Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология и функции политических лидеровСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современной политологии существует несколько основных классификаций типов политических лидеров. Самая общая и распространенная из них делит политических лидеров на обычных ("реальных") и великих (как великих героев, так и великих злодеев). Разница между ними - в масштабности деяний, в том следе, который оставляют великие и обычные люди в истории. Также весьма распространенным является деление на формальных и неформальных лидеров. Первые утверждают свое влияние в результате занятия официального поста, вторые - опираясь исключительно на свои личные качества и используя ситуацию. Широко известна классификация лидеров в зависимости от используемого ими стиля управления американского социолога и психолога К.Левина (т.н. "социология малых групп", получившая развитие в США в 20 - 40-ые гг.), в соответствии с которой выделяются: 1) Авторитарный лидер и соответствующий ему авторитарный стиль предполагают ставку на жесткие меры в управлении при игнорировании мнений и интересов подчиненных; 2) Демократического лидера и стиль отличают коллегиальность принятия решений, учет мнения подчиненных и привлечение их к участию в управлении; 3) Либеральный лидер и соответствующий ему стиль управления подразумевают учет мнений и пожеланий подчиненных без их непосредственного привлечения к принятию решений и управлению. Широко известна и популярна типология политических лидеров, предложенная немецким социологом М.Вебером. Он подразделяет политических лидеров в зависимости от опоры на конкретный тип легитимности. Соответственно им выделяются опирающиеся на силу традиций (религиозных, моральных, политических и др.) и непререкаемых социальных норм традиционные лидеры (вожди племен, монархи и др.), опирающиеся на особый возвышающий их над другими людьми дар (воля, сила духа, слово, ораторский дар и др.) харизматические лидеры, избранные демократическим путем и опирающиеся в своей деятельности на формально - правовые нормы легально - бюрократические лидеры. Сам М.Вебер ведущую роль в политической жизни отводил именно харизматическим лидерам - пророкам, вождям, основателям государств и выдающимся полководцам - которые инициируют социальные перемены, сплачивают вокруг себя членов общества в кризисные периоды, мобилизуя их усилия по выходу из кризиса. Функциональная классификация (в зависимости от осуществляемых социальных функций) выделяет четыре собирательных типа ("образа") политических лидеров: знаменосца, служителя, торговца и пожарного: 1) Лидер - знаменосец - это человек, одержимый яркой и новой идеей, программой радикального переустройства общества в соответствии с определенным идеалом, привлекающим многих людей (В.И.Ленин, Мартин Лютер Кинг, аятолла Хомейни и др.); 2) Лидер - служитель всегда выступает выразителем воли и интересов своих приверженцев и избирателей, бескорыстно служит им и ориентируется на их мнение (афинский реформатор Солон, премьер - министр Швеции У.Пальме и др.); 3) Лидер - торговец стремится получить поддержку определенных слоев общества в обмен на обещание отстаивать их интересы, т.е. ведет определенный торг; 4) Лидер - пожарный выдвигается в ситуации, требующей немедленного решения какой - либо острой общественной проблемы (например, ставший в годы "великой экономической депрессии" президентом США Ф.Рузвельт или генерал Ш.де Голль, возглавивший Францию в ситуации острого политического кризиса середины 50 - х гг.). В реальной политической жизни все вышеназванные типы лидеров редко встречаются в чистом виде, а их наиболее характерные черты встречаются в той или иной пропорции у конкретных политиков. Весьма специфическую классификацию типов политических лидеров предлагает французский социолог Ж.Блондель. При этом каждый из выделенных им тип лидера вызывается к жизни определенной общественно - политической ситуацией:1) В ситуации, требующей сохранения существующего положения существующего положения вещей, выдвигаются лидеры - спасатели с широкой программой деятельности (У.Черчилль, Ш. де Голль) и лидеры - успокоители без такой программы (президент США генерал Д.Эйзенхауэр);2) В ситуации, когда необходимые умеренные изменения, выдвигаются лидеры - патерналисты и лидеры - популисты с программой изменения основных сфер жизни общества (Бисмарк и Сталин), либо лидеры - пересмотрщики, планирующие перемены в некоторых областях жизни (Р.Рейган и М.Тэтчер);3) В ситуации, требующей широкомасштабных изменений в жизни общества, выделяются лидеры - идеологи (Мао Цзе Дун, Гитлер) с широкой программой изменений либо лидеры - реформаторы (Ф.Рузвельт), планирующие глубокие изменения в отдельных областях. В числе основных функций политических лидеров различные лидеры соответственно называют: 1) Осуществление управления, которое подразумевает оценку ситуации, определение направления и программы деятельности, мобилизацию масс и конкретных исполнителей на их осуществление; 2) Интеграция общества, объединение людей вокруг своей личности, идей и программ; 3) Нахождение и принятие оптимальных политических решений - без этого нет руководителя, ни руководства; 4) Социальный арбитраж и патронаж - защита граждан от беззакония и самоуправства бюрократии, поддержание порядка и законности; 5) Обеспечение коммуникации власти и масс, предотвращение отчуждения граждан от политики и власти; 6) Инициирование обновления, распространение в обществе оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на осуществление политических целей; 7) Легитимация строя - лидер делает существование политической системы и ее институтов законным в глазах граждан самим фактом своего присутствия в них (в качестве президента, министра, депутата, и т.д.). Что касается самих перспектив политического лидерства как явления, то и сегодня в политической науке продолжаются споры о его возможном будущем: 1) Неясно, как сочетается лидерство с принципами демократии, которая понимается как власть народа (большинства) и формально не допускает возвышения какого - либо лица над обществом; 2) Усложнение механизма политической системы предполагает увеличение числа регулирующих ее деятельность формальных норм и институтов и одновременно - уменьшение роли личного фактора в политике; 3) В то же время сильная личность лидерского типа может востребоваться политической системой в ситуации острого кризиса и в связи с необходимостью бороться с засильем бюрократии;4) В странах "Третьего мира", где низкий уровень социально - экономического развития требует проведения модернизации, а институты и механизмы демократии весьма слабы, активность политического лидера, его личные качества и программа становятся главными факторами развития. Но, так или иначе, следует признать, что современная ситуация требует институциализации (укрепления связи с существующими политическими нормами и институтами) и профессионализации (повышения профессионализма) политических лидеров.
Вопросы для повторения:
1.Чем вызвана необходимость существования политических лидеров? 2. Что нового открывает психоанализ в понимании природы лидерства? 3. Назовите слагаемые политического лидерства. 4. Используя классификацию лидерства по стилю, назовите среди современных политических лидеров тех, кто соответствует им. 5. Какие из функций политического лидера слабо выражены у современных казахстанских лидеров? 6. В чем особенности такой разновидности лидерства, как вождизм? 7. Что представляет собой современная казахстанская элита? Какие системы отбора в элиту существуют сейчас? 8. Как обосновывал потребность в элитах В.Парето? Чем он объяснял деление элиты на «львов» и «лис»?
Литература: Авцинова Г.А. Политическое лидерство // Государство и право. 1993. №5. Ашин Г.К. Элитизм и демократия // Общественные науки и современность. 1996. № 5. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 646-668. Видова О. Нурсултан Назарбаев: портрет человека и политика. Алматы,1998. Жигалов К.В., Султанов Б.К. Первый президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев/ Хроника деятельности (1.12.1991-31.5.1993). Алматы, 1993. Илеуова Г., Туреханова Б. Казахстан и Кыргызстан: во всем виноваты элиты?- Центральная Азия: политика и экономика,2000, №1(октябрь). Касымжанов А.Х. Портреты.Алматы,1995. Кто есть кто в Казахстане. Алматы,1995. Первые лица государства: политические портреты. Алматы,1998. Элита Казахстана. Алматы,1997.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.208.243 (0.008 с.) |