Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: объект, предмет, методы и категории политологии.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема: ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И КАТЕГОРИИ ПОЛИТОЛОГИИ. ПЛАН: I. Объект и предмет политологии. II. Категории и методы политологии. III. Функции политологии. Возрастание роли политических знаний в жизни общества. I. Объект и предмет политологии. Термин “политология” произошел от 2-х греческих слов - “ ПОЛИС (древне греческий город - государство) и “ЛОГОС” (в переводе - слово, закон, наука). В буквальном переводе термин “Политология” означает наука о политике, о политической сфере жизни общества. Политическая сфера возникает с появлением государства. В догосударственную эпоху, когда государства еще не было, не было и принуждения, все отношения между людьми регулировались обычаями, традициями, религией, нормами морали. Со временем, с возникновением запретов (табу), с появлением прибавочного продукта - а вместе с ним и возможности содержать в обществе группу людей, не занятую непосредственно физическим трудом и производством материальных благ возникает государство. С возникновением государства прежние регуляторы общественной жизни (мораль, обычай) сохраняются, но более важным регулятором становится принуждение. Так возникает политическая сфера жизни общества. Развитию политологии как науки предшествовали политико - правовые учения; еще в античности возникают размышления о политике. Вплоть до середины- 2-й половины 19 века политическая наука развивалась в форме политических учений, которые являлись донаучной формой развития знания. К середине 19 века, когда было накоплено достаточно знаний, на их основе оформляется новая самостоятельная наука - политология. Она возникает в США, где этому способствовали определенные традиции развития государства, политической системы, демократии и избирательная система. В нашей стране политология является достаточно молодой наукой, она стала интенсивно развиваться только с начала 90-х годов 20 века, после крушения социалистической системы. При советской власти политология в нашей стране не преподавалась, ее считали буржуазной наукой, а вместо нее во всех ВУЗах преподавался научный коммунизм. С начала 90-х годов вместо кафедр научного коммунизма создаются кафедры политологии и она включается в образовательные стандарты. Объект политологии
Объект любой науки - это то, на что направлена данная наука, что она изучает. Выделение объекта науки необходимо для разграничения области изучения одной науки от другой. Политологию как науку интересует человеческое общество и существующие в нем определенные институты, процессы. Политология - это гуманитарная наука. Объект политологии - это общество, это политическая сфера жизни общества. В обществе существует всего 4 сферы: политическая, социальная, духовная, экономическая; они все взаимосвязаны между собой. Политология как наука интересуется политической сферой жизни общества. Объект политологии меняется со временем, меняется с изменениями в политической сфере общества (у древних греков она была 1, в средние века - другая, в современном мире - третья). Однако политической сферой жизни общества интересуется не только политология, это объект изучения политической психологии, истории, других наук. Разграничить политологию от них помогает выделение предмета науки. Предмет любой науки - это определенный срез (угол зрения) ее объекта. К пониманию предмета политологии существует 2 подхода - широкий и узкий: --- узкий - под предметом политологии понимается политическая власть и все, что с ней связано (ее определение, происхождение, эволюция, способы прихода во власть, т.д.). Все остальное - политические партии, политический режим, политическая система, политика, политическая культура - так или иначе связано с властью. --- широкий подход - под предметом политологии понимаются вопросы сущности политики, ее содержание, функции, связь политики с другими сферами жизни общества, закономерности и характеристики политики. В целом, политология как наука занимается следующими вопросами: политика, политическая власть, политическая система, государство, политические партии, политическая культура, политические режимы. Структура политологии: К основным элементам структуры политологии относят: 1. Теория политики (введение, философские основы политики, развитие политической власти). 2. Теория политических систем и их составляющих (государства, партий, политических режимов, общественных объединений). 3. История политических и правовых учений и политическая идеология (развитие политической науки, политические доктрины). 4. Теория управления обществом 5. Теория международных и межгосударственных отношений.
III. Функции политологии. Возрастание роли политических знаний в жизни общества. Функции политологии
1. Познавательная. Как и любая другая наука, политология направлена в первую очередь на получение нового знания. Это познание и изучение тенденций политического развития, политических явлений, новых фактов. Это познание политической жизни своего общества. (В СССР не было политологии, не было открытости власти населению, народ узнавал об изменениях в высшей власти по мавзолею - чем ближе к центру и к вождю тот или иной лидер во время демонстрации, тем большим расположением вождя и, следовательно, властью он пользуется). 2. Прогностическая. Политолог на основе достоверных научных фактов может дать прогноз на будущее (о революции, исходе выборов, начале войны и т.д.). Прогноз помогает вовремя поспособствовать необходимому или предотвратить нежелательное. 3. Воспитательная. Просвещение населения, увеличение его культуры, формирование системы ценностей, мировоззрения, ознакомление с демократическими традициями. 4. Оценочная. Политология дает не только простое отражение происходящего, но и оценивает строй, события, явления с точки зрения интересов человека, общества, государства. Сегодня приоритет, основа оценки поменялись, если ранее было: государство - общество-человек, то теперь: человек - общество - государство. 5. Методологическая. Политология дает схемы методов исследовательских процедур, формирование оценок познавательных результатов этих исследований. 6. Предметно - практическая (управленческая) - практическое управление обществом, повышение эффективности управления.
Таким образом, политология - это самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет исследования, свой понятийный аппарат, пользующаяся различными методами исследования.
Возрастание роли политических знаний в жизни общества. В конце 20 - начале 21 века человечество столкнулось с рядом глобальных проблем, решить которые возможно с помощью политических знаний, при помощи властных решений. 1. Экологический кризис. Его проявление - всеобщее потепление, ухудшение состояния окружающей среды. 2. Терроризм; межнациональные конфликты на постсоветском пространстве, конфликт в Израиле и Палестине, в Чечне. 3. Крушение биполярного мира и построение новых политических систем, построение демократий, для чего требуется знание опыта демократических стран. 4. Духовный кризис на планете, низкий уровень массовой культуры, формирование общества потребления, вестернизация и американизация культуры. 5. Социальная нестабильность на планете, рост пропорций между бедными и богатыми более чем в 10 раз. 6. Рост численности населения при уменьшении ресурсов и вследствие этого усиление борьбы за существование, за место под солнцем между народами. Все эти проблемы - глобальные, их должно решать все человечество в целом, используя властные рычаги.
Лекция. Тема: История политических учений. План: I. Зарождение политических учений. II. Политические учения античности. Платон и Аристотель. Лекция. Тема: ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ ПЛАН: I. Политические взгляды Н. Макиавелли. II. Политические взгляды Ш. Монтескье III. Политические взгляды «отцов-основателей» США IV. Идеи социалистов-утопистов Томас Пейн (1737-1808гг.) Предложил название США. Обоснование войны за независимость. Государства у него делились на старые (монархии) и новые – республики. В монархии власть передается по наследству, а это не справедливо – лучшей является республика. Естественные права гражданина должны быть реализованы в форме народного представительства. Верховная власть в стране должна принадлежать всенародно избранному законодательному органу. Каждое новое поколение должно само изменять Конституцию в соответствии со своими взглядами и требованиями. Шарль Фурье (1772-1837гг.) Критиковал буржуазный порядок, при котором богатые угнетают бедных, а бедняки лишены каких-либо свобод. Буржуазия устанавливает свою власть, власть меньшинства. Наличие частной собственности ведет к предопределенности общества и его развития, делает неравными права, свободы и возможности людей с разным материальным достатком. Поэтому преобразования общества необходимо начинать не с политической, а с экономической сферы. Основой общества должно стать признание права на труд. Личная свобода человека важнее простого провозглашения равенства, которое строится на свободе. В будущем весь мир покроют производственные товарищества – ассоциации, в которые войдут и собственники, и пролетарии, так как классовые противоречия исчезнут. В основе развития общества лежат те же законы, что и в природе. Человечество пройдет в своем развитии 4 стадии: Детство человечества – уже в конце ее возможно установление гармоничного и счастливого существования людей. 2 и 3 стадии – это стадии гармонии. 4-я стадия – старость. В будущем справедливом мире каждый человек будет стремиться к дружбе, любви, счастью, к сочетанию личного благополучия с благом всего общества. Роберт Оуэн (1771-1858гг.) Английский мыслитель. Выступал против частной собственности, в которой видел причину всех бед человечества. В скором времени по нему должна наступить социальная революция, ибо при капитализме вызревает новый способ производства и происходит революция в умах. Буржуазные порядки обусловлены и закономерны, при них идет прогресс производительных сил, но они не совершенны, их нужно менять. Преобразования общества нужно проводить мирным путем, сверху, начиная с реформы промышленного законодательства и установления социальной помощи бедным. Революция возможна, но ее должны делать просвещенные люди, при минимальном количестве насилия, избегая классового возмездия. Революцию должны сделать богатые люди, обладающие солидным капиталом и только при их доброй воле (министры, промышленники, цари). В новом обществе основной единицей будут коммуны (общественный поселок), они объединятся в федерации по всему миру. Возникнет единообразие и единение всего человечества, повсюду будут одинаковые законы и формы управления. Весь мир станет одной большой семьей, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручка станут основой жизни. IV. Разделение властей. IV. Разделение властей. Разделение властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. Исторически власть сначала была в одних руках. Однако сегодня во всех развитых демократических странах признается и проводится в жизнь теория разделения властей. Родоначальником теории разделения властей выступил Шарль Луи де Монтескье. Он считал так: “Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга”. Цели разделения властей: --- Необходимость установления контроля за властью. Выше верховной власти уже ничего нет, иначе она будет уже не верховная, в тоже время контролировать ее нужно. Поэтому ветви власти контролируют друг друга.” --- Предупреждение установления диктатуры. “Любая власть портит, а абсолютная власть портит абсолютно”. --- Повышение эффективности управления (разделение работы, своеобразный принцип конвейера). Каждая из 3-х ветвей власти специализируется на 1-й функции. Существует разделение властей по горизонтали (на законодательную, исполнительную и судебную) и по вертикали (на власть центра и регионов). В нашей стране при советской власти не признавался принцип разделения властей, он провозглашался буржуазным и недемократическим. В программных документах КПРФ одной из необходимых мер называется необходимость устранения разделения властей. Безусловно, в соединении власти в одних руках есть свои плюсы: --- оперативное решение вопросов; --- исключение переложения вины за ошибки на другие органы --- исключение борьбы за власть между разными органами. Конституция РФ 1993 года признала и провозгласила принцип разделения властей, в ст. 10 Конституции сказано: “ Государственная власть в РФ осуществляется с разделением ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”. Разделение властей в РФ по горизонтали: Президент
Разделение власти в РФ по вертикали: РФ
Федеральный округ
Субъекты РФ
*Местное самоуправление (не входит в гос. власть)
ПЛАН III. Избирательные системы. Избирательная система - это совокупность правовых норм, регламентирующих порядок проведения голосования и определения результатов выборов. Виды избирательных систем: В мировой практике существует разный порядок избрания кандидатов. Во всех системах подсчет ведется от количества избирателей, явившихся на избирательные участки. Для победы в выборах нужно набрать наибольшее число голосов. 1. Мажоритарная (от французского «мажорите» - большинство). В ее основе лежит принцип большинства. Голосование идет за конкретных кандидатов и избранным считается тот кандидат, за которого подано наибольшее число голосов. Существует три разновидности мажоритарной системы: · относительного большинства – побеждает кандидат, получивший наибольшее количество голосов по сравнению с каждым из своих соперников. Эта разновидность наиболее эффективна - избрание происходит во всех случаях за исключением равенства голосов или если на первое место выходит виртуальный кандидат «против всех». · абсолютного большинства - победившим считается кандидат, набравший 50 % + 1 голос избирателей, участвовавших в голосовании. Обычно устанавливается нижний порог явки избирателей. Если не один из кандидатов не набирает более половины голосов, то проводят 2-й тур, в который выходят два кандидата, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Так проводят президентские выборы в России. Если Президент В.В. Путин в 200 г. и в 2004 г. в первом туре набрал более половины голосов, то в 1996 г. при переизбрании Б.Н. Ельцина на второй срок проводилось два тура – во второй вышли два лидера первого: Б.Н. Ельцин и Г.А. Зюганов. · квалифицированного большинства. Победу одержит кандидат, набравший определенное количество абсолютного большинства голосов (2/3, 3/4, т.д.). Данная разновидность малоэффективна, поскольку обостряет проблему явки избирателей. 2. Пропорциональная избирательная система. В ее основе лежит принцип распределения мандатов в избирательном округе между партиями и объединениями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией (объединением). Каждая партия составляет к выборам свой список кандидатов, и чем больше голосов получит партия на выборах, тем больше мест в парламенте займут ее представители. Каждая партия составляет к выборам свой список кандидатов, он может быть гибкий (очередность прохождения кандидатов определяют избиратели); а может быть и жестким - очередность прохождения кандидатов определяется партийными органами. К положительным сторонам пропорциональной системы относится то, что она дает возможность представительства разных социальных слоев, способствует выражению их интересов в парламенте. Среди недостатков называют ее обезличенность - избиратели зачастую не знают и не могут знать всех кандидатов от партии в списке для голосования (которых может быть несколько сотен), в лучшем случае гражданам известны несколько кандидатов. По пропорциональной системе избирается Государственная Дума России. 3. Смешанная система. В ней сочетаются пропорциональная и мажоритарная системы. Часть депутатов избирается по пропорциональной системе, часть по мажоритарной. Такая система существует при выборах в законодательные органы субъектов Российской Федерации. В мире сегодня преобладает мажоритарная система в чистом виде или в вариантах.
IV. Избирательный процесс. Избирательный процесс - это урегулированный законодательством порядок деятельности избирателей, государственных органов, организаций, местного самоуправления, групп граждан по подготовке и проведению выборов. В разных странах он длится разное время. В РФ - 4 месяца, в Японии - 2 недели, в США по выборам Президента - 8 месяцев. Стадии избирательного процесса: 1. Назначение выборов. 2. Установление избирательных округов (если они есть). 3. Установление избирательных участков. 4. Создание избирательных органов – центральной избирательной комиссии, территориальных, участковых комиссий. 5. Регистрация избирателей в комиссиях. 6. Выдвижение кандидатов. 7. Агитация. 8. Непосредственно голосование. 9. Подсчет голосов и установление результатов выборов. 10. Проведение 2-го тура голосования и последующих туров или новых выборов (при необходимости). 11. Подведение окончательного результата выборов и его официальное опубликование. V. Референдум Референдум - это всенародное голосование по принятию законопроектов, внесению изменений в действующее законодательство или по другому важному вопросу государственного значения. В отечественной истории общенациональные референдумы проводились в 1991 г. – решался вопрос о сохранении Советского Союза; в 1993 г. – вопрос о доверии Президенту и парламенту. Формула референдума Перед голосующими ставится конкретный вопрос, который предполагает возможность однозначного ответа - «да» или «нет». Либо может быть несколько утверждений, из которых голосующий должен выбрать одно или несколько. В мировой практике вынесение некоторых вопросов на референдум исключается: вопросы государственного бюджета, налогов, смертной казни, международных договоров, войны и мира, доверия правительству и другие. В России, согласно закона, запрещается вынесение на общероссийский референдум таких вопросов, как: 1. Об изменении конституционного статуса субъектов Российской Федерации; 2. О досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов; 3. Об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; 4. О персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; 5. Об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; 6. О принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации; 7. О введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты; 8. О принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 9. Об амнистии и о помиловании. Также вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции Российской Федерации, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Принципы референдума: 1. Всеобщности. 2. Свободы голосования. 3. Равенства. 4. Прямого голосования. 5. Тайного голосования.
Литература 1. Конституция Российской Федерации. – М., 2006. 2. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» № 19-ФЗ от 24 декабря 2002 г. 3. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» № 51-ФЗ от 22 апреля 2005 г. 4. Федеральный конституционный закон «О референдуме» № 5-ФКЗ от 11 июня 2004 г. 5. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 22 мая 2002 г. 6. Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. – М., 2004. – С. 272-297. 7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов Вузов. – М., 2002. – С. 384-406. 8. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М., 2002. – С. 244-254.
Монархия ПЛАН II. Понятие и виды элиты. II. Понятие и виды элиты. Для политической элиты термин “элита” условен, ибо здесь не всегда у власти оказываются действительно лучшие. В политологии термин “элита” характеризует носителей политико - управленческих функций. При чем, когда мы говорим о ПЭ, то имеем в виду далеко не всегда самых лучших и честных. Говоря о ПЭ, о принадлежности человека к ПЭ, мы прежде всего имеем ввиду его принадлежность к политике и к власти, к избранной группе управляющих. Именно правящая элита определяет политический курс, принимает важные решения, контролирует политические ресурсы. ПЭ не равна по определению элите в политике (это могут быть интеллектуалы, менеджеры и др.) Не равна по определению элите и бюрократия, ибо она только выполняет волю элиты. В политологии существует несколько подходов к элите. 1. Структурный подход. Он относит к элите всех лиц, занимающих формальное положение в структурах власти. (Правительство, Президент). 2. Функциональный - относит к элите те группы и тех индивидов, которые оказывают реальное влияние на общественную жизнь и на принятие социально - значимых решений. Р. Дарендорф в состав Э включает: · экономических лидеров; · политических лидеров; · профессоров и учителей; · духовенство; · выдающихся журналистов; · военных; · судей и адвокатов. Таким образом, ПЭ - это социальные группы, занимающие наиболее высокие позиции в обществе, обладающие в максимальной степенью властью и возможностями влияния на общество. Рекрутирование элит Рекрутирование ПЭ - это важный механизм контроля за ней со стороны масс и важный показатель демократии. Существуют 2 основные системы рекрутирования элит: 1. Система “гильдий”. Она преобладала в странах социализма. Ее черты: --- закрытость, отбор претендентов на высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой ПЭ, медленный путь наверх. --- высокая степень критериев отбора, формальные требования для занятия должностей (возраст, стаж, образование) --- закрытый круг претендентов; --- подбор кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции; --- тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. 2. Антрепренерская система. Характерна для демократических стран. Ее черты: --- открытость, широкие возможности для занятия высших должностей; --- небольшое число формальных требований; --- широкий круг претендентов; --- высокая конкуренция; --- изменчивость состава элиты. Обе системы не идеальны. Антрепренерская более открыта, дает больше возможностей молодым, более динамична, но и больше риска, непрофессионализма, непредсказуемости. Система гильдий более уравновешена, выдерживает правопреемственность, но и более бюрократична, содержит больше условий для произвола и дегенерации элиты. Типы элиты: 1. По функциональному признаку: --- политическая - группы и политические лидеры, осуществляющие властные решения. В ней - высшая, средняя и административная --- экономическая - наиболее богатые члены общества. Экономическая и политическая элита взаимосвязаны теснейшим образом. --- культурно - информационная. Это деятели науки, искусства, журналисты. 2. По месту в политической системе: --- правящая --- оппозиционная (контрэлита) 3. По способам рекрутирования: --- открытые (реагирует на социальные изменения и потребности общества) --- закрытые (труден доступ, идет деградация и вырождение) 4. По структуре (по отношениям внутри элиты) --- объединенные --- разъединенные 5. В зависимости от источников влияния элиты: --- наследственная; --- ценностные (лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные положение) --- властная (непосредственные обладатели власти) --- функциональная (профессионалы - управленцы) - имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию. ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ. ПЛАН: Процедуры демократии --- импичмент должностных лиц и отзыв депутатов; --- демократические принципы законодательного процесса; --- принятие присяги президентом; --- выборы и референдум. Условия демократии 1. Наличие гражданского общества и сфер, независимых от государства. 2. Высокий уровень развития экономики и материального обеспечения населения; 3. Развитие культуры, образования; 4. Эффективная система надзора за властью; 5. Развитие местного самоуправления. Недостатки демократии Демократия далеко не во всех ситуациях полный идеал. Еще Платон и Аристотель считали демократию одной из худших форм государства. У. Черчилль: «Демократия – это самая худшая форма, если не считать всех остальных, которые время от времени подвергаются проверке». Недостатки: · Возможность тирании большинства при неуважении прав меньшинства и отдельного индивида; · Нестабильность, наличие политических кризисов и скандалов; · Невозможность решения стратегических задач и реализации долговременного курса; · Возможность прихода к власти не самых достойных; · Условия для коррупции (по принципу после меня – хоть потоп); · Волокита с решениями; · Злоупотребления и махинации на выборах; · Сложности в экстремальных условиях – в период войн, кризисов, военного времени. Тема: ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И КАТЕГОРИИ ПОЛИТОЛОГИИ. ПЛАН:
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.154.2 (0.014 с.) |