Сравнительная политика как область политической науки.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительная политика как область политической науки.



Сравнительная политика как область политической науки.

Сравни́тельная политоло́гия — одно из направлений политологии (политической науки). Основным методом сравнительной политологии выступает метод сравнения. Отсюда происходит ещё одно название этого направления — компаративистика (от англ. — compare — сравнивать). Сравнительная политология занимается изучением политики путем сравнения и сопоставления однотипных политических явлений в различных политических системах. Среди таких явлений в первую очередь подвергаются изучению политические процессы, политические отношения, политические институты, политические режимы, политическая культура, политические партии, движения и т. п.

Сравнительная политология — это одно из направлений политической мысли, сформировавшееся, как обособленная часть политической науки, являющееся специальной отраслью политических знаний и исследований. В самом общем смысле сравнительную политологию можно рассматривать в качестве одного из методов политологии, выражающегося в компаративистском (сравнительном) подходе к различным политическим явлениям.

Современная политическая теория в значительной степени опирается на результаты сравнительной политологии, сопоставляющие различные политические системы, политические режимы, политические институты, власть и другие важнейшие категории теории политических наук, начиная от политических процессов и заканчивая политической культурой страны. Она необходима, прежде всего, для глубокого исследования политических наук, с её помощью производится анализ общих черт и особенностей политических процессов, политической жизни, политических систем, различных регионов, континентов современного единого и противоречивого мира, в котором мы живём. Она изучает политическую сферу общества в тесной связи и взаимодействии с экономической, социальной, духовной сферами общества.

Сравнительная политология дает возможность ознакомиться с общечеловеческими ценностями, которые характерны для различных государств и формирования новых цивилизаций, демократического и гуманистического общества, в центре которого стоит человек. Она даёт возможность путём сравнительного анализа использовать все те ценности, которые достигнуты в политической жизни в постиндустриальном информационном и технологическом обществе наиболее развитых стран Запада, и использовать этот опыт в процессе реформирования российского общества на путях становления демократического общества и правового государства в нашей стране. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов, позволяет учиться на чужих ошибках и избавляет от необходимости “изобретать велосипед” в государственном строительстве. Творческое, с учетом специфики страны, использование этого метода особенно актуально для современной российской политологии в условиях реформирования общества и государства

Развитие сравнительных методов исследования политики.

Сравнительный анализ стал широко использоваться в социальных и гуманитарных науках уже в конце XIX в. Под влиянием исторических школ США стала рассматриваться методология сравнительной политики. Одним из ее зачинателей считается американский исследователь Э. Фримен, который в своей книге “Сравнительная политика” (1873 г.) сформулировал известный тезис: “история – это политика прошлом, политика – это история в настоящем”. Используя методы сравнительной филологии и политики для изучения истории конституционных учреждений, Э. Фримен пытался выявить сходные черты у разных народов и государств, различных исторических эпох и объяснить это происхождением от какого-нибудь одного корня.

Особую популярность методология сравнительной политики получила в США. Однако она существенно отличалась от методологии и методов современной политологии и использовала в большей мере “историко- сравнительный” метод. При рассмотрении политических наук в наше время необходимо отметить, что их проблематика первоначально давала пищу для размышления философам, а в XIX в. политика попала в поле зрения новой науки – социологии. Обособление политологии как академической дисциплины произошло на рубеже XIX и XX столетий в США, где она стала использоваться для обслуживания политической практики и управления обществом.

Как составная часть науки о политике, сравнительная политология возникла во второй половине XX века. Несмотря на относительную молодость, сравнительная политология прошла достаточно сложный путь своего становления. Сравнительная политология (компаративистика) дала возможность американским исследователям на первых порах доказать, что демократия в США является лучшей и наиболее прогрессивной формой правления, к которой неизбежно придут все народы. По сравнению с другими формами правления она была характерна для большинства стран мира в начале XX в. Это позволило ученым из США включить в сферу сравнительного анализа большую группу стран Азии, Африки и Латинской Америки. В конце 50-х гг. образовалась целая группа исследователей, выступающих за перестройку политологии на структурно-функциональных основах, которые вместе с бихевиористским методом пришли в науку о политике из социологии.

Сравнительная политология как самостоятельный крупный раздел политической науки выделилась лишь в 50-х годах. В XX в., особенно после Второй мировой войны, произошли существенные социальные и политические изменения. Это — введение действительного всеобщего права голоса, беспрецедентное расширение круга участников политического процесса, развитие и институционализация политических партий и заинтересованных групп, возникновение множества общественных организаций, всеобщей системы образования, восхождение средств массовой информации и т.д. Эти широкомасштабные изменения, естественно, требовали соответствующего концептуального, методологического и методического инструментария. Поэтому были разработаны и стали использоваться концепции политической системы, политических ролей и функций, политической структуры, политической культуры, политической социализации и т.д. Соответственно все большую популярность в политологии приобретали антропологические, социально-психологические, культурологические концепции, теории и методы исторической социологии и социологии в собственном смысле слова. Сравнительная политология как раз и была призвана интегрировать эти новые явления, тенденции и достижения и поднять политическую науку на качественно новую ступень развития.

На современном этапе предмет сравнительной политологии (компаративистики) как на Западе, так и на Востоке является наиболее молодой политической наукой. Многие западные политологи вынуждены признать, что на сегодня фундаментальных академических исследований по сравнительной политологии очень мало. Современный этап в развитии современной политологии начался после второй мировой войны и был связан с общим процессом развития политических наук в целом. Большой вклад в становлении сравнительной политологии, как определенного научного направления и метода политических наук, внесли, прежде всего, западные исследователи: Г. Алмонд, С. Верба, Д. Истон, Р. Макридис, Р. Арон, М. Дюверже, Ч. Рэгин, М. Шугарт, Д. Кэрн, А. Лейпхарт, С. Хантингтон, П. Шаран и ряд других ученых.

 

Типология групп интересов.

В политической науке сложилась до статочно разветвленная типология групп интересов, учитывающая разнообразные черты их строения и деятельности. Так, с точки зрения происхождения и степени организованности выделяются анемические и институциональныегруппы интересов. Первый тип характеризует объединения, возникающие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию (например толпы, демонстрации, митинги). По мысли западного политолога П. Шарана, их прежде всего отличает отсутствие постоянных организованных действий членов от имени данной группы. Включение политических групп в политические отношения с государством нерегулярно. Внутренняя их структура, как правило, неустойчива и нередко формируется как бы заново, без сохранения преемственности с прежними формами организации. Недостаточность же организационных возможностей не только снижает эффект их деятельности, но и предопределяет практически постоянное стремление к использованию силы.

В противоположность им институциональные группы — это формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом. Их целенаправленная деятельность более эффективна. Группы данного типа (например административные органы церкви, армии, представительства автономий в федеральных центрах и др.) выполняют широкий круг задач, в том числе преследуя и те цели, которые выходят за рамки представительства интересов.

Учитывая специализацию их действий, выделяют неассоциативные и ассоциативныегруппы. Источником возникновения первых выступает неформальное и недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества, религиозные секты). Их деятельность также, как и у анемических групп, непостоянна, малоструктурирована и не всегда эффективна. Ассоциативные же группы представляют собой добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы, предпринимательские ассоциации, движения за гражданские права). Их организационная и кадровая структура, порядок использования финансовых средств стимулируют достижение специальных целей. Органично встроенные в политическую систему, они обладают наибольшей результативностью .

По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на одноцелевые и многоцелевые.Например, относящиеся к первому типу лоббирующие структуры, стремящиеся обеспечить принятие какого-либо определенного законодательного акта в парламенте, складываются и существуют только в связи с достижением данной цели. После результативного решения своей задачи они либо распадаются, либо переориентируются на другую, не менее конкретную цель. Деятельность же многоцелевых групп многопрофильна и не ограничена спецификой задач того или иного рода. Так, например, многие группы давления могут не только взаимодействовать с правительством по поводу принятия решений в какой-либо сфере управления, но и участвовать в избирательных кампаниях и т.д.

С подобного рода классификацией тесно связана и типология французского политолога М. Дюверже, выделявшего специальные(занимающиеся только политической деятельностью) и частичные(выполняющие более широкий круг социальных функций: организация бизнеса и т.д.) группы интересов.

Весьма распространены и градации групп интересов по сферамуправления обществом (например союзы потребителей в экономической области, творческие союзы — в сфере культуры и проч.), территориальнымпризнакам (группы, формирующиеся и действующие только в определенных регионах), уровню и масштабамдеятельности (например, группы давления, действующие в центральных или местных органах власти).

Функции политических партий

Будучи звеном вертикальной связи народа и государства, участвующим практически во всех фазах политического процесса, партия выступает одним из важнейших механизмов распределения (перераспределения) в обществе властных статусов. Прежде всего партия нацелена на борьбу за завоевание и использование политической власти в интересах поддерживающей ее группы населения. Иначе говоря, если группы интересов, как правило, пытаются решать те или иные проблемы в рамках сложившегося режима правления, то партии,' выдвигая собственную программу решения внутри- и внешнеполитических вопросов, могут выдвигать претензии и на изменение высшей политической власти (как в центре, так и на местах). Однако и при подобном характере политических требований партии чаще всего обеспечивают мирное перераспределение власти между различными общественными силами. В этом смысле они выступают таким механизмом агрегирования интересов граждан, который дает возможность избежать общественных потрясений при изменении баланса политических сил.

Выдвигая тот или иной набор властных притязаний, партии обеспечивают связь населения с государственными структурами, институциализацию политического участия граждан, заменяют стихийные формы общественно-политической активности населения формами формализованными, подверженными контролю со стороны своих лидеров. В этом отношении партии являются одним из наиболее эффективных средств борьбы с политической апатией и гражданской пассивностью людей.

Одной из важнейших функций партий является отбор и рекрутирование политических лидеров и элит для всех уровней политической системы. Помимо выдвинутых ими профессиональных политиков, в управлении делами общества и государства нередко самое активное участие принимают и партийные эксперты, аналитики, специалисты.

Неотъемлемой задачей деятельности партий является углубление связей и отношений между различными ветвями власти, местными и центральными органами государственного управления, разнообразными политическими институтами. Как правило, это происходит в процессе выдвижения партийных программ, определения союзников и противников среди участников политического процесса, включающих, кстати, и иные партийные образования.

Ну и, наконец, еще одной важнейшей функцией партий является политическая социализация граждан, формирование у них свойств и навыков участия в отношениях власти. Ведя борьбу за избирателя, преодолевая дефицит информированности населения, партии обращают внимание людей на важнейшие конфликты и пути их преодоления, делают ситуацию, сложившуюся в обществе, понятной для рядовых граждан. Главным средством решения этой задачи является формулирование разногласий с другими политическими силами по основным вопросам общественного развития. Как считает американский ученый Е. Шаттшейдер, «формулирование разногласий — ключевой инструмент в борьбе за власть», и партия, которая сумела четко обозначить свои позиции для общественного мнения, «имеет все шансы стать правящей» .

Наиболее ярко партии реализуют свои функции в предвыборной и избирательной кампаниях. Выдвигая кандидатов в законодательные органы государства, партии предпринимают активные действия, направленные не только на поддержку своих представителей, но и на распространение определенных идей, внедрение их в массовое сознание граждан. И если, к примеру, небольшие партии не могут выставить конкурентоспособных кандидатов на общегосударственном (региональном) уровне, то они все же используют выборные кампании в идеологических целях, пытаясь создать в глазах населения позитивный имидж своим целям и ценностям.

Группы интересов в ФРГ.

Группы интересов и их деятельность – это очень важная часть политического процесса в ФРГ. Они хорошо организованы и структурированы, а участие групп интересов в политической жизни является широко признанным и легитимным. Группы интересов имеют давние традиции и глубокие корни. Например, прообразами современных профсоюзов принято считать средневековые гильдии. Административное право ФРГ требует обязательных консультаций правительства с группами интересов перед принятием важных законов, а также предоставления им доступа к СМИ и т.п. меры.

В 70-е годы утвердилась такая форма взаимоотношений государства и групп интересов, как проведение регулярных конференций с участием представителей профсоюзов, бизнеса и правительства для обсуждения вопросов цен, заработной платы, налогов и других экономических вопросов. Они получили название трехсторонних “согласованных действий”. Сложившаяся в Германии система сотрудничества государства и групп интересов является разновидностью неокорпоративизма. Социальные интересы здесь организованы в рамках иерархических ассоциаций, которые непосредственно участвуют в политическом процессе. Политические решения являются результатом обсуждения и переговоров соответствующих групп интересов и правительства, которое затем их претворяет в жизнь. Правительство считает, что оно отвечает на требования общества, когда обращается к группам интересов. Рядовые члены групп интересов всецело зависят от своих ассоциаций.

Преимуществом неокорпоратистской системы представительства интересов является повышение эффективности политического курса. Недостатки же этой системы связаны с формализацией демократического механизма и ослаблением общественного контроля за властью. Интересы бизнеса ФРГпредставляются двумя крупнейшими национальными ассоциациями с пересекающимся членством: Федерацией немецкой промышленности(BDI), куда входит 39 организаций сферы индустрии и Конфедерацией ассоциаций немецких работодателей(BDA), объединяющей 64 организации крупных и средних нанимателей. В системе неокорпоративизма они выполняют разные роли. BDI непосредственно вовлечена в политический процесс через членство в консультативных комитетах и группах по планированию, а также в работу с законопроектами до их внесения в парламент. BDA представляет бизнес на переговорах с профсоюзами и правительством по вопросам экономической и социальной политики. Политически обе ассоциации в большей степени ориентируются на ХДС-ХСС. Интересы рабочего движенияпредставляют профсоюзы, в которых объединено почти 50% всей рабочей силы. Основным профобъединением является Немецкая федерация профсоюзов(DGB). В нее входит 17 отдельных союзов, таких, как металлистов, строительных рабочих, химиков, почтовых служащих и т.п. Федерация объединяет 11 млн. человек со всей Германии. Ее политические симпатии находятся на стороне СДПГ. Немецкая федерация профсоюзов представляет интересы наемных работников на трехсторонних конференциях и лоббирует законопроекты в парламенте. Кроме того, она имеет возможность оказывать влияние на политику через связи с СДПГ (1/10 часть членов этой партии являются профсоюзными активистами).

Сотрудничество бизнеса и профсоюзов содействовало успеху “немецкого экономического чуда”. ФРГ потеряла меньше рабочего времени от забастовок, чем другие страны. Еще одним механизмом партнерства бизнеса и профсоюзов Германии является содетерминация. По федеральному закону 1951 г. на крупных предприятиях ½ совета директоровдолжна формироваться из наемных работников. В 1971 г. этот закон был модифицирован и распространен на ряд предприятий не охваченных содетерминацией. Когда внедрялась эта мера, то скептики говорили, что она погубит немецкую промышленность, но на деле данная форма партнерства оказалась весьма выгодной и предпринимателям и рабочим, и экономике. Давней немецкой традицией является сотрудничество между церковью и государством.Церковное финансирование осуществляется через специальный государственный налог, который составляет 1/10 часть подоходного налога. Любой гражданин вправе отказаться платить его, но такой шаг не приветствуется общественным мнением. Современное немецкое общество является достаточно секуляризированным: 10% жителей Западной Германии и 50% жителей Восточной Германии называют себя атеистами. Церкви страны участвуют в реализации целого ряда социальных программ, что они делают благодаря государственным субсидиям. Они активно привлекаются к политике в области социального обслуживания, образования и семейных отношений. Представители церковных организаций представлены в наблюдательных советах за государственными СМИ. Политические позиции церквей Германии отличаются. Католики отдают предпочтение консерваторам из ХДС-ХСС. Протестанты объединены в Ассоциацию региональных протестантских церквей, которая не столько поддерживает какую-либо партию, сколько лоббирует собственные интересы. В ГДР протестантская церковь была независимой от государства и стала основой для формирования ряда диссидентских групп и организаций. В 1989 г. в Лейпциге и Берлине воскресные службы зачастую превращались в митинги протеста. В последние годы быстрыми темпами идет процесс создания новых групп интересов, не связанных с бизнесом, трудом, религией или сельским хозяйством. Они фокусируют свое внимание на стиле и качестве жизни и получили название новых политических движений. Это, прежде всего, защитники окружающей среды. Обострение экологических проблем в 70-егоды привело к появлению антиядерных групп и местных экологических инициатив, которые быстро интегрировались в общенациональное движение зеленых.Различные инициативы, которые выступают с требованием внесения изменений в законодательство с целью предотвращения дискриминации женщин, а также группы самопомощи являются костяком современного женского движения. Существует также большое количество инициатив, которые выступают против потребительского общества и культуры, за альтернативный образ жизни и т.п. Общими чертами новых политических движений является то, что их объединяет защита нематериальных интересов (окружающая среда, права человека, мир во всем мире). Их представители являются, в основном, молодыми людьми, хорошо образованными выходцами из среднего класса. По структуре, эти группы являются децентрализованными при принятии решений, а по тактике действий – ориентированными на косвенный лоббизм (использование демонстраций, митингов, акций протеста, привлекающих внимание общественности). Первоочередными своими задачами в современной Германии новые политические движения считают принятие либерального закона об абортах и предотвращение экологической катастрофы на востоке страны.

Сравнительная политика как область политической науки.

Сравни́тельная политоло́гия — одно из направлений политологии (политической науки). Основным методом сравнительной политологии выступает метод сравнения. Отсюда происходит ещё одно название этого направления — компаративистика (от англ. — compare — сравнивать). Сравнительная политология занимается изучением политики путем сравнения и сопоставления однотипных политических явлений в различных политических системах. Среди таких явлений в первую очередь подвергаются изучению политические процессы, политические отношения, политические институты, политические режимы, политическая культура, политические партии, движения и т. п.

Сравнительная политология — это одно из направлений политической мысли, сформировавшееся, как обособленная часть политической науки, являющееся специальной отраслью политических знаний и исследований. В самом общем смысле сравнительную политологию можно рассматривать в качестве одного из методов политологии, выражающегося в компаративистском (сравнительном) подходе к различным политическим явлениям.

Современная политическая теория в значительной степени опирается на результаты сравнительной политологии, сопоставляющие различные политические системы, политические режимы, политические институты, власть и другие важнейшие категории теории политических наук, начиная от политических процессов и заканчивая политической культурой страны. Она необходима, прежде всего, для глубокого исследования политических наук, с её помощью производится анализ общих черт и особенностей политических процессов, политической жизни, политических систем, различных регионов, континентов современного единого и противоречивого мира, в котором мы живём. Она изучает политическую сферу общества в тесной связи и взаимодействии с экономической, социальной, духовной сферами общества.

Сравнительная политология дает возможность ознакомиться с общечеловеческими ценностями, которые характерны для различных государств и формирования новых цивилизаций, демократического и гуманистического общества, в центре которого стоит человек. Она даёт возможность путём сравнительного анализа использовать все те ценности, которые достигнуты в политической жизни в постиндустриальном информационном и технологическом обществе наиболее развитых стран Запада, и использовать этот опыт в процессе реформирования российского общества на путях становления демократического общества и правового государства в нашей стране. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов, позволяет учиться на чужих ошибках и избавляет от необходимости “изобретать велосипед” в государственном строительстве. Творческое, с учетом специфики страны, использование этого метода особенно актуально для современной российской политологии в условиях реформирования общества и государства



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.012 с.)