Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Становление и развитие политической науки.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПОЛИТОЛОГИИ
для студентов факультета высшего сестринского образования
Санкт-Петербург
В систему социально-гуманитарных наук, преподаваемых сегодня в высшей школе России, политология вошла совсем недавно – с конца 80-х – начала 90-х годов ХХ века. Необходимость ее изучения как самостоятельной науки и учебной дисциплины была продиктована коренными изменениями во всех сферах жизни российского общества. Политология изучает особую сферу жизнедеятельности людей, связанную с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами и нормами, которые призваны обеспечить жизнеспособность и функционирование социальной системы, регулирование взаимоотношений между людьми, обществом и государством. Само понятие «политика» трактуется неоднозначно, что обусловлено сложным характером самого предмета исследования. Так, например, в любом обществе можно говорить о внешней (международной) и внутренней политике; в зависимости от сфер общественной жизни политика подразделяется на экономическую, демографическую, социальную, политику в области здравоохранения, образования, культуры и т.д. По отношению к тем или иным социальным группам можно говорить о молодежной политике, государственной политике в области охраны материнства и детства. Как о самостоятельных видах политики можно также говорить о военной, научно-технической, национальной, экологической политике и т.д. Таким образом, уже этот краткий анализ показывает, что политика представляет собой многогранное общественное явление. Она предстает как деятельность людей в сфере политических отношений, как отношения между различными социальными группами, классами, нациями и государствами. Она призвана регулировать многообразные человеческие интересы в целях удовлетворения их жизненных потребностей. Следовательно, политика касается каждого человека, и каждый в той или иной форме вовлечен в политическую жизнь общества. Современная концепция высшего образования, призванная во всех странах мира, исходит из того, что выпускник вуза должен быть политически зрелым человеком, обладающим необходимым объемом знаний о политических реальностях, освоившим основные нормы политического поведения. Иными словами, политология принадлежит к таким гуманитарным дисциплинам, знакомство с которыми входит в необходимый комплекс условий формирования личности. Можно не любить политику, но иметь адекватное представление о политических процессах в обществе необходимо каждому культурному человеку. Сегодня абсолютному большинству граждан российского общества, в том числе и студенчеству, и значительной части интеллигенции, очень не хватает настоящих политических знаний, политической культуры в широком смысле этого понятия. В задачи курса политологии входит: дать систематизированное знание о месте и роли политики в общественной жизни, эволюции политической мысли по мере развития человеческой цивилизации, об устройстве, легитимизации и динамике политических систем, природе политической власти и участия, сущности и функциях государства, политических партий и общественных движений, характере политической модернизации в России, ее роли в мировом политическом процессе. Решение этих задач направлено на реализацию следующих целей: повысить уровень политической культуры будущих менеджеров и других работников сферы здравоохранения; сформировать умение анализировать социально-политические процессы, ориентироваться в конкретной социально-политической ситуации, развивать самостоятельность мышления и более уверенно вырабатывать собственную позицию в сложных и противоречивых реальностях современного российского общества. Завершив обучение по курсу политологии, студент должен получить подготовку по методологии анализа политической жизни, вырабатывать необходимые мировоззренческие критерии оценки происходящих политических событий, уметь увязывать политологические знания с общественно-политической практикой, применять их в своей гражданской и профессиональной деятельности. Учебная программа курса составлена в полном соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». При этом учитывается, что студенты факультета высшего сестринского образования уже изучали ряд учебных дисциплин социально-гуманитарного блока: историю Отечества, культурологию, биоэтику, философию. Предполагается также использование студентами знаний, получаемых при изучении естественнонаучных дисциплин и, конечно, знаний и навыков жизненного опыта, приобретенных в ходе своей профессиональной деятельности. Перестройка учебного процесса в высшей школе на основе гуманитаризации образования привела к возрастанию роли самостоятельной работы студентов в обеспечении ее приоритета над другими методами обучения при прохождении социально-гуманитарных дисциплин. Это положение имеет особое значение для студентов вечерней и заочной форм обучения, где количество аудиторных часов, отводимых на изучение политологии, невелико. На заочном отделении, где в период сессии читаются только установочные и обзорные лекции, самостоятельная работа студентов вообще является абсолютно доминирующей формой освоения курса. Поэтому очевидно, что получение глубоких научных знаний, формирование стойких убеждений и способности творчески мыслить во многом зависят от правильной организации самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов может выражаться в широком спектре заданий. Получаемых студентом от преподавателя учебной дисциплины: от составления конспекта отдельных вопросов по учебникам до реферирования серьезной научной литературы и постановки задач исследовательского характера. Среди форм самостоятельной работы довольно часто применяется самостоятельная подготовка студентами отдельных тем курса в проблемном ракурсе, предполагающая использование, наряду с учебниками, дополнительных источников: научных монографий и статей, материалов массовой периодической печати. Контроль преподавателя за организацией самостоятельной работы студентов призван обеспечить повышение их познавательной активности и включение аналитического мышления. Отсюда для студентов становится необходимым приобретение навыков работы с книгой или определенным текстом. Более глубокому усвоению изучаемого материала способствует ведение записи прочитанного. «Если Вы прочтете тысячу слов, и затем напишите пятьдесят слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать больше, чем, если прочитали бы десять тысяч слов и не записали бы ни одного». Сам процесс составления заметок способствует запоминанию. Существует несколько форм ведения записей: план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект. План является наиболее краткой формой записи прочитанного, представляющего собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге (статье). Планом, особенно развернутым, удобно пользоваться при подготовке текста собственного выступления. Каждый пункт плана раскрывает одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности должны охватывать ее полностью. Более сложной и «продвинутой» формой записей являются тезисы – сжатое изложение основных положений текста в форме утверждения или отрицания. Тезисы составляются после предварительного знакомства с текстом, при повторном прочтении. Они являются эффективной формой сохранения в памяти изучаемого материала. Сжатым изложением содержания текста является аннотация, которая дает общее представление о книге, брошюре, статье. Резюме кратко характеризует выводы, главные итоги произведения. Наиболее распространенной формой записей является конспект. Конспектирование желательно начинать после того, как произведение прочитан и составлен его план. Основная часть конспекта – тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами. Конспект может быть текстуальным, тематическим или «свободным». Текстуальный конспект состоит из отрывков подлинника – цитат, сохраняется логика и структура текста. «Свободный» конспект основан на изложении материала в удобном для чтения порядке (например, мысли, разбросанные по всей книге, сводятся воедино). В тематическом конспекте за основу берется проблема, тема. Он может быть составлен по нескольким источникам. При подготовке к семинарским занятиям, наряду с материалами лекций, рекомендуется использование учебной литературы по предмету, а также научных публикаций, материалов массовой периодической печати. Это способствует более глубокому пониманию вопросов и тем, позволяет студентам готовить качественные выступления, делать семинары интересными и содержательными, разнообразить формы их проведения, выводить за рамки основного лекционного материала. В настоящее время существует великое множество разнообразных учебников, учебных пособий, учебно-методических, справочных и иных изданий по политологии. В принципе, можно пользоваться любыми источниками из этого ряда (включая словари, электронные энциклопедии и т.д.). Список наиболее популярной литературы по курсу политологии приводится на стр. 7. При этом отмечены наиболее подходящие для студентов ФВСО источники (компактность, четкая структура, наличие структруно-логических схем, вариантов тестовых заданий и т.п.; наличие этих источников в библиотеке СПбГМА и в учебно-методическом кабинете кафедры социально-гуманитарных наук, в том числе возможность получения их на весь период прохождения курса политологии). Наряду с выступлениями по основным вопросам семинарских занятий, традиционной и весьма популярной формой работы по изучению курса является подготовка студентами докладов по предлагаемой тематике. Как правило, каждый студент в течение семестра имеет возможность 1-2 раза выступить с докладом по избранной теме в рамках соответствующих семинаров. (Тематика докладов и рефератов приводится далее с привязкой к темам семинарских занятий). В списке литературы имеются источники с одноименными или схожими названиями. Обычно это разделы и главы монографий, научные статьи в журналах: «Социально-гуманитраные знания», «Мировая экономика и международные отношения» («МЭиМО»), «Власть», «СОЦИС», «ПОЛИС» и др. Эти первоисточники рекомендуется взять за основу будущих докладов (рефератов), однако при подготовке последних желательно использовать и дополнительный материал: статистические и фактические данные, собственные наблюдения и комментарии. Современная политическая информация широко представлена на страницах популярной периодики (еженедельники «Российская Федерация», «Аргументы и факты», газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Российская газета» и т.д.) в электронных СМИ. Поощряется самостоятельный подбор журнальных и газетных публикаций. По согласованию с преподавателем, ведущим семинарские занятия, возможно внесение корректив в название и содержание докладов и рефератов (если, например, имеется новый интересный материал в рамках исследуемой проблемы). Выполнение доклада возможно как в устной, так и в письменной форме. Продолжительность устного доклада – 10-15 мин., форма записи – любая, удобная докладчику. Письменный доклад должен включать все необходимые атрибуты: название темы, указание источников, дату написания и т.д. текст должен быть читабелен; разбивки на части (главы) не требуется. Объем – 5 стр. (от 10 000 знаков). Написание реферата наиболее серьезная и творческая форма самостоятельной работы; предполагается всестороннее знакомство с литературой по избранной проблеме, умение анализировать прочитанное. Реферат, понимаемый как изложение в письменной форме содержания книг, статей, других научных работ, создает возможность использовать впоследствии приобретенные навыки работы с литературой, развивает самостоятельность мышления, умение делать правильные прогнозы и выводы. Последовательность работы над рефератом такова: чтение исходных текстов – их анализ – выбор информативных фрагментов – их обобщение – создание нового текста. На последнем этапе проводится синтез выделенной информации и завершается формирование текста реферата. Изложение должно быть цельным, стройным, логичным. По каждому разделу (главе) целесообразно сделать заключение. В конце работы обязательно должен быть указан список использованной литературы. Рекомендуется алфавитный (по фамилии авторов) или хронологический принцип расположения использованных источников. Описание источников должно содержать совокупность библиографических сведений о них, приводимых по установленным правилам (автор – название книги (статьи) – место издания и издательство – год – количество страниц). Все приводимые статистические данные, факты и цитаты должны иметь ссылку на библиографический источник. Титульный лист: название вуза, тема реферата, фамилия и группа исполнителя, название кафедры, фамилия и инициалы руководителя, его должность и ученая степень, место и год написания.
Рекомендуемый объём реферата – 20 - 22 страниц машинописного текста (Кегль 14, строк – 29-30, поля: правое – 10мм., левое – 30мм., верхнее и нижнее – 20мм.). Реферат (исследование) должен содержать разделы: введение, оглавление, 2-3 главы, заключение, список использованной литературы. Используемая литература, как правило, должна быть за последние 5 лет (с 2007 года). Название работы, глав и других разделов не должны совпадать. Предварительный этап работы – выбор темы, подбор литературы, составление плана, которые согласуются с преподавателем; завершающий этап – написание текста реферата на основе систематизации изученных источников. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ЛИТЕРАТУРА 1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993. 2. Василенко И.А. Политология. Учебник для бакалавров. М.2012. 3. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник. Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 4. Василик М.А. Политология Учебник. М.Гардирики. 2009. 5. Антология мировой политической мысли. – М., 1997. 6. Гаджиев К.С. Политология. Учебник. – М., 2002. 7. Гаджиев К.С. Введение в геополитику: Учебник для вузов. 2-е изд. – М., 2002. 8. Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства. – СПб., 2003. 9. Лебедева М.М. Мировая политика. – М., 2003. 10. Общая теория национальной безопасности: Учебник./ Под ред. А.А. Прохожева. – М., 2002. 11. От политической мысли к политической науке. Справочник персоналий российской политической мысли и науки. – М., 1999. 12. Панарин А.С. Политология. Учебник. – М., 2002. 13. Политология: Учебник. / Под ред. М.А. Василика. – М., 2003. 14. Политология: Учебник. / Под ред. В.И. Буренок, В.В. Журавлева. – М., 2005. 15. Политология./ Отв. ред. В.С. Комаровский. – М., 2002. 16. Политология./ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко – М., 2002. 17. Политология: Словарь-справочник / М.А. Василик, М. С. Вершинин и др. – М., 2001. 18. Политические процессы в России: институциональный, идеологический и поведенческий аспекты: Сб. статей./ Под ред. О.В. Поповой. – СПб., 2001. 19. Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология. – М., 2002. 20. Хантингстон С. Третья волна демократизации в конце ХХ века. – М., 2003. 21. Чуланов Ю.Г. Политология. – СПб., 2001.
Тема 1. Введение в курс. Предмет и метод политологии. 1. Объект и предмет политологии. 2. Методические основы и функции политической науки. 3. Основные парадигмы и школы политологии. 4. Политология как учебная дисциплина.
Литература.
- Василенко И.А. Политология. Учебник для бакалавров. М.2012. - Мухаев Р.Т. Политология. Учебник. Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - Василик М.А. Политология Учебник. М.Гардирики. 2009. льный анализ российских и американских политических реалий. – М., 2001. - Алексеева Т.А. Современные политические теории. – М., 2001. - Алмонд Г., Пауэл Дж., Стром К. Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. – М., 2002. - Категории политической науки. – М., 2002. - Кертман Г.Л. Интерес к политике по-российски: мотивы явные и скрытые // ПОЛИС, 2005, № 1. - Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. – М., 1999. - Политология: Учебник / Под ред. В.И. Буренок, В.В. Журавлева. – М., 2005. - Чилкот Р.Х. Теория сравнительной политологии. В поисках парадигмы. – М., 2001. - Чуланов Ю.Г. Политология. Гл. 1-2. – СПб., 2001. Темы докладов и рефератов. 1. Сравнительный анализ политических систем. 2. Институт президентства в современном мире. 3. Сравнительный анализ основных моделей федерализма. 4. Российская государственность: история, современные проблемы и перспективы. 5. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель. 6. Проблемы становления гражданского общества в России. 7. Развитие местного самоуправления в России.
Литература. - Василенко И.А. Политология. Учебник для бакалавров. М.2012. - Мухаев Р.Т. Политология. Учебник. Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - Василик М.А. Политология Учебник. М.Гардирики. 2009. -Антология мировой политической мысли. Т.1, 2 (Крозье М., Луман Н., Поппер К., Ролз Д.). – М., 1997. - Бурчанов А.Х. Гражданское общество в России как собственничество граждан // СОЦИС, 2000, №1. - Ворожейкина Т.Е. Государство и общество в России: исчерпание государствоцентричной матрицы развития // ПОЛИС, 2002, №4. - Гоморов И.Н. Государство и государственность. – М., 2002. - Домов В.М. Политический механизм взаимодействия центра и регионов РФ // ПОЛИС, 2004, №6. - Еськов Г. Гражданское общество: к истории создания и развития идеи // Власть, 2000, №12. - Захаров А.А. Федеративное устройство и сепаратизм – канадский вариант // ПОЛИС, 2001, №3. - Захаров А.А. Федерализм и глобализация // ПОЛИС, 2001, №6. - Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальны обязанности государства. – СПб., 2003. - Калина В.Ф. Принципы федерализма на российской почве // Социально- гуманитарные знания, 2000, №1. - Крепов Б.И. Средства массовой информации – элемент политической системы // Социально-гуманитарные знания, 2000, №1. - Куклина И. Права человека: политическое и гуманитарное измерение // МэиМО, 2000, № 11; - Куличенко А.В. Государственная власть и процессы общественной самоорганизации (К вопросу о государственном строительстве в современной России) //ПОЛИС, 2004, №6. - Морозов И.Л. Информационная безопасность политической системы // ПОЛИС, 2002, 15. - Обеспечение прав человека в СНГ. – М., 1999. - Пантин В.И., Лапкин В.В., Эволюционное усложнение политических систем: проблемы методологии и исследования // ПОЛИС, 2002, №2. - Политическая система США: актуальные измерения. - М., 2000. - Политология: Учебник/ Под ред. В.И. Буренко, В.В. Журавлева. Темы 6, 7. – М., 2005. - Пуляев В.Т. Движение к гражданскому обществу: гражданский вариант // социально-гуманитарные знания, 2000, №1. - Смирнов В. Политическая система России на пороге XXI века // Власть, 2000, №2. - Федосов П.А. и др. Перспективы российского федерализма // Полис, 2002, №4. - Чуланов Ю.Г. Политология. Гл. 7, 9, 10. – СПб., 2001. - Шестов Н.И.Идеи единой страны и реформы российской политической системы // ПОЛИС, 2004, №6. - Эндрейн Ч.Ф. Сравнительный анализ политических систем. – М., 2000.
Темы докладов и рефератов. 1. Демократия: будущее человечества или явление западной цивилизации? 2. Демократия в США: история и современность. 3. Теория полиархия Р. Даля. 4. Авторитаризм в странах Азии, Африки и Латинской Америки: природа и эволюция. 5. Характеристика политического режима в современной России. 6. Качество российской демократии в сравнительном измерении.
Литература. - Конституция Российской Федерации. – М., 1993. - Василенко И.А. Политология. Учебник для бакалавров. М.2012. - Мухаев Р.Т. Политология. Учебник. Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - Василик М.А. Политология Учебник. М.Гардирики. 2009. Антология мировой политической мысли Т. 2. (Муссолини Б., Оукершот М., Сартори Дж., Турен А., Хайек Ф.) – М., 1997. - Горшков М.К., Петухов В.В. Перспективы демократии в России: угрозы реальные и мнимые // СОЦИС, 2004, № 8. - Даль Р. Демократия и ее критики. – М., 2003. - Красин Ю.А, Российская демократия: коридор возможностей // ПОЛИС, 2004, № 6. - Лапкин В.В., Пантин В.И. Освоение институтов и ценностей демократии украинским и российским массовым сознанием // ПОЛИС, 2005, № 1. - Лукин А.В. Диктатура и жизнь // ПОЛИС, 2004, № 1. - Михельс Р. Демократическая аристократия и аристократическая демократия // СОЦИС, 2000, № 1. - Политология: Учебник / Под ред. В.И. Буренко, В.В. Журавлева. Темы 6. – М., 2005; - Романович Н.А. Демократические ценности и свобода «по-русски» // СОЦИС, 2002, № 8. - Руковишников В.О. Качество российской демократии в сравнительном измерении // СОЦИС, 2003, № 5. - Руковишников В.О. Конкурентоспособность и демократия // СОЦИС, 2005, № 2. - Сморгунов Л.В. Теория и методология измерения демократии. – СПб., 1999. - Соловьев А.И. Технология администрирования. Политические резонансы в системе власти современной России // Полис, 2004, № 6. - Сумбатян Ю.Г. Политические режимы в современном мире. Сравнительный анализ. – М., 2000. - Чуланов Ю.Г. Политология. Гл. 8, 9, 11. – СПб., 2001; - Шевцова А.В. Смена режима или системы? // ПОЛИС, 2004, №1. - Шестопал Е.Б. Авторитарный запрос на демократию или почему в России не растут апельсины? // ПОЛИС, 2004 № 1. Тема 6. Политические партии. Партийные системы. Электоральные системы. 1.Политические партии: определение, типология, роль в механизме политической власти. 2. Сущность и разновидности партийных систем. 3. Политические движения и группы интересов в политике. 4. Выборы и типы избирательных систем. Темы докладов и рефератов. 1. У истоков партологии: Дж. Брайс, М. Острогорский, Р. Михельс. 2. Программные установки российских политических партий. 3. Партийная система в России. 4. Массовые общественно-политические движения современности. 5. Современные избирательные технологии. 6. Избирательная система России. Электоральное поведение россиян.
Литература. - Василенко И.А. Политология. Учебник для бакалавров. М.2012. - Мухаев Р.Т. Политология. Учебник. Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - Василик М.А. Политология Учебник. М.Гардирики. 2009. - Борисюк В. Политология США об электоральных особенностях общества в конце XX века // МэиМО, 2002, №3. - Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный прогресс. Энциклопедический справочник. –М, 2001. - Галан-Голутвина О.В. Российские партии на выборах: картель «хватай всех» // ПОЛИС,2004, №1. - Голосов Г.В. Сфабрикованное большинство конверций голосов на думских выборах 2003 г. // ПОЛИС, 2005, №1. - Гудина Ю.В. Активность российских избирателей: теоретические модели и практика // ПОЛИС, 2003, №1. - Звоновский В.Б. Электоральный транзит: к двум стратам в границах одного // ПОЛИС, 2004, №3. - Косе М. Межпартийная конкуренция и федерализм в германии // ПОЛИС, 2004, №6. - Кузнец Ю.Л. Партология и жизнь. Политико-государственное управление // ПОЛИС, 2005, №1. - Лихтенштейн А.В., Яртомская Н.Б. Эквилибриум Дюверже в условиях ограниченной конкуренции: думские выборы 2003 года // ПОЛИС, 2005, №1, - Партии после выборов. («Круглый стол») // СОЦИС, 2004, №11. - Пляйс Я.А. Диалектика взаимоотношений политических и партийных систем // ПОЛИС,2004, №4. - Политология: Хрестоматия / Сост. М.А. Василик, М.С. Вершинин. – М., 2000. - Политология: Учебник / Под ред. В.И. Буренко, В.В. Журавлева. Темы 8, 9. – М., 2005. - Рогозин Н.П. Развитие партийной системы Украины // ПОЛИС, 2004, №1. - Чуланов Ю.Г. Политология. Гл. 12. – СПб., 2001. -Шевченко Ю.Д. Институализация Государственной думы и участие депутатов III созыва в парламентских выборах 2003 г. // ПОЛИС, 2005, №1.
Темы докладов и рефератов. 1. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития. 2. Особенности консерватизма в России, характер его политической и идейной эволюции. 3. Политическая платформа неолиберализма. 4. Новые политическое манипулирование в механизме политической власти. 5. Сравнительный анализ европейской, американской, российской политических культур.
Литература. - Василенко И.А. Политология. Учебник для бакалавров. М.2012. - Мухаев Р.Т. Политология. Учебник. Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - Василик М.А. Политология Учебник. М.Гардирики. 2009. - Иванова В.А., Шубкин В.М. Массовые тревожности россиян как препятствие интеграции общества // СОЦИС, 2005, № 2. - Карамурза С.Г. Манипуляции сознанием. – М., 2003. - Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М., 2000. - Макаренко В.П. Главные идеологии современности. – Ростов-на-Дону, 2000. - Политика и культура. Культурные факторы регуляции власти. – М., 2002. - Политические процессы в России: институциональный, идеологический и поведенческий аспекты: Сб. статей / Под ред. О.В. Поповой. – СПб., 2001. - Политология: Учебник / Под ред. В.И. Буренко, В.В. Журавлева. Теоремы 13, 14. – М., 2005. - Соловьев А.И. Коммуникация и культура: противоречия поля политики // ПОЛИС, 2002, № 6. - Чуланов Ю.Г. Политология. Гл. 14, 15, 16. – СПб., 2001; Темы докладов и рефератов. 1. Реформы и контрреформы в истории России: опыт ретроспективной политологии. 2. Специфика модернизации в условиях постиндустриализации. 3. Этнополитические конфликты. 4. Русские геополитические традиции. 5. Теория катастроф и глобальные проблемы современности. 6. Природа международных конфликтов в современном мире. Теория столкновения цивилизаций. 7. Международная безопасность и глобальный политический процесс. 8. Национальные интересы России.
Литература. - Василенко И.А. Политология. Учебник для бакалавров. М.2012. - Мухаев Р.Т. Политология. Учебник. Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - Василик М.А. Политология Учебник. М.Гардирики. 2009 - Антиглобализм./ Сост. В.И. Березин и др. – М., 2002. - Володин А.Г., Широков Г.К. Глобализация: начала, тенденции, перспективы. – М., 2002. - Емельянов С.Г. Российская трансформация с точки зрения социальной синергетики // СОЦИС, 2003, № 8. - Каспэ С.И. Империя и модернизация: общая модель и российская специфика. – М., 2001. - Киселев С.Г. Основной инстинкт цивилизаций и геополитические вызовы России. – М., 2002. - Лебедева М.М. Мировая политика. – М., 2003. - Мельвиль А.Ю. О траекториях посткоммунистических трансформаций // ПОЛИС, 2004, № 1. - Панарин А. искушение глобализмом. – М., 2002. - Политология: Учебник. / Под ред. В.И. Буренок, В.В. Журавлева. Тема 10. – М., 2005. - Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В.А. Ядова. – М., 2001. - Руковишников В.О. Отношение американцев к современной России // СОЦИС, 2004, № 11. Соловьев Э.Г. Внешнеполитические приоритеты либеральной России // ПОЛИС, 2002, № 5. - Сухарев М.В. Движение цивилизаций: Россия и Запад // ПОЛИС, 2005, № 1. - Уайт С. Еще раз о посткоммунистической транзиции // СОЦИС, 2003, № 11. - Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. – М., 2002. - Уткин А.И. Мировой порядок ХХІ века. – М., 2002. - Хантингстон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003. - Хантингстон С. Третья волна демократизации в конце ХХ века. – М., 2003. - Чуланов Ю.Г. Политология. Гл. 17, 18. – СПб., 2001. - Цимбурский В.Л. Россия – земля за Великим Лимитрофом: цивилизация и ее геополитика. – М., 2000. - Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. – М., 1999.
Задание. Необходимо подготовить один реферат и один письменный доклад. Темы указанных работ должны представлять разные разделы учебного курса. Первый раздел – темы №№ 1-4. Второй раздел – темы №№ 5-8. ПОЛИТОЛОГИИ
для студентов факультета высшего сестринского образования
Санкт-Петербург
В систему социально-гуманитарных наук, преподаваемых сегодня в высшей школе России, политология вошла совсем недавно – с конца 80-х – начала 90-х годов ХХ века. Необходимость ее изучения как самостоятельной науки и учебной дисциплины была продиктована коренными изменениями во всех сферах жизни российского общества. Политология изучает особую сферу жизнедеятельности людей, связанную с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами и нормами, которые призваны обеспечить жизнеспособность и функционирование социальной системы, регулирование взаимоотношений между людьми, обществом и государством. Само понятие «политика» трактуется неоднозначно, что обусловлено сложным характером самого предмета исследования. Так, например, в любом обществе можно говорить о внешней (международной) и внутренней политике; в зависимости от сфер общественной жизни политика подразделяется на экономическую, демографическую, социальную, политику в области здравоохранения, образования, культуры и т.д. По отношению к тем или иным социальным группам можно говорить о молодежной политике, государственной политике в области охраны материнства и детства. Как о самостоятельных видах политики можно также говорить о военной, научно-технической, национальной, экологической политике и т.д. Таким образом, уже этот краткий анализ показывает, что политика представляет собой многогранное общественное явление. Она предстает как деятельность людей в сфере политических отношений, как отношения между различными социальными группами, классами, нациями и государствами. Она призвана регулировать многообразные человеческие интересы в целях удовлетворения их жизненных потребностей. Следовательно, политика касается каждого человека, и каждый в той или иной форме вовлечен в политическую жизнь общества. Современная концепция высшего образования, призванная во всех странах мира, исходит из того, что выпускник вуза должен быть политически зрелым человеком, обладающим необходимым объемом знаний о политических реальностях, освоившим основные нормы политического поведения. Иными словами, политология принадлежит к таким гуманитарным дисциплинам, знакомство с которыми входит в необходимый комплекс условий формирования личности. Можно не любить политику, но иметь адекватное представление о политических процессах в обществе необходимо каждому культурному человеку. Сегодня абсолютному большинству граждан российского общества, в том числе и студенчеству, и значительной части интеллигенции, очень не хватает настоящих политических знаний, политической культуры в широком смысле этого понятия. В задачи курса политологии входит: дать систематизированное знание о месте и роли политики в общественной жизни, эволюции политической мысли по мере развития человеческой цивилизации, об устройстве, легитимизации и динамике политических систем, природе политической власти и участия, сущности и функциях государства, политических партий и общественных движений, характере политической модернизации в России, ее роли в мировом политическом процессе. Решение этих задач направлено на реализацию следующих целей: повысить уровень политической культуры будущих менеджеров и других работников сферы здравоохранения; сформировать умение анализировать социально-политические процессы, ориентироваться в конкретной социально-политической ситуации, развивать самостоятельность мышления и более уверенно вырабатывать собственную позицию в сложных и противоречивых реальностях современного российского общества. Завершив обучение по курсу политологии, студент должен получить подготовку по методологии анализа политической жизни, вырабатывать необходимые мировоззренческие критерии оценки происходящих политических событий, уметь увязывать политологические знания с общественно-политической практикой, применять их в своей гражданской и профессиональной деятельности. Учебная программа курса составлена в полном соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». При этом учитывается, что студенты факультета высшего сестринского образования уже изучали ряд учебных дисциплин социально-гуманитарного блока: историю Отечества, культурологию, биоэтику, философию. Предполагается также использование студентами знаний, получаемых при изучении естественнонаучных дисциплин и, конечно, знаний и навыков жизненного опыта, приобретенных в ходе своей профессиональной деятельности. Перестройка учебного процесса в высшей школе на основе гуманитаризации образования привела к возрастанию роли самостоятельной работы студентов в обеспечении ее приоритета над другими методами обучения при прохождении социально-гуманитарных дисциплин. Это положение имеет особое значение для студентов вечерней и заочной форм обучения, где количество аудиторных часов, отводимых на изучение политологии, невелико. На заочном отделении, где в период сессии читаются только установочные и обзорные лекции, самостоятельная работа студентов вообще является абсолютно доминирующей формой освоения курса. Поэтому очевидно, что получение глубоких научных знаний, формирование стойких убеждений и способности творчески мыслить во многом зависят от правильной организации самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов может выражаться в широком спектре заданий. Получаемых студентом от преподавателя учебной дисциплины: от составления конспекта отдельных вопросов по учебникам до реферирования серьезной научной литературы и постановки задач исследовательского характера. Среди форм самостоятельной работы довольно часто применяется самостоятельная подготовка студентами отдельных тем курса в проблемном ракурсе, предполагающая использование, наряду с учебниками, дополнительных источников: научных монографий и статей, материалов массовой периодической печати. Контроль преподавателя за организацией самостоятельной работы студентов призван обеспечить повышение их познавательной активности и включение аналитического мышления. Отсюда для студентов становится необходимым приобретение навыков работы с книгой или определенным текстом. Более глубокому усвоению изучаемого материала способствует ведение записи прочитанного. «Если Вы прочтете тысячу слов, и затем напишите пятьдесят слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать больше, чем, если прочитали бы десять тысяч слов и не записали бы ни одного». Сам процесс составления заметок способствует запоминанию. Существует несколько форм ведения записей: план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект. План является наиболее краткой формой записи прочитанного, представляющего собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге (статье). Планом, особенно развернутым, удобно польз
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.103.185 (0.012 с.) |