Преподавателей высшей школы по данным 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподавателей высшей школы по данным



о подготовке аспирантов в СПбГУ

С переходом высшей школы на образовательные стандарты (ОС) высшего профессионального образования (ВПО) нового (3-го) поколения, утверждающих балльно-рейтинговые системы, кредитно-модульный и компетентностный подходы, повышающих требования к качеству образования, соответственно возросли также требования к педагогическому мастерству преподавателей, их способности, готовности применять современные педагогические и информационные технологии при проведении занятий, разработке, использовании учебных изданий и учебно-методических комплексов.

Преподаватели высшей школы, как правило, являются хорошими специалистами в своей области, но в области педагоги, дидактики высшей школы они подготовлены обычно недостаточно. Хотя необходимый педагогический опыт преподаватели приобретают со временем, но применяют они не всегда лучшие формы и методы организации и проведения занятий. Как отмечал ректор МГУ В.А. Садовничий, практически все преподаватели МГУ – преподаватели-самоучки. Как это могло получится?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно еще раз посмотреть «на основе каких критериев выпускник аспирантуры отбирается для работы в университет, в частности, для преподавательской работы. Главным критерием являются его успехи в исследовательской работе, его научные успехи. В то же время его способность к преподаванию, его желание (или нежелание) заниматься педагогическим ремеслом, умение или неумение объяснять – все эти понятия в расчет, как правило, не берутся и в число имеющих значение критериев не входят… Нет системы проверки на профессиональную пригодность и нет сколько-нибудь заметного желания такую систему создавать» [1]. Аналогичные мнения высказывали и другие представители высшей школы.

На пути поиска решения этой проблемы в 1997 году в МГУ им. М.В.Ломоносова был организован факультет педагогического образования на который зачислялись студенты других факультетов и аспиранты, желающие, параллельно с изучением выбранной специальности или направления, освоить содержание, методику и организацию обучения в образовательных учреждениях. В это же время в Красноярском госуниверситете разрабатывается дополнительная профессиональная образовательная программа (ДПОП) «Преподаватель высшей школы». Минобразования России поддерживает инициативу вузов и приказом от 29.04.1997г. № 826 вводит в действие Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». С 2002 года стала действовать новая усовершенствованная редакция Государственных требований этой программы.

В СПбГУ данная программа введена в действие приказом ректора от 16.04.2003 № 403/1 на базе Факультета психологии (Кафедра психологии и педагогики личностного и профессионального развития, заведующая кафедрой и координатор программы – академик РАО, д.п.н. Н.В. Бордовская). Университетом было осуществлено соответствующее кадровое и финансовое обеспечение функционирования данной программы, обучение по которой проходят магистранты, аспиранты и соискатели, а также повышают квалификацию преподаватели университета и других вузов. Трудоемкость программы 1080 часов, из них 506 часов – аудиторные занятия, продолжительность обучения – 1,5 года (3 семестра). Программа пользуется заслуженным авторитетом.

С 2013 года, с учётом различных возможностей слушателей по срокам освоения программы «Преподаватель высшей школы», введено 3 её модели (разновидности:

- модель 1 – интенсивная, разработанная для слушателей, способных освоить дополнительную образовательную программу (ДОП) в более короткие сроки;

- модель 2 - базовая, обеспечивающая оптимальное и продуктивное освоение ДОП;

- модель 3 - практико-ориентированная, обеспечивающая освоение ДОП с опорой на практику преподавания слушателей и продолжительная по времени для погружения их в дидактические проблемы и продуктивного выполнения самостоятельной работы.

Планируется обновление программы с акцентом на увеличение количества вопросов, посвящённых дидактике высшей школы, планированию учебного процесса на кафедре и факультете, активным и интерактивным методам и формам обучения с использованием дистанционного обучения (e-learning технологии) и организации текущего контроля на основе балльно-рейтинговых систем.

Современный преподаватель должен постоянно анализировать и совершенствовать методику обучения, уверенно владеть новыми видами технических и программных средств поддержки образовательного процесса, используя для общения со студентами электронную почту, чаты, форумы и т.п. [3].

На это приходится обращать в настоящее время особое внимание также в связи с тем, что в последние годы наметилась тенденция понижения общего уровня подготовленности абитуриентов из-за падения конкурса в университеты. Это вызвано рядом причин и, в первую очередь, демографическим спадом и понижением рождаемости в России с начала 90-х годов прошлого века. Тем не менее, несмотря на это на выходе из университета гарантированно должен быть выпускник, отвечающий самым высоким требованиям современных образовательных стандартов.

В пункте 7.1.12 образовательных стандартов ВПО подготовки магистра, к инновационным технологиям обучения относят чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов.

В пункте 7.1.3 ОС ВПО подготовки бакалавра, к активным и интерактивным формам проведения занятий относят компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разборы конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. В таком же пункте ОС ВПО подготовки магистра добавлены: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, работа в студенческих исследовательских группах, вузовских и межвузовских телеконференциях, семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики.

Но где и как преподаватель высшей школы может освоить инновационные технологии обучения, чтобы соответствовать духу времени и обеспечить требуемое качество образования? Какова у него теоретическая база для освоения активных и интерактивных форм проведения занятий?

К сожалению, приходиться констатировать, что теоретический потенциал у значительной массы преподавателей соответствует уровню самообразования и этот уровень вряд ли можно назвать достаточным для решения поставленных перед профессорско-преподавательским составом задач. Если в ГОС ВПО 2-го поколения в цикле ГСЭ была предусмотрена элективная семестровая дисциплина «Психология и педагогика», которая реально включалась далеко не во все основные образовательные программы ВПО, то с переходом на образовательные стандарты 3-го поколения и эта небольшая возможность педагогического образования выпускников вузов практически сведена к нулю.

Введение в новый Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» пункта о присвоении выпускникам аспирантуры по результатам освоения основных образовательных программ послевузовского профессионального образования (ООП ППО) академической степени (квалификации) «Преподаватель-исследователь» или «Исследователь» даёт повод надеется, что все выпускники аспирантуры, связывающие свою дальнейшую судьбу с высшей школой, получат необходимые знания в области дидактики высшей школы и других смежных вопросах.

Одной из особенностей Стандартов ВПО и Требований ППО 3-го поколения стало исключение из них требований к содержанию ООП (что имело место в ГОС ВПО и Временных требованиях к ООП ППО 2-го поколения), атребования к структуре ООП высшего и послевузовского образования, реализуемых в МГУ, СПбГУ и в некоторых других университетах, которым это разрешено делать, могут задаваться в соответствии с их взглядами, представлениями и потребностями.

Таким образом, данным университетам и, особо подчеркнём, Санкт-Петербургскому госуниверситету предоставляется возможность избежать принципиальной, на наш взгляд, ошибки, когда в ООП ППО не было раздела, посвящённого дидактике высшей школы и организации учебного процесса.

Справедливости ради следует отметить, что во Временные требования к ООП ППО 2-го поколения, утверждённым Минобразованием РФ в 2002 году, были включены факультативные дисциплины в объёме 500 часов и педагогическая практика в объёме 100 часов. В Требованиях (раздел 4) давались рекомендации: «Факультативные дисциплины могут быть предназначены для освоения аспирантом на добровольной основе дополнительных профессиональных образовательных программ, предусмотренных в нормативных документах для изучения на уровне послевузовского профессионального образования и получения квалификации «Преподаватель высшей школы» или других дополнительных квалификаций» и в сноске сообщалось, что «Аспирант проходит педагогическую практику, если в часы, выделенные для факультативных дисциплин, он(а) осваивает дополнительную образовательную профессиональную программу для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»».

Из вышеприведённых цитат следует, что аспирант в рамках ООП ППО мог не менее 600 часов непосредственно использовать для повышения своей педагогической квалификации. Кроме того, 200 часов выделялось на изучение иностранного языка и философии, которые также включались в программу «Преподаватель высшей школы».

Однакокак использовались предоставленные аспирантам возможности (рекомендации) по освоению ДПОП «Преподаватель высшей школы»? В соответствии с пунктом 6.1.4 тех же Временных требований: «Часы, отведённые на факультативные дисциплины, могут быть использованы как для теоретического обучения, так и для научно-исследовательских работ аспиранта». К сожалению, реальность такова, что более 90% аспирантов именно так и поступают, откладывая на «потом» освоение необходимых педагогических знаний, умений и навыков. Для многи это «потом» так и не наступает.

Проанализируем опубликованные Отчёты о состоянии и деятельности Санкт-Петербургского государственного университета в части подготовки научно-педагогических кадров.

В СПбГУ численность аспирантов в последние годы достаточно стабильна и составляет, в среднем 2600 человек, (без учёта соискателей и докторантов), из которых, приблизительно 55% - женщины. В 2012 году в СПБГУ реализовывались программы послевузовского профессионального образования по специальностям, относящимся к 18 отраслям наук*[7]. К концу.2012г. количество лицензированных ООП ППО составляло 254, из них: 221 по подготовке кандидатов наук (аспирантура), 27 – ординатура (2 года подготовки) и 6 - интернатура (1 год подготовки).

Приведём некоторые показатели работы аспирантуры в 2005 году, наиболее успешном по количеству защит диссертаций (в срок, + 1 год после окончания аспирантуры) [4]:

1. в аспирантуру принято:

· на госбюджетной основе - 605 выпускников 2005 г. 52 человека зачислены в порядке восстановления и перевода,

· на договорной (платной) основе – 117 аспирантов;

2. из аспирантуры отчислены до окончания срока обучения:

· с госбюджетной основы - 274 человека; по результатам аттестации отчислены 37 аспирантов;

· с договорной (платной) основы - за нарушение условий договора - 6 аспирантов

3. окончили аспирантуру Университета:

· на госбюджетной основе - 515 аспирантов,

· на договорной (платной) основе – 57 аспирантов,

4. общее количество защит диссертаций - 155, Успешность работы аспирантуры:

· на госбюджетной основе - 27,2 %,

· на договорной (платной) основе – 15,8%.

5. на дополнительную профессиональную образовательную программу (ДПОП) «Преподаватель высшей школы» поступило 24 аспиранта; успешно завершили обучение – 14 аспирантов.

По остальным годам до 2010 г. включительно, краткая информация о работе аспирантуры приведена в таблице-1.

Таблица-1. Эффективность работы аспирантуры

Год окончания аспирантуры Выпущено аспирантов Эффективность в % (защиты в срок + 1год после защиты) Аспиранты, обучающиеся по ДПОП «Преподаватель ВШ» (поступление/выпуск)
Всего Без защиты С защитой диссертации
           
        25,3 30/9
        16,3 21/4
        11,8 17/6
        20,7 20/16
      78*2) 15,5 12/

 

Выпускники аспирантуры 2005 – 2010 годов, поступали за три года до её окончания, то есть, соответственно, в 2002 – 2007 годах. Количество поступивших всего (на госбюджетной и договорной (платной) основе) в эти годы составляло:

2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год
           

 

Для наглядности основные числовые показатели работы аспирантуры показаны в диаграмме нижеприведённого рисунка.

Рисунок: Основные показатели работы аспирантуры за 2005 – 2010 годы

Процент аспирантов, успешно закончивших ДПОП «Преподаватель высшей школы», от общего числа закончивших аспирантуру за 2004-2009 представлен в таблице-2.

Таблица-2. Процент аспирантов, успешно завершивших

ДПОП «Преподаватель высшей школы»

Года поступления и завершения ДПОП «Преподаватель высшей школы»
               
Количество аспирантов, поступивших на программу «Преподаватель высшей школы»
              -
Количество аспирантов, успешно завершивших обучение (через 1,5 года после поступл.)
-              
Процент аспирантов, успешно завершивших ДПОП, от общего числа аспирантов, успешно окончивших аспирантуру (с защитой и без защиты диссертации)
  0,87%*3) 0,52% 2,51% 1,48% 0,74% 1,15% 3,19%

*3) Выпуск из аспирантуры в 2004 г. составил 577 человек.

 

Общий процент аспирантов, успешно завершивших обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе (ДПОП) «Преподаватель высшей школы» от общего числа аспирантов, успешно окончивших аспирантуру (с защитой и без защиты диссертации) за 2004 – 2010 годы составляет, приблизительно, 1,5 процента, что, по-видимому, должно рассматриваться как низкий, неудовлетворительный результат.

Вспомним ещё об одной рекомендации Минобразования РФ, практически оставшейся не выполненной. В инструктивном письме министерства от 30.10.2002 г. № 14-55-898 ин/15 «О порядке формировании ООП ППО» в пункте 5 указывалось: «Учитывая, что основной задачей ППО является подготовка научно-педагогических кадров, рекомендуется включать в цикл ОПД педагогические и психологические дисциплины». Был проведён небольшой эксперимент, в результате которого из десяти случайным образом выбранных учебных планов ООП ППО, только в одном удалось обнаружить дисциплину «Психология и педагогика», объёмом 32 часа.

Печально будет, если ошибки разработчиков Временных требований к ООП подготовки аспирантов 2-го поколения, связанные с излишними оптимистическими надеждами на то, что аспиранты «на добровольной основе»будут изучатьпрограмму «Преподаватель высшей школы», могут повториться в документах об аспирантуре нового поколения.

Если аспиранту опять будет разрешено «на добровольной основе» осваивать (не осваивать) указанные академические степени, то мы с большой степенью вероятности получим тот же неутешительный результат, который имели на протяжении действия Временных требований, а затем Федеральных государственных требований к ООП ППО 2-го поколения. Что делать в такой ситуации?

Здесь уместно отметить, что, во-первых, за последние десять лет повсеместно увеличились потенциал и возможности дистанционного обучения, которое позволяет принципиально значительно расширить аудиторию слушателей программы «Преподаватель высшей школы», а во-вторых необходимо также учесть, что наметилась общая тенденция к сокращению сроков обучения по программам дополнительного образования. Если до настоящего времени программы переподготовки предусматривали от 500 аудиторных часов занятий или не менее 1000 часов трудоёмкости, то в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499, вступившем в силу с 01.09.2013 года «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», как отмечалось выше, «срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов (Ю.В. до этого – не менее 72 часов), а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов».

Для повышения педагогической квалификации преподавателей высшей школы перспективным направлением может оказаться также разработка модулей ДПО – небольших по объёму (8-18 часов) самостоятельных дидактических единиц с собственной системой текущего контроля и заключительной аттестацией. Библиотека таких модулей позволит оперативно конструировать краткосрочные программы повышения педагогической квалификации под реальные индивидуальные потребности той или иной аудитории. В [1] в части 2 и 3 статьи 13 отмечено: «При реализации дополнительных профессиональных программ, организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения». При этом допускаются сетевые формы реализации образовательных программ (часть 1 статьи 13[1]).

Переход к формированию ДОП по модульному принципу будет способствовать развитию сетевого (маршрутного) обучения слушателей, когда в процесс обучения по одной программе включается цепочка кафедр, факультетов, а в общем случае – и другие университеты. При этом широко должны использоваться технологии дистанционного обучения [6]. Каждый модуль программы должен разрабатываться наиболее опытными в конкретной области преподавателями, проходить аккредитацию и конкурсный отбор.

Учитывая накопленный опыт и трудности, возникающие при подготовке аспирантов по ДПОП «Преподаватель высшей школы», можно предложить для получения выпускниками аспирантуры академической степени «Преподаватель-исследователь» более мобильную программу меньшего объёма, исключив из неё такие разделы, как «Иностранный язык» и «История и философия науки», и оптимизировав структуру других разделов с учётом значительного расширения использования дистанционных технологий обучения. Это позволит значительно расширить аудиторию лиц, желающих повысить свою педагогическую квалификацию, а значит и качество читаемых ими дисциплин, при допустимых дополнительных затратах со стороны университета.

3.9. Краткая характеристика подготовки научно-педагогических кадров

На Западе

Россия c 2003 г. является полноправным членом Болонского процесса, под которым понимается процесс интеграции национальных систем образования в Европе, создание единого европейского образовательного пространства при сохранении, (и это всегда подчеркивается) различий, обусловленных традицией и культурой.

Одним из следствий этого встал вопрос о сопоставимости научных степеней на уровне последипломного образования.

Во всем мире признается единая научная степень Ph.D.

Программы Ph.D отличаются от наших аспирантуры и докторантуры. По времени они занимают от 4 и более лет. И хотя российские дипломы признаются во многих странах мира, в частности наш кандидат наук приравнен к доктору философии во французской системе образования, тем не менее Германия, опыту которой мы долго следовали в нашем высшем образовании, уже отказалась от двух уровней научных степеней. Там тоже ввели единую научную степень – Ph.D.

Программы Ph.D предполагают не только обучение, но и обязательное проведение исследований, на которые соискатели, как правило, получают гранты от своего университета или от научного фонда. Все это предполагает развитие единых критериев оценки качества преподавания и образования, схем мобильности, интегрированных программ обучения и проведения научных исследований.

Мы по-видимому также прейдем к этому. Первый шаг в этом направлении был сделан в Берлине 19.09.2003 г., когда с нашей стороны было подписано «Коммюнике Конференции министров высшего образования» в котором говорится о необходимости расширить рамки Болонского процесса (ранее обсуждались в основном лишь проблемы обучения в бакалавриате и магистратуре) и в дальнейшем включать в рассмотрение и третий цикл высшего образования – аспирантуру.

Министры призвали вузы к увеличению мобильности магистрантов и докторантов, к расширению международного сотрудничества при подготовке диссертаций и обучении молодых исследователей.

Программы Ph.D начали вводится в России сначала в Санкт-Петербургском госуниверситете с 2013 года в качестве экспериментальных, чтобы впоследствии, возможно, перейти к ним полностью и заменить нынешние аспирантуру, при условии, что они докажут свою большую эффективность по сравнению с аспирантурой. Вопрос с докторантурой пока остаётся открытым.

 

Вопросы для самопроверки и текущего контроля

К п. 3.1 1) Виды образования. Определение дополнительного образования (ДО). Подвиды ДО.

2) Дайте характеристику дополнительных общеобразовательных программ.

3) Дайт характеристику дополнительному профессиональному образованию.

4) Порядок обучения по дополнительным профессиональным программам.

К п. 3.2 Типы профессиональных ДОП их цели и выдаваемые, по завершению обучения, документы. Допустимые сроки освоения ДОП и продолжительность стажировки.

К п.3.4 1) Уровни высшего образования в РФ. Какие документы могут быть выданы лицам, успешно прошедшим ГИА.

2) Аспирантура, докторантура, соискательство.

3) Изменения в Реестре учёных степеней и званий. Изменение требований к соискателям учёных степеней.

К п.3.5 Характеристика программы подготовки научно-педагогических кадров. Порядок её проектирования.

К п.3.6 Структуры номенклатуры специальностей научных работников, паспортов научных специальностей и шифров диссертационных советов

К п.3.7 Зачисление в аспирантуру. Особенности обучения в аспирантуре. Структура кандидатских экзаменов.

К п.3.8 Необходимость повышения педагогической квалификации преподавателей высшей школы

К п.3.9 Дать характеристику единой научной степени Ph.D.

Литература

1. Федеральный законн № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»,

2. Садовничий В.А. и др. Университетское образование: приглашение к размышлению. М., Изд. МГУ,1995. 352 с.

3. Стандарты и руководство к системам обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования. Европейская ассоциация обеспечения качества в высшем образовании (ENQA). Helsinki, Finland, 2005. 41 с.

4. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ / Под ред. Ю.П.Зинченко, И.А.Володарской. – М.: Изд-во МГУ, Серия «Инновационный Университет», 2007. 120 с.

5. Санкт-Петербургский государственный университет: Отчёт о состоянии и деятельности в 2005 году /Под общей редакцией Л.А.Вербицкой. – СПб., Изд-во С.-Петерб. ун-ва, 2006 – 380 с.

6. Приказ Минобрнауки России от 06 мая 2005 г.№137, зарегистрирован в Минюсте РФ 2 августа 2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013 г. N 1367 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" Зарегистрирован в Минюсте РФ 24 февраля 2014 г. Регистрационный N 31402

8.

 

Приложение А



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.062 с.)