Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С различными категориями клиентовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель изучения: знакомство с объектами практики социальной педагогики и особенностями социально-педагогической работы с различными категориями клиентов.
Изучив данную тему, студент должен: - знать: – понятие объекта практики социальной педагогики; – особенности социально-педагогической работы с различными категориями клиентов; - уметь: – определять объекты практики социальной педагогики в зависимости от проблем клиентов; – использовать в практической деятельности различные методы социальной педагогики в зависимости от проблем клиентов; - владеть: – методами работы с различными категориями клиентов; – формами работы с различными категориями клиентов. Особое внимание обратить на: – понятие объекта практики социальной педагогики; – особенности социально-педагогической работы с различными категориями клиентов; – навыками организации социально-педагогической деятельности; – направления и формы работы с различными категориями клиентов населения в зависимости от их проблем. Краткое содержание темы
Объектами практики социальной педагогики являются лица, нуждающиеся в социально-педагогической помощи. Осуществляется такая помощь в образовательных учреждениях, специализированных центрах и т.д. В качестве примера рассмотрим некоторые учреждения. Прежде всего, социально-педагогическая деятельность осуществляется в общеобразовательных школах. Объектами практической деятельности школьных социальных педагогов являются не отдельные категории учащихся, а фактически все учащиеся школы, когда у них возникают проблемы, когда им необходима квалифицированная психолого-педагогическая помощь. Объектами практики школьного социального педагога являются также родители учащихся, семьи, нуждающиеся в помощи и социально-педагогической поддержке, учителя, которым необходима помощь в разрешении конфликтных ситуаций. Вместе с тем, есть категории школьников, которые особенно нуждаются в услугах социального педагога: – дети и подростки с девиантным поведением, – учащиеся из семей группы риска и малообеспеченных семей, – дети из семей, в которых родители являются инвалидами, – дети и подростки с ограниченными возможностями, – дети, оставшиеся без попечения родителей, – другие категории школьников. В общеобразовательной школе№ 61 г. Челябинска действует социально-психолого-педагогическая служба. К основным направлениям деятельности службы относятся: – психологическое просвещение: формирование у учащихся, их родителей/законных представителей психолого-педагогических знаний, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения школьников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта; – психолого-педагогическая профилактика: предупреждение явлений дезадаптации детей и подростков, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям/законным представителям несовершеннолетних по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; – психологическая диагностика: углубленное социально-психологическое и психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психолого-педагогическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и при использовании групповых методов работы; – психолого-педагогическая коррекция: активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте при сохранении ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, логопеда, врача, социального педагога и других заинтересованных специалистов; – консультативная деятельность: оказание помощи обучающимся, их родителям/законным представителям несовершеннолетних, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством социально-психолого-педагогического консультирования. С такими объектами социальной педагогики, как безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети и подростки с девиантным поведением, социально-педагогическая деятельность осуществляется в социально-реабилитационных центрах. Рассмотрим деятельность Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних города Магнитогорска. МУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Магнитогорска» образован путем слияния МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и МУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 7 лет». В центре осуществляются следующие виды деятельности: • социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; • изучение особенностей личности и состояния здоровья детей, находящихся в Центре; • умственное, физическое и психическое развитие детей и подростков, находящихся в Центре; • установление социального статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; • определение наиболее целесообразной формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; • оказание медико-психолого-педагогической и социально-правовой помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; • оказание медико-психолого-педагогической и социально-правовой помощи опекунам и лицам, усыновившим детей; • правовая, психолого-педагогическая помощь семьям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации (утрата жилья, безработица, временная нетрудоспособность), имеющим детей в возрасте от 3 до 18 лет; • создание банка данных семей и детей группы риска, нуждающихся в социальной защите и психолого-педагогической помощи; • разработка и реализация программ, направленных на социальную и психолого-педагогическую реабилитацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Структуру Центра составляют следующие подразделения: • отделение первичной адаптации для детей от 3 до 7 лет; • отделение первичной адаптации для несовершеннолетних от 8 до 18 лет; • социально-реабилитационное отделение для детей от 3 до 7 лет; • социально-реабилитационное отделение для несовершеннолетних от 8 до 18 лет; • отделение социально-правовой помощи. Одной их основных форм дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетних, оказавшихся в социально-реабилитационном центре, является детский дом. Рассмотрим его на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения «Троицкий районный детский дом». Это государственное учреждение семейного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 18 лет. В учреждение принимаются: дети-сироты, дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также дети, местонахождение родителей которых не установлено. В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, дети из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года. В учреждении дети проживают разновозрастными группами по 8-10 человек. Дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, в детском доме размещаются в одной семейной группе. Основные задачи учреждения: – создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; – обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации воспитанников; – освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; – обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников; – охрана прав и интересов воспитанников. Материально-техническая база МБОУ «Троицкий районный детский дом» включает в себя: кабинет психологической разгрузки, столярную мастерскую, швейную мастерскую, компьютерный класс, библиотеку, комнату бытовой ориентации, актовый зал, спортивную площадку, игровую площадку, туристическое оборудование для туристско-краеведческих экспедиций и т.д. Содержание воспитанников в учреждении осуществляется на основе полного государственного обеспечения. Организация обучения детей и подростков строится с учетом их индивидуальных особенностей в соответствии с учебным планом, разрабатываемым учреждением, и регламентируется расписанием занятий. Режим дня, обеспечивающий научно-обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении. Целью воспитательной деятельности, в которой непосредственное участие принимает социальный педагог, является создание в детском доме единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является развитие жизнеспособной, духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях. Деятельность социального педагога осуществляется в следующих направлениях. 1. Личностное развитие, основы социализации: – культура поведения и азбука общения; – семейное воспитание; – практические занятия. 2. Охрана здоровья и физическое развитие: – личная гигиена; – здоровье и медицинская помощь; – физическое развитие. 3. Основы жизнеобеспечения и экономическое развитие: – транспорт, торговля, связь; – основы безопасности и жизнедеятельности; – полезная экономика. 4. Трудовое воспитание, профессиональное самоопределение: – жилище; – одежда и обувь; – питание; – профессиональное самоопределение; – практические занятия. 5. Основы гражданского и патриотического воспитания: – мы живем в России; – ты и закон. 6. Культура, духовность, творчество. По каждому направлению определены задачи, нормативные требования к знаниям и умениям воспитанников. Воспитательная работа осуществляется на воспитательных часах (специально выделенных в режиме дня и предварительно спланированных целенаправленных занятиях). Форма проведения воспитательного часа жестко не закреплена: это может быть беседа, рассказ, инструктаж, занятия в игровой форме (викторины, конкурсы), практические занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми, индивидуальная работа с воспитанниками. Воспитательная работа органично вплетается в повседневную жизнь детей в детском доме: уборка спальных комнат, уход за одеждой, обувью, навыки общения и т.д. Социальный педагог совместно с воспитателем проводит следующую работу: – беседы с воспитанниками о правовом статусе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о льготах данной категории детей; – практические занятия, на которых разыгрываются ситуативные задачи, с последующими обсуждениями путей их решения (часто в форме деловых игр). Трудовая подготовка воспитанников является основой их жизненного самоопределения и играет большую роль в социально-психологической реабилитации и формировании необходимых качеств личности. Воспитатель ориентирует ребенка на самообслуживающий труд. Инструкторы по труду организуют работу в учебных мастерских, учат пользоваться оборудованием мастерских, организуют и проводят мелкий ремонт мебели, одежды. Социальный педагог знакомит с миром профессий, организуя встречи с людьми разных профессий, конкурсы («Все работы хороши», «Защита профессий»), устраивает на работу через центр занятости населения с целью финансово-денежной ориентации. Педагоги дополнительного образования учат детей декоративно-прикладному искусству (кружки «Хозяин в доме», «Тестомания», «Домисолька», «Волшебная мастерская», «Обжорка»). Психолог проводит диагностику старшеклассников на профпригодность, чтобы помочь им ориентироваться в мире профессий и выбрать профессию в соответствии с их интересами и возможностями. Проблемы заботы о здоровье детей решаются медицинскими работниками, которые организуют медосмотр, проводят профилактику инфекционных заболеваний, организуют лечение диспансерных больных, проводят беседы по личной гигиене, организуют встречи с врачом-наркологом, врачом-гинекологом (цикл бесед о вреде ранней половой жизни, о венерических заболеваниях и др.), проводят практические занятия по оказанию первой медицинской помощи. Психолог проводит диагностику психического развития вновь поступивших детей, разрабатывает индивидуальные коррекционные программы и проводит коррекционные занятия с целью профилактики школьной дезадаптации, дает рекомендации воспитателю по организации индивидуальной работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении, проводит индивидуальные и групповые занятия по коррекции поведения, по развитию коммуникативных навыков, по предупреждению агрессивности. Социальный педагог руководит «Клубом интересных встреч», где организует встречи с выпускниками детского дома, с шефами, с инспекторами ПДН и др., проводит социально-адаптивные игры, полоролевые игры, организует встречи с родственниками. В систему всех занятий, мероприятий включены разнообразные виды практической деятельности, которые формируют умения и навыки, помогающие воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, пользоваться словесной инструкцией при организации своих действий, а также упражнения, в которых ребенок сам находит социально приемлемые выходы из жизненных ситуаций. Все занятия и мероприятия опираются на предметно-практическую деятельность детей. Работа по профилактике проблем в создании семьи ведется по программе «Секреты семейного счастья». Еще одной категорий детей, с которыми работает социальный педагог, являются воспитанники коррекционных школ-интернатов, имеющих отклонения в развитии. Так, в специальной (коррекционной) школе-интернате № 80 г. Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии действует социальная служба. Целью службы является изучение и анализ основных технологий социальной работы с воспитанниками специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида в процессе их социализации в период рыночных отношений. В плане диагностико-прогностической работы социльными педагогами социальной службы совместно с практическими психологом внимательно изучаются медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявляются позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Чрезвычайно важное место отводится изучению социального профиля семьи ребенка (если она имеется), взаимоотношениям родителей или родственников и детей, что позволит в дальнейшем социальному педагогу прогнозировать влияние родных и близких на самостоятельную жизнь воспитанников. Социальному педагогу важно знать о материальных и жилищных условиях подопечного, так как это позволяет задолго до окончания школы учеником позаботиться об обеспечении его жильем по окончании школы-интерната. Социальный педагог систематически анализирует те или иные жизненные коллизии, в центре которых оказывается воспитанник, для того, чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из разнообразных неблагоприятных ситуаций. Социальная служба оказывает существенную помощь в индивидуальной педагогической коррекции, так как она, представляя интересы ребенка в составе ПМПК, выявляет факторы, мешающие развитию ребенка, составляет карту социального обследования, которая в дальнейшем становится основой для разработки индивидуальной программы социально-педагогического сопровождения в течение всех лет пребывания воспитанника в интернате (детском доме). Сочетая навыки межличностного общения и знание множества социальных факторов, воздействующих на учеников и школу, социальный педагог предотвращает и улаживает всевозможные конфликтные ситуации, возникающие в коллективе, предупреждает социальную изолированность детей-сирот, опекаемых, обеспечивает понимание преимуществ раннего и открытого обсуждения проблем с целью уменьшения травматогенных последствий. Профилактика правонарушений, борьба с противоправным поведением – одна из задач всего школьного коллектива. Психолог может помочь выявлению отклонений в поведении, складывающихся негативных чертах личности, социальный педагог – выяснению условий, почему для данного ученика коллектив класса (группы) утратил свою привлекательность, а притягательной стала неформальная группа вне школы, определяющая содержание асоциальных поступков. Немаловажным компонентом деятельности социального педагога является своевременное формирование у детей социально значимых межполовых отношений в группе подростков с учетом перспективы их семейной жизни. Правовое направление является важным участком деятельности социальной службы, так как здесь соединяются задачи правового просвещения учащихся и педагогов школы-интерната. Социальный педагог организует правовое просвещение педагогов, учащихся специального учреждения, разъясняя им их права и обязанности в рамках действующего законодательства. Социальный педагог оформляет документы на взыскание алиментов с родителей, на получение пенсий в случае утери кормильца, ведет систематическую работу по соблюдению жилищных прав воспитанников, несет ответственность за своевременную подготовку документов для получения жилья выпускникам интерната. В его обязанности входит также работа по сбору информации и накоплению документов юридического статуса ребенка; розыск родителей, родственников, оформление опекунства и т.д. Так как часто объектом практики социального педагога является семья, то рассмотрим в качестве примера деятельность такого учреждения, как «Центр социальной помощи семье и детям». Это муниципальное учреждение действует в Магнитогорске с 1996 года. Цель его деятельности заключается в оказании комплексной поддержки семье в формировании благоприятного психологического климата, доброжелательного общения и полноценного личностного развития всех ее членов. Основные задачи Центра: стабилизация положения семьи, создание реальных предпосылок положительной динамики процессов ее жизнеобеспечения. В соответствии с целью деятельности и поставленными задачами Центр: – оказывает психологическую поддержку лицам с химической зависимостью и членам их семей; – проводит профилактику профессионального «выгорания»; – разрабатывает программы и ведет работу по психологическому сопровождению онкобольных, ВИЧ-инфицированных и их близких; – осуществляет психологическую помощь жертвам насилия; – особое внимание уделяет программам, укрепляющим психофизическое здоровье населения; – ведет клубную работу с пожилыми людьми; – консультирует по вопросам супружества, детско-родительских отношений, межличностных конфликтов; – осуществляет бизнес-консультирование. Одним из направлений деятельности Центра является развитие института приемной семьи. Функционирует «Школа родителей», основной задачей которой является оказание кандидатам в приемные родители правовой, медицинской, педагогической, психологической помощи и предотвращение конфликтных ситуаций в семье. На базе Центра работает отделение дневного пребывания несовершеннолетних, специалисты которого проводят психолого-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, оказывают им и их родителям социальную и медико-правовую помощь. Просветительско-профилактическая работа, которая ведется с различными учреждениями города (медицинскими, образовательными и др.), предприятиями города, общественными организациями является хорошей профилактикой проблем семьи и отдельной личности. Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы: – Назовите категории клиентов социального педагога, которые могут стать объектом его практики. – Назовите учреждения, в которых осуществляется социально-педагогическая деятельность. – По каким направлениям осуществляется социально-педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей? – По каким направлениям осуществляется социально-педагогическая работа с детьми-инвалидами? – По каким направлениям осуществляется социально-педагогическая работа с детьми и подростками с девиантным поведением? – По каким направлениям осуществляется социально-педагогическая работа с семьями группы риска? Вопросы и задания для самостоятельной работы К разделу 2 1. Сравните различные определения социальной педагогики. Выделите то общее, что их объединяет. 2. Назовите основные категории социальной педагогики. 3. Сравните назначение, содержание работы и сферы деятельности социального педагога и специалиста по социальной работе (социального работника). 4. Покажите, как религия, благотворительность, собственно педагогика и педология повлияли на возникновение социальной педагогики и оформление ее в самостоятельную педагогическую отрасль. 5. Назовите основоположников социальной педагогики как науки и современных ученых, развивающих ее. 6. Раскройте методы социальной педагогики и покажите, когда, в каких условиях социальный педагог использует методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи. 7. Обоснуйте связь социальной педагогики с другими науками. Назовите те из них, знание которых особенно необходимо для развития и совершенствования теории и практики социальной педагогики. 8. Найдите различные «адреса» передового опыта социально-педагогической работы на примере деятельности отечественных и зарубежных учреждений и поделитесь своими «находками» на практических занятиях.
Список рекомендуемой литературы к разделу 2
1. Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 2. Арнольдов, А. Социальная педагогика – наука жизнедействия / А. Арнольдов // Социальная педагогика в России. – 2009. – № 12. – С. 51-59. 3. Бочарова, В. Опытно-экспериментальная работа в области социальной педагогики: специфика, тенденции, инновации / В. Бочарова // Социальная педагогика в России. – 2010. – № 1. – С. 71-80. 4. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 448 с. 5. Галагузова, М. Социальная педагогика в России: кризис или развитие? / М. Галагузова // Социальная педагогика. – 2009. – № 6. – С. 3-10. 6. История социальной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 7. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – Пенза, 1994. – Ч. 1. – 171 с. 8. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. – 6-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с. 9. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / Ф.А. Мустаева. – 2-е изд., испр. и перераб. – Магнитогорск: МаГУ, 2011. 10. Олиференко, Л. Социальная педагогика сегодня: проблемы и пути развития / Л. Олиференко // Социальная педагогика. – 2010. – № 1. – С. 5-7. 11. Плоткин, М. Социальное воспитание в контексте теории социальной педагогики / М. Плоткин // Социальная педагогика в России. – 2009. – № 5. – С. 80-90. 12. Просветова, Т. Перспективы развития социальной педагогики в России / Т. Просветова // Социальная педагогика в России. – 2009. – № 6. – С. 62-66. 13. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 14. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 15. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1076; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.94 (0.015 с.) |