.В. Мир политических партий.// Политические исследования. 1992. № 1-2.
Эллис Э. Политические партии и возобновление истории // Политические исследования. 1994, №2.

 

 

Лекция 7. Политическое лидерство и политическая элита.

1.Происхождение термина "элита" и его современное значение

2.Типология и системы рекрутирования элит

3.Политическое лидерство
а) Понятие, основные теории и факторы лидерства

б) Типология и функции политических лидеров.

 

Цели и задачи лекции: активизация мыслительной деятельности студентов в процессе усвоения новых знаний, новых понятий; изучение роли субъективных факторов(поведения политических элит, лидеров, граждан) в осуществлении политики;

 

1.Происхождение термина "элита" и его современное значение.

Слово "элита" в переводе с французского языка означает "лучшее, отборное, избранное", "лучшее в своем роде".

В другом, более узком значении понятие "элита" относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми уникальными качествами управлять ими, создавать образцы и нормы поведения, направлять общественное развитие.

Первые представления о значении



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.212 (0.075 с.)