Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений



В древности греческие философы заметили, что незначительные, остающиеся незаметны­ми изменения того или иного предмета, накап­ливаясь, могут приводить к изменениям весь­ма заметным. Например, убавление числа песчинок в куче песка, рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, причем граница перехода одного состояния в другое здесь раз­мыта, неуловима, в других же случаях она прочерчивается резко.

Мир предстает перед человеком не скопле­нием одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, наделенных различными свойствами. Каждый предмет обладает целым рядом свойств и потому имеет множество разно­образных характеристик.

Бывают свойства существенные и несущест­венные. Например, с деловой точки зрения существен не цвет глаз человека, а важно, какой он специалист. Предметы, утратившие существенные свойства, становятся другими предметами. Скажем, самолет, потерпевший аварию, перестает быть машиной и превраща­ется в металлолом.

Различают также специфические и неспе­цифические свойства. Специфические свой­ства, присущие данному явлению, часто назы­вают признаками (симптомами). Например, отпечатки пальцев в ситуации преступления; характерная для данного заболевания сыпь. Некоторые свойства предмета могут видоизменяться.

Однако есть также неотъемлемые свойства — атрибуты. Например, предметы не­мыслимы без характеристик пространства, вре­мени, движения. Различаются также актуальные и потенциальные свойства.

Актуальные уже реализованы и наблюдаются в данное время.

Потенциальные носят как бы скрытый ха­рактер и развертываются, выявляются посте­пенно при различных взаимодействиях данного предмета с другими.

Качество выражает специфику, своеобразие больших и малых групп предметов, помогает уяснению качественных границ между природой и обществом, живой и неживой природой, твер­дыми телами, жидкостями и газами, раститель­ным и животным миром.

Качество — такая определенность предме­та, которая характеризует его как данный пред­мет, принадлежащий к классу однотипных с ним предметов, обладающий совокупностью прису­щих ему свойств. При утрате качественной опре­деленности предмет перестает быть самим собой, приобретает новые черты.

Количество есть характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражае­мая в величинах и числах.

Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых есть по природе что-то одно и определенное нечто. Вся­кое количество есть множество, если оно исчис­лимо.

Религиозные картины мира является то, что Бог непрерывно правит миром.

Ислам предполагает веру, но это несколько иная вера. По исламу какие-либо действия не связаны друг с другом, и за каждым из них стоит бесконечная воля Аллаха.

Философская картина мира. Как тип миро­воззрения философия осмысливает миро­здание в плане взаимоотношений человека и мира. Философия относится к теоретическо­му способу освоения мира, который сознатель­но отстраняется от объекта. Человек, познаю­щий мир в понятиях, и есть субъект теоретического отношения к миру.

Научная картина мира — целостная система представлений об общих свойствах и закономер­ностях мира, которые возникают в результате обобщения и синтеза основных естественно­научных понятий и принципов.

 

В ее структуре можно выделить два главных компонента:

1) понятийный;

2) чувственно-образный. Концептуальный компонент представлен фи­лософскими категориями, принципами, обще­научными понятиями v\ законами. Чувственно-образный компонент есть совокупность наглядных представлений о природе.

Проблемы, решаемые в границах соответ­ствующих картин мира, являются вечными, поскольку не допускают окончательного ответа, годного для всех времен. Человечество обре­чено на то, чтобы ощущать в душе неизъясни­мое очарование творческого постижения звезд­ного неба над своей головой.

По отношению друг к другу перестают быть противоположностями.

Термин «борьба противоположностей» имеет специальный смысл.

Слово «борьба» упо­требляется метафорически, и лучше употреблять его не отдельно, а в составе формулы «единство и борьба противоположностей»

 

Формула «единство и борьба противо­положностей» выражает напряженное взаимо­действие полярных сторон того или иного целост­ного предмета. Диалектические противоположно­сти неразрывно связаны друг с другом, как полюсы магнита. Примеры единства противоположностей, представляют противоположные факторы: качест­во и количество, причина и следствие, случайность и необходимость, часть и целое, форма и содер­жание.

Однако говорят, что крайности сходятся, в этом и есть реальная диалектика. Чертой диа­лектического мышления является умение сбли­жать, делать тождественными противоположно­сти, видеть их единство, связь и переходы. Противоположности взаимосвязаны настолько, что взаимопроникают друг в друга, образуют множество сочетаний, переходов. Поэтому их нельзя резко обособить.

Диалектическое познание предполагает поля­ризацию единых, целостных явлений, процессов, выделение в них как бы чужеродных, но неразрыв­но взаимосвязанных противоположностей.

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

 

Идеализированная модель творческого спо­ра представлена в гегелевской триаде. При уп­рямом противопоставлении позиций (тезиса) и его отрицании спор принимает жесткий ха­рактер. Также он не дает плодотворного продви­жения в решении вопроса.

Разум начинает диалектическое движение с некоторого исходного положения — тезиса. Затем тезис подвергается отрицанию, превра­щаясь в свою противоположность, называемую антитезисом.

Слово «отрицание» выражает акт мысли, противоположный утверждению. Акты отрицания связаны с использованием слов «нет», «не». Другими словами они могут быть актами разру­шения, уничтожения, Гибели. Диалектические связи и переходы играют существенную роль в различных процессах.

Антитезис должен в значительной мере во­брать исходное положение в себя. Удерживая, сохраняя в содержании тезиса все разумное, ценное, мысль вместе с тем должна подвергнуть­ся критике, а это представляется ошибочным. Тезис и антитезис оказываются диалектически­ми противоположностями, а умение понять диа­лектическое единство противоположностей обеспечивает их синтез.

Отрицанием тезиса процесс поиска истины не заканчивается: он идет дальше, и со време­нем наступает новое отрицание.

Этот третий этап в развитии назван синте­зом. Мысль, обогатившись всем ценным, как бы возвращается к исходному положению.

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ

И ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ

 

Философское мышление открывает всеоб­щие черты, отношения, присущие всему бытию, а не каким-то отдельным видам явлений. Такого рода знания выражаются в определенных фор­мах человеческого мышления — категориях. Группу категорий диалектики образуют фило­софские понятия, в которых универсальные свя­зи бытия осмысливаются в их сложной и проти­воречивой динамике.

Принципы исследования выражают взаи­мосвязи групп категорий диалектики. В диалек­тике рассматривается формирование парных категорий, которые отражают противоположные стороны целостных явлений.

Диалектический характер отношений «причина — следствие», «слу­чайность — необходимость», «возможность — дей­ствительность» и иные выражается в противопо­ложных, но неразрывно связанных понятиях.

Они едины, переходят друг в друга, взаимодействуют. Показателем зрелости философской мысли и миропонимания является хорошо разработанный аппарат диалектических понятий.

Формируются категории диалектики на опре­деленных ступенях исторического развития общества. Со временем знание человечества об универсальных связях бытия углубляется, приводится в систему.

С познанием связей качественных и количест­венных характеристик предметов дело обстоя­ло именно так. Со временем оно достигло зрело­го выражения, были разработаны специальные философские понятия («качество», «количество»)

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.009 с.)