Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология политических партийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В политической науке существует достаточно большое количество классификаций политических партий по различным признакам. Так, например, известный французский политолог, один из классиков французской и европейской политической науки М.Дюверже подразделял все политические партии на кадровые и массовые, соответственно выделяя их характерные признаки. 1. Выделенные им кадровые партии являются наиболее старыми, и их возникновение связано с утверждением в европейских странах всеобщего избирательного права. По своей сути, это партии политической элиты, призванные способствовать осуществлению карьеры отдельных политических деятелей: провести в качестве депутатов в парламент, продвинуть на министерские и иные посты, и т.д. Их отличают следующие особенности: 1) Они стремятся не постоянному увеличению численности своих членов, а к получению максимальной поддержки на выборах; 2) У них отсутствует сеть региональных организаций; вместо этого лидеры кадровых партий ищут поддержки влиятельных фигур местного масштаба (нотаблей), способных убедить избирателей региона голосовать в пользу данной партии - крупных предпринимателей, юристов, священников, учителей, профессоров университетов, и т.д.; 3) Как следствие этого у партии отсутствует регулярное массовое членство и дисциплина, а вся партийная жизнь сосредоточена в центральном руководящем партийном органе (штабе). В современном мире к числу кадровых партий относятся Республиканская и Демократическая партии США, Радикальная партия во Франции, и др. Своеобразным антиподом кадровых являются массовые партии, само рождение которых стало результатом роста рабочего движения в конце 19 - начале 20 вв. Наиболее яркий пример массовой партии - основанная в 1875 г. Социал-демократическая партия Германии, насчитывавшая в своих рядах в начале ХХ века более 1 млн. членов. Будучи детищем рабочего движения, массовые партии изначально создавались для политической и экономической борьбы, и в качестве их организационной базы чаще всего выступали профсоюзы. Соответственно и общие признаки массовой партии заметно отличают ее от кадровой: 1) Высокая численность; 2) Регулярное членство и дисциплина, проведение систематической работы с членами и сторонниками партии в период, когда не проводятся предвыборные кампании - проведение разного рода партийных мероприятий (праздники, митинги, шествия), а также политическое обучение (клубы, кружки, и т.д.), помощь рядовым членам и сторонникам партии в решении их конкретных проблем, отбор и продвижение вверх по партийной лестнице наиболее способных активистов. В условиях современного общества, когда деление общества на традиционные классы (пролетариат и буржуазию) не носит ярко выраженного характера, и существует большое количество промежуточных социальных групп (т.н. средний класс), утверждается еще один тип политической партии - т.н. "всеохватывающая партия" или "партия - хватай - всех - подряд". Особенностью такой партии является то, что она стремится привлечь на свою сторону выходцев из самых разных социальных слоев, поощряя их участвовать в партийной жизни в самых разных формах - в качестве членов, активистов, участников групп поддержки, просто сочувствующих и регулярно голосующих на выборах. Большое значение для такой партии имеет фигура лидера, который, умело используя силу своего личного обаяния и воздействия на массы, привлекает на сторону партии самых разных людей Помимо рассмотренной нами выше, в современной политической науке выделяются еще целый ряд классификаций (подразделения на типы) политических партий по различным признакам: 2. По основным задачам своей деятельности они подразделяются на: а) доктринальные, т.е. нацеленные на пропаганду и воплощение в жизнь определенной идеологии (коммунистической, нацистской, либеральной, и т.д.); б) прагматические - т.е. ориентированные на защиту интересов определенного социального слоя или группы (предпринимателей, фермеров, лиц наемного труда, национальных меньшинств), и т.д.; в) харизматические - т.е. объединившиеся вокруг яркого лидера и призванные обеспечить ему популярность и поддержку. 3. В зависимости от характера представляемого общественного интереса политические партии делятся на социальные (например, Аграрная партия), этнические или национальные (ирландская партия "Шинн фейн", выступающая от имени всех ирландцев, проживающих в Ирландии и в Великобритании), демографические (Объединенная женская партия Бельгии), культорологические (партии любителей пива в Германии и в России, стремящиеся отстаивать права потребителей, определенный уровень потребительской культуры). 4. В зависимости от принципов внутренней организации политические партии также могут быть соответственно поделены на: а) Парламентские - их структуру формируют региональные отделения парламентских партий в различных регионах страны; б) Лейбористские - сформированные на основе профсоюзов, когда все члены определенного отраслевого профсоюза автоматически являются членами связанной с ним политической партии; в) Авангардные - т.е. построенные на принципах территориально - производственного объединения (партийные ячейки в трудовых коллективах, по месту жительства, и т.д.). 5. Довольно распространенным также является деление политических партий на типы в зависимости от их отношения к правящему режиму: правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные (т.е. запрещенные и находящиеся вне закона), партии - лидеры (т.е. оказывающие решающее влияние на принятие политических решений) и партии - аутсайдеры (лишенные такой возможности и находящиеся "на обочине" политической жизни), партии, правящие монопольно (единолично) или в коалиции с другими, и т.д. 6. Наконец, возможно деление всех политических партий в зависимости от их ориентации на ту или иную идеологию. В соответствии с этим признаком выделяются: а) левые партии, т.е. выступающие за ту или иную степень социального равенства, усиление регулирующих функций государства в экономике, за целенаправленную политику в отношении лиц наемного труда и социально ущемленных слоев (коммунистические, социалистические и социал- демократические партии различных стран мира); б) центристские партии, стремящиеся в своей деятельности примирить и согласовать интересы различных слоев общества, проводить политику в интересах большинства граждан (общенациональные и общегражданские партии различных стран); в) правые партии либерального толка, отстаивающие в своей деятельности ценности частной собственности и основанного на равноправной конкуренции свободного рынка, индивидуальные права и свободы, и одновременно решительно выступающие против активного вмешательства государства в экономику и частную жизнь граждан (например, Республиканская партия США, Консервативная партия Великобритании, Христианско-демократический союз в ФРГ); г) правые партии националистического толка, ставящие на первый план интересы нации, сильного государства и общенационального единства, нацеленные на укрепление исторических сложившихся ценностей определенного народа и защиту их от разлагающего иностранного влияния (Национал - республиканская партия ФРГ, Национальный фронт во Франции, Национал - либеральная партия Румынии, и т.д.).
Функции политических партий
В истории политической мысли сложилось весьма неоднозначное отношение к роли политических партий в жизни общества. При этом некоторые политические мыслители склонны отмечать их скорее негативное воздействие на общественные процессы. Так, например, французский философ Ж. - Ж.Руссо усматривал в существовании партий превращение народовластия, прямой власти народа в косвенную, при которой от его имени правят партийные лидеры. Один из первых американских президентов и отцов - основателей США Дж. Вашингтон также говорил о гибельности воздействия партий, подрывающих единство общества, полагал, что они в действительности являются "готовым оружием для подрыва власти народа". Развил этот подход видный российский правовед М.Я.Острогорский, эмигрировавший после Октябрьской революции на Запад. Находясь в эмиграции, на богатом материале США, Великобритании и Франции 20-х - 30-х гг. он пишет исследование "Демократия и политические партии", где оценивает роль последних весьма критически. По его мнению, негативное влияние политических партий на общественную жизнь проявляется в том, что они: 1) Обращают своих сторонников в догматическую веру, подавляют их свободомыслие и способность критически оценивать политику; 2) Рядовому гражданину партия "закрывает глаза" на общественную жизнь, объявляя его "низкое мнение" покушением на свою честь; 3) В конце концов воля партии и воля избирателей подменяется волей партийных руководителей. Примечательно, что подобные негативные оценки роли партий в общественной жизни нередко и встречаются и сегодня. Так, например, оценивая роль партий в системе власти современной ФРГ, немецкий профессор права В.Генис замечает: "Право партий назначать должностные лица является всеобщим злом федерального правления... Партии не терпят около себя других богов. Кто не за них, тот против них. Дистанция между политическим персоналом и народом сегодня более значительна, чем в Веймарской республике или во времена Бисмарка." Однако, признавая справедливость большинства высказанных в адрес политических партий упреков, нельзя признать, что в современной политике нет другого механизма или института, способного заменить политическую партию, выполняя за нее целый ряд важнейших функций в организации и обеспечении политической жизни общества. Так, например, весьма значительна роль политических партий в обеспечении нормального функционирования институтов политической власти. В частности, именно они: 1) Являются механизмом перераспределения власти и властных должностей - иначе говоря, партийные лидеры, получившие поддержку общества на выборах, входят во власть, заменяя тех, кто эту поддержку утратил; 2) Обеспечивают связь населения с властными структурами, стимулируют участие граждан в политике - так или иначе, именно через участие в деятельности партий, начиная от рядового активиста и заканчивая постом партийного лидера, граждане имеют возможность сделать политическую карьеру и "сходить во власть"; 3) Осуществляют отбор и привлечение "наверх" политических лидеров, экспертов и аналитиков - известно, что правительство, а также в значительной степени аппарат исполнительной и законодательной власти комплектуются за счет людей, выдвинутых политическими партиями; 4) Укрепляют связи между различными ветвями власти и политическими институтами - в случае, если исполнительная и законодательная ветви власти контролируются представителями одной и той же политической партии, такая "прочность" отношений между ними очевидна; если же они находятся под контролем различных партий (например, в США президент представляет республиканскую партию, а в парламенте в большинстве демократы) противоречия сглаживаются с помощью межпартийных консультаций. Помимо этого, политические партии выполняют весьма важные функции по отношению к политической системе общества в целом. В число этих функций входят: 1) Упорядочивание политической жизни: политические партии с помощью пропаганды активно влияют на мнение избирателей, склоняют их к голосованию за определенные программы. Благодаря этому люди голосуют на выборах не за отдельные фигуры, а именно за программы партийных объединений (то есть действуют более осмысленно, отталкиваясь от своих интересов). В результате же голосования за одну и ту же партию и ее программу вместо отдельных и разрозненных субъектов политики формируются группы избирателей с устойчивыми политическими предпочтениями; 2) Обеспечение социальной интеграции - политические партии объединяют вокруг себя представителей самых разных социальных слоев и групп (например, общенациональные или религиозные партии), способствуют упрочению отношений между ними; 3) Соединение интересов - политические партии, выступающие от имени конфликтующих групп общества, путем переговоров и соглашений между собой способствуют их примирению (например, можно вспомнить такие переговоры и соглашения между лидерами партий, представляющих конфликтующие между собой протестантскую и католическую общины в Северной Ирландии, переговоры между конфликтующими политическими (этноконфессиональными) силами в Ливане); 4) Политическая социализация: политические партии, ведя активную пропаганду, привлекают граждан к решению общественных проблем, прививают им знания и интерес к политике.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 932; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.170.164 (0.009 с.) |