ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ



 

Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития и вследствие этого нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, обеспечивающих им коррекцию и компенсацию недостатков развития.

Безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный – это тот же безнадзорный, но не имеющий места жительства и (или) места пребывания

Девиантное поведение –это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

Детский дом семейного типа – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, на воспитание в семью при полном их государственном обеспечении. Условия пребывания детей в этих домах и отношения между детьми и воспитателями максимально приближены к семейным.

Детский дом-интернат – медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации.

Дом ребенка – учреждение для воспитания и оказания помощи детям раннего возраста, оставшимся без попечения родителей, детям одиноких матерей, а также детям с дефектами физического или психического развития.

Жестокое обращение с детьми– нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателем, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.

Защита детства – система мер, обеспечивающая охрану законных прав и интересов детей на основе разработки нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних; законодательное регулирование детского труда; совершенствование системы опеки, попечительства и усыновления детей, оставшихся без попечения родителей; создание сети специализированных социальных служб и учреждений для проведения коррекционной и реабилитационной работы с детьми, нуждающимся в соответствующей помощи.

Институты десоциализации – криминогенные неформальные подростковые группы, преступные группировки, сообщества алкоголиков, спекулянтов, лиц без определенных занятий, а также семьи аморального либо асоциального типа.

Методы –пути и способы достижения цели.

Методы воспитания – пути и способы совместной взаимосвязанной деятельности социального педагога и клиента (воспитуемого), направленные на достижение воспитательной цели и решение поставленных задач.

Микросоциум – ближайшее окружение человека: семья, школа, свободное общение по месту жительства, компания; зона непосредственного взаимодействия человека и среды, где осуществляются его повседневная деятельность, отношения и общение.

Наркомания – заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящим к глубокому истощению физических и психических функций организма.

Опекунство – правовая форма защиты личных и имущественных интересов граждан. Юридически правомерным является существование двух форм опекунства: в виде опеки и попечительства. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей, в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования; над лицами, признанными по суду недееспособными вследствие психического расстройства. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения родителей; над дееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защитить свои права и интересы.

Педагогика – наука о законах и закономерностях воспитания, обучения, образования и социализации человека.

Педагогическая запущенность – состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми и подростками в семье, дошкольных учреждениях, школе.

Права ребенка – совокупность особых законодательных норм и правил, направленных на защиту интересов детей и подростков во всех сферах их жизнедеятельности.

Призрение – внимание, участие, сочувствие, милосердие; предоставление кому-либо приюта и пропитания. Призрение как социальный институт связывают с началом христианства и строительства церковных зданий и монастырей на Руси, которое получило развитие в последующий период. Тесно связано с благотворительностью.

Семейная терапия – область теоретической и практической деятельности, направленной на нормализацию семейных отношений, изменение дисфункциональных моделей семейного взаимодействия в целях восстановления психологического и психического здоровья членов семьи. В отличие от терапии, ориентированной на индивида, семейная терапия проводится со всей семьей, с ее помощью решаются проблемы всей семьи, а не отдельного члена.

Семейное консультирование – психологическое воздействие на семью и ее членов, цель которого – восстановить и оптимизировать ее функционирование, улучшить отношения между ее членами, создать благоприятные внутрисемейные условия для развития семьи и ее членов.

Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда относят также детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о свих детях. Последний вид сиротства называют социальным.

Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Социальная адаптация – процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни.

Социальная запущенность – несформированность у человека социальных чувств, интересов, навыков и умений; несоответствие половозрастным социальным ролям.

Социальная защита – система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных институтов, а также система социальных служб, призванных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь социально приемлемый уровень жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития.

Социальная поддержка – комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования для «слабых» социальных групп, отдельных семей, детей, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в жизненном самоопределении.

Социальная работа – специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Социальная реабилитация – 1) реализация программ и действий, направленных на вхождение индивида в общество или культурную систему; 2) комплекс медико-психологических, социально-правовых, педагогических мер, имеющих целью социально-психологическое возрождение социально дезадаптированного ребенка, восстановление у него основных социальных функций личности, психического, физического и нравственного здоровья, социального статуса.

Социальная роль – социальная функция, модель поведения, объективно заданные социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений.

Социальное консультирование – особая форма оказания социальной помощи путем психологического воздействия на человека или малую группу в целях их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения.

Социальные работники, специалисты в области социальной работы – выпускники школ социальной работы, применяющие свои знания и умения для социального обслуживания индивидов, семей, групп, организаций, социума в целом. Социальные работники помогают людям повышать способность решать проблемы, обеспечивают взаимодействие между людьми или между человеком и его средой, повышают ответственность организаций за человека, влияют на социальную политику.

Социальные сироты – это особая группа детей от рождения до 18 лет, лишившихся родителей по социально-экономическим причинам, т.е. это сироты при живых родителях.

Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей. В курсе изучения социальной педагогики, говоря о факторах социализации личности, в качестве социальных институтов называют семью, школу, детский сад, трудовой коллектив и др.

Социальный педагог – специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, учреждение дополнительного образования и др.). Он изучает психолого-педагогические особенности личности и окружающей ее микросреды, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную социальную помощь и поддержку; способствует реализации прав и свобод клиентов, обеспечению охраны их жизни и здоровья. Это специалист, компетентный в вопросах оказания педагогической, психологической, психотерапевтической, социальной помощи людям, нуждающимся в этой помощи.

Социальный приют – специализированное детское заведение стационарного типа, которое представляет собой самостоятельное учреждение или подразделение социально-реабилитационного центра, призванное оказывать социальную, правовую, медико-психолого-педагогическую помощь безнадзорным и беспризорным детям, ограждать их от влияния асоциальной и преступной среды, проводить комплекс мер по их всесторонней реабилитации и социальной адаптации, дальнейшему жизнеустройству.

Социум – окружение, в котором формируется человек; совокупность различных групп и других объединений, организаций, учреждений, движений, составляющих это окружение; среда, влияние которой испытывает человек в процессе своей жизнедеятельности; пространство – предметное, культурное, духовное, – где он реализует свою активность.

Телефон доверия – экстренная психологическая помощь и эмоциональная поддержка, оказываемая профессионалом (психологом или другим специалистом) по телефону.

Факторы социализации – это действующие на человека условия. Социализация происходит во взаимодействии человека с огромным количеством разнообразных условий, влияющих на его развитие.

Филантропия –благотворительная деятельность, оказание помощи и покровительства неимущим, нуждающимся.

 


СОВЕТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ЭКЗАМЕНУ

При подготовке к экзамену особое внимание следует обратить на следующие моменты.

1. Ознакомиться с вопросником к экзамену, выявить вопросы, по которым недостаточно материала.

2. Внимательно изучить конспекты лекций и содержание записей, сделанных на практических занятиях.

3. Ознакомиться со списком рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы по каждой теме.

4. Изучить учебный материал, воспользовавшись данным учебным пособием и другими пособиями.

5. Помнить, что на экзамене необходимо не только воспроизвести изученный материал, но и по возможности связать теоретический материал с практикой социально-педагогической работы, приводя примеры социально-педагогической практики, в том числе представленные в пособии «Введение в профессию социального педагога: материалы к практическим занятиям».

 

Опыт приема экзамена выявил, что наибольшие трудности при проведении экзамену возникают по следующим вопросам:

– Что общего и чем отличаются профессии социального педагога и специалиста по социальной работе?

– Где может работать социальный педагог с дипломом бакалавра психолого-педагогического образования?

– Какие международные документы легли в основу Кодекса этики социального работника и социального педагога?

– Когда зародилась социальная педагогика как наука?

– Что понимают под социальной педагогикой как практической деятельностью?

– Какими качествами должен обладать социальный педагог?

– Для чего необходимо социальному педагогу осуществлять диагностику своей личности?

– Кто из классиков педагогики внес значительный вклад в развитие социальной педагогики?

– Кто из современных ученых активно разрабатывает социальную педагогику?

– Какие методы социальной педагогики может использовать в своей практической деятельности социальный педагог?

– Каковы особенности социально-педагогической работы с различными категориями клиентов?

 

Для того, чтобы избежать трудностей при ответах по вышеназванным разделам, рекомендуем:

– внимательно изучить все конспекты лекций и практических занятий;

– уточнить содержание ответов на «сложные» вопросы во время консультаций.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.011 с.)