С различными категориями клиентов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С различными категориями клиентов



Цель изучения: знакомство с объектами практики социальной педагогики и особенностями социально-педагогической работы с различными категориями клиентов.

 

Изучив данную тему, студент должен:

- знать:

– понятие объекта практики социальной педагогики;

– особенности социально-педагогической работы с различными категориями клиентов;

- уметь:

– определять объекты практики социальной педагогики в зависимости от проблем клиентов;

– использовать в практической деятельности различные методы социальной педагогики в зависимости от проблем клиентов;

- владеть:

– методами работы с различными категориями клиентов;

– формами работы с различными категориями клиентов.

Особое внимание обратить на:

– понятие объекта практики социальной педагогики;

– особенности социально-педагогической работы с различными категориями клиентов;

– навыками организации социально-педагогической деятельности;

– направления и формы работы с различными категориями клиентов населения в зависимости от их проблем.

Краткое содержание темы

 

Объектами практики социальной педагогики являются лица, нуждающиеся в социально-педагогической помощи. Осуществляется такая помощь в образовательных учреждениях, специализированных центрах и т.д.

В качестве примера рассмотрим некоторые учреждения.

Прежде всего, социально-педагогическая деятельность осуществляется в общеобразовательных школах. Объектами практической деятельности школьных социальных педагогов являются не отдельные категории учащихся, а фактически все учащиеся школы, когда у них возникают проблемы, когда им необходима квалифицированная психолого-педагогическая помощь. Объектами практики школьного социального педагога являются также родители учащихся, семьи, нуждающиеся в помощи и социально-педагогической поддержке, учителя, которым необходима помощь в разрешении конфликтных ситуаций. Вместе с тем, есть категории школьников, которые особенно нуждаются в услугах социального педагога:

– дети и подростки с девиантным поведением,

– учащиеся из семей группы риска и малообеспеченных семей,

– дети из семей, в которых родители являются инвалидами,

– дети и подростки с ограниченными возможностями,

– дети, оставшиеся без попечения родителей,

– другие категории школьников.

В общеобразовательной школе№ 61 г. Челябинска действует социально-психолого-педагогическая служба.

К основным направлениям деятельности службы относятся:

– психологическое просвещение: формирование у учащихся, их родителей/законных представителей психолого-педагогических знаний, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения школьников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

– психолого-педагогическая профилактика: предупреждение явлений дезадаптации детей и подростков, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям/законным представителям несовершеннолетних по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

– психологическая диагностика: углубленное социально-психологическое и психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психолого-педагогическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и при использовании групповых методов работы;

– психолого-педагогическая коррекция: активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте при сохранении ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, логопеда, врача, социального педагога и других заинтересованных специалистов;

– консультативная деятельность: оказание помощи обучающимся, их родителям/законным представителям несовершеннолетних, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством социально-психолого-педагогического консультирования.

С такими объектами социальной педагогики, как безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети и подростки с девиантным поведением, социально-педагогическая деятельность осуществляется в социально-реабилитационных центрах. Рассмотрим деятельность Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних города Магнитогорска.

МУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Магнитогорска» образован путем слияния МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и МУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 7 лет».

В центре осуществляются следующие виды деятельности:

• социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• изучение особенностей личности и состояния здоровья детей, находящихся в Центре;

• умственное, физическое и психическое развитие детей и подростков, находящихся в Центре;

• установление социального статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• определение наиболее целесообразной формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• оказание медико-психолого-педагогической и социально-правовой помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

• оказание медико-психолого-педагогической и социально-правовой помощи опекунам и лицам, усыновившим детей;

• правовая, психолого-педагогическая помощь семьям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации (утрата жилья, безработица, временная нетрудоспособность), имеющим детей в возрасте от 3 до 18 лет;

• создание банка данных семей и детей группы риска, нуждающихся в социальной защите и психолого-педагогической помощи;

• разработка и реализация программ, направленных на социальную и психолого-педагогическую реабилитацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Структуру Центра составляют следующие подразделения:

• отделение первичной адаптации для детей от 3 до 7 лет;

• отделение первичной адаптации для несовершеннолетних от 8 до 18 лет;

• социально-реабилитационное отделение для детей от 3 до 7 лет;

• социально-реабилитационное отделение для несовершеннолетних от 8 до 18 лет;

• отделение социально-правовой помощи.

Одной их основных форм дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетних, оказавшихся в социально-реабилитационном центре, является детский дом. Рассмотрим его на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения «Троицкий районный детский дом». Это государственное учреждение семейного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 18 лет.

В учреждение принимаются: дети-сироты, дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также дети, местонахождение родителей которых не установлено. В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, дети из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года.

В учреждении дети проживают разновозрастными группами по 8-10 человек. Дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, в детском доме размещаются в одной семейной группе.

Основные задачи учреждения:

– создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

– обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации воспитанников;

– освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;

– обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников;

– охрана прав и интересов воспитанников.

Материально-техническая база МБОУ «Троицкий районный детский дом» включает в себя: кабинет психологической разгрузки, столярную мастерскую, швейную мастерскую, компьютерный класс, библиотеку, комнату бытовой ориентации, актовый зал, спортивную площадку, игровую площадку, туристическое оборудование для туристско-краеведческих экспедиций и т.д.

Содержание воспитанников в учреждении осуществляется на основе полного государственного обеспечения. Организация обучения детей и подростков строится с учетом их индивидуальных особенностей в соответствии с учебным планом, разрабатываемым учреждением, и регламентируется расписанием занятий. Режим дня, обеспечивающий научно-обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении.

Целью воспитательной деятельности, в которой непосредственное участие принимает социальный педагог, является создание в детском доме единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является развитие жизнеспособной, духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях. Деятельность социального педагога осуществляется в следующих направлениях.

1. Личностное развитие, основы социализации:

– культура поведения и азбука общения;

– семейное воспитание;

– практические занятия.

2. Охрана здоровья и физическое развитие:

– личная гигиена;

– здоровье и медицинская помощь;

– физическое развитие.

3. Основы жизнеобеспечения и экономическое развитие:

– транспорт, торговля, связь;

– основы безопасности и жизнедеятельности;

– полезная экономика.

4. Трудовое воспитание, профессиональное самоопределение:

– жилище;

– одежда и обувь;

– питание;

– профессиональное самоопределение;

– практические занятия.

5. Основы гражданского и патриотического воспитания:

– мы живем в России;

– ты и закон.

6. Культура, духовность, творчество.

По каждому направлению определены задачи, нормативные требования к знаниям и умениям воспитанников.

Воспитательная работа осуществляется на воспитательных часах (специально выделенных в режиме дня и предварительно спланированных целенаправленных занятиях). Форма проведения воспитательного часа жестко не закреплена: это может быть беседа, рассказ, инструктаж, занятия в игровой форме (викторины, конкурсы), практические занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми, индивидуальная работа с воспитанниками. Воспитательная работа органично вплетается в повседневную жизнь детей в детском доме: уборка спальных комнат, уход за одеждой, обувью, навыки общения и т.д.

Социальный педагог совместно с воспитателем проводит следующую работу:

– беседы с воспитанниками о правовом статусе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о льготах данной категории детей;

– практические занятия, на которых разыгрываются ситуативные задачи, с последующими обсуждениями путей их решения (часто в форме деловых игр).

Трудовая подготовка воспитанников является основой их жизненного самоопределения и играет большую роль в социально-психологической реабилитации и формировании необходимых качеств личности. Воспитатель ориентирует ребенка на самообслуживающий труд. Инструкторы по труду организуют работу в учебных мастерских, учат пользоваться оборудованием мастерских, организуют и проводят мелкий ремонт мебели, одежды. Социальный педагог знакомит с миром профессий, организуя встречи с людьми разных профессий, конкурсы («Все работы хороши», «Защита профессий»), устраивает на работу через центр занятости населения с целью финансово-денежной ориентации. Педагоги дополнительного образования учат детей декоративно-прикладному искусству (кружки «Хозяин в доме», «Тестомания», «Домисолька», «Волшебная мастерская», «Обжорка»). Психолог проводит диагностику старшеклассников на профпригодность, чтобы помочь им ориентироваться в мире профессий и выбрать профессию в соответствии с их интересами и возможностями.

Проблемы заботы о здоровье детей решаются медицинскими работниками, которые организуют медосмотр, проводят профилактику инфекционных заболеваний, организуют лечение диспансерных больных, проводят беседы по личной гигиене, организуют встречи с врачом-наркологом, врачом-гинекологом (цикл бесед о вреде ранней половой жизни, о венерических заболеваниях и др.), проводят практические занятия по оказанию первой медицинской помощи.

Психолог проводит диагностику психического развития вновь поступивших детей, разрабатывает индивидуальные коррекционные программы и проводит коррекционные занятия с целью профилактики школьной дезадаптации, дает рекомендации воспитателю по организации индивидуальной работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении, проводит индивидуальные и групповые занятия по коррекции поведения, по развитию коммуникативных навыков, по предупреждению агрессивности.

Социальный педагог руководит «Клубом интересных встреч», где организует встречи с выпускниками детского дома, с шефами, с инспекторами ПДН и др., проводит социально-адаптивные игры, полоролевые игры, организует встречи с родственниками.

В систему всех занятий, мероприятий включены разнообразные виды практической деятельности, которые формируют умения и навыки, помогающие воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, пользоваться словесной инструкцией при организации своих действий, а также упражнения, в которых ребенок сам находит социально приемлемые выходы из жизненных ситуаций. Все занятия и мероприятия опираются на предметно-практическую деятельность детей. Работа по профилактике проблем в создании семьи ведется по программе «Секреты семейного счастья».

Еще одной категорий детей, с которыми работает социальный педагог, являются воспитанники коррекционных школ-интернатов, имеющих отклонения в развитии. Так, в специальной (коррекционной) школе-интернате № 80 г. Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии действует социальная служба. Целью службы является изучение и анализ основных технологий социальной работы с воспитанниками специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида в процессе их социализации в период рыночных отношений.

В плане диагностико-прогностической работы социльными педагогами социальной службы совместно с практическими психологом внимательно изучаются медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявляются позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Чрезвычайно важное место отводится изучению социального профиля семьи ребенка (если она имеется), взаимоотношениям родителей или родственников и детей, что позволит в дальнейшем социальному педагогу прогнозировать влияние родных и близких на самостоятельную жизнь воспитанников. Социальному педагогу важно знать о материальных и жилищных условиях подопечного, так как это позволяет задолго до окончания школы учеником позаботиться об обеспечении его жильем по окончании школы-интерната.

Социальный педагог систематически анализирует те или иные жизненные коллизии, в центре которых оказывается воспитанник, для того, чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из разнообразных неблагоприятных ситуаций.

Социальная служба оказывает существенную помощь в индивидуальной педагогической коррекции, так как она, представляя интересы ребенка в составе ПМПК, выявляет факторы, мешающие развитию ребенка, составляет карту социального обследования, которая в дальнейшем становится основой для разработки индивидуальной программы социально-педагогического сопровождения в течение всех лет пребывания воспитанника в интернате (детском доме).

Сочетая навыки межличностного общения и знание множества социальных факторов, воздействующих на учеников и школу, социальный педагог предотвращает и улаживает всевозможные конфликтные ситуации, возникающие в коллективе, предупреждает социальную изолированность детей-сирот, опекаемых, обеспечивает понимание преимуществ раннего и открытого обсуждения проблем с целью уменьшения травматогенных последствий.

Профилактика правонарушений, борьба с противоправным поведением – одна из задач всего школьного коллектива. Психолог может помочь выявлению отклонений в поведении, складывающихся негативных чертах личности, социальный педагог – выяснению условий, почему для данного ученика коллектив класса (группы) утратил свою привлекательность, а притягательной стала неформальная группа вне школы, определяющая содержание асоциальных поступков. Немаловажным компонентом деятельности социального педагога является своевременное формирование у детей социально значимых межполовых отношений в группе подростков с учетом перспективы их семейной жизни.

Правовое направление является важным участком деятельности социальной службы, так как здесь соединяются задачи правового просвещения учащихся и педагогов школы-интерната. Социальный педагог организует правовое просвещение педагогов, учащихся специального учреждения, разъясняя им их права и обязанности в рамках действующего законодательства. Социальный педагог оформляет документы на взыскание алиментов с родителей, на получение пенсий в случае утери кормильца, ведет систематическую работу по соблюдению жилищных прав воспитанников, несет ответственность за своевременную подготовку документов для получения жилья выпускникам интерната. В его обязанности входит также работа по сбору информации и накоплению документов юридического статуса ребенка; розыск родителей, родственников, оформление опекунства и т.д.

Так как часто объектом практики социального педагога является семья, то рассмотрим в качестве примера деятельность такого учреждения, как «Центр социальной помощи семье и детям». Это муниципальное учреждение действует в Магнитогорске с 1996 года. Цель его деятельности заключается в оказании комплексной поддержки семье в формировании благоприятного психологического климата, доброжелательного общения и полноценного личностного развития всех ее членов.

Основные задачи Центра: стабилизация положения семьи, создание реальных предпосылок положительной динамики процессов ее жизнеобеспечения.

В соответствии с целью деятельности и поставленными задачами Центр:

– оказывает психологическую поддержку лицам с химической зависимостью и членам их семей;

– проводит профилактику профессионального «выгорания»;

– разрабатывает программы и ведет работу по психологическому сопровождению онкобольных, ВИЧ-инфицированных и их близких;

– осуществляет психологическую помощь жертвам насилия;

– особое внимание уделяет программам, укрепляющим психофизическое здоровье населения;

– ведет клубную работу с пожилыми людьми;

– консультирует по вопросам супружества, детско-родительских отношений, межличностных конфликтов;

– осуществляет бизнес-консультирование.

Одним из направлений деятельности Центра является развитие института приемной семьи. Функционирует «Школа родителей», основной задачей которой является оказание кандидатам в приемные родители правовой, медицинской, педагогической, психологической помощи и предотвращение конфликтных ситуаций в семье.

На базе Центра работает отделение дневного пребывания несовершеннолетних, специалисты которого проводят психолого-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, оказывают им и их родителям социальную и медико-правовую помощь.

Просветительско-профилактическая работа, которая ведется с различными учреждениями города (медицинскими, образовательными и др.), предприятиями города, общественными организациями является хорошей профилактикой проблем семьи и отдельной личности.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– Назовите категории клиентов социального педагога, которые могут стать объектом его практики.

– Назовите учреждения, в которых осуществляется социально-педагогическая деятельность.

– По каким направлениям осуществляется социально-педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей?

– По каким направлениям осуществляется социально-педагогическая работа с детьми-инвалидами?

– По каким направлениям осуществляется социально-педагогическая работа с детьми и подростками с девиантным поведением?

– По каким направлениям осуществляется социально-педагогическая работа с семьями группы риска?

Вопросы и задания для самостоятельной работы

К разделу 2

1. Сравните различные определения социальной педагогики. Выделите то общее, что их объединяет.

2. Назовите основные категории социальной педагогики.

3. Сравните назначение, содержание работы и сферы деятельности социального педагога и специалиста по социальной работе (социального работника).

4. Покажите, как религия, благотворительность, собственно педагогика и педология повлияли на возникновение социальной педагогики и оформление ее в самостоятельную педагогическую отрасль.

5. Назовите основоположников социальной педагогики как науки и современных ученых, развивающих ее.

6. Раскройте методы социальной педагогики и покажите, когда, в каких условиях социальный педагог использует методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи.

7. Обоснуйте связь социальной педагогики с другими науками. Назовите те из них, знание которых особенно необходимо для развития и совершенствования теории и практики социальной педагогики.

8. Найдите различные «адреса» передового опыта социально-педагогической работы на примере деятельности отечественных и зарубежных учреждений и поделитесь своими «находками» на практических занятиях.

 


Список рекомендуемой литературы к разделу 2

 

1. Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Арнольдов, А. Социальная педагогика – наука жизнедействия / А. Арнольдов // Социальная педагогика в России. – 2009. – № 12. – С. 51-59.

3. Бочарова, В. Опытно-экспериментальная работа в области социальной педагогики: специфика, тенденции, инновации / В. Бочарова // Социальная педагогика в России. – 2010. – № 1. – С. 71-80.

4. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 448 с.

5. Галагузова, М. Социальная педагогика в России: кризис или развитие? / М. Галагузова // Социальная педагогика. – 2009. – № 6. – С. 3-10.

6. История социальной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

7. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – Пенза, 1994. – Ч. 1. – 171 с.

8. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. – 6-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.

9. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / Ф.А. Мустаева. – 2-е изд., испр. и перераб. – Магнитогорск: МаГУ, 2011.

10. Олиференко, Л. Социальная педагогика сегодня: проблемы и пути развития / Л. Олиференко // Социальная педагогика. – 2010. – № 1. – С. 5-7.

11. Плоткин, М. Социальное воспитание в контексте теории социальной педагогики / М. Плоткин // Социальная педагогика в России. – 2009. – № 5. – С. 80-90.

12. Просветова, Т. Перспективы развития социальной педагогики в России / Т. Просветова // Социальная педагогика в России. – 2009. – № 6. – С. 62-66.

13. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

14. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

15. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.057 с.)