Конституционное устройство США: федерализм, разделение властей, система сдержек и противовесов, «юридический пересмотр».



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционное устройство США: федерализм, разделение властей, система сдержек и противовесов, «юридический пересмотр».



Важнейшими чертами американского конституционного устройства являются федерализм, разделение властей и судебный пересмотр. Федерализм.Американский федерализм является первой современной формой такой системы правления, в которой власть поделена между центральным и несколькими субнациональными правительствами. Если говорить об исторических прототипах этого явления, то можно назвать Ахейскую лигу городов-государств Древней Греции, которая существовала в III в. до н. э. и Швейцарскую конфедерацию, сложившуюся в XVI в. Американский федерализм был не только первой современной формой подобного государственного устройства, но и вынужденной формой. Он стал результатом компромисса, достигнутого на конституционном конвенте в Филадельфии в 1787 г. между приверженцами большей государственной централизации и представителями малых штатов, которые опасались, что их суверенные права в таком государстве не будут учтены. Смысл компромисса заключался в разделении властных полномочий между федеральным правительством и правительствами штатов и равное представительство штатов, вне зависимости от численности населения, в Сенате – верхней палате американского Конгресса. Наиболее последовательные приверженцы представительного правления А. Гамильтон и Дж. Мэдисон утверждали, что именно федерализм позволит избежать тирании большинства в Американской республике. Мэдисон разработал систему сдержек и противовесов, которая пронизывает Конституцию Соединенных Штатов. Однако он считал, что этого недостаточно для того, чтобы обезопасить страну от сговора фракций и власти черни. Мэдисон добился дополнения системы баланса властей федеративным государственным устройством США. В отличие от многих политических мыслителей он считал, что крупное государство имеет преимущество перед маленьким в плане утверждения там стабильных демократических институтов, в современном их понимании. Эти преимущества заключаются в том, что в крупной республике существует больший выбор для избрания достойных в законодательное собрание. Здесь более разнообразным является электорат, обладающий правом контроля над своими избранниками. Все это создает условия для конкуренции разнообразных фракций, которым труднее пойти на сговор против интересов меньшинства и которые вынуждены искать компромиссные решения для обеспечения результативности политики. Наконец, использование принципа двойного представительства в условиях бикамерализма, позволяло снять напряжение в отношениях между крупными и мелкими штатами США (нижняя палата – избирается от относительно равных по численности избирателей округов, верхняя – формируется по принципу равного представительства от всех субъектов федерации).

Основными принципами американского федерализма являются следующие:

Во-первых, определены полномочия, которые закрепляются за федеральным правительством: объявления войны, заключения договоров и соглашений с другими государствами, право эмиссии, регулирование торговли между штатами.

Во-вторых, десятая поправка американского основного закона говорит о “полномочиях, которые не делегированы Конституцией федеральному правительству и не запрещаются ею для закрепления за штатами или народом”.

В-третьих, существуют полномочия, которые могут осуществляться либо федеральным правительством, либо властями штатов: взимание налогов, приведение в исполнение приговоров преступникам.

В-четвертых, существует определенная правовая сфера, гарантированная от вмешательства в нее со стороны федерального правительства. Она включает в себя, в основном, первые восемь поправок к Конституции США, касающиеся свободы слова, печати, совести, а также предоставления лицам, обвиняемым в совершении преступлений, гарантий справедливого и беспристрастного суда.

В-пятых, существует также правовая сфера, гарантированная от вмешательства в нее правительств субъектов федерации. Она включает в себя положения, включенные в основной текст Конституции, но, главным образом, требования четырнадцатой поправки: “Ни один штат не должен издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы граждан США; равно как и ни один штат не может лишить какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры либо отказать какому-либо лицу в пределах своей юрисдикции в равной защите закона”.

Разделение властей.В США сложилась и успешно функционирует классическая президентская республика, довольно редкая среди других демократических стран мира. Она опирается на принципы разделения властей, которые предусматривают несколько очень важных положений. Во-первых, власть конституционно разделена между не зависящими друг от друга двухпалатным парламентом (Конгрессом), который сосредотачивает в своих руках все полномочия высшей законодательной власти; президентом, являющимся главой государства и главой исполнительной власти; федеральными судами, во главе с Верховным Судом США, которые обладают судебной властью в стране. Во-вторых, в Соединенных Штатах действует принцип “различного персонала” (Distinct Personnel), который предусматривает, что ни одно должностное лицо в администрации не может одновременно быть членом Палаты представителей или Сената в течение всего срока исполнения полномочий в структурах исполнительной власти. Это означает, что люди, работающие в системе одной ветви власти, не могут занимать должностей в системах двух других ветвей.

Судебный пересмотр (Judicial Review).Данная система, как отмечалось выше, является правом судебного органа власти объявлять решения исполнительной или законодательной ветви власти неконституционными. Все американские суды, включая федеральные суды низшей инстанции и суды штатов всех уровней, наделены этим правом. Спецификой американской демократии является то, что право вынесения решений на предмет конституционности передано элементу обычной судебной системы – высшему апелляционному суду. В некоторых других странах (Австрия, Италия) такое право принадлежит специальным трибуналам. В Швейцарии и Мексике полномочия высших судебных органов власти направлены на регулирование отношений между центральным правительством и субъектами федерации. Роберт Даль считает, что “Верховный Суд США, несмотря на свою репутацию, не всегда выступал в качестве бастиона на пути нарушений__ фундаментальных прав и интересов со стороны законодательства, принятого Конгрессом (в отличие от законов штатов и местных законов). Это объясняется следующим обстоятельством, имеющим большое значение для обсуждения широкого круга вопросов, связанных с квазипопечительством. Верховный Суд неизбежно становится частью любой общенациональной политической коалиции, которая получает устойчивое большинство на общенациональных выборах… Легко понять, почему так происходит. Либо квазипопечители настолько изолированы от тенденций общественного мнения и могут мобилизовать столь значительные ресурсы для принуждения, что они могут добиться своих предложений, несмотря на оппозицию со стороны электорального большинства на общенациональном уровне. Либо они не способны на это. Тогда они могут лишь вести арьергардные бои, задерживая на некоторое время наступление господствующей коалиции, состоящей из избранных нацией официальных лиц. Возможен ли первый вариант при демократии? Американский опыт говорит нам, что не возможен… С другой стороны, функцией квазипопечителей является только замедление изменений в общенациональной политике…”__

Система «сдержек и противовесов» в США построена по следующей схеме:

- Все три ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) имеют совершенно различные способы своего образования. Конгресс как законодательный орган состоит из двух палат - Сената и Палаты представителей, которые формируются совершенно различными способами. Палата представителей состоит из членов, выбираемых раз в два года населением в отдельных штатах. Сенат -законодательными собраниями соответствующих штатов по два сенатора от каждого штата на шесть лет.

Исполнительная власть принадлежит Президенту, который избирается коллегией выборщиков, которые предварительно избираются народом. Третья власть - судебная, формируется Сенатом и Президентом.

- Все три ветви власти по Конституции США имеют различные сроки. Палата представителей избирается на два года, Сенат на шесть лет, но при этом все сенаторы делятся по возможности на численно равные группы; первая группа переизбирается через два года, вторая через четыре, а третья через шесть лет. Поэтому можно считать, что срок каждого сенатора точно не установлен. Президента избирают выборщики на четыре года, а судьи Верховного суда, а также нижестоящих судов «занимают свои должности, пока ведут себя безупречно...» (раздел I ст. III Конституции США).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.006 с.)