Экономический потенциал современной Японии. Исторические условия развития политической системы.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономический потенциал современной Японии. Исторические условия развития политической системы.



Япония является относительно небольшим по территории государством. Ее площадь равна примерно площади американского штата Монтана. Это горная страна, большая часть которой непригодна для сельского хозяйства. Тем не менее, по численности населенияЯпония занимает седьмое место в мире, уступая Китаю, Индии, России, США, Индонезии и Бразилии. В 2000 г. в Японии проживало 125 млн. человек. По уровню своего экономического потенциалаЯпония прочно занимает второе место после США. Японии была свойственна очень быстрая модернизация (переход от традиционного общества к современному), которая началась в 1868 г. после так называемой реставрации Мэйдзи. Феодальная страна до этого, 80% населения которой проживало в деревнях, напоминала Британию эпохи Тюдоров (400 лет назад). Формально реставрация Мэйдзи ликвидировала так называемый сёгунат Токугава и вернула всю власть императору. Фактически же данное событие открыло 70-летнюю эру реформ, которые превратили Японию в индустриально развитое и милитаристское государство, которое проводило активную экспансионистскую политику в 30-е годы ХХ в. Как отмечает американский политолог Чарльз Эндрейн, “политические деятели эпохи Мэйдзи не только делали упор на прагматические инструментальные ценности, но и смогли так органично соединить традиционные верования с современными принципами, что первые стали содействовать индустриализации… В то время как китайские мандарины стремились хранить верность основным этическим ценностям, не взирая на отвлекающие от них заманчивые цели (“ценностно ориентированная рациональность”), японцы придерживались “инструментальной рациональности”, выразившейся в поиске наиболее эффективных путей осуществления стоящих перед нацией задач. Правители эпохи Мэйдзи стремились найти такие формулы, которые бы работали, догмы их не привлекали. Преимущество их состояло и в том, что в представлении о конечной цели существовало полное единство взглядов, но они были готовы к любым мнениям в вопросе о путях ее достижения. Указывая на различия между целями и средствами, они сформулировали принципы активного приспособления: господство над природой, знания, как способ достижения успехов в экономике и ориентация на будущее, при котором традиционные взгляды служат для оправдания жертв в настоящем. Мотивационным лозунгом стало достижение наилучших результатов во имя экономического процветания; примером для подражания был японский воин (самурай) с его трудолюбием, бережливостью, дисциплинированностью и эрудицией. Китайцы между тем в конце XIX в. были склонны смешивать цели и средства…Изучение классиков конфуцианства преподносилось в качестве достойной конечной цели. Преклонение перед прежними порядками и почитание предков символизировало решимость во всем следовать традициям. Успехи элиты на конфуцианском экзамене ставились выше массовых успехов в деле развития национальной экономики.__ Несмотря на то, что и в конфуцианстве, и в философии эпохи Мэйдзи коллективизм преобладал над индивидуализмом, японской культуре была присуща большая преданность нации. Будучи не столь многочисленной, как китайцы, и более однородной нацией, японцы сплотились вокруг своей национальной религии, синтоизма, где император символизировал возрожденную нацию. У китайцев же в большем почете были расширенная семья, клан и род. И в Японии и в Китае культурную основу правителей и управляемых составляли элитарность и патриархальность: женщины оставались в подчинении у мужчин, старшие руководили младшими. Вместе с тем, японская система ценностей оставляла за молодыми самураями (бывшими воинами) право становиться чиновниками и бизнесменами – руководителями, обеспечивающими экономическое развитие. Свою лояльность массы доказывали активным служением императору. Считалось, что перед императором все равны. Император правил как отец, духовный глава нации, посредник между народом и Богом. Граждане выражали ему сыновью преданность, стремились превратить Японию в богатое и могущественное государство. С поведенческой точки зрения, быстрые социально-экономические преобразования Японии эпохи Мэйдзи объясняются тем, что японские правители обладали достаточной волей и властью для проведения в жизнь достаточно радикальной политики. Правящая олигархия, состоявшая из генро (старших государственных служащих), армейских офицеров, чиновников и технократов, действовала как орган коллективного руководства и организовывала массы на участие в национальной модернизации. Всеобщая воинская повинность укрепляла военную мощь Японии, в результате чего она одержала победу над Китаем в 1894 г. и над Россией в 1905 г. Программы народного образования сделали нацию грамотной, создав возможность повышения рабочими своей квалификации. К 1905 г. школу посещало 90% всех детей. Проводимая экономическая политика способствовала быстрому росту промышленности. В собственности государства находились железныедороги, а также судо- и машиностроительные, чугунно- и сталеплавильные, угледобывающие промышленные предприятия. Часто центральное правительство учреждало такие предприятия, а затем продавала их частным владельцам. Большинство из них получало от государства щедрые субсидии, а также защиту от конкуренции со стороны иностранцев. Мощь японского флота способствовала росту экспорта отечественного текстиля. Развитию промышленности и торговли помогало и то, что бизнес облагался меньшими налогами, чем земля. Несмотря на то, что наравне с правительственной бюрократией ведущую роль играли и крупные частные корпорации (дзайбацу), в Японии эпохи Мэйдзи плюрализм был ограничен. Государство контролировало общественные объединения, а не наоборот. Императорскими советниками была учреждена национальная ассамблея (Diet), первое заседание которой состоялось в 1890 г. За места в ней соперничали либеральная партия и партия конституционных реформ. В выборах законодателей участвовал только 1% населения. Партии не обладали значительным влиянием на государственную политику. Режим Мэйдзи учредил также письменную конституцию и разрешил конкурентные выборы. Политические фракции, при всей их слабости и бездеятельности, получили право вето при рассмотрении бюджета и ограниченную возможность влиять на формирование кабинета. В условиях ограниченного плюрализма рабочие и крестьяне обладали незначительными политическими и экономическими правами. Военно-полицейское государство расправлялось с профсоюзами, партиями социалистической ориентации, а также с забастовками. В Японии правительство Мэйдзи оказывало успешное сопротивление иностранному господству в отечественной экономике. После 1850 г. США потребовали для себя особых прав в торговле с Японией. Японские чиновники опасались, что гражданские войны могут спровоцировать вторжение Франции и Великобритании. Следовательно, реставрации монархии Мэйдзи в 1868 г. явилась отчасти выражением решимостияпонской элиты противостоять иностранному вмешательству путем создания мощного милитаризированного государства, заботящегося о национальной безопасности и усиленного развитой экономикой. Второй модернизациейв Японии принято называть экономические и политические реформы, проведенные после второй мировой войны. Они позволили создать экономику, равную британской, французской и западногерманской, вместе взятых; превзойти СССР по показателям валового производства и занять вторую позицию в мире после США по этим параметрам. Если до второй мировой войны, Япония представляла собой олигархическую систему с элементами демократии, то за послевоенные годы эта страна превратилась в стабильную демократию. Разгром Японии в войне привел к оккупации ее территории американскими войсками, которая продолжалась с 1945 по 1952 гг. Демократические политические институты здесь возникли под непосредственным влиянием США. 2 сентября 1945 г. японское правительство капитулировало на борту крейсера “Миссури”. С этого момента начался невиданный в истории эксперимент по “социальной ____________инженерии”, который продолжался в течение следующих шести лет. Соединенные Штаты ставили перед собой две взаимосвязанные цели: (а) они стремились к демилитаризации экономики и (б) демократизации политической системы Японии, чтобы предотвратить возможность появления новой японской угрозы, подобной той, которая существовала в 30е – первой половине 40-х годов. Вся власть в стране находилась в руках Верховного командования союзных держав, сокращенно -- SCAP (Supreme Commander of the Allied Powers), во главе с американским генералом Дугласом Маккартуром. Первая цель была довольно легко достигнута с помощью ликвидации колоний Японской империи, репатриации 6 млн. японских военных и гражданских лиц домой, разоружения армии и демобилизациивоеннослужащих, уничтожения или конверсии военных предприятий. В последствие была принята знаменитая 9 статья Конституции Японии, которая заявляла, что “японцы навсегда отказываются от суверенного права ведения войны; наземные, воздушные и морские силы, а также другой военный потенциал, никогда не будут воссозданы”. Правда, через некоторое время было принято решение о создании японских сил самообороны. Несмотря на их многочисленность, они не играют активной роли в мировой политике. Лишь в 1992 г. силы самообороны получили право на участие в миротворческих операциях под флагом ООН. Поэтому Японию называют “экономическим гигантом, но военным карликом”. Вторая цель (демократизация) являлась более сложной. Нужно было возродить многие институты японской политической системы, но наполнить их новым, демократическим содержанием, а также провести ряд социальных реформ, которые бы обеспечили общественную поддержку им. Как уже отмечалось, в Конституции Мэйдзи присутствовал миф о божественном происхождении власти императора. Она была также пронизана духом национализма (миф о национальной исключительности японцев) и милитаризма. Принцип императорского суверенитета лежал в основе представлений о трансцедентальной природе власти и ее институтов, возвышающихся над простыми людьми. Данные идеи были весьма далеки от демократических. Когда стало ясно, что японская элита выступает только за косметические конституционные реформы, Маккартур 3 февраля 1946 г. приказал генералу Картни Уитни, руководителю правительственного бюро при SCAP, подготовить в десятидневный срок проект японской Конституции. В течение нескольких месяцев, пока проект рассматривался в парламенте, в него были внесены очень несущественные поправки и дополнения, а 3 ноября 1946 г. он почти единогласно был поддержан депутатами. Новая Конституция вступила в силу 3 мая 1947 г.__Конституционная реформа, прежде всего, предусматривала изменение статуса императора. По легенде, правящая династия восходила своими корнями к императору Джимму, который получил свою власть непосредственно от Бога солнца Аматерасу в 660 г. до н. э. Нынешний император Японии Акихито, является, таким образом, 125 монархом в этой непрерывной династии. Историки относят возникновение Японского государства к более позднему периоду – VI в. н. э. Суверенитет, в соответствии с новым основным законом, переходил от императора к народу Японии. Император – “символ государства и единства японской нации, получает свои полномочия от японского народа”. У него “нет права вмешиваться в вопросы управления”. Многие формальные функции главы государства в Японии переданы премьеру. Япония становилась парламентской монархией по британскому образцу, с исполнительной властью в руках кабинета министров и премьера, которые, в свою очередь, зависели от расстановки политических сил в нижней палате парламента. Вводилась ответственность правительства перед избранными гражданами депутатами. Была проведена реорганизация верхней палаты японского парламента. Если раньше палата пэров не избиралась, а формировалась из представителей нобилитета, то после реформы верхняя палата (советников) должна была избираться на прямых всеобщих выборах. Что касается социально-экономических реформ, то в стране была проведена широкомасштабная ресоциализация. Были изменены учебные программы в школах и вузах, популяризировались идеи индивидуализма, прав человека и демократии. Было расширено обязательное образование с 6 до 9 лет, а также сделано более доступным университетское образование. В Японии прошла реформа занятости и земельная реформа. На промышленных предприятиях и в учреждениях создавались профсоюзы, которые были запрещены прежним режимом. Оккупационная администрация пыталась провести демонополизацию экономики, ослабить позиции крупных__ семейных корпораций – дзайбацу. Государственный аппарат был подвергнут чистке. Все эти меры могли превратить определенные социальные группы в японском обществе в бенефициариев социальных преобразований. К ним, прежде всего, можно отнести женщин, молодежь, рабочих, мелких фермеров, мелких предпринимателей, новое поколение политических и экономических руководителей. Реформы периода американской оккупации завершились успехом, однако, не потому, что их поддерживали социальные группы, получившие от них выгоду. Главная причина заключалась в другом: в изменении международной ситуации. В условиях холодной войны отчетливо проявилось совпадение интересов между оккупационной администрацией и консервативными кругами Японии, которые были ориентированы на рост национального экономического потенциала во внутренней политике и союз с

США и Западом в целом во внешней.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.205.144 (0.007 с.)