Предмет и объект политологии как науки.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и объект политологии как науки.



Предмет и объект политологии как науки.

Политология – наука об управление государства. В 1875 году в колумбийском колледже была открыта кафедра, открыл её юрист; 1857 год – появление науки. Бурный расцвет политологии начинается после 2ой мировой войны, изменилась политическая карта мира. В 1949 году ЮНЕСКО приняло решение ввести курс образования во все университеты.

Политология – наука об управлении государством.

Объектом является политическая сфера общественной жизни. К политической сфере относится область общественных отношений, связанных взаимодействием различных социальных групп, классов, слоев, при этом регулирующим элементом этих отношений выступает государство. Предметом являются феномен политической власти.

Аристотель: политология наука о государстве;

Макиавелли: наука о власти; интегративная наука.

Разногласия по предмету политологии выделило 2 школы политологии; исходя из национальных особенностей развития политической мысли:

1) европейская школа рассматривает науку о политике наряду с политич.историей, политич.социологией, политической философией. Характерныисслед-ия общесоциологических, философских аспектов властных отношений;

2) Для американской школы типична прагматичность и функциональность выводов.

Основные категории, метод и функции политологии

Метод – путь достижения истины (исследований).

Методы политологии: 1.ценностно-нормативный (позволяет рассматривать полит явления с точки зрения их соответствия морали, справедливости, общему благу, этот метод особенно повлиял на заданное общ.и именно там сформировался идеал демок.общ. недост.метода-часто оторван от реальности, что пораждает утопические идеи)

2.социологический (анализируется зависимость политики от общества, соц. обусловленность полит явлений.Изучается эк отношения, соц. структуры, общ группы)

3.бихевиористский ( альтернатива юридическому методу. Изучает поведение индивидов и групп как взаимосвязь «стимула и реакции». Не позволят представить мир политики целостно, выявить взаимосвязь его различных компонентов)

4.системный (раскрывает устойчивые взаимосвязи элементов политики и тем самым определяет возможности приспособления политики к условиям внешней среды)

5.сравнительный (сопоставление однотипных полит явлений, которые происходят в разных странах и культурных средах)Так же методы разделяются на три группы общие, обще-логические и методов эмпирических исследований.

Функции политологии.

1. Любое знание полезно;

2. Методологическая (заключается в разработке принципов и способов познания политических реалий, категориального аппарата этой науки.)

3. Регулятивная (усвоение политических знаний)

4. Мировоззренческая (способствование выработке определенной точки зрения на политическую деятельность)

5. Аксиологическая (формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.)

6. Прогностическая (предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития стран и регионов, моделирование будущих политических процессов.Возможности прогнозирования расширились благодаря привлечению в сферу общественных наук методов и средств точных и естественных наук.)

1)Политикаобласть взаимоотношений между социальными общностями по осуществлению совместных интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых является политическая власть. К элементам политики относятся политические организации, институты власти, политическое сознание, политические концепции, нормативные идеи.

2) Политическая система – это универсальная управляющая и регулирующая система, обеспечивающая единство функционирования всех других подсистем общества на основе использования государственной власти. П.с. не имеет физического воплощения или формальной модели существования, представлена институтами, процессами, взаимоотношениями, задействованными в механизме формирования политической повестки и принятия решений.

3) Власть– специфическое отношение, по крайней мере, между двумя объектами, один их которых подчиняется распоряжениям другого.

4) Политическая власть – совокупность механизмов и средств воздействия политических субъектов на поведение индивидуумов и социальных групп с целью управления, координации согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле.

5) Политическое поведение – форма участия личности или социальной общности в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов.

6) Политическая деятельность – политическая активность, направленная на изменение или поддержание существующих политических отношений.

7) Политическое сознание – осознание сферы политики социальными субъектами – индивидами, группами, классами, общностями. Выступает как совокупность политических знаний и оценок. П.С. развивается от знаний о политике и проверке их убеждением и практикой.

8) Политическая культурачасть общей культуры общества и личности, проявляющаяся в политической сфере.

9) Политическая идеологияэто совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают интересы определённых социальных общностей и политических групп, выражают их притязания на власть.

10) Политический режим(режим от франц.-порядок управления) – система присущих данному типу государства методов реализации власти, господствующих форм идеологии и социальных отношений, а также состояние политической культуры.

11) Правовое государствотип государства, в котором достигнута всесторонняя политико-юридическая защитаинтересов и прав личности, объединений, организаций и других субъектов права, обеспечено верховенство закона и неукоснительное его соблюдение.

12) Гражданское обществообщественное устройство, при котором многоукладная экономика, верховенство закона, демократизм политической системы, действие моральных норм обеспечивают каждому гражданину свободный выбор форм экономической и политической деятельности.

Место и роль политологии в системе общественных наук.

После 1917 установилась советская власть. Политология, как знание, оказалась под запретом, потому что политическая наука, начала выполнять заказ политической партии.

1. Политология – наука о политике, которая исследует политическую сферу общества, политические институты и отношения, политическую власть, политические процессы и т.д.;

2. Существуют различия между политологией, как наукой и возникновением политического знания;

3. Задача политологии, как учебной дисциплины, состоит в том, чтобы дать людям знания о политических процессах; уметь разобраться в хитросплетение в обществе.

4. Политология – это дисциплина, элемент политической культуры. Формирует мировоззрение.

Основные тенденции властных отношений в современном российском обществе.

Политическая система РФ.

Законодательная власть;

Федеральное собрание (парламент) 2 палаты:

1. Совет Федерации(2) (верхняя палата) 87(субъектов РФ)*2 чел – те люди, которые выбираются законодательно;

2. Гос.Дума(1) (нижняя палата): 450 человек, выбирают по пропорциональной избирательной системе (партийным спискам).

Чтобы попасть в Гос. Думу нужно набрать 7% голосов. Теперь она выбирается на 5 лет. Утверждает премьер-министра (председателя Правительства).

Судебная власть:

· Конституционный суд; Верховный суд;

· Арбитражн суд;

· Прокуратура;

· Генеральный прокурор (Назначает Президент, а убирает верховный совет Федерации).

Исполнительная власть:

Президент(3)-главноком.лицогос-ва,он предлагает кандит.вгос.думу. – представляет страну на международной арене. Глава исполнительной власти;

Правительство: председатель (эту кандидатуру предлагает президент), зам.председателя (формирует председатель), министры (отчитываются перед президентом);

Народ: выбирает президента на 6 года.(1),(2), (3) – очередность подписи проектов.

Общественная палата-это элемент гражданского общества(когда люди немного влиять на власть)

Однопартийная система.

Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

Двухпартийная система.

Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.

Многопартийная система.

Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутри парламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

Создавалась очень поздно. Первые партии: федеральные: РСДРП.

Правительственные партии; либеральный ориентации – кадеты.

Многопартийные до 1920 гг. РСДРП после 1920 – однопартийная система до 1989 года.

В 1995 году на выборах в государственную думу участвовало 43 партии.

Партийная система не создана до сих пор, с изменением закона в 2012 г. появились более 20 партий.

Способ отбора

Открытая (антрепренерская) элитахарактеризуется тем, что при отборе в нее существует небольшое число формальных ограничений доступа в элиту, первостепенная значимость личных качеств человека. Механизм отбора – выборы, предполагающие конкурентную борьбу. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень циркуляции (возможность попасть в элиту представителям разных социальных слоев), приток в элиту людей с новыми идеями. Но при этом существует невысокая степень преемственности в выработке политики.

Закрытая элита (гильдии)характеризуется тем, что при отборе в нее существует большое число формальных требований, предполагается личная преданность руководству, готовность беспрекословно исполнять приказы. Механизм отбора – назначение. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень преемственности в выработке политики, уравновешенность решений, низкую степень внутренних конфликтов. Но при этом элита лишается притока в свой состав людей инициативных, что ведет к ее косности, деградации, вырождению. Степень циркуляции низкая.

Ярким примером закрытого типа элиты являлось советское политическое руководство. Вхождение в его состав осуществлялось на основе таких формальных требований, как партийность, стаж работы, социальное происхождение, возраст, личная преданность и политическая лояльность. При этом второстепенное значение имели профессиональные качества человека.

Род деятельности

Политическая элита осуществляет руководство в сфере разработки и реализации политических решений. Представлена политическими лидерами, главами влиятельных политических партий, движений.

Экономическая элита включает крупных собственников, банкиров, глав промышленно-финансовых групп, владельцев крупных капиталов. Осуществляет руководство экономической сферой жизни общества. В реальной жизни зачастую трудно четко провести грань между группами политической и экономической элиты.

Военная элита представлена высшим генералитетом страны, она осуществляет профессиональное руководство сферой обороны.

Бюрократическая элита представлена высшим слоем государственных служащих. Осуществляет руководство организацией выполнения в масштабах страны принятых политических решений.

Культурно-информационная элита представлена крупными деятелями науки, культуры, видными журналистами, видными иерархами церкви, т.е. теми, кто формирует общественное мнение. Главная функция этой группы – формирование благоприятного для элиты общественного мнения, идеологическое обоснование факта господства данной элиты и принимаемых ею решений.

Политическая символика РФ.

Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения.

Политическая символика является неотъемлемой частью формирования и существования самосознания любого народа и его государства. Политическая символика способствуетполитической идентификации, т. е. самоотождествлению субъекта с определенной нацией, народом, племенем, государством, городом, деревней, географическим регионом, группами людей (семья, коллектив, друзья), к которым он испытывает чувство привязанности, обязанности, долга, лояльности, дружбы, любви; «политическое доверие» к тем, с кем приходится взаимодействовать в ходе политического процесса.

Кнационально-государственным символамотносят герб, флаг, гимн, конституцию и т. д. Национально-государственная символика воплощает идею национально-государственного единства и величия страны. Символы создаются народом на протяжении его исторического развития и выражают вековые традиции его политической культуры. Также национальная символика может внедряться господствующей элитой.

Национальный флаг олицетворяет независимость и суверенитет страны, ее место в мировом сообществе. Без государственного флага не проходит ни одна официальная церемония. Вступая в должность, глава государства произносит клятву верности в присутствии государственного флага. Флаг каждого государства имеет свою историю.

Например, флаг современной России первоначально был военно-морским флагом и появился в 60-х гг. XVII в. на кораблях петровской флотилии. Постепенно бело-сине-красный флаг стал государственным. В 1991 г. этот флаг опять стал национальным.

Герб государства является символом стабильности и независимости государства. Центральным элементом гербов выступают изображения растений, деревьев, животных. В государственном гербе России центральное место занимает изображение двуглавого орла. Считается, что орел был заимствован при Иване III – создателе единого Русского государства – из атрибутики Священной Римской империи. Двуглавый орел – один из древнейших символов власти, верховенства и мудрости. После Октябрьской революции1917 г. и установления советского режима этот герб перестал существовать (его заменили «серп и молот»). В 1993 г. указом Президента РФ утвержден новый герб, воспроизводящий основные атрибуты государственного герба Российской империи.

Гимн – патриотический символ, музыкальный эквивалент девиза, герба и флага.

Своеобразными символами являются и политические ритуалы, характерные для того или иного общества, например церемония инаугурации (торжественного вступления в должность) президента или коронация королей.

Причины появ.элиты

1.общ.сложная система,которая требует профес.управленцев

2.необход.спец.знания,навыки.фун-ии упр-ия

3управлен.труд всегда высоко стимулируется,оценивается,оплачив.

4полит.неравенство в общ-ве,которое обусловлено и экон.,и псих. Неравенством 5пассивность широких слоев населения

Бердяев.открыл коэф.элиты-соотнош.общегоур-ня грамотности насел.квысокоинтелект.грамотн.насел.,при этом если мен.1%,то общ.распад.скоро,если величина бол.5%, то общ.имеетвысок.потен. в рос. 1917-было 7%

Моска-основы полит.науки, назыв.элитуполит.классом. считал что все общ.раздел.наупр-их и упр-ыхз, сам класс упр-ых неоднороден, в нем могут гр.высшего начальства. Чтобы попасть в элиту-облад.опред.кач:военнаядоблесть,богатство, и церковный сан. Считал что важным кач.элитыявл.способ.управлять. сущ.2тенденции обновл.элит:аристакрат-закрытостькласса,отсутствуетобновления,современимпроисх.загнивание элит ,демократ-обнов.за счет выбора из разных слоев населения, опасность нестабильности. Моска выводит закон равновесия, которое обнов.должности должно идти с учетом сохранения всего лучшего, что было сделано прежней элитой.

Парето,вврдит термин полит.элита. делит общ.наупр-ых и упр-их, вводит понятие контрэлита=это элита, который в данный истор.момент не наход.у власти обладая всеми кач.что и элита. Выдел.2 типа элит: львы-необходимы, когда ситуац.стабильна,необх.жесткийтотал.правление,послед.решения. лисы-стаб.ситуация,очень хитрые, примен.вперех.период.

Михельс-железный закон олигархии. Разделил общ.на массы и упр-ые массы. Массы это люди облад.опред.псих.св-ми обывателя,а вожди способны к самоорганиз., их должны почитать,должен быть лидером. Среди вождей сущ.своя иерархия власти. Он считал, что если принять что массы выбирают власть, то выбр.вождь старается увековечить прибывания у власти и это происходит потому что масса инертна,а вождь.

Предмет и объект политологии как науки.

Политология – наука об управление государства. В 1875 году в колумбийском колледже была открыта кафедра, открыл её юрист; 1857 год – появление науки. Бурный расцвет политологии начинается после 2ой мировой войны, изменилась политическая карта мира. В 1949 году ЮНЕСКО приняло решение ввести курс образования во все университеты.

Политология – наука об управлении государством.

Объектом является политическая сфера общественной жизни. К политической сфере относится область общественных отношений, связанных взаимодействием различных социальных групп, классов, слоев, при этом регулирующим элементом этих отношений выступает государство. Предметом являются феномен политической власти.

Аристотель: политология наука о государстве;

Макиавелли: наука о власти; интегративная наука.

Разногласия по предмету политологии выделило 2 школы политологии; исходя из национальных особенностей развития политической мысли:

1) европейская школа рассматривает науку о политике наряду с политич.историей, политич.социологией, политической философией. Характерныисслед-ия общесоциологических, философских аспектов властных отношений;

2) Для американской школы типична прагматичность и функциональность выводов.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.011 с.)