Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Преподавателей высшей школы по даннымСодержание книги
Поиск на нашем сайте
о подготовке аспирантов в СПбГУ С переходом высшей школы на образовательные стандарты (ОС) высшего профессионального образования (ВПО) нового (3-го) поколения, утверждающих балльно-рейтинговые системы, кредитно-модульный и компетентностный подходы, повышающих требования к качеству образования, соответственно возросли также требования к педагогическому мастерству преподавателей, их способности, готовности применять современные педагогические и информационные технологии при проведении занятий, разработке, использовании учебных изданий и учебно-методических комплексов. Преподаватели высшей школы, как правило, являются хорошими специалистами в своей области, но в области педагоги, дидактики высшей школы они подготовлены обычно недостаточно. Хотя необходимый педагогический опыт преподаватели приобретают со временем, но применяют они не всегда лучшие формы и методы организации и проведения занятий. Как отмечал ректор МГУ В.А. Садовничий, практически все преподаватели МГУ – преподаватели-самоучки. Как это могло получится? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно еще раз посмотреть «на основе каких критериев выпускник аспирантуры отбирается для работы в университет, в частности, для преподавательской работы. Главным критерием являются его успехи в исследовательской работе, его научные успехи. В то же время его способность к преподаванию, его желание (или нежелание) заниматься педагогическим ремеслом, умение или неумение объяснять – все эти понятия в расчет, как правило, не берутся и в число имеющих значение критериев не входят… Нет системы проверки на профессиональную пригодность и нет сколько-нибудь заметного желания такую систему создавать» [1]. Аналогичные мнения высказывали и другие представители высшей школы. На пути поиска решения этой проблемы в 1997 году в МГУ им. М.В.Ломоносова был организован факультет педагогического образования на который зачислялись студенты других факультетов и аспиранты, желающие, параллельно с изучением выбранной специальности или направления, освоить содержание, методику и организацию обучения в образовательных учреждениях. В это же время в Красноярском госуниверситете разрабатывается дополнительная профессиональная образовательная программа (ДПОП) «Преподаватель высшей школы». Минобразования России поддерживает инициативу вузов и приказом от 29.04.1997г. № 826 вводит в действие Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». С 2002 года стала действовать новая усовершенствованная редакция Государственных требований этой программы. В СПбГУ данная программа введена в действие приказом ректора от 16.04.2003 № 403/1 на базе Факультета психологии (Кафедра психологии и педагогики личностного и профессионального развития, заведующая кафедрой и координатор программы – академик РАО, д.п.н. Н.В. Бордовская). Университетом было осуществлено соответствующее кадровое и финансовое обеспечение функционирования данной программы, обучение по которой проходят магистранты, аспиранты и соискатели, а также повышают квалификацию преподаватели университета и других вузов. Трудоемкость программы 1080 часов, из них 506 часов – аудиторные занятия, продолжительность обучения – 1,5 года (3 семестра). Программа пользуется заслуженным авторитетом. С 2013 года, с учётом различных возможностей слушателей по срокам освоения программы «Преподаватель высшей школы», введено 3 её модели (разновидности: - модель 1 – интенсивная, разработанная для слушателей, способных освоить дополнительную образовательную программу (ДОП) в более короткие сроки; - модель 2 - базовая, обеспечивающая оптимальное и продуктивное освоение ДОП; - модель 3 - практико-ориентированная, обеспечивающая освоение ДОП с опорой на практику преподавания слушателей и продолжительная по времени для погружения их в дидактические проблемы и продуктивного выполнения самостоятельной работы. Планируется обновление программы с акцентом на увеличение количества вопросов, посвящённых дидактике высшей школы, планированию учебного процесса на кафедре и факультете, активным и интерактивным методам и формам обучения с использованием дистанционного обучения (e-learning технологии) и организации текущего контроля на основе балльно-рейтинговых систем. Современный преподаватель должен постоянно анализировать и совершенствовать методику обучения, уверенно владеть новыми видами технических и программных средств поддержки образовательного процесса, используя для общения со студентами электронную почту, чаты, форумы и т.п. [3]. На это приходится обращать в настоящее время особое внимание также в связи с тем, что в последние годы наметилась тенденция понижения общего уровня подготовленности абитуриентов из-за падения конкурса в университеты. Это вызвано рядом причин и, в первую очередь, демографическим спадом и понижением рождаемости в России с начала 90-х годов прошлого века. Тем не менее, несмотря на это на выходе из университета гарантированно должен быть выпускник, отвечающий самым высоким требованиям современных образовательных стандартов. В пункте 7.1.12 образовательных стандартов ВПО подготовки магистра, к инновационным технологиям обучения относят чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов. В пункте 7.1.3 ОС ВПО подготовки бакалавра, к активным и интерактивным формам проведения занятий относят компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разборы конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. В таком же пункте ОС ВПО подготовки магистра добавлены: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, работа в студенческих исследовательских группах, вузовских и межвузовских телеконференциях, семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики. Но где и как преподаватель высшей школы может освоить инновационные технологии обучения, чтобы соответствовать духу времени и обеспечить требуемое качество образования? Какова у него теоретическая база для освоения активных и интерактивных форм проведения занятий? К сожалению, приходиться констатировать, что теоретический потенциал у значительной массы преподавателей соответствует уровню самообразования и этот уровень вряд ли можно назвать достаточным для решения поставленных перед профессорско-преподавательским составом задач. Если в ГОС ВПО 2-го поколения в цикле ГСЭ была предусмотрена элективная семестровая дисциплина «Психология и педагогика», которая реально включалась далеко не во все основные образовательные программы ВПО, то с переходом на образовательные стандарты 3-го поколения и эта небольшая возможность педагогического образования выпускников вузов практически сведена к нулю. Введение в новый Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» пункта о присвоении выпускникам аспирантуры по результатам освоения основных образовательных программ послевузовского профессионального образования (ООП ППО) академической степени (квалификации) «Преподаватель-исследователь» или «Исследователь» даёт повод надеется, что все выпускники аспирантуры, связывающие свою дальнейшую судьбу с высшей школой, получат необходимые знания в области дидактики высшей школы и других смежных вопросах. Одной из особенностей Стандартов ВПО и Требований ППО 3-го поколения стало исключение из них требований к содержанию ООП (что имело место в ГОС ВПО и Временных требованиях к ООП ППО 2-го поколения), атребования к структуре ООП высшего и послевузовского образования, реализуемых в МГУ, СПбГУ и в некоторых других университетах, которым это разрешено делать, могут задаваться в соответствии с их взглядами, представлениями и потребностями. Таким образом, данным университетам и, особо подчеркнём, Санкт-Петербургскому госуниверситету предоставляется возможность избежать принципиальной, на наш взгляд, ошибки, когда в ООП ППО не было раздела, посвящённого дидактике высшей школы и организации учебного процесса. Справедливости ради следует отметить, что во Временные требования к ООП ППО 2-го поколения, утверждённым Минобразованием РФ в 2002 году, были включены факультативные дисциплины в объёме 500 часов и педагогическая практика в объёме 100 часов. В Требованиях (раздел 4) давались рекомендации: «Факультативные дисциплины могут быть предназначены для освоения аспирантом на добровольной основе дополнительных профессиональных образовательных программ, предусмотренных в нормативных документах для изучения на уровне послевузовского профессионального образования и получения квалификации «Преподаватель высшей школы» или других дополнительных квалификаций» и в сноске сообщалось, что «Аспирант проходит педагогическую практику, если в часы, выделенные для факультативных дисциплин, он(а) осваивает дополнительную образовательную профессиональную программу для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»». Из вышеприведённых цитат следует, что аспирант в рамках ООП ППО мог не менее 600 часов непосредственно использовать для повышения своей педагогической квалификации. Кроме того, 200 часов выделялось на изучение иностранного языка и философии, которые также включались в программу «Преподаватель высшей школы». Однакокак использовались предоставленные аспирантам возможности (рекомендации) по освоению ДПОП «Преподаватель высшей школы»? В соответствии с пунктом 6.1.4 тех же Временных требований: «Часы, отведённые на факультативные дисциплины, могут быть использованы как для теоретического обучения, так и для научно-исследовательских работ аспиранта». К сожалению, реальность такова, что более 90% аспирантов именно так и поступают, откладывая на «потом» освоение необходимых педагогических знаний, умений и навыков. Для многи это «потом» так и не наступает. Проанализируем опубликованные Отчёты о состоянии и деятельности Санкт-Петербургского государственного университета в части подготовки научно-педагогических кадров. В СПбГУ численность аспирантов в последние годы достаточно стабильна и составляет, в среднем 2600 человек, (без учёта соискателей и докторантов), из которых, приблизительно 55% - женщины. В 2012 году в СПБГУ реализовывались программы послевузовского профессионального образования по специальностям, относящимся к 18 отраслям наук*[7]. К концу.2012г. количество лицензированных ООП ППО составляло 254, из них: 221 по подготовке кандидатов наук (аспирантура), 27 – ординатура (2 года подготовки) и 6 - интернатура (1 год подготовки). Приведём некоторые показатели работы аспирантуры в 2005 году, наиболее успешном по количеству защит диссертаций (в срок, + 1 год после окончания аспирантуры) [4]: 1. в аспирантуру принято: · на госбюджетной основе - 605 выпускников 2005 г. 52 человека зачислены в порядке восстановления и перевода, · на договорной (платной) основе – 117 аспирантов; 2. из аспирантуры отчислены до окончания срока обучения: · с госбюджетной основы - 274 человека; по результатам аттестации отчислены 37 аспирантов; · с договорной (платной) основы - за нарушение условий договора - 6 аспирантов 3. окончили аспирантуру Университета: · на госбюджетной основе - 515 аспирантов, · на договорной (платной) основе – 57 аспирантов, 4. общее количество защит диссертаций - 155, Успешность работы аспирантуры: · на госбюджетной основе - 27,2 %, · на договорной (платной) основе – 15,8%. 5. на дополнительную профессиональную образовательную программу (ДПОП) «Преподаватель высшей школы» поступило 24 аспиранта; успешно завершили обучение – 14 аспирантов. По остальным годам до 2010 г. включительно, краткая информация о работе аспирантуры приведена в таблице-1. Таблица-1. Эффективность работы аспирантуры
Выпускники аспирантуры 2005 – 2010 годов, поступали за три года до её окончания, то есть, соответственно, в 2002 – 2007 годах. Количество поступивших всего (на госбюджетной и договорной (платной) основе) в эти годы составляло:
Для наглядности основные числовые показатели работы аспирантуры показаны в диаграмме нижеприведённого рисунка. Рисунок: Основные показатели работы аспирантуры за 2005 – 2010 годы Процент аспирантов, успешно закончивших ДПОП «Преподаватель высшей школы», от общего числа закончивших аспирантуру за 2004-2009 представлен в таблице-2. Таблица-2. Процент аспирантов, успешно завершивших ДПОП «Преподаватель высшей школы»
*3) Выпуск из аспирантуры в 2004 г. составил 577 человек.
Общий процент аспирантов, успешно завершивших обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе (ДПОП) «Преподаватель высшей школы» от общего числа аспирантов, успешно окончивших аспирантуру (с защитой и без защиты диссертации) за 2004 – 2010 годы составляет, приблизительно, 1,5 процента, что, по-видимому, должно рассматриваться как низкий, неудовлетворительный результат. Вспомним ещё об одной рекомендации Минобразования РФ, практически оставшейся не выполненной. В инструктивном письме министерства от 30.10.2002 г. № 14-55-898 ин/15 «О порядке формировании ООП ППО» в пункте 5 указывалось: «Учитывая, что основной задачей ППО является подготовка научно-педагогических кадров, рекомендуется включать в цикл ОПД педагогические и психологические дисциплины». Был проведён небольшой эксперимент, в результате которого из десяти случайным образом выбранных учебных планов ООП ППО, только в одном удалось обнаружить дисциплину «Психология и педагогика», объёмом 32 часа. Печально будет, если ошибки разработчиков Временных требований к ООП подготовки аспирантов 2-го поколения, связанные с излишними оптимистическими надеждами на то, что аспиранты «на добровольной основе»будут изучатьпрограмму «Преподаватель высшей школы», могут повториться в документах об аспирантуре нового поколения. Если аспиранту опять будет разрешено «на добровольной основе» осваивать (не осваивать) указанные академические степени, то мы с большой степенью вероятности получим тот же неутешительный результат, который имели на протяжении действия Временных требований, а затем Федеральных государственных требований к ООП ППО 2-го поколения. Что делать в такой ситуации? Здесь уместно отметить, что, во-первых, за последние десять лет повсеместно увеличились потенциал и возможности дистанционного обучения, которое позволяет принципиально значительно расширить аудиторию слушателей программы «Преподаватель высшей школы», а во-вторых необходимо также учесть, что наметилась общая тенденция к сокращению сроков обучения по программам дополнительного образования. Если до настоящего времени программы переподготовки предусматривали от 500 аудиторных часов занятий или не менее 1000 часов трудоёмкости, то в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499, вступившем в силу с 01.09.2013 года «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», как отмечалось выше, «срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов (Ю.В. до этого – не менее 72 часов), а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов». Для повышения педагогической квалификации преподавателей высшей школы перспективным направлением может оказаться также разработка модулей ДПО – небольших по объёму (8-18 часов) самостоятельных дидактических единиц с собственной системой текущего контроля и заключительной аттестацией. Библиотека таких модулей позволит оперативно конструировать краткосрочные программы повышения педагогической квалификации под реальные индивидуальные потребности той или иной аудитории. В [1] в части 2 и 3 статьи 13 отмечено: «При реализации дополнительных профессиональных программ, организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения». При этом допускаются сетевые формы реализации образовательных программ (часть 1 статьи 13[1]). Переход к формированию ДОП по модульному принципу будет способствовать развитию сетевого (маршрутного) обучения слушателей, когда в процесс обучения по одной программе включается цепочка кафедр, факультетов, а в общем случае – и другие университеты. При этом широко должны использоваться технологии дистанционного обучения [6]. Каждый модуль программы должен разрабатываться наиболее опытными в конкретной области преподавателями, проходить аккредитацию и конкурсный отбор. Учитывая накопленный опыт и трудности, возникающие при подготовке аспирантов по ДПОП «Преподаватель высшей школы», можно предложить для получения выпускниками аспирантуры академической степени «Преподаватель-исследователь» более мобильную программу меньшего объёма, исключив из неё такие разделы, как «Иностранный язык» и «История и философия науки», и оптимизировав структуру других разделов с учётом значительного расширения использования дистанционных технологий обучения. Это позволит значительно расширить аудиторию лиц, желающих повысить свою педагогическую квалификацию, а значит и качество читаемых ими дисциплин, при допустимых дополнительных затратах со стороны университета. 3.9. Краткая характеристика подготовки научно-педагогических кадров На Западе Россия c 2003 г. является полноправным членом Болонского процесса, под которым понимается процесс интеграции национальных систем образования в Европе, создание единого европейского образовательного пространства при сохранении, (и это всегда подчеркивается) различий, обусловленных традицией и культурой. Одним из следствий этого встал вопрос о сопоставимости научных степеней на уровне последипломного образования. Во всем мире признается единая научная степень Ph.D. Программы Ph.D отличаются от наших аспирантуры и докторантуры. По времени они занимают от 4 и более лет. И хотя российские дипломы признаются во многих странах мира, в частности наш кандидат наук приравнен к доктору философии во французской системе образования, тем не менее Германия, опыту которой мы долго следовали в нашем высшем образовании, уже отказалась от двух уровней научных степеней. Там тоже ввели единую научную степень – Ph.D. Программы Ph.D предполагают не только обучение, но и обязательное проведение исследований, на которые соискатели, как правило, получают гранты от своего университета или от научного фонда. Все это предполагает развитие единых критериев оценки качества преподавания и образования, схем мобильности, интегрированных программ обучения и проведения научных исследований. Мы по-видимому также прейдем к этому. Первый шаг в этом направлении был сделан в Берлине 19.09.2003 г., когда с нашей стороны было подписано «Коммюнике Конференции министров высшего образования» в котором говорится о необходимости расширить рамки Болонского процесса (ранее обсуждались в основном лишь проблемы обучения в бакалавриате и магистратуре) и в дальнейшем включать в рассмотрение и третий цикл высшего образования – аспирантуру. Министры призвали вузы к увеличению мобильности магистрантов и докторантов, к расширению международного сотрудничества при подготовке диссертаций и обучении молодых исследователей. Программы Ph.D начали вводится в России сначала в Санкт-Петербургском госуниверситете с 2013 года в качестве экспериментальных, чтобы впоследствии, возможно, перейти к ним полностью и заменить нынешние аспирантуру, при условии, что они докажут свою большую эффективность по сравнению с аспирантурой. Вопрос с докторантурой пока остаётся открытым.
Вопросы для самопроверки и текущего контроля К п. 3.1 1) Виды образования. Определение дополнительного образования (ДО). Подвиды ДО. 2) Дайте характеристику дополнительных общеобразовательных программ. 3) Дайт характеристику дополнительному профессиональному образованию. 4) Порядок обучения по дополнительным профессиональным программам. К п. 3.2 Типы профессиональных ДОП их цели и выдаваемые, по завершению обучения, документы. Допустимые сроки освоения ДОП и продолжительность стажировки. К п.3.4 1) Уровни высшего образования в РФ. Какие документы могут быть выданы лицам, успешно прошедшим ГИА. 2) Аспирантура, докторантура, соискательство. 3) Изменения в Реестре учёных степеней и званий. Изменение требований к соискателям учёных степеней. К п.3.5 Характеристика программы подготовки научно-педагогических кадров. Порядок её проектирования. К п.3.6 Структуры номенклатуры специальностей научных работников, паспортов научных специальностей и шифров диссертационных советов К п.3.7 Зачисление в аспирантуру. Особенности обучения в аспирантуре. Структура кандидатских экзаменов. К п.3.8 Необходимость повышения педагогической квалификации преподавателей высшей школы К п.3.9 Дать характеристику единой научной степени Ph.D. Литература 1. Федеральный законн № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», 2. Садовничий В.А. и др. Университетское образование: приглашение к размышлению. М., Изд. МГУ,1995. 352 с. 3. Стандарты и руководство к системам обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования. Европейская ассоциация обеспечения качества в высшем образовании (ENQA). Helsinki, Finland, 2005. 41 с. 4. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ / Под ред. Ю.П.Зинченко, И.А.Володарской. – М.: Изд-во МГУ, Серия «Инновационный Университет», 2007. 120 с. 5. Санкт-Петербургский государственный университет: Отчёт о состоянии и деятельности в 2005 году /Под общей редакцией Л.А.Вербицкой. – СПб., Изд-во С.-Петерб. ун-ва, 2006 – 380 с. 6. Приказ Минобрнауки России от 06 мая 2005 г.№137, зарегистрирован в Минюсте РФ 2 августа 2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий». 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013 г. N 1367 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" Зарегистрирован в Минюсте РФ 24 февраля 2014 г. Регистрационный N 31402 8.
Приложение А
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.124 (0.014 с.) |