Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическое участие и рекрутирование в современной России. Адаптация элит к новой политической ситуации.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В России, как и в любой другой стране, формы политического участия различаются по ряду параметров. 1. По своей масштабности: это может быть как участие в решении глобальных вопросов общенационального масштаба, так и вмешательство в решение частых вопросов местного характера. К общенациональным, широкомасштабным формам политического участия в России можно отнести выборы федеральных органов власти, общенациональные референдумы, акции поддержки власти или протеста охватывающие большинство регионов страны. Примером последних были протесты пенсионеров против монетизации льгот. Регулярно профсоюзы проводят митинги с требованиями повышения заработной платы, эти митинги также часто принимают общенациональный масштаб. Многие проявления политического участия носят региональный масштаб. Есть проявления участия и узко локального масштаба. Например, сход граждан улицы, где вырабатывается обращение к органам власти об асфальтировании дороги; 2. По степени интенсивности. В качестве крайних полюсов здесь выступают отчуждение от политики, полная аполитичность и деятельность профессиональных политиков. Потребность и степень вовлеченности граждан в политику зависит от конкретной ситуации, политической системы и самого человека. На уровне политического участия сказываются такие личностные факторы, как образование, социально-экономическое положение, возраст, пол, место жительства, профессия, доступ к политической информации и др. Было бы нереалистично требовать от всех граждан равного политического участия. Но следует отметить, что длительная отчужденность от политики приводит к потере индивидом навыков ведения дискуссий, поиска компромисса, что создает в свою очередь предрасположенность к экстремизму. Причинами политической апатии могут быть низкий уровень развития личности, разочарование индивида в собственных возможностях повлиять на ход политического процесса, отсутствие интереса к политике и т.д. В России проявляются те же тенденции, что и на Западе: массовое потребительское общество вытесняет общество гражданское. Происходит атомизация и индивидуализация общества. Политики оказывается оттесненной на периферию жизненных интересов большинства россиян. Спад политической активности большинства населения за последние 20 лет исследователи объясняют рядом факторов. Прежде всего тем, что в России люди вели в течение двух десятилетий борьбу за элементарное выживание. Говорится также и о том, что массовость уступает эффективности – небольшие группы людей могут достигать своих целей, используя современные технологии: СМИ, Интернет. Важно и то, что исчез своеобразный «госзаказ» на активность. Если в советский период массы полупринудительно мобилизовывались для участия в общественной деятельности, и это стимулировалось разными способами, то в настоящее время общественная активность не приносит существенных выгод, а уклонение от нее не влечет наказаний. «В России появилась частная жизнь, а граждане страны получили свободу выбора между участием и неучастием»2. Люди выбирают другие виды деятельности (развлечения) более значимые для них. Невысока в России и доля тех, кто в той или иной мере проявляет интерес к политике. В среднем по стране – это 63% В то же время исследователи отмечают рост интереса россиян к различным формам общественной самодеятельности, на фоне снижения вовлеченности в «большую политику». Активность проявляется при решении проблем в непосредственном окружении индивида. Широкое распространение приобрели «движения одного требования» – движение автомобилистов, обманутых пайщиков, рухнувших жилищных пирамид, которые, не смотря на их спонтанность, хорошо организованы и эффективны6. 3. По мотивации политических действий: автономные и мобилизованные формы политического участия. При автономном политическом участии индивид действует самостоятельно, исходя из собственных побуждений. Мобилизованное участие предполагает чьё-то руководство, давление. В советский период доминировали мобилизованные формы политического участия. Все члены партии, комсомола имели партийные, комсомольские поручения, уклониться от выполнения которых было довольно трудно. В настоящее время мобилизованные формы политического участия также довольно распространены. Так в различного рода массовых политических акциях люди принимает участие под давлением администрации учреждений Но более свободными и ненаказуемым стали автономные формы политического участия, если они не приводят к нарушению закона. Особым значением для политической системы обладает такая, обычно автономная форма, как политический протест. Политический протест представляет собой негативную реакцию индивида или группы на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретные действия органов власти. Акции протеста – это довольно частое явление в современной России. Хотя в них принимает участие незначительная, по сравнению с числом недовольных, часть населения страны. 4. По отношению к действующим в государстве законам различают конвенциональные, т.е. легальные, соответствующие законам и неконвенциональные (незаконные) формы политического участия. В настоящее время впечатляющих результатов достигают акции прямого действия, носящие неконвенциональный, радикальный характер: захват зданий, перекрытие улиц. Это в определенной мере может представить угрозу для демократии. Но в целом население России против радикализации общественной жизни. Если 25% считают вполне допустимыми насанкционированные митинги, демонстрации, политические голодовки, 14% - перекрытие дорог, то лишь 9% считают возможным (15% возможным в крайних случаях) создание боевых отрядов при политических организациях, 5% захват и удержание административных зданий (15% допускает это лишь в крайних случаях), 4% - драки избиение своих политических противников (9% допускает это в крайних случаях)7. Но история нашей страны знает примеры, когда именно меньшинство навязывало стране свое видение решения значимых общественных проблем. Основным принципом рекрутирования являются личные связи с президентом. Каналы (те пути по которым происходит попадание в элиту сейчас): - политические партии (Единая Россия) - бюрократический аппарат Принципы (критерии в соответствии с которыми люди могут проникнуть в элиту): - личные связи в основном - партийной принадлежности (Партия Единая Россия) - по профессионализму и компетентности - по принципу лояльности 77. Распад СССР и образование суверенной Республики Беларусь. Экономические, культурные, геополитические факторы политики Беларуси. Проблема национальной идентичности. События 19—21 августа 1991 г. в Москве ускорили процесс распада СССР. 25—26 августа 1991 г. внеочередная сессия Верховного Совета БССР придала Декларации о государственном суверенитете БССР силу закона, а также приняла постановление об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял Закон «О названии Белорусской ССР», в соответствии с которым она стала называться «Республика Беларусь», а сокращенно — «Беларусь». Государственными символами Республики Беларусь были объявлены герб «Погоня» и бело-красно-белый флаг. В августе 1991 г. Верховный Совет БССР временно приостановил деятельность КПБ на территории республики. Ее имущество перешло в собственность государства. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще, в правительственной резиденции Вискули (Пружанский район Брестской области) руководители России, Беларуси и Украины Б. Н. Ельцин, С. С. Шушкевич, Л. М. Кравчук, проигнорировав волю своих народов, высказанную на общесоюзном референдуме 17 марта 1991 г., денонсировали Договор 1922 г. об образовании СССР и тем самым окончательно уничтожили большое и могущественное государство. Советский Союз прекратил свое существование. На руинах СССР было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). Документы, подписанные на встрече в Вискулях, были одобрены Верховными Советами России, Беларуси и Украины, большинство депутатов которых составляли бывшие коммунисты. 21 декабря 1991 г. на встрече в Алма-Ате руководители 11 республик бывшего СССР подписали Декларацию об образовании СНГ. Членами Содружества Независимых Государств стали все бывшие союзные республики, кроме Литвы, Латвии и Эстонии. В связи с прекращением существования СССР 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев сложил свои полномочия. Красный флаг СССР над Кремлем был заменен трехцветным российским. Перестройка, начатая в целях совершенствования социализма, закончилась его уничтожением. Беларусь — внутриконтинентальная страна, одна из 37 стран мира, которые не имеют прямого выхода к морю. Однако этот недостаток компенсируется развитой внутрирегиональной речной системой и возможностью использования морских портов соседних государств (Калининград, Вентспилс, Клайпеда, Гданьск), которые находятся на расстоянии 250—350 км от белорусских рубежей. Границы с соседними государствами проходят в основном по равнинной местности, что способствует созданию удобных транспортных магистралей и развитию интенсивных экономических связей не только с непосредственными соседями, но и с дальним зарубежьем. В геополитическом аспекте Беларусь является страной, находящейся на стратегическом перекрестке: на пересечении транспортных путей «север—юг—запад—восток». К западу от нее находятся страны Центральной и Восточной Европы (Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия), вошедшие в один из крупнейших геополитических центров сил — Европейский союз. К северо-западу располагаются страны Балтии, также активно интегрирующиеся в Европейский союз, а к югу — страны Черноморского бассейна (Украина, Молдова и государства Юго-западной Азии). К востоку простирается Россия. По оси «север—юг» Беларусь является соединительным «мостом» между Черноморским и Прибалтийским регионами, а по восточно-западной оси — жизненно важным коридором для России и стран Центральной Азии, активно развивающих экономические связи с Европейским союзом. Вместе с тем, необходимо отметить, что Республика Беларусь не является единственным транзитным коридором между Россией и Европой и по этой причине любая попытка получить дополнительную прибыль за счет увеличения транзитных сборов способна привести к смещению основных транспортных потоков на территории стран Балтии и Украины. Это касается и российских энергоносителей, малейшее удорожание транзита которых по нашей территории способно привести к осложнениям в отношениях не только с Россией, но и с потребителями российских энергоносителей в Прибалтике и Европе (в частности, с Польшей, ФРГ). Белорусская модель экономической политики включает в себя как традиционные принципы функционирования рыночной экономики, так и специфические черты, которые отражают историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием таких черт, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость. Важнейшими чертами экономической политики Республики Беларусь являются следующие: · сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок; · развитие частного сектора в сочетании с государственным и не в ущерб национальным интересам; · приватизация, выступающая не как самоцель, а как средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника; · интеграция с Россией и другими странами СНГ, прежде всего в экономической сфере; · сильная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь. Стратегической целью устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь является приближение благосостояния белорусского народа к уровню экономически развитых европейских государств на основе инновационно-структурного технологического обновления и повышения конкурентоспособности национальной экономики при сохранении окружающей природной среды для нынешних и будущих поколений. Эта цель учитывает новые, качественные характеристики триады устойчивого развития «человек-экономика-природа», где человек выступает не только как цель развития, носитель новых знаний, генератор новых идей, но одновременно и как важнейшая движущая сила, воплощающая их в инновации, где экономика индустриального типа трансформируется в экономику знаний, базирующуюся на новейших информационных технологиях, технологических укладах V и VI поколений, а рациональное использование и сохранение окружающей природной среды рассматривается как средство выживания и дальнейшего развития современных и будущих цивилизаций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.212.146 (0.011 с.) |