Политология как наука: её функции и методы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политология как наука: её функции и методы.



Политология как наука: её функции и методы.

Политология вышла из философии, сформировалась как наука в 1857г в США.

Политология -наука об общих спец. Законах, тенденциях и закономерностях функционирования и развития политич. сферы общества, о формах из проявления и механизмах действия в совершенном мире.

Функции политологии: 1) познавательная - связана с раскрытием сущности политич. сферы и присущих ей законов, тенденций;

2) методологическая - вооруженное исследование современными методами изучения и познания сложных политических явлений, процессов;

3) функция политической социализации - выражается в формировании у граждан современной политической культуры;

4)прогностическая - связана с осуществлением разнообразных прогнозов о диапазоне альтернативных сценариев развития политич. системы общества и др. компонентов политич. мира

 

Политические элиты. Сущность, структура и функции политических элит.

Политические элиты - относительно небольшая соц.группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политич. власти, обеспечивающая интеграцию(объединение), субординацию и отражение в политич установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политич. замыслов. (основоположниками современных теорий политических элит явл. Гаэтано Моска, Роберт Михельс, Вильфредо Парето).

Парето ввел в политич. науку понятие «элита»- высшая страта общества, которая обладает большим влиянием и богатством; выделял 2 типа политич. элит: правящая и оппозиционная контрэлита)

Характерные черты полит. элит: небольшая самост. соц. группа, высокий соц. статус, значительный объем государственной и информационной власти, непосредственное участие в осуществлении власти, организаторские способности и талант

 

Правовое государство и гражданское общество

Правовое гос-во - способ организации общество, при котором обеспечивается господство права и реализация права и свободы человека, всеобщее равенство перед законом, принципиальный раздел власти, разрешение конфликтов через справедливый суд.

Теоретическое обоснование идей правового гос-ва наиболее полно представлено в трудах И.Канта. Он ввел в научный оборот термин «правовое гос-во»: утверждал, что лишь соединение воли всех людей образует народ, может стать источником законов в гос-ве, целью которого - обеспечить торжества права, требованию которого оно само должно подчиняться.

Гражданское общество - совокупность соц. образований, объединенных специфическими интересами, реализующимися в не сферы деятельности гос-ва и позволяющие контролировать действия гос-ой машины.

Функции гражданского общества:

- защита частных сфер жизни людей;

- сдерживание политич. власти от абсолютного господства;

- стабилизация общественных отношений и процессов.

Признаки гражданского общества:

- высокое сознание людей;

- высокая материальная обеспеченность людей на основе владения ими собственности;

- широкие связи между членами общества;

- наличие гос. власти, носителями власти явл. наемные работники;

- способность решать проблемы общества;

- передача части власти органам самоуправления;

- развитие чувства коллективности;

- личность гражданского общества - это человек, ориентированный на созидание и духовность.

!!! Для гражданского общества характерна лишь демократическая форма его существования, чем больше развито гражданское общество, тем больше оснований для демократической формы гос-ва.

 

Политика и её функции.

Политика - область взаимоотношений и различных видов деятельности между социальными общностями людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основными из которых выступает политич. власть. Сегодня можно выделить неск. основных толкований политики:

1) как отношения между классами (марксизм);

2) как господства, связанного с завоеванием и использованием власти;

3) как управления, упорядочения общественной жизни;

4) как системы принципов и норм регулирования жизни общества в целом и соц. групп, имеющихся в данном обществе.

Функции политики:

1) рационализация возникающих противоречий и конфликтов, направление их в русло диалога власти и общества;

2) выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества;

3) управление и руководство общественными процессами, рационализация возникающих противоречий, обеспечение цивилизованного диалога граждан и гос-ва;

4) интеграция различных групп и слоев общества в единое целое.

Государственная власть.

Важнейшая особенность гос. власти заключена в её политической и классовой природе. Гос. власть всегда явл. политической и содержит элемент классовости.

Гос. власть реализуется через гос. управление - целенаправленное воздействие гос-ва, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. Еще одна важнейшая особенность гос. власти состоит в том, что она проявл. в деятельности гос. органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что её практически олицетворяет, приводит в действие, притворяет в жизнь, прежде всего механизм гос-ва. Видимо, поэтому гос. власть часто отождествляют с органами гос-ва, особенно высшими. Любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует гос. власть, будут у неё и предметно-материальные источники силы- вооруженные организации людей или силовые учреждения(армия, полиция, органы гос. безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Если гос. власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно- материальную силу, это верное доказательство её нестабильности и непрочности, отсутствия у неё глубоких и прочных корней в обществе. Таким образом, гос. власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи гос-ва, воплощенное в гос. органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе гос. принуждения и военной силы.

 

Партийные системы.

Партийной системой наз. совокупность взаимодействий, в которую вступают партии в процессе своей деятельности.

Партийные системы: однопартийные, двухпартийные, многопартийные политические системы.

Однопартийная система характеризуется функционированием одной партии, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов, однопартийная система формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. Цель партии - заключается в демонстрации «безусловной всенародной поддержке» правящего режима.

Двухпартийная система характеризуется тем, что в обществе существуют 2 сильных партии, которые периодически приходят к власти; обмен осуществляется в результате выборов лишь между двумя этими партиями.

Как правило, двухпартийные системы устанавливаются в экономически развитых странах. При этом одна из партий в таких системах стремится к экономическому росту страны, тогда как другая ориентируется, главным образом, на социальные вопросы.

В зависимости от роли этих партий-аутсайдеров можно выделить 2 разновидности двухпартийной системы:

- классическая предполагает, что 2 сильные партии контролируют до 90% электората, а не зависят от остальных партий.

-«система двух с половиной партий» характеризуется тем, что ни одна из 2 наиболее сильных партий не может прийти к власти лишь в силу своей популярности электората. Для этого им требуется поддержка третей партии - партии-аутсайдера, которая сама к власти прийти не может в любом случае.

Многопартийная система - политич. система, при которой может существовать множество политических партий.

Большинство партий известно исключительно благодаря их лидерам. Не партийные программы, а имиджи партийных лидеров становятся наиболее экономным и электорально эффективным инструментом информации и коммуникации.

В стране происходит процесс укрупнения политических партий. Многообразие партийного спектра и сегодня тяготеет к моноцентричной модели партийной организации.

Возможные пути развития политической системы в России видятся следующими:

- поэтапный переход к двухпартийной системе;

- возврат к однопартийной системе через формирование «партии власти»;

- создание полноценной многопартийной системы, поддержка конкуренции программ, элит, лидеров.

Последний путь многим исследователям кажется маловероятным в силу не только незаинтересованности власти в создании такой системы, но и отсутствия устойчивой партийной лояльности среди населения.

 

История политической мысли.

Основными политич. мыслителями античной эпохи были: Платон, Аристотель, Цицерон. Основные политич. работы: «Государство», «Законы» (Платон); «Политика» (Аристотель); «О государстве», «О законах» (Цицерон). Главная идея Платона состояла в создании идеального гос-ва, в кот. гармонично существуют правители философы), стража, ремесленники; закон в таком общ-ве превыше всего. Идеальному гос-ву противостает несовершенная форма реального гос-ва:

-тимократия - власть чистолюбивых???????? и групп правительства;

-олигархия- власть узкой группы богатых правителей;

-демократия- власть всех не имеющих денежной системы правления;

-терония - власть одного.

Правильные и неправильные формы гос-ва по Аристотелю:

- монархия -терония

- аристократия - олигархия

-республика -демократия

 

Политология как наука: её функции и методы.

Политология вышла из философии, сформировалась как наука в 1857г в США.

Политология -наука об общих спец. Законах, тенденциях и закономерностях функционирования и развития политич. сферы общества, о формах из проявления и механизмах действия в совершенном мире.

Функции политологии: 1) познавательная - связана с раскрытием сущности политич. сферы и присущих ей законов, тенденций;

2) методологическая - вооруженное исследование современными методами изучения и познания сложных политических явлений, процессов;

3) функция политической социализации - выражается в формировании у граждан современной политической культуры;

4)прогностическая - связана с осуществлением разнообразных прогнозов о диапазоне альтернативных сценариев развития политич. системы общества и др. компонентов политич. мира

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.022 с.)