Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 1. Теоретико-методологические основы политической науки.↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лекция 1. Теоретико-методологические основы политической науки.
1. Природа политики. Субъекты и функции политики. 2.Предмет политической науки. 3. Категории, методы исследования и функции политической науки.
Цели и задачи лекции: усвоение основных понятий и категорий политологии, ознакомить студентов с основами политической науки; формирование у студентов умений и навыков логического мышления, умений анализировать политические процессы и явления, происходящие в обществе.
Предмет политической науки. Изучение различных аспектов политики осуществляется системой политических наук. Это обусловлено многомерностью и многоплановостью политических явлений и процессов, которые могут быть познаны лишь в результате разработки и применения различных концептуальных и методологических подходов. В силу сложившейся традиции совокупность научных дисциплин, изучающих политику, называют “ политической наукой ” (political science). Этот термин, употребляемый и в российской, и в зарубежной литературе в единственном числе, “обозначает особую отрасль обществознания, специальным объектом изучения которой является политика, политическая жизнь общества. В этом отношении он равнозначен другим обозначениям, таким, как “наука о политике”, “политология”” В настоящее время в мире нет единой, всеохватывающей политической науки. Она существует скорее в собирательном смысле, поскольку давно дифференцировалась на большое количество дисциплин, потенциал и инструментарий которых используется в зависимости от характера политического объекта и задач его исследования. Так, например, юридические вопросы властных отношений рассматриваются правовыми науками, экономические основы власти – политической экономией, идеологические аспекты – политической философией, конкретно-политическая деятельность – политической историей. Центральным, связующим звеном этой системы выступает политология, понимаемая не как совокупность всего круга политических наук, а в более узком, дисциплинарном смысле. Она обобщает и систематизирует политическое знание, анализирует опыт развития политических отношений и процессов, функционирование политических систем и институтов, изучает закономерности и особенности политической деятельности людей. Российский ученый А.Ф.Зотов отмечает, что эта наука “выявляет условия, орудия, компоненты и пределы политического действия, политического поведения и политической жизни” Можно сказать, что политология – это наука о политике, управлении государственными и общественными делами, политической деятельности и политических возможностях людей. Ключевым предметом исследования в политической науке является власть, властные отношения в государственной, социальной, экономической, идеологической и иных сферах жизни общества, участие людей в политике. По мнению французского политолога Ф.Бро, можно выделить три уровня толкования анализируемого феномена: во-первых, политику, определяемую как направление действий, вокруг которого объединяются в единое целое решения, мнения по их реализации и их формулировка, например, “внешняя политика правительства”, “торговая политика фирмы”; во-вторых, политику, понимаемую как особую сферу, где сталкиваются индивиды и группы единомышленников в борьбе за завоевание государственной власти и ее местных органов; в-третьих, политику, трактуемую более широко, как искусство управления людьми в обществе. Итак, политическая наука представляет собой систему знаний о власти и властвовании, о закономерностях и особенностях становления и развития политических отношений, систем, институтов и процессов в обществе, о причинах, условиях и возможностях политической деятельности. Особенности политического знания определяются тем, что оно рассматривает общество в органическом единстве различных сторон его жизни, функционирующих и развивающихся через политическую деятельность людей. Политология изучает политические интересы и отношения, возникающие в процессе этой деятельности, во взаимосвязи и взаимодействии объективного и субъективного факторов. Политическая система и в целом политическая сфера общества выступают в качестве важнейшего объекта политологических исследований. Их анализ включает все вопросы, связанные с проблемами политики, с политическими потребностями и ценностями, политическими ориентациями и отношением людей к самим себе как к субъектам политики, а также к различным политическим событиям, происходящим в обществе. В соответствии с решениями группы экспертов ООН с 1948 г. в рамках политологии развиваются четыре основных направления исследования: политическая история; политические институты; партии, группы и общественное мнение; международные отношения. В разных странах при изучении политической науки делается акцент на те или иные указанные группы проблем, вводятся новые темы. Так, в США в качестве относительно самостоятельных разделов политологии изучаются история политических идей и политическая философия, американская политика, исследование международных отношений, сравнительная политология зарубежных политических систем и процессов. При этом обычный курс раздела “Американская политика” охватывает, как правило, 18-20 логически увязанных проблем, на изучение которых отводится от 80 до 120 учебных часов. В Казахстане широкое изучение и преподавание политологии началось лишь несколько лет назад. В 1990 году Высшим аттестационным комитетом СССР была опубликована программа курса “Основы политологии”, в которой очерчены такие узловые проблемы этой дисциплины, как предмет и метод политической науки, история политической науки и ее современные школы, политическая система и ее компоненты, политический процесс, субъекты политики, политическое сознание и политическая культура, политическая теория и практика международных отношений, политическая прогностика. Сегодня пожалуй, нет такого высшего учебного заведения, где бы ни изучались те или иные политологические курсы. Однако, разумеется, в каждом университете, институте или академии есть свой специфический подход к составлению учебных планов и программ по политологии и смежным с ней обществоведческим дисциплинам. Исторически политология акцентировала внимание на вопросах исследования власти, деятельности политических институтов, роли индивидов и социальных групп в политике. Сегодня она имеет тенденцию к выходу за рамки изучения формальной динамики политических систем и процессов, уделяя большое внимание роли человеческого фактора в политике. По мнению Д.Хелда, “политология – это наука о преобразовательных возможностях социальных агентов и институтов. Она не имеет своим предметом исключительно деятельность правительства или правительств... Изучение политики является прежде всего освоением истории возможностей человека и возможностей человеческой истории”. Из наиболее важных проблем, разрабатываемых и изучаемых современной политической наукой, можно выделить следующие: – закономерности выражения и реализации интересов социальных групп и индивидов в политике, воздействия политических институтов и организаций на общество; – динамика политических процессов и систем в различных цивилизационных средах, развитие сравнительной политологии; – способы достижения и поддержания политической стабильности в обществе, анализ политических конфликтов, поиск путей их мирного и справедливого урегулирования; – легитимация власти в ее различных проявлениях; – политическая социализация и участие граждан в политической жизни, влияние политической культуры на политические процессы и деятельность людей, тенденции развития политического сознания, политическое лидерство; – процесс принятия политических решений, политическая коммуникация в обществе; – политическая идеология, деятельность и тенденции развития политических партий и движений; – глобальные и региональные проблемы мировой политики; – политическая прогностика, моделирование политических процессов, политологическая экспертиза социально-экономических и иных программ развития общества. Следует отметить, что многие из указанных проблем находятся как бы на стыке различных политических наук. Так, например, в поле зрения политической социологии находится воздействие всей совокупности общественных отношений на выработку политики и деятельность политических организаций. Политическая психология исследует ценностные ориентации, потребности, настроения, чувства и другие психологические компоненты, которые, формируясь у людей в результате социально-политической деятельности, проявляются в политических действиях индивидов и социальных групп. В свою очередь деятельность политических институтов рассматривается не только политологией, но также и правовыми науками, а история политических учений – социальной философией. В известном смысле можно говорить о конкуренции и пересечении интересов дисциплин, изучающих политику. Однако политология пользуется заслуженным авторитетом в исследовании своих “классических” проблем. По словам французского ученого П. Фавра, “философы, социологи и историки охотно уступают институционально оформившейся политической науке изучение политических институтов, выборов и перипетий политической борьбы”
Политическая мысль Востока
Цивилизации Древнего Востока (Древнего Египта, Вавилона, Индии и Китая) сохранили фрагментарные суждения об устройстве государства, искусстве правления. Существовавшие тогда представления об общественном порядке при некоторых особенностях и различиях исходили их тезиса о божественном характере власти и положения о том, что государство является составной частью мирового космического порядка. Иррациональная система земледелия обусловила господство деспотических форм правления, которые только и были в состоянии обеспечить эффективность аграрного производства, для чего постоянно требовалось сгонять людей на рытье каналов, посевные и уборочные работы. Поэтому размышления об устройстве общества имели, как правило, характер наставлений для повседневной жизни, которые больше акцентировали внимание на обязанностях подданных государства. Древнекитайское государство представляло собой разновидность восточной деспотии. Глава государства, наследственный монарх, одновременно являлся первым жрецом и единственным землевладельцем. Он опирался на наследственную земельную аристократию, составляющую государственный аппарат. Большую часть населения составляли бесправные, подневольные общинники (простолюдины). Отношения между этими сословиями были напряженные: в стране часто вспыхивали заговоры и перевороты. На таком социальном фоне развивалась политическая мысль. Она была прагматична и пыталась реагировать на потребности практики. Одним из самых влиятельных политических учений Древнего Китая было конфуцианство.Конфуций (Кун Фу - Цзы, 551 - 479 г. до н.э.) был родоначальником философской и политической мысли Китая. Его политическое учение исходит из того, что идеальное правление государством должно опираться на мораль. И прежде всего на такие этические понятия, как “взаимосвязь”, “золотая середина” и “человеколюбие”. Конфуций полагал, что эти понятия составляют “правильный путь” (дао), которому должен следовать каждый, кто желает жить в согласии с самим собой и с другими людьми. “Благородные мужи” (правители) должны проявлять заботу о своих подданных, воспитывать их силой собственного нравственного примера. Благородством Конфуций наделял тех, кто в своей жизни следует моральным заповедям: “будь требователен к себе”, “живи в согласии с другими”, “в делах своих следуй долгу и закону” и т.д. Государство, по Конфуцию, представляет собой большую семью, где правитель - это отец, а подданные - его сыновья. Прямо противоположная система организации государства была предложена представителями другой философской школы Древнего Китая, доминировавшей в середине 4 в. до н.э., - школы легистов (законников). Мудрого правителя, отца своего народа, добродетели которого прославляли конфуцианцы, легисты заменили деспотом. Он правит с помощью системы жестоких наказаний, круговой поруки и взаимного доносительства. Только так, считали они, можно воспитать истинную добродетель. Необходимость подобных методов правления один из основоположников этой школы, Шан Ян, обосновывал тем, что и люди, и общество меняются. По его мнению, “в древности люди были просты и поэтому честны; ныне же люди хитры и поэтому нечестны”. Если раньше и можно было управлять людьми, исходя из добродетели, то теперь необходимо, чтобы в государстве было много наказаний и мало наград; следует жестоко карать за самые мелкие преступления, тогда больше им неоткуда будет взяться; разобщать людей нужно взаимной подозрительностью, слежкой и доносительством. Люди несовершенны, эгоистичны и не склонны сознательно следовать своему долгу (дхарме). Данное положение является исходным для политической мысли Древней Индии. Как же заставить людей праведно исполнять свои обязанности? На этот вопрос пытался ответить один из наиболее известных авторов “Артхашастры” (трактатов о природе и организации праведного исполнения людьми своего долга) - Каутилья (4 в. до н.э.). Сохранение Богом установленного на земле порядка, по его мнению, возможно с помощью мудрого и искусного правителя. Мудрый государь должен знать, что от него ожидают его подданные. Он может заставить их исполнять свои обязанности, пощряя их праведные действия. Но прваитель жестоко подавляет неповиновение царской власти, которая должна быть сильной, поскольку рассматривалась в качестве главного средства приобретения новых территорий и приумножения богатства.
Понятие и сущность власти.
Предваряя разговор о политической власти, сразу же следует заметить, что власть вообще - одна из самых спорных и неоднозначных категорий как политической, так и социально - философской науки. Казалось бы, на первый взгляд, каждый из нас представляет себе, что такое власть, но тем не менее мало кому удается дать одновременно четкое и ясное ее определение. На сегодняшний день количество данных учеными - политологами определений огромно, и тем не менее ни одно из них не является удовлетворяющим большинство исследователей и более или менее исчерпывающим. Попробуем предложить наше собственное определение власти, расширяя и углубляя наши представления об этом явлении по мере дальнейшего рассказа. Тоталитаризм. Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Что же касается самого этого слова, а также тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельность) и «totalis» (весь, полный, целый). В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Муссолини в 1925 г. В конце 20-х гг. английская газета «Тайме» писала о тоталитаризме как о негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР. Теория тоталитаризма складывалась в 40—50-х гг. и получила развитие в последующие десятилетия. Первые классические теоретические исследования по проблемам тоталитаризма — работы Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944) и X. Аренд «Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный труд К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956), в котором сделана попытка эмпирически обосновать тоталитаризм как понятие, отражающее сталинизм и другие однотипные политические режимы. К числу режимов, наиболее близких к тоталитарной модели, следует отнести военные диктатуры в ряде стран Латинской Америки в 50-е – 80-е г.г. (Гаити, Гватемала, Парагвай, Чили и др.), режим Пол Пота в Камбодже (середина 70-х г.г.), “тоталитарный социализм” в Албании (до 1988 г.), расистский режим в ЮАР (до 1989 г.), а также и ныне существующий религиозно-фундаменталистский режим в Иране, установленный в 1979 году в результате победы “исламской революции”. Хотя тоталитаризм становится реальностью лишь в XX в., его идейные истоки уходят в глубокую древность. Тоталитарные взгляды и прежде всего идеи необходимости полного подчинения части целому, индивида государству, а также тотальной управляемости обществом существуют свыше двух тысячелетий. Так, еще в V в. до н.э. Гераклит считал, что, обладая мудростью, совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми вещами». Достаточно детальное обоснование тоталитарные модели государства получают у Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Г. Бабефа, Сен-Симона, Ж.-Ж. Руссо. В более позднее время они развиваются в трудах Фихте, Гегеля, Маркса, Нищие, Ленина, Сореля, Зомбарта и других мыслителей. Тоталитарная утопия представляется в форме идеологии, обосновывающей цели коллективных действий. Дальнейшая логика формирования тоталитарного строя примерно такова. Общие цели конкретизируются и реализуются с помощью экономического и социального планирования. Всеобъемлющее планирование в свою очередь нуждается в надежной гарантии реализации планов — всесильной власти и массовой поддержке, что обеспечивается с помощью как гипертрофированного роста институтов власти и социального контроля, так и в систематической идеологической обработке населения и его мобилизации на исполнение планов. При этом подавляется всякое инакомыслие, ибо без единой идеологической веры невозможно массовое послушание. Управляемая из центра сложнейшая государственная машина не допускает индивидуальной свободы граждан-винтиков, так как это угрожает сглаженности всего целого. Ради достижения великой общей цели позволительно использовать любые средства, не считаясь с затратами и жертвами. Предпосылки тоталитаризма. Реальное воплощение тоталитарных моделей и логики стало возможным лишь в определенных общественных условиях. Главной общей предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделала технически возможными систематическую идеологическую индоктринацию (насильственное внедрение идеологии, доктрины), тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью. На этой ступени развития в ряде стран появились мощные организационные монстры — монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством. Усилилось и само государство, расширились его социальные функции. Нарастание элементов рациональности, организованности, управляемости в общественной жизни, равно как и очевидные успехи в развитии науки, техники и образования, порождали иллюзии возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Ядром, стержнем этой тотальной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть. Тоталитаризм представляет собой специфическую попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития реального противоречия между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой. Отец итальянского фашизма Муссолини отмечал: «Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности»[i]. Порождением индустриализма и этатизма (резкого расширения государственного влияния) является и лежащее в основе тоталитаризма коллективистско-механистическое мировоззрение. Его суть состоит в восприятии мира как огромной механической системы, а совершенного, идеального государства — как единой, хорошо организованной фабрики, машины, состоящей из центра управления, узлов и винтиков и подчиняющейся единой команде. Тоталитарные коллективистские представления значительно расходятся у элит и масс. Если для политической элиты характерно преимущественно рационалистическо-индустриальное видение общей цели, то у масс сознание может носить общинно-коллективистский характер, что особенно проявилось в странах Востока. Однако в любом случае тоталитаризм базируется на сознании, исходящем из безусловного подчинения индивида коллективу. Одной из важнейших субъективных предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека атомизацией общества в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Это приводит к массовым социальным фрустрациям, желанию человека убежать от холодного и бездушного мира, от одиночества и бессмысленности своего существования, преодолеть бессилие и страх перед рыночной стихией, найти упоение и смысл жизни в новых идеологических ценностях и коллективистских формах организации. Капитализм с его жесткой конкуренцией, борьбой всех против всех, эгоистической моралью, обезличиванием индивида вызывает у многих людей психологическое отторжение, делает их восприимчивыми к тоталитарной идеологии. Тоталитаризм имеет для социально отчужденной, одинокой личности психологическую привлекательность. Он дает надежду с помощью новой веры и организации утвердить себя в чем-то «вечном», несравненно более значительном во времени и пространстве, чем отдельный индивид, — в классе, нации, государстве, партии и т.п. С помощью приобщения к сакрализированной, всемогущей Власти человек преодолевает одиночество и получает социальную защиту. Кроме того, тоталитаризм соблазняет многих людей возможностью дать выход своим агрессивным, разрушительным инстинктам, преодолеть комплекс собственной неполноценности и возвыситься над окружающими с помощью принадлежности к избранной социальной (национальной, расовой) группе или партии. Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастают в периоды острыхсоциально-экономических кризисов, вливающих свежую кровь и новую энергию в тоталитарные движения. Кризис резко усиливает бедствия и недовольство населения, ускоряет созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок — появления значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитарной революции или поддерживающих ее. Это достигается в первую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы — промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания, утратившие культурную и социально-этническую идентификацию. Маргиналы обычно нигилистически настроены по отношению к прошлому, не дорожат им и склонны к различным политическим авантюрам. Они больше, чем кто-либо, связывают свои надежды с идеологическими утопиями. Как обнаружили американский социолог Р. Парк и другие исследователи, маргиналы выделяются такими психологическими качествами, как беспокойство, агрессивность, честолюбие, повышенная чувствительность, стесненность, эгоцентричность. С помощью социальной демагогии тоталитарные движения могут использовать в своих целях недов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.96.17 (0.015 с.) |