Политическое участие и рекрутирование в современной России. Адаптация элит к новой политической ситуации.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое участие и рекрутирование в современной России. Адаптация элит к новой политической ситуации.



В России, как и в любой другой стране, формы политического участия различаются по ряду параметров.

1. По своей масштабности: это может быть как участие в решении глобальных вопросов общенационального масштаба, так и вмешательство в решение частых вопросов местного характера. К общенациональным, широкомасштабным формам политического участия в России можно отнести выборы федеральных органов власти, общенациональные референдумы, акции поддержки власти или протеста охватывающие большинство регионов страны. Примером последних были протесты пенсионеров против монетизации льгот. Регулярно профсоюзы проводят митинги с требованиями повышения заработной платы, эти митинги также часто принимают общенациональный масштаб. Многие проявления политического участия носят региональный масштаб. Есть проявления участия и узко локального масштаба. Например, сход граждан улицы, где вырабатывается обращение к органам власти об асфальтировании дороги;

2. По степени интенсивности. В качестве крайних полюсов здесь выступают отчуждение от политики, полная аполитичность и деятельность профессиональных политиков. Потребность и степень вовлеченности граждан в политику зависит от конкретной ситуации, политической системы и самого человека. На уровне политического участия сказываются такие личностные факторы, как образование, социально-экономическое положение, возраст, пол, место жительства, профессия, доступ к политической информации и др. Было бы нереалистично требовать от всех граждан равного политического участия. Но следует отметить, что длительная отчужденность от политики приводит к потере индивидом навыков ведения дискуссий, поиска компромисса, что создает в свою очередь предрасположенность к экстремизму. Причинами политической апатии могут быть низкий уровень развития личности, разочарование индивида в собственных возможностях повлиять на ход политического процесса, отсутствие интереса к политике и т.д.

В России проявляются те же тенденции, что и на Западе: массовое потребительское общество вытесняет общество гражданское. Происходит атомизация и индивидуализация общества. Политики оказывается оттесненной на периферию жизненных интересов большинства россиян. Спад политической активности большинства населения за последние 20 лет исследователи объясняют рядом факторов. Прежде всего тем, что в России люди вели в течение двух десятилетий борьбу за элементарное выживание. Говорится также и о том, что массовость уступает эффективности – небольшие группы людей могут достигать своих целей, используя современные технологии: СМИ, Интернет. Важно и то, что исчез своеобразный «госзаказ» на активность. Если в советский период массы полупринудительно мобилизовывались для участия в общественной деятельности, и это стимулировалось разными способами, то в настоящее время общественная активность не приносит существенных выгод, а уклонение от нее не влечет наказаний. «В России появилась частная жизнь, а граждане страны получили свободу выбора между участием и неучастием»2. Люди выбирают другие виды деятельности (развлечения) более значимые для них.

Невысока в России и доля тех, кто в той или иной мере проявляет интерес к политике. В среднем по стране – это 63% В то же время исследователи отмечают рост интереса россиян к различным формам общественной самодеятельности, на фоне снижения вовлеченности в «большую политику». Активность проявляется при решении проблем в непосредственном окружении индивида. Широкое распространение приобрели «движения одного требования» – движение автомобилистов, обманутых пайщиков, рухнувших жилищных пирамид, которые, не смотря на их спонтанность, хорошо организованы и эффективны6.

3. По мотивации политических действий: автономные и мобилизованные формы политического участия. При автономном политическом участии индивид действует самостоятельно, исходя из собственных побуждений. Мобилизованное участие предполагает чьё-то руководство, давление. В советский период доминировали мобилизованные формы политического участия. Все члены партии, комсомола имели партийные, комсомольские поручения, уклониться от выполнения которых было довольно трудно.

В настоящее время мобилизованные формы политического участия также довольно распространены. Так в различного рода массовых политических акциях люди принимает участие под давлением администрации учреждений Но более свободными и ненаказуемым стали автономные формы политического участия, если они не приводят к нарушению закона.

Особым значением для политической системы обладает такая, обычно автономная форма, как политический протест. Политический протест представляет собой негативную реакцию индивида или группы на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретные действия органов власти. Акции протеста – это довольно частое явление в современной России. Хотя в них принимает участие незначительная, по сравнению с числом недовольных, часть населения страны.

4. По отношению к действующим в государстве законам различают конвенциональные, т.е. легальные, соответствующие законам и неконвенциональные (незаконные) формы политического участия. В настоящее время впечатляющих результатов достигают акции прямого действия, носящие неконвенциональный, радикальный характер: захват зданий, перекрытие улиц. Это в определенной мере может представить угрозу для демократии. Но в целом население России против радикализации общественной жизни. Если 25% считают вполне допустимыми насанкционированные митинги, демонстрации, политические голодовки, 14% - перекрытие дорог, то лишь 9% считают возможным (15% возможным в крайних случаях) создание боевых отрядов при политических организациях, 5% захват и удержание административных зданий (15% допускает это лишь в крайних случаях), 4% - драки избиение своих политических противников (9% допускает это в крайних случаях)7. Но история нашей страны знает примеры, когда именно меньшинство навязывало стране свое видение решения значимых общественных проблем.

Основным принципом рекрутирования являются личные связи с президентом.

Каналы (те пути по которым происходит попадание в элиту сейчас):

- политические партии (Единая Россия)

- бюрократический аппарат

Принципы (критерии в соответствии с которыми люди могут проникнуть в элиту) :

- личные связи в основном

- партийной принадлежности (Партия Единая Россия)

- по профессионализму и компетентности

- по принципу лояльности

77. Распад СССР и образование суверенной Республики Беларусь. Экономические, культурные, геополитические факторы политики Беларуси. Проблема национальной идентичности.

События 19—21 августа 1991 г. в Москве ускорили процесс распада СССР. 25—26 августа 1991 г. внеочередная сессия Верховного Совета БССР придала Декларации о государственном суверенитете БССР силу закона, а также приняла постановление об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял Закон «О названии Белорусской ССР», в соответствии с которым она стала называться «Республика Беларусь», а сокращенно — «Беларусь». Государственными символами Республики Беларусь были объявлены герб «Погоня» и бело-красно-белый флаг.

В августе 1991 г. Верховный Совет БССР временно приостановил деятельность КПБ на территории республики. Ее имущество перешло в собственность государства.

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще, в правительственной резиденции Вискули (Пружанский район Брестской области) руководители России, Беларуси и Украины Б. Н. Ельцин, С. С. Шушкевич, Л. М. Кравчук, проигнорировав волю своих народов, высказанную на общесоюзном референдуме 17 марта 1991 г., денонсировали Договор 1922 г. об образовании СССР и тем самым окончательно уничтожили большое и могущественное государство. Советский Союз прекратил свое существование. На руинах СССР было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). Документы, подписанные на встрече в Вискулях, были одобрены Верховными Советами России, Беларуси и Украины, большинство депутатов которых составляли бывшие коммунисты.

21 декабря 1991 г. на встрече в Алма-Ате руководители 11 республик бывшего СССР подписали Декларацию об образовании СНГ. Членами Содружества Независимых Государств стали все бывшие союзные республики, кроме Литвы, Латвии и Эстонии.

В связи с прекращением существования СССР 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев сложил свои полномочия. Красный флаг СССР над Кремлем был заменен трехцветным российским. Перестройка, начатая в целях совершенствования социализма, закончилась его уничтожением.

Беларусь — внутриконтинентальная страна, одна из 37 стран мира, которые не имеют прямого выхода к морю. Однако этот недостаток компенсируется развитой внутрирегиональной речной системой и возможностью использования морских портов соседних государств (Калининград, Вентспилс, Клайпеда, Гданьск), которые находятся на расстоянии 250—350 км от белорусских рубежей. Границы с соседними государствами проходят в основном по равнинной местности, что способствует созданию удобных транспортных магистралей и развитию интенсивных экономических связей не только с непосредственными соседями, но и с дальним зарубежьем.

В геополитическом аспекте Беларусь является страной, находящейся на стратегическом перекрестке: на пересечении транспортных путей «север—юг—запад—восток». К западу от нее находятся страны Центральной и Восточной Европы (Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия), вошедшие в один из крупнейших геополитических центров сил — Европейский союз. К северо-западу располагаются страны Балтии, также активно интегрирующиеся в Европейский союз, а к югу — страны Черноморского бассейна (Украина, Молдова и государства Юго-западной Азии). К востоку простирается Россия. По оси «север—юг» Беларусь является соединительным «мостом» между Черноморским и Прибалтийским регионами, а по восточно-западной оси — жизненно важным коридором для России и стран Центральной Азии, активно развивающих экономические связи с Европейским союзом.

Вместе с тем, необходимо отметить, что Республика Беларусь не является единственным транзитным коридором между Россией и Европой и по этой причине любая попытка получить дополнительную прибыль за счет увеличения транзитных сборов способна привести к смещению основных транспортных потоков на территории стран Балтии и Украины. Это касается и российских энергоносителей, малейшее удорожание транзита которых по нашей территории способно привести к осложнениям в отношениях не только с Россией, но и с потребителями российских энергоносителей в Прибалтике и Европе (в частности, с Польшей, ФРГ).

Белорусская модель экономической политики включает в себя как традиционные принципы функционирования рыночной экономики, так и специфические черты, которые отражают историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием таких черт, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость.

Важнейшими чертами экономической политики Республики Беларусь являются следующие:

· сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

· развитие частного сектора в сочетании с государственным и не в ущерб национальным интересам;

· приватизация, выступающая не как самоцель, а как средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника;

· интеграция с Россией и другими странами СНГ, прежде всего в экономической сфере;

· сильная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь.

Стратегической целью устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь является приближение благосостояния белорусского народа к уровню экономически развитых европейских государств на основе инновационно-структурного технологического обновления и повышения конкурентоспособности национальной экономики при сохранении окружающей природной среды для нынешних и будущих поколений. Эта цель учитывает новые, качественные характеристики триады устойчивого развития «человек-экономика-природа», где человек выступает не только как цель развития, носитель новых знаний, генератор новых идей, но одновременно и как важнейшая движущая сила, воплощающая их в инновации, где экономика индустриального типа трансформируется в экономику знаний, базирующуюся на новейших информационных технологиях, технологических укладах V и VI поколений, а рациональное использование и сохранение окружающей природной среды рассматривается как средство выживания и дальнейшего развития современных и будущих цивилизаций.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.230.188 (0.008 с.)