ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ ФИЛОСОФИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ ФИЛОСОФИИ



 

Деятельность человека сводится к производ­ству материальных или духовных ценностей, ко­торые отличны друг от друга по способу их осу­ществления, по результатам и общественному назначению. Культуру составляют как раз сово­купность материальных и духовных ценностей, умение использовать их для прогресса челове­чества, передавать от поколения к поколению. Все, противостоящее натуре (девственной при­роде), нечто возделанное и созданное трудом человека, принадлежит культуре. Различают материальнуюи духовную культуру.

К материальной культурев первую оче­редь относятся средства производства и пред­меты труда, принадлежащие общественному бытию. Уровень и характер развития материаль­ной культуры определяются производственны­ми отношениями, господствующими в данном обществе.

Материальная культура — показатель уров­ня практического овладения природой чело­веком.

К духовной культуреотносятся уровень образования населения, медицинское обслужи­вание, искусство, нравственные нормы поведе­ния людей в обществе, владение логикой мыш­ления и богатством языка, а также уровень развития материальных и духовных потребно­стей и интересов людей. Значительной состав­ляющей духовной культуры является религия. Духовная культура отображается в форме книг, картин, кино, архитектурных сооружений и т.д.

Восприятие произведения сопровождается ценностными откликами сознания реципиента, которые вызываются впечатлениями от факту­ры произведения, уровня мастерства автора, совершенства сюжетного строения. Так, зрите­лю, обладающему художественной культурой, свойственно восходить от отдельных показаний эстетических чувств на уровень собственно раз­мышлений о произведении как художественной ценности.

Ценностная значимость произведений искус­ства открывается теми слушателями или зрите­лями, которые достигли духовной зрелости, при­обрели достаточный опыт общения с искусством, обладают необходимой эстетической и художест­венной образованностью.

Художественные ценностиэто:

1) результаты художественной деятельности, способные оказывать возвышающее воздей­ствие на чувства, разум и волю людей;

2) совершенные творения искусства, которые необходимы каждому из нас для полноценно­го духовного бытия, успешной трудовой, на­учной, социально-преобразующей деятель­ности.

Современные читатели (зрители, слушатели) находятся в проблемных ситуациях. Это связа­но с тем, что в поле их внимания попадают не только позитивные результаты художественно­го процесса, но и такие, которые можно назы­вать его издержками или отходами. В связи с этим в обиход вошли термины «псевдоценнности»

Члены общества, рождаясь на свет, проходя усложняющиеся ступени обучения и воспита­ния, далеко не однородны по своим интеллек­туальным, моральным и иным данным, а также по своим наклонностям, интересам, характеру, жизненным и бытовым возможностям. Каждый юный гражданин закономерно (или случайно) попадает в определенную социальную группу. В экономически организованном и духовно раз­витом обществе в той или иной степени осуществ­ляется мудрый христианский принцип «От каждого по способностям, каждому по его де­лам»; но этот принцип можно реализовать лишь в идеальном обществе.

Равенство в разумном обществе может быть только перед законом, а в остальном — сущест­вует неравенство: люди неравны уже по рож­дению, уму и характеру. Одни люди более при­годны к одному роду деятельности, чем кдругому. В свою очередь, и обществу нужны — для интере­сов целого — все виды деятельности на пользу общества и самих тружеников. В связи с этим границы между классами и другими группами общества во многом всегда относительны и по­движны. Другими словами, для каждого отдель­ного представителя той или иной социальной группы существует реальная возможность со­циальной миграции.

«Ценность» и «антиценность», и только ценность есть благо действительное, а не мнимое.

Антиценности— это псевдохудожествен­ные образы, рассчитанные не на духовное освоение, а на потребление, так называемая продукция коммерческого искусства. Потребите­лями таких антиценностей оказываются люди, ко­торые рассматривают искусство как развлечение, релаксацию и наркотизацию. Паразитируя на невысоких потребностях широкой аудитории, псевдо­художники уродуют ее потребности, возбужда­ют интерес к духовным извращениям, ведут к пси­хическим аномалиям.

Псевдоценности— это особый вид ком­мерческой индустрии. Они могут быть сюжетно увлекательны, но если они низкопробны в эсте­тическом понимании, то они рациональны по идейному заряду (пропаганда расизма, культ сверхчеловека, оправдание агрессии).

Псевдоценности и антиценности— одно­дневки, но они опасны ситуативно, оказывают деструктивное воздействие на психику, интеллек­туально-нравственные принципы. Изменяются условия жизни людей, их психологические сте­реотипы, нравы, обычаи, но остаются всеобще-значимыми кардинальные вопросы о смысле бытия и счастье человека, о его достоинстве и достойном образе его жизни; продолжаются по­иски гармонии во взаимоотношениях людей, в отношениях личности и общества.

гражданского государства, что дало им некото­рые преимущества, на которое они могли на­деяться только с появлением именно граждан­ского начала. Ради этого они предоставили государству силу всех членов общества, а это позволяет обеспечить исполнение законов. Это ценное преимущество, ради которого люди объединились, состоит во взаимной охране от возможного ущерба со стороны других людей.

В обществе существуют различные по свое­му положению, интересам и стремлениям со­циальные классы. Одни философы рассматри­вали их в духовных качествах, психологических особенностях людей, в их религиозных взглядах, мировоззрении; другие — в уровне благососто­яния.

Классы делятся по неравенству богатства, доходов, образования, а главное — по характе­ру труда. К физически занятым относятся крестьяне, занимающиеся земледелием; рабо­чие, трудящиеся на фабриках и заводах; служа­щие, составляющие класс чиновничества; а к работникам умственного труда — ученые, ху­дожники и вообще деятели искусства, духовные лица (т.е. те, кто относится к интеллигенции). Интеллигенция— это общественный класс людей, занимающийся умственным трудом. В зарубежной же и отечественной социально-философской современной литературе слово «интеллигенция» вошло в употребление как «средний класс».

кладезем всех богатств человеческого духа в соотношении с живым разумом.

Культураохватывает достижения человечест­ва в области материального и духовного произ­водства, причем заключается она как в со­держании труда, в знании, так и в навыках, благодаря которым человек справляется с прак­тическими и теоретическими задачами. Исход­ной формой культуры являются человеческий труд и его результаты.

Жизнь человека и общества невозможна вне культуры. Способности, знания, чувства, уме­ния не передаются новому поколению по на­следству, а формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения дру­гому немыслима история. Например, ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего челове­ка, только приобщаясь к культуре. Человек соз­дает культуру, а культура создает человека.

Культура — активное использование чело­вечеством материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями для социального прогресса; Также это не только результат человеческой деятельности, но и исто­рически сложившиеся способы труда, мане­ры общения, способы проявления своих чувств и уровень мышления.

 

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

 

Массовой культуройназывают особый вид культурной продукции, и эта продукция каждодневно производится б больших объе­мах. Массовая культура считается культурой повседневной жизни. Она представляется ши­рокой аудитории по различным каналам, вклю­чая средства массовой информации и комму­никации.

Истоки массовой культуры связаны с появ­лением приключенческого, детективного, аван­тюрного романа, который значительно расши­рил аудиторию читателей за счет огромных тиражей. В противовес массовому вводится понятие элитарного искусства; особенно нагляд­но разделение художественного творчества на массовое и элитарное проявилось в концепци­ях романтиков.

В каждом обществе возникает размежевание элитарных и массовых форм искусства: элитар­ное — для искушенных знатоков, массовое — для обычного читателя, зрителя, слушателя.

Массовая культура формирует новый общест­венный слой, получивший название «средний класс», который стал стержнем жизни индуст­риального общества. Массовая культура мисти­фицирует реальные процессы, происходящие в природе и человеческом обществе, при этом происходит отказ от рационального начала в сознании.

Цель массовой культуры — заполнение до­суга, снятие напряжения и стресса человека индустриального и постиндустриального общест­ва, а также стимулирование потребительского поведения.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.64.28 (0.008 с.)