Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Структура политики и политической науки

Поиск

Тема 1. Структура политики и политической науки

Вариант №1

Цель занятия: анализ роли политики в жизни общества, определение предмета политологии, зна­комство с ее историей, парадигмами, методами и категориями, выявление места политологии в системе гуманитарных наук, изучение основных функций науки о политике.

 

Основные понятия: политика, политология, функции политологии, сравнительная политология, прикладная политология, парадигмы и школы политологии, методы политологии, предмет политологии, основные проблемы исследования и изучения политической науки.

 

1. Какие формы познания политики предшествовали политической науке?

2. С именами каких мыслителей прошлого связано развитие политических исследований?

3. Назовите причины, обусловливающие интерес многих философов к социально-политическойпроблематике.

4. В какой исторический период политическая наука оформилась как самостоятельная научнаядисциплина?

а) IV в. до н.э.;

б) XI—XIII вв.;

в) конец XIX в.;

г) середина XX в.

5 Расскажите об этапах развития политической науки в Беларуси.

6. С чем связана многозначность термина «политика»?

7. Каковы причины возникновения политики?

8. Что определяет специфику политики как самостоятельной сферы общественной жизни?

9. Какие функции политика выполняет в обществе? Выделите, на ваш взгляд, наиболее важныефункции и аргументируйте свой выбор.

10. В каких случаях политика проникает во все сферы жизни общества и подчиняет их себе? Приведите конкретные примеры такого подчинения.

11. Как соотносятся экономика и политика; политика и мораль; политика и право как механизмырегуляции общественной жизни?

12. Политика часто определяется как специфическая сфера деятельности, связанная с принятием решений на высшем уровне власти и управления в стране.

13. Определите каналы воздействия и обратной связи «большой политики» и «повседневной жизни».

14. Д. Истон определяет политику как властное распределение ценностей внутри общества. Что подразумевает данная трактовка?

15. Охарактеризуйте структуру политики.

16. Дайте развернутое определение понятия «политология».

17. Раскройте содержание предмета политологии.

18. Назовите известных вам мыслителей, внесших наибольший вклад в процесс становления современной политологии и оказавших наибольшее влияние на ее дальнейшее развитие.

19. Назовите основные сферы применения прикладной политологии.

20. Охарактеризуйте гносеологическую функцию политологии.

21. Дайте характеристику прогностической функции политологии.

22. Охарактеризуйте функцию критического анализа политической действительности.

23. Раскройте содержание основных методов политической науки.

24. Чем отличаются методы политологии от методов естественных наук?

25. Назовите и раскройте содержание основных категорий политической науки.

26. Какие отрасли научного знания объединяет понятие «пограничные политологические дисциплины»?

27. В чём сущность системного метода исследования политических явлений?

28. Назовите специфические черты бихевиоризма. Раскройте достоинства и недостатки бихевиоризма.

29. В чём заключается суть моделирования политических процессов?

30. В каких случаях в политологии применяется метод экспертных оценок?

31. Какие социологические методы используются в политическом анализе.

 

Литература

1. Политология. Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 10.

2. Политология. УМК / Под ред. Е.М. Бабосова и Е.П. Сапелкина. Мн., 2002.

3. Мухаев. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, политических и правовых учений. М., 2002.

4. Гоббс Т. // Соч. в 2-х т. М., 1991.

5. Локк Дж. Два трактата о правлении // Соч. в 3-х т. М., 1985.

6. Монтескье Ш. О духе законов. М., 1997.

7. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями). Мн., 2007.

 

Тема 3 Политические и неполитические общественные объединения

Вариант 3

 

Дискуссия на тему:
Почему необходимы политические партии?

Участвую две группы студентов, представляющие интересы и общественное мнение различных групп граждан. Группа А считает, что политические партии не нужны. Группа Б считает, что политические партии нужны.

Основные тезисы, на которые опираются группы в ходе дискуссии:

 

Группа А. Партии народу не нужны. Они необходимы политикам и отдельным группам интересов для достижения своих корыстных и корпоративных целей. Партии разжигают национальные конфликты, дестабилизируют общественные устои. Партии объединяют наиболее несостоятельные общественные группы.

На выборах можно обойтись без политических партий. Народ будет голосовать за независимого кандидата, который прямо ответственен перед своими избирателями.

 

Группа Б.

В обществе различные социальные группы придерживаются различных политических взглядов. Партии являются механизмом и инструментом объединения общих интересов, представления и выражения этих интересов перед институтами власти.

 

В ходе дискуссии «представители» указанных групп кратко излагают основные тезисы. Проводится обмен мнениями. Завершается дискуссия подведением выводов.

При организации дискуссии необходимо использовать материалы периодической печати, дополнительную литературу.

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, СООБЩЕНИЙ, РЕФЕРАТОВ

 

У истоков партологии: Дж. Брайс, Р. Михельс, М. Острогорский.

Партия как социальный и правовой институт.

Партии на выборах, в парламенте и правительстве.

«Железный закон олигархизации» Р. Михельса.

Оппозиция и ее роль в политической жизни.

Партийные ориентации российского электората.

Сравнительный анализ партийных систем в странах СНГ.

Сравнительная характеристика партийных систем в развитых и переходных обществах.

Электоральные стратегии российских партий.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 11.

Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовая основа. М., 1996.

Партии и партийные системы современной Европы. М., 1994.

Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность (становление функционирование, развитие). М., 1996.

Россия: партии, выборы, власть / Под общ. ред. В.Н. Краснова. М., 1996.

Лапаева В.В. Становление российской многопартийности // Социс 1996 № 8.

Холодковский К. Политические партии России и выборы 1995—1996 гг. // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 2.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема XII.

Общая и прикладная Политология /Под общ. ред. В.И. Жукова Б И Красно­ва. М, 1997. Гл. XXVII.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. Гл. 15

Бейме К. Партии // Политология вчера и сегодня. М., 1992. Вып. 4.

Евдокимов В.Б. Политические партии в зарубежных странах: политико-пра­вовые аспекты. Екатеринбург, 1992.

Кисовская Н. Предприниматели и основные политические партии России (1991-1995) // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 3.

Кулик А. Посттоталитарные партии в политическом процессе: методология исследования // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 2, 3.

Пушкарева Г.В. Партии и партийные системы: концепция М. Дюверже // Социально-политический журнал. 1993. № 9.

Шмачкова Т.В. Теории коалиций и становление российской многопартийности (Методики рационализации политического процесса) // Полис. 1996. № 5.

Юдин Ю.А. Финансирование политических партий в зарубежных странах // Государство и право. 1996. № 4.

Партийно-политические элиты и электоральные процессы в России. М., 1996.

 

Вариант 1.

 

Дайте краткий ответ (не более 1 стр.) на один из нижеследующих вопросов в соответствии с Вашим номером в журнале.

1. Назовите избирательные цензы, которые не применяются в наше время?

2. Чем прямые выборы отличаются от косвенных?

3. Некоторые футурологи, отмечая высокие темпы развития ин­формационных технологий, предрекают в будущем введение ком­пьютерной системы голосования, при которой каждый избира­тель, используя глобальные сети, сможет голосовать, не выходя из собственного дома. Попытайтесь определить положительные и отрицательные моменты такой системы.

4. Назовите достоинства и недостатки мажоритарной избирательной системы.

5. Назовите исторические процессы, оказывавшие влияние на формирование процедуры выборов и представительства.

6. Назовите достоинства и недостатки пропорциональной избирательной системы.

7. Назовите разновидности мажоритарных избирательных систем и охарактеризуйте их.

8. Какие категории граждан могут выступать инициатором проведения референдума в Республике Беларусь?

9. Что означает термин «избирательный порог» и в каких государствах он применяется?

10. Что означает термин «активное избирательное право»?

11. Что такое смешанная избирательная система?

12. Для чего в современных цивилизованных обществах проводятся выборы?

13. Какие разновидности выборов вы знаете?

14. Проведите различия между «альтернативным», «коммулятивным» и «лимитированным» типами голосования.

15. Почему выборы являются основным элементом демократии?

16. Какие принципы выборов должны соблюдаться, чтобы они считались демократическими?

17. Какие категории граждан Республики Беларусь не обладают избирательным правом?

18. Назовите избирательные цензы и раскройте сущность каждого из них.

19. Какие особенности выборов в условиях авторитарного политического режима?

20. Перечислите стадии избирательного процесса?

21. Что означает термин "абсентеизм" и в каких государствах это явление наиболее распространено?

22. По какой избирательной системе проходят выборы президента Республики Беларусь?

23. Каких видов могут быть партийные списки при пропорциональной избирательной системе?

24. Какие основные функции выполняют политические выборы на современном этапе?

25. В чем отличительная особенность выборов в условиях тоталитарного политического режима?

26. Какие принципы заложены в основу современного избирательного права?

27. С какой целью вводится ограничение денежных средств, которые кандидат может потратить на избирательную кампанию?

28. Для чего агитационная кампания завершается за одни или несколько суток до выборов?

29. Каким образом осуществляется контроль за голосованием и подведением его итогов?

30. Что означает термин «пассивное избирательное право»?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

 

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в Политологию. – М., 1995. Мельник В.А. Политология. – Мн., 1999.

Решетников С.В. Политология. – Мн., 2005.

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.,1999. Гл. 9.

Автономов А.С. Основные категории и институты избирательного права. М., 1995.

Автономов А.С.. Морозова Б.Г. Избирательная кампания. М., 1995.

Избирательные системы и наблюдение за выборами. М., 1995.

Лейкман Э., Ламберт Дж. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательной систем. М., 1958.

Лысенко В.И. Выборы в представительные органы в новой Европе: политический опыт и тенденции 80-90-х годов. М., 1994.

Никитин. А.Ф. Избирательное право. Избирательный процесс. М., 1996.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. Гл. V, § 6-8. Общая и прикладная политология / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997. Гл. XV.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. Гл. 22.

Алексеров Ф., Ортешук П. Выборы, голосование, партии. М., 1995.

Выборы. Федеральное законодательство. М., 1996.

Постников А.Ж. Избирательное право России. М., 1996.

Степанков И.М., Аверин Ю.П., Розенталь Э.И. Избирательная кампания: стратегия, тактика, психологические аспекты. М., 1995. Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М., 1993.

Холодковский К.Г. Как выбирают парламент в странах Европы, Америки, Азии... М., 1993.

Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг, или как «продать» вождя // Полис. 1997. № 5.

Мерло П. Избирательные кампании и проблемы их подготовки: «равное игровое поле» и демократические выборы // Полис. 1995. № 4.

Мерфин Р. Технология избирательной кампании в США// Полис. 1991. № 3.

Комаровский К.С. Демократия и выборы в России: теория и история вопроса // Социс. 1996. № 6.

Собянин А., Суховольский В. Как организовать контроль на выборах? М., 1995.

Таагепера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем // Полис. 1997. №

 

Вариант 1

Дайте краткий ответ (не более 1 стр.) на один из нижеследующих вопросов в соответствии с Вашим номером в журнале.

 

1) Перечислите основные типы политических режимов.

2) Охарактеризуйте сущностные черты и признаки тоталитаризма.

3) Охарактеризуйте сущностные черты и признаки авторитаризма.

4) Охарактеризуйте сущностные черты и признаки демократии.

5) Охарактеризуйте сущностные черты и признаки гибридных режимов.

6) Перечислите основные признаки, присущие тоталитаризму.

7) Кто впервые ввел в политический лексикон термин «тоталитаризм»?

а) К. Маркс; б) Т. Рузвельт; в) А. Гитлер; д) В. Ленин; г) У. Черчилль; е) Б. Муссолини.

8) Кто из политологов является автором теоретической модели полиархической демократии?а) М. Вебер; б) С. Хантингтон; в) Р. Даль;

г) Г. Алмонд.

9) Кому принадлежит определение демократии как «институционального устройства для принятия политических решений, в котором индивиды приобретают власть... через конкурентную борьбу за голоса избирателей»? а) С. Липсету; б) И. Шумпетеру; в) А. Лэйну; г) Ф. Шмиттеру.

10) Сформулируйте основные отличия тоталитаризма от авторитаризма.

11) Какие социальные слои составляют социальную базу правого и левого тоталитаризма?

12) Охарактеризуйте тоталитарные режимы с точки зрения их легитимности и эффективности.

13) Какие политические режимы называют военными?

14) Назовите основные движущие силы бюрократического авторитаризма.

15) Чем современная демократия отличается от античной?

16) Охарактеризуйте популистские режимы с точки зрения их эффективности.

17) Наиболее часто встречающейся ошибкой в определении демократии является сведение ее только к выборам — «электорализм». Постарайтесь исправить эту ошибку и назовите дополнительные необходимые признаки демократии.

18) В некой стране Х проводятся выборы, и существует парламент. Можно ли на основании этих признаков утверждать о существовании демократии в данной стране?

19) Сформулируйте условия, препятствующие превращению демократии в деспотизм большинства.

20) Дайте развернутую характеристику соотношения капитализма и демократии.

21) Охарактеризуйте особенности диктатуры и демократии в античном мире.

22) В чем Вы видите истоки тоталитаризма?

23) Многоликий авторитаризм: перечислите основные разновидности авторитарного режима в современном мире.

24) Каковы природа и эволюция авторитаризма в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

25) Каковы традиции авторитаризма в российской политической истории.

26) Перечислите современные концепции демократии.

27) Каковы необходимые и достаточные условия для возникновения и устойчивого развития демократии.

28) Какие формы государственного правления известны в современном мире?

29) Что характерно для монархических форм государственного правления?

30) Какие признаки характерны для республики как для формы правления?

31) Какие существуют виды республиканских форм правления?

32) По каким критериям можно определить сущность политического режима?

33) Какие режимы исследуются в науке и существуют в реальной жизни?

34) Какая связь существует между правовым государством и гражданским обществом?


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Белов Г.А. Политология. М., 1994. Гл. 6, § 6—8.

Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. Гл. VI, § 1—5. Гл. VII.

Мухаев Р.Т. Политология. М., 1997. Тема IX.

Пугачев В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1995. Гл. 9—11; 12, §1.

Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996.

Ковлер А. И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века. М., 1997.

Соловьев Э.Г. Феномен тоталитаризма в политической мысли России и Запада. М., 1997.

Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996.

Актон Д. История свободы в античности // Полис. 1993. № 3.

Гаджиев К. С. Эпоха демократии? // Вопросы философии. 1996. № 9.

Каменская Г.В. Генезис идей демократии // Социс. 1994. № 4.

Хантингтон С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консо­лидации // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 6.

Цыганков А.П. Между либеральной демократией и сползанием в авторита­ризм: предварительные итоги политического развития России, 1991—1996 гг. // Социально-политический журнал. 1997. № 1.

Шмиттер Ф. Угрозы и дилеммы демократии // Век XX и мир. 1994. № 7—8.

Эрме Г. Авторитаризм // Политология вчера и сегодня. М., 1991. Вып. 3.

Гаджиев К.С. Эпоха демократии? // Вопросы философии. 1996. № 9.

Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1998.

Рыбкин И.П. Россия в XXI веке: демократия или диктатура? М., 1997.

Тихомиров Л. А. Критика демократии. М., 1997.

Липсет С.М., Сек К..М., Торрес Ч. Сравнительный анализ социальных условий, необходимых для становления демократии // Международный журнал социальных наук. 1993. №3.

Хайл Ш.С. Демократия и общество в развивающихся странах // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1995. № 6.

 

Вариант 1

 

Дайте краткий ответ (не более 1 стр.) на один из нижеследующих вопросов в соответствии с Вашим номером в журнале.

 

1. Опишите смыслы терминов: «модерн», «модернизировать», а в этом контексте – природу признаки и значение политической модернизации общества.

2. Опишите взаимосвязь понятий «политический процесс», «политическое развитие» и «политическая модернизация».

3. Какой фазе политического процесса соответствует политическая модернизация?

4. Составьте перечень основных признаков процесса политической модернизации.

5. Опишите в контексте теории политической модернизации смысл понятия «вестернизация».

6. Опишите взаимосвязь между процессами демократизации политической системы общества и ее модернизаций?

7. Какое отношение к теории политической модернизации имеет «золотой закон» политического развития А. де Токвиля?

8. Опишите основные субъекты процессов политической модернизации и контрмодернизации.

9. Опишите основные типы процессов политической модернизации.

10. Опишите особенности либеральной и консервативной моделей осуществления политической модернизации.

11. Опишите особенности спонтанной (первичной) и «догоняющей» (вторичной) модернизаций.

12. Опишите роль политической элиты в осуществлении модернизации.

13. Составьте перечень социальных ценностей, которые воплощают цели политической модернизации?

14. Опишите основные формы политического развития и определите, какая из них наиболее предпочтительна для процесса политической модернизации.

15. Какой тип политической системы характеризует общество в процессе его политической модернизации?

16. Опишите достоинства и недостатки авторитаризма в процессах модернизации общества.

17. Опишите типы политических режимов, подвергающихся процессам политической модернизации.

18. Определите формы государственного правления, нуждающиеся в политической модернизации и соответственно, причине ее необходимости.

19. Опишите роль фактора политической культуры в процессах политической модернизации.

20. Опишите тип политической культуры, соответствующий модернизированному обществу.

21. Назовите и кратко опишите кризисы типичные для процессов политической модернизации.

22. Опишите признаки и способы преодоления кризиса идентичности.

23. Опишите признаки и способы преодоления кризиса участия.

24. Опишите признаки и способы преодоления кризиса легитимности.

25. Опишите: роль масс в процессах политической модернизации.

26. Прокомментируйте смысл двух тезисов: «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства» и «наиболее консервативные по своей сути народы склонны к самым жестоким революциям».

27. Опишите феномен нелиберальной демократии в контексте процессов политической модернизации.

28. Составьте перечни стран мира, политические системы которых являются: 1) модернизированными; 2) модернизирующимися; и которые этапы политической модернизации еще не прошли.

29. Опишите особенности процессов политической модернизации в Республике Беларусь.

30. Опишите основные цели политической модернизации в Республике Беларусь (по тексту Конституции Республики Беларусь).

 

Вариант 2.

 

Составьте тематический кроссворд, используя термины-понятия (не менее 15-20), относящиеся к теме «Политическая модернизация», совмещая их с понятиями одной из следующих учебных тем:

 

1. Объект, предмет и методы политологии.

2. История становления и развития политической науки.

3. Политически е учения античной эпохи.

4. Политические учения эпохи Средневековья.

5. Политические учения эпохи Возрождения и Реформации.

6. Политические учения Нового времени.

7. История политической мысли Беларуси.

8. Политическая власть.

9. Политические институты.

10. Политическая система общества.

11. Государство.

12. Гражданское общество.

13. Правовое социальное государство.

14. Политические партии и партийные системы.

15. Политические режимы ХХ-ХХ1 в.

16. Республика Беларусь.

17. Политическое поведение и участие.

18. Политический процесс.

19. Политические конфликты и кризисы.

20. Политические элиты.

21. Политическое лидерство.

22. Политическая культура.

23. Процессы политической социализации.

24. Политическая идеология.

25. СМИ и политика.

26. Политическое представительство и выборы.

27. Политические ценности.

28. Внешняя политика и международные отношения.

29. Геополитика и глобальные проблемы современности.

30. Структура политики и политические отношения.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М, 1999. Гл. 15.

Козловский В.В., Уткин A.M., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб., 1995.

Купряшин Г.Л. Политическая модернизация. М., 1991.

Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994.

Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995. Гл. IV.

Купряшин ГЛ. Кризисы модернизации // Кентавр. 1994. № 3.

Пшеворский А. Переходы к демократии // Путь. 1993. № 3.

Цыганков АЛ. Между либеральной демократией и сползанием в авторитаризм: предварительные итоги политического развития России, 1991—1996 гг. // Социально-политический журнал. 1997. № 1.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема XXVI.

Общая и прикладная политология / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И Краснова. М., 1997. Гл. XX.

Мощелков Е.Н. Переходные процессы в России: опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики. М., 1996.

Бергер Д.М. Модернизация и традиция в современном Китае // Полис 1995. №5.

Ильин В.В., Мельвиль А.Ю., Федоров Ю.Е. Демократия и демократизация (Раздел учебного пособия) // Полис. 1996. № 5.

Красильщиков В.А. Модернизация и Россия на пороге XXI века // Вопросы философии. 1993. № 3.

Никитченко А.Н. Транснационализация демократии (Третья волна демокра­тизации в свете теорий международных отношений) // Полис. 1996. № 5.

Поляков Л.В. Методология исследования российской модернизации // Полис. Ч997. № 3.

Растоу Д.А. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис. 1996. № 5.

Харитонова О.Г. Генезис демократии (Попытка реконструкции логики транзитологических моделей) // Полис. 1996. № 5.

Хенкин С. Переходные периоды: слагаемые гражданского мира // Свободная мысль.1994. № 12—18.

Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии // Полис. 1996. № 5.

 

Вариант 1

 

Определите, к какому из идеологических направлений (либерализм, неолиберализм; классический консерватизм, неоконсерватизм; социализм, идеология социал- демократии) относятся следующие цитаты (номер вашей цитаты соответствует вашему порядковому номеру в журнале). Объясните ваш выбор.

Подберите еще 2 связанные с данной идеологией цитаты из списка и кратко обоснуйте эту взаимосвязь.

 

1. «Целью древних было распределение политической власти между всеми гражданами страны: это они называли свободой. Целью современных людей есть безопасность в пользовании личными правами: они называют свободой гарантии этим правам, даваемые государственными институтами». (Бенджамин Констан).

2. «Не так важно, что люди мыслят, а важно то, как они должны мыслить». (А.Шофф).

3. «Мы привержены идее свободы от голода и нищеты, подлинной социальной безопасности и права на труд… Экономический рост, который не направлен на решение экологических и социальных задач, противоречит прогрессу, поскольку он причиняет ущерб окружающей среде и приводит к ликвидации рабочих мест… Законная функция демократической экономической политики состоит в стимулировании развития, которое открывает перспективы на будущее и повышает качество жизни». (Стокгольмская декларация принципов Социнтерна, 1989 г.).

4. «Изменения происходят постоянно и великий вопрос заключается не в том, сопротивляться ли изменению, которое неизбежно, а в том, будет ли оно осуществляться с должным уважением к правам, обычаям, законам и традициям». (Б. Дизраели).

5. «Цель заключается в улучшении материального положения всех, но не обязательно в одинаковой степени или в один и тот же период времени». (Ирвин Кристол).

6. «Существует непримиримое противоречие между самим идеалом «справедливого распределения» и идеалом личной свободы. Это противоречие стало подлинным бичом каждой попытки сделать равенство результатов господствующим принципом организации общества. Конечным их результатом неизменно было царство террора… Но даже террор не мог привести к столь желаемому равенству результатов… Сохранялось вопиющее неравенство, какими бы мерками мы его не измеряли: правители и подданные оказывались неравными не только в отношении власти и могущества, но и по жизненному уровню и праву пользоваться материальными благами». (Фридрих Хайек).

7. «Власть, опирающаяся на принцип заботы о людях, похожа на власть отца над детьми, или власть патерналистскую (imperium paternale), в соответствии с которой, подданные, как и несовершеннолетние дети, не могут различить, что для них является благом, а что несет вред. Они вынуждены… ждать, когда руководитель государства каким-либо образом осчастливит их, и рассчитывать в этом деле только на его доброту. Это наихудший деспотизм из всех, который можно себе представить». (Иммануил Кант).

8. «Либералами являются лишь только те, кто признает, что мир подчиняется законам, которые нам неподвластны. Неизбежное следствие этого принципа состоит в том, что для либералов сумма личных инициатив всегда предпочтительнее волюнтаристского планирования правящей элиты». (Ги Сорман).

9. «Государственная власть должна осуществлять только три основные функции: защита сообщества от внешних врагов; защита каждого члена сообщества от ущерба, который ему могут причинить другие индивиды; занятие теми общественными функциями, которые никто другой сделать не может». (Адам Смит).

10. «К главным принципам данной идеологии следует отнести нравственный абсолютизм, отрицание мелиоризма (веры в неизбежность прогресса), политический реализм, отрицательное отношение к идее социального равенства, традиционализм, отрицательное отношение к политизации человека, приверженность локальным ценностям». (Д. Золль).

11. «История есть не результат спекулятивных размышлений, а кладезь традиций, предвидений и морали. Конституции государств также должны представлять собой не результат абстрактных теоретических предписаний, а вырастать из многовековых традиций. В этом смысле, например, английская неписаная Конституция выгодно отличается от Конституции Французской республики. Французские, равно как и русские, революционеры исходили из теоретических посылок и стремились преобразовать общество на умозрительной основе, тогда как творцы английской Конституции создали гармоничное единство из конгломерата традиций, обычаев, предрассудков и учреждений». (Э. Берк).

12.«Человеческая способность быть справедливым сделала демократию возможной, но человеческая склонность к несправедливости сделала демократию необходимой». (Р.Нибур).

13. «Конкуренция – насколько возможно, планирование – насколько необходимо». (Годесбергская программа СДПГ).

14. «Социализм – это линия горизонта, к которой следует стремиться, но невозможно достичь». (Вилли Брандт).

15. «Государство – это концентрированное насилие». (Николай Бухарин).

16. «Демократические режимы функционируют хорошо тогда, когда мотор развития заложен в самом гражданском обществе, а тормоз в правительстве. Когда же общество лишено внутреннего мотора и импульсы новаций получает из политической сферы, со стороны государства, тогда прогресс выступает в деспотической форме, навязанной сверху». (Реймон Арон).

17. «Диктатура пролетариата является более высоким типом демократии, ибо дает власть большинству, трудящимся и ущемляет права меньшинства, бывших эксплуататоров». (Владимир Ленин).

18. «То, что может осуществить собственными силами малое сообщество, не должно на себя брать более крупное… Человека нельзя ни низводить до роли опекаемого, ни принижать до состояния только потребителя государственных услуг». (программа ХДС, 1978 г.).

19. «Философские принципы данной идеологии можно определить следующим образом: человеческая жизнь бесконечно сложна и трудно поддается познанию; человек и хорош и плох одновременно; человек является социальным животным; идеи правят миром». (Марк Герсон).

20. «То, что раньше обеспечивал рынок, теперь перекладывается на плечи государства. Одним из важных достоинств рынка является то, что он рассеивает ответственность за решения и результаты. Государство же концентрирует их, делая очевидным последствия. В случае провала экономической и социальной политики правительства, вся ответственность падает на него, а не на «невидимую руку», т.е. на превратности рыночной конкуренции… Государственный капитализм легко в таких условиях может перерасти в корпоративное государство и государственный социализм». (Дэниел Белл).

21. «Народ – это вечный ребенок и сумасшедший. Вручить ему власть равнозначно выпусканию свирепого тигра из клетки… Единственное, что можно сделать с греховным, подверженным влиянию страстей, неразумным, полным предубеждений человеком – это вколачивать ему в голову правильные предрассудки до тех пор, пока он не научится поддерживать порядок». (Жозеф де Местр).

22. «Правлению закона отвечает только такой интервенционизм государства, который усиливает всеобщее право, служит гражданам в реализации их потребностей, защищая их «жизнь, свободу и состояние» (выражение Локка). Правительство становится репрессивным, как только оно начинает вместо самих людей определять их цели и задачи». (Фридрих Хайек).

23. «Главной и важнейшей целью людей, объединяющихся в государство и подчиняющих себя воле правительства, является защита своей собственности. А для этого в естественном состоянии не хватает многого. Во-первых, не хватает установленного, определенного, известного закона, который был бы признан и допущен по общему согласию в качестве нормы справедливости и несправедливости и служил бы тем общим мерилом, при помощи которого разрешались бы между ними все споры… Во-вторых, в естественном состоянии не хватает знающего и беспристрастного судьи… В-третьих, в естественном состоянии часто не достает силы, которая могла бы подкрепить и поддержать справедливый приговор…». (Джон Локк).

24. «Главная особенность рыночной организации экономической деятельности состоит в том, что в большинстве случаев она не позволяет одному лицу вмешиваться в деятельность другого. Потребителя ограждает от принуждения со стороны продавца наличие других продавцов, с которыми он может вступить в сделку. Продавца ограждает от принуждения со стороны потребителя наличие других потребителей, которым он может продать свой товар. Работающий по найму огражден от принуждения со стороны работодателя наличием других работодателей, к которым он может наняться, и так далее. И рынок делает все это беспристрастно и без всякой центральной власти. Если уж на то пошло, одним из главных возражений против свободной экономики выдвигают именно тот факт, что она так хорошо выполняет эту задачу. Она дает людям то, чего они хотят, а не то, чего они должны хотеть по разумению какой-то группы. За большинством доводов против свободного рынка лежит неверие в саму свободу». (Милтон Фридмен).

25. «Подлинная революционность есть тотальность, целостность в отношении ко всякому акту жизни». (Дьердь Лукач).

26. «Равенство, делающее людей независимыми друг от друга, вырабатывает в них привычку и склонность руководствоваться в частной жизни лишь собственными желаниями и волей. Та полная независимость, которой они постоянно пользуются как в отношениях с равными себе, так и в личной жизни, вызывает в них недовольство любой властью и вскоре формирует у них понятие политической свободы и приверженность ей». (Алексис де Токвиль).

27. «В той же мере, в какой будет уничтожена эксплуатация одного индивида другим, уничтожена будет и эксплуатация одной нации другой». (Карл Маркс).

28. «Если либералы и консерваторы придают основное значение принципу личной свободы, в ущерб справедливости и солидарности, а коммунисты обеспечили равенство и солидарность, но за счет свободы, то мы… придаем этим основополагающим принципам одинаково важное значение». (XVIII Конгресс Социнтерна).

29. «Важнейшая гарантия против злоупотребления властью – «правильные люди у власти, а не правильная система власти». (Ч. Бэббит).

30. «Свобода личности и соблюдение основных прав в обществе – необходимые условия обеспечения человеческого достоинства каждого… Социалисты отстаивают неотъемлемое право на жизнь и физическую безопасность, свободу убеждений и свободное выражение мнений, свободу собраний и защиту от пыток и унижений». (Стокгольмская декларация Социнтерна, 1989 г.).

 

Вариант 2.

 

Определите, к какой идеологии относятся сформированные принципы, идеи, понятия? Выпишите одно из ниже перечисленных предложений в соответствии с Вашим номером в журнале.

Подберите еще 4 утверждения, из ниже перечисленных, составляющих, на ваш взгляд, фундамент данной идеологии и покажите их взаимосвязь.

 

1. Философия естественных прав человека.

2. Признание в качестве первоосновы общественного устройства личность, а не общество.

3. Коллективизм и солидарность взамен индивидуализма.

4. Идея свободы как освобождения класса, народа от эксплуатации и угнетения.

5. Идея равенства доминирует над идеей свободы.

6. Идея социальной справедливости трактуется патерналистски.

7. Ограничение границ распространения власти государства и его функций.

8. Идея объективности и неизменности нравственных ценностей.

9. Отвержение веры в неизбежность прогресса.

10. Конституционные механизмы должны служить гарантиями индивидуальной свободы.

11. Природа человека



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.134.161 (0.012 с.)