Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональное общение социального педагогаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель изучения: знакомство с особенностями профессионального общения социального педагога.
Изучив данную тему, студент должен: - знать: – основы профессионального общения социального педагога; – коммуникативные качества социального педагога; – структуру педагогического общения; – стили общения; - уметь: – устанавливать контакт с детьми и подростками, их родителями, учителями и т.д.; – поддерживать беседу с клиентами; - владеть: – педагогическим тактом, чувством меры; – коммуникативными способностями; – навыками управления общением. Особое внимание обратить на: – структуру педагогического общения; – коммуникативные качества социального педагога. Краткое содержание темы
Деятельность социального педагога протекает в основном в форме его общения с клиентом (группой), и поэтому общительность, коммуникативная культура, коммуникативная компетентность – важные предпосылки профессиональной активности социального педагога, что обуславливается особенностями его профессиональной деятельности. Залогом успешной деятельности социального педагога является его умение организовать оптимальное общение. Специалист, не овладевший искусством общения, бессилен воздействовать на человека; неправильное педагогическое общение рождает у клиента (особенно у ребенка) страх, неуверенность, ослабление внимания и памяти. В итоге появляется устойчивое негативное отношение к социальному педагогу и, соответственно, к его работе. Важными коммуникативными и профессионально значимыми качествами личности социального педагога являются: – общительность (психологическая готовность к организаторско-коммуникативной деятельности, склонность к доброжелательному поведению, умение слушать, поддержать беседу); – сдержанность, уравновешенность в общении (умение владеть собой, эмоционально сдерживаться, организовывать ровное, спокойное общение без проявления досады, раздражения и т.д.); – доброжелательность, приветливость (готовность содействовать благополучию других людей, проявление участливости и радушия в общении с ними); – уважительность (проявление уважения к клиентам, почтительное отношение к ним, признание их достоинств); – доверительность, откровенность как проявление доверия к тому, с кем общается социальный педагог; – альтруизм или психологическая обращенность к другим людям; – оптимизм, под которым подразумевается социальное мироощущение, концентрирующее жизнелюбие, жизнерадостность; – внутренняя энергия, уверенность в себе, сочетающаяся с высоким уровнем самоконтроля; – педагогический такт, чувство меры; – эмпатия или способность к сопереживанию; – рефлексия или осознание социальным педагогом того, как он воспринимается партнером по общению. Общение социального педагога с клиентом имеет определенную структуру, соответствующую общепринятой структуре педагогического общения, предложенной В.А. Кан-Каликом. В общении социального педагога с клиентом прослеживаются следующие этапы. 1. Моделирование социальным педагогом предстоящего общения с клиентом или группой людей (прогностический этап). На этом этапе происходит своеобразное планирование предстоящей коммуникативной деятельности социального педагога соответственно целям и задачам предстоящего взаимодействия, педагогической и нравственной ситуации, творческой индивидуальности педагога и особенностям клиента. 2. Организация непосредственного общения с клиентом в момент изначального взаимодействия с ним (начальный период общения, который условно можно назвать «коммуникативной атакой»). В первые моменты общения с клиентом социальный педагог уточняет общее настроение клиента, его психологическую готовность к взаимодействию и т.д. Этот этап весьма оперативен по скорости протекания, но играет важную ориентировочную роль в ситуации общения. Социальный педагог завоевывает инициативу и коммуникативное преимущество в общении. Инициатива в общении дает возможность педагогу решить ряд стратегических и тактических психолого-педагогических задач: обеспечить управляющую роль в процессе взаимодействия с клиентом, придать педагогически целесообразное направление формам общения и, соответственно, настроениям, чувствам клиента, создать нужный социально-психологический климат. Это в дальнейшем позволит социальному педагогу управлять процессом общения в целом. 3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе – важнейший элемент профессиональной коммуникации. Собственно управление представляет собой тот аспект общения социального педагога с клиентом, который придает коммуникации профессиональный характер. На этапе управления общением социальному педагогу необходимо умение побуждать клиента к взаимодействию, организовывать диалогическое общение, корректировать общение с поправкой на реальные условия. 4. Анализ осуществленной системы общения (соотнесение цели, средств и результата) и моделирование ее на предстоящую деятельность. Индивидуальность личности социального педагога проявляется в стиле его общения. Рассмотрим традиционную классификацию стилей общения применительно к деятельности социального педагога. 1. Демократический стиль общения. Проявляется в личностном подходе к каждому клиенту, учете индивидуальных особенностей и личного опыта человека, сочувственном отношении к его проблемам и стремлении помочь. Социальный педагог старается донести цель совместной деятельности до сознания клиента, подключает его к активному решению собственных проблем. Демократический стиль предполагает отсутствие (или непроявление) негативных установок, стереотипов и субъективизма в оценках. При демократическом стиле общения организующие воздействия преобладают над дисциплинирующими, положительные оценки над отрицательными, прямые воспитательные воздействия заменяются косвенными. Данный стиль является оптимальным в социально-педагогический работе. 2. Авторитарный стиль. Социальный педагог исходит из «усредненного» представления о клиенте, не учитывает его индивидуальных особенностей и специфики ситуации; единолично определяет направление деятельности, пресекает всякую инициативу клиента; стереотипен в оценках, субъективен. У него ярко выражены установки; суждения категоричны, преобладает начальственный тон; наблюдается нетерпение к возражениям. Авторитарный стиль может обеспечить кажущуюся эффективность деятельности и создает крайне неблагоприятный психологический климат в общении с клиентом. По данным психологов, постоянный авторитарный стиль в общении с детьми ведет их к невротизации и неадекватному уровню притязаний в общении с окружающими. Социальному педагогу необходимо избегать проявления в своем поведении черт данного стиля. Причиной авторитарного стиля общения, как правило, является недостаточно сформированная коммуникативная компетентность, культура педагогического общения социального педагога, невоспитанность его нравственных, личностных качеств. Преодоление авторитарного стиля связано со становлением культуры общения, основанной на гуманных позициях педагога. 3. Либеральный стиль или анархический, попустительский. Социальный педагог не проявляет активности, инициативности, легко подчиняется другим, подчас противоречивым влияниям. Важные вопросы и проблемы клиента педагог, имеющий подобный стиль общения, зачастую рассматривает формально, не вникая в суть, не стремясь найти и устранить причину. Истинные результаты труда и морально-психологическое состояние клиента такому социальному педагогу безразличны. Фактически социальный педагог самоустраняется от ответственности за происходящее. Данный стиль общения можно назвать наихудшим, поскольку равнодушие педагога отрицательно сказывается прежде всего на клиентах, чьи проблемы и неуверенность только усугубляются. Знание основ профессионального общения необходимо социальному педагогу, независимо от категории клиентов, с которой ему приходится иметь дело. Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы: – Что необходимо для формирования навыков профессионального общения? – В чем отличительные особенности профессионального общения социального педагога? – Назовите коммуникативные качества социального педагога. – Раскройте структуру педагогического общения. – Покажите на примерах, как реализуются стили общения в практической деятельности социального педагога.
Тема 6. Сферы деятельности
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.98 (0.007 с.) |