Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научно-педагогических кадров. Создание в спбгу нового вида диссертационных советовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В соответствии со статьёй 10 пункта 5 нового Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» [1], в Российской Федерации устанавливаются три уровня высшего образования: высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации». Особо следует отметить, что до введения в действие этого закона, рассматривались лишь первые два уровня высшего профессионального образования, а третий соответствовал послевузовскому образованию (аспирантуре). В соответствии со статьёй 12 пункта 3 нового закона, к основным профессиональным образовательным программам относятся: образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. В соответствии со статьёй 60 пункта 7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании); 2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра); 3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста); 4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра); 5) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки)», а в соответствии с пунктом 9 этой же статьи: «Лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдается диплом кандидата наук». Считается, что бакалавры, специалисты, магистры и, теперь, лица, успешно закончившие аспирантуру, приобретают соответствующую академическую степень. Переход на 3-х уровневую систему высшего образования привело к необходимости значительной, глубокой переработке нормативно-правовой базы высшего и послевузовского образования и решению вопросов, связанных с порядком обучения и аттестации лиц, обучающихся в аспирантуре в настоящее время. В связи с этим, Минобрнауки РФ было издано письмо от 27.08.2013 года № АК-1807 «О подготовке кадров высшей квалификации», в котором указано, что «обучение лиц, зачисленных в аспирантуру (адъюнктуру) образовательных учреждений или научных организаций до 1 сентября 2013 года, осуществляется в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучения в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденными приказом Минобрнауки России от 16 марта 2011 г. № 1365 (зарегистрирован Минюстом России 10 мая 2011 г., регистрационный № 20700), с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 29 августа 2011 г. № 2238 (зарегистрирован Минюстом России 21 ноября 2011 г., регистрационный № 22340) и Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 27 марта 1998 г. № 814 с изменениями и дополнениями от 16 марта, 27 ноября 2000 г., 17 февраля 2004 г., 26, 28 марта 2014 г. зарегистрирован Минюстом России 5 августа 1998 г., регистрационный № 1582) до завершения обучения. При этом гражданам, получившим послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим квалификационную работу (диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук), присваивается учёная степень и выдается соответствующий документ государственного образца об ученой степени (диплом кандидата наук). В случае если аспирант не защитил кандидатскую диссертацию, ему выдается удостоверение о сданных кандидатских экзаменах установленной формы». Это означает, что продолжают действовать и другие нормативные документы, регламентирующие послевузовское профессиональное образование для лиц, зачисленных в аспирантурудо 1 сентября 2013 года. В соответствии с Положением Министерства образования и науки РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.04 № 280, и другими законодательными и нормативными правовыми актами, система послевузовского образования [4] предоставляет гражданам РФ возможность повышения уровня научной и научно-педагогической квалификации в докторантуре, аспирантуре, адъюнктуре, созданных в вузах [5], имеющих государственную аккредитацию, и научных учреждениях, организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования (НИИ), располагающих высококвалифицированными научными и научно-педагогическими кадрами. Докторантура и аспирантура, адъюнктура являются основными формами подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования (подготовки кадров высшей квалификации), предоставляющими гражданам РФ возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации. В статье 19 закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», действовавшем до 01.09.2013г., были выделены лица (докторанты, аспиранты и соискатели), которые получали послевузовское образование и их основные права. В трактовке этого закона: докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук; аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук; соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре, либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук. В соответствии со статьёй 33 нового Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» [1], приведены лишь определения: «аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров», «ординаторы - лица, обучающиеся по программам ординатуры» и «ассистенты-стажеры - лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки». Постановлением от 4 апреля 2014 г. n 267 Правительство РФ утвердило «Положение о докторантуре» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161545/, в котором "докторант" определён как работник, осуществляющий подготовку диссертации и соответствующий требованиям, указанным в разделе II настоящего Положения. Порядок предоставления диссертации в диссертационный совет, требования к диссертации, порядку присвоения учёных степеней и тому подобное, определяются постановлением Правительства РФ от 30.01.02 № 74 «Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней" (с изменениями от 12 августа 2003 г., 20 апреля 2006 г., 4 мая, 2 июня 2008 г., 31 марта 2009 г., 20 июня 2011 г.) см. сайт http://www.ed.gov.ru. В соответствии с правовыми основами оценки квалификации научных работников и критериями определения этой оценки, обеспечиваемыми государственной системой аттестации, устанавливаются следующие ученые степени и ученые звания для научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (единый реестр ученых степеней и ученых званий): ученая степень доктора наук по отрасли науки согласно номенклатуре специальностей научных работников; ученая степень кандидата наук по отрасли науки согласно номенклатуре специальностей научных работников; ученое звание профессора по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников; ученое звание доцента по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников;
Докторантура, аспирантура, адъюнктура открываются в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию и научных учреждениях, и организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования.
С 01.01.2014 года вступило в действие «Положение о порядке присуждения ученых степеней», введённое постановлением Правительства РФ №842 от 24.09.2013, (см. http://www.rg.ru/2013/10/01/stepen-site-dok.html ), которое ужесточило требования к соискателям ученых степеней. Согласно нововведениям, каждый соискатель на ученую степень должен будет опубликовать полный текст своей диссертации в Интернете до ее защиты (за 3 месяца - для докторской и за 1 месяц - для кандидатской диссертации). Предусмотрена также ответственность диссертационных советов за необоснованное присвоение научных степеней кандидата и доктора наук. Срока подачи апелляций на присвоение ученых степеней увеличен с 3 до 10 лет с момента защиты. Минобрнауки России и ВАК будут публиковать данные о диссертациях, которые были отклонены, и обнародовать данные о научном руководителе, оппонентах и ведущих организациях в отношении таких диссертаций. Предусматривается, что такая информация будет находиться на сайте Минобрнауки России и ВАК бессрочно. По словам первого проректор по учебной и научной работе И.А.Горлинского в этом документе учтен опыт СПбГУ по организации собственных защит диссертаций: · на сайте организации, на базе которой создан диссертационный совет, не позднее чем за 10 дней до защиты диссертации должны быть опубликованы: полный текст диссертационной работы, автореферат, сведения об оппонентах и их отзывы на диссертацию, сведения о ведущей организации и ее отзыв на диссертацию, а также другие отзывы, поступившие на диссертацию; · на сайте организации в течение 10 дней со дня заседания диссертационного совета публикуются сведения о результатах публичной защиты диссертации; · предусмотрена репутационная ответственность соискателя учёной степени за несоблюдение правил оформления ссылок на источник заимствования материалов или отдельных результатов, на работу соавторов, а также за предоставление недостоверной информации об опубликованных работах, в которых изложены основные научные результаты диссертации; · если работа отклонена по причине выявления текстовых совпадений, носящих характер заимствования материалов или отдельных результатов без указания автора и (или) источника заимствования, то такая диссертация хранится на официальном сайте организации, на базе которой создан диссертационный совет, в котором диссертация проходила предварительное рассмотрение, в течение 10 лет — с указанием причины отказа в приеме диссертации к защите; · один экземпляр диссертации, принятой к защите, и 2 экземпляра автореферата указанной диссертации, хранятся на правах рукописи в библиотеке организации, на базе которой создан диссертационный совет, принявший диссертацию к защите. Введена двухступенчатую процедуру защиты. Вначале диссертационную работу рассматривает комиссия, в которую входят не менее 3 членов диссертационного совета, являющихся специалистами по проблемам каждой научной специальности защищаемой диссертации, а также могут включаться специалисты в соответствующей области науки, не являющиеся членами диссертационного совета (в том числе не являющиеся работниками организации, на базе которой создан диссертационный совет). Только если комиссия дает положительное заключение, работа принимается к защите. Для проверки диссертационной работы на плагиат, в СПбГУ применяется один из модулей Blackboard до тех пор, пока не будет иного решения федеральных органов. Утвержденное Положение №842 от 24.09.2013 — лишь базовый документ. В Министерстве образования и науки РФ продолжается работа над вариантами защит по иным правилам. Первый проректор по учебной и научной работе И.А.Горлинский, считает, что нет необходимости привязывать работу собственных диссертационных советов СПбГУ к деятельности так называемых ВАКовских диссертационных советов на базе Университета — это разные процедуры. Вместе с тем, всем предлагается шире использовать диссертационные советы СПбГУ при защите своих диссертационных работ. Контроль и надзор за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий работникам образовательных учреждений, научных учреждений и других организаций осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Основные вопросы организации работы по присвоению ученых званий были изложены в «Положении о порядке присвоения ученых званий», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.03.02 № 194. В частности, в пункте 12 данного Положения было указано: «Ученое звание доцента по кафедре может быть присвоено докторам и кандидатам наук, замещающим по трудовому договору должности доцента, профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, проректора, ректора высшего учебного заведения или учреждения повышения квалификации, если они имеют опубликованные учебно-методические и научные работы, читают курс лекций или ведут занятия на высоком профессиональном уровне, а также на момент представления аттестационных документов: а) успешно работают в указанных должностях в течение года; б) имеют стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, из них не менее трех лет педагогической работы в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации; в) являются авторами (соавторами) учебника (учебного пособия) или не менее двух учебно-методических работ, опубликованных за последние три года; г) являются авторами (соавторами) монографии (главы в монографии) или не менее двух научных работ, опубликованных за последние три года». Однако, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. N 1139 "О порядке присвоения ученых званий" http://www.rg.ru/2013/12/12/zvanie-site-dok.html предыдущее «Положение о порядке присвоения ученых званий» 2002 года было отменено. В новом Постановлении указывается: «присвоенное ранее ученое звание старшего научного сотрудника, доцента по кафедре соответствует ученому званию доцента, ученое звание профессора по кафедре - ученому званию профессора». Выделяется три вида учёных званий: ученое звание по научной специальности ученое звание в области искусства ученое звание в области физической культуры и спорта.
Порядок подготовки заключения по диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, подготовленной в СПбГУ и выдачи его соискателю изложены в приказе руководителя Центра экспертиз СПбГУ от 24.03.2014 № 5048/1. Формы документов, представляемых в ВАК для рассмотрения вопроса о присвоении ученых званий, приведены в Приказе Министерства образования и науки РФ от 4 февраля 2014 г. N 81 "Об утверждении форм документов, представляемых для рассмотрения вопроса о присвоении ученых званий": http://www.rg.ru/2014/07/02/minobrnauki-stepen-dok.html 1.1. Справки о представлении соискателя ученого звания к ученому званию по научной специальности (приложение N 1). 1.2. Списка опубликованных учебных изданий и научных трудов соискателя ученого звания (приложение N 2). 1.3. Списка основных творческих работ по направлению искусства (для лиц, претендующих на присвоение ученых званий в области искусства) (приложение N 3). 1.4. Списка лиц, у которых соискатель ученого звания был научным руководителем или научным консультантом и которым присуждены ученые степени (приложение N 4) 1.5. Списка подготовленных соискателем ученого звания лиц, являющихся лауреатами (дипломантами) международных и (или) всероссийских выставок, конкурсов или фестивалей по направлению искусства (для лиц, претендующих на присвоение ученых званий в области искусства) (приложение N 5). 1.6. Списка подготовленных соискателем ученого звания лиц, являющихся чемпионами, призерами Олимпийских игр, Паролимпийских игр, чемпионатов мира, Европы, Российской Федерации, национальных чемпионатов по направлению физической культуры и спорта (для лиц, претендующих на присвоение ученых званий в области физической культуры и спорта) (приложение N 6). 1.7. Справки о стаже педагогической работы соискателя ученого звания в образовательных организациях высшего образования и (или) организациях дополнительного профессионального образования, научных организациях на условиях почасовой оплаты труда (приложение N 7). 1.8. Регистрационно-учетной карточки (приложение N 8).
3.5. Аспирантура как образовательная программа. Порядок проектирования программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Характеристика требований Образовательных стандартов (ОС) к структуре программам аспирантуры После вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки, наряду с программами бакалавриата, специалитета и магистратуры были отнесены к образовательным программам высшего образования, для которых разрабатываются образовательные стандарты. До этого времени вузы и научные организации, реализующиеосновные (профессиональные) образовательные программы послевузовского профессионального образования ( ОПОП ППО), самостоятельно разрабатывали и утверждали их на основе Федеральных государственных требований – (см. приказ Минобрнауки РФ от 25.02.2009 года № 59, зарегистрированный в Минюсте 16 марта 2011 года N 1365, а ранее до 2011г. действовали Временные требования к ООП ППОпо соответствующей отрасли наук). Можно выделить два этапа проектирования ( формирования) программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. На первом этапе проектирования ООП подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по аналогии с проектированием ООП ВПО ( бакалавриата, специалитета и магистратуры ) определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе освоения аспирантом образовательной программы. Они формируются на основании квалификационной характеристики выпускника аспирантуры и целей подготовки аспиранта, содержащихся в образовательных стандартах, конкретизированных и дополненных, исходя из того, по какой из научных специальностей выпускник аспирантуры будет выполнять диссертационную работу на соискание ученой степени. На втором этапе проектирования ООП вузы и научные организации, реализующие подготовку аспирантов, разрабатывают содержание основной образовательной программы и порядок ее реализации, которые в совокупности составляют программу действий по достижению установленных целей. Программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре включает в себя: · учебный план, · рабочие программы учебных дисциплин (модулей), · программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.Форма компетентностно-ориентированного учебного плана основной образовательной программы по уровням «аспирантура», «ординатура» для СПбГУ приведена Приложении-2 к приказу первого проректора по учебной и научной работе от 12.11.2013 г. № 4160/1 «Об утверждении форм учебных планов для регистрации в системе «Обучение»». Форма рабочей программы учебной дисциплины (РПУД), практики приведена в приказе первого проректора по учебной и научной работе СПбГУ от 17.02.2014 г. № 539/1 «О новой редакции приложения к приказу от 26.11.2013 № 4310/1» На втором этапе необходимо решить следующие задачи: · определить полный переченьобразовательно-профессиональных дисциплин (иностранный язык, история и философия науки, специальные дисциплины отрасли наук и научной специальности, дисциплины по выбору аспиранта), и последовательность их изучения, обеспечивающую эффективную работу аспиранта. При этом основным требованием к их реализации является установленный в ОС минимальный объем теоретических занятий в зачетных единицах;· определить наиболее эффективные с точки зрения достижения поставленных целей и эффективного использования кадрового и материально-технического потенциала вуза (научной организации) виды учебных занятий, образовательные технологии и другое. При этом необходимо иметь в виду, что ОС не содержат требований к недельной аудиторной нагрузке аспиранта, образовательный процесс в аспирантуре целесообразно связывать с применением учебных занятий и технологий, ориентированных на активную роль аспиранта в образовательном процессе, в частности, путем увеличения его самостоятельной работы;· определить сроки и эффективную форму прохождения педагогической практики, а также форму контроля и отчетности по ней. Образовательные учреждения и научные организации при отсутствии практики вправе перенести время, отведенное на нее, на освоение обязательных дисциплин.Рекомендуется включать в цикл обязательных дисциплин педагогические и психологические дисциплины.Факультативные дисциплины не являются обязательными для изучения аспирантом. Зачетные единицы, отведенные на факультативные дисциплины, могут быть использованы как для увеличения объема изучения обязательных дисциплин, так и для других разделов образовательной составляющей. В целях контроля и обеспечения государственной аттестации научных и научно-педагогических работников при Министерстве образования и науки Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2011 г. N 474 создана Высшая аттестационная комиссия (ВАК) (см. сайт http://vak.ed.gov.ru/)Приказом Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 г. N 7 утверждено Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук http://fgosvo.ru/uploadfiles/prikaz_miobr/7.pdf
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.22 (0.014 с.) |