Ее место в духовной жизни общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ее место в духовной жизни общества



 

По Аристотелю, философия — главная и гла­венствующая наука, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить.

По Се­неке, философия — основное средство развития гражданских качеств личности, нравственно-духовной доблести и интеллектуальной силы.

И Аристотель, и Сенека правильно отмечали лидирующее положение философской мысли в духовной культуре, а замечания Сенеки о нрав­ственной пользе философии сохраняют свое значение и по сей день.

Выдающийся английский мыслитель Ф. Бэкон обращал внимание на оживляющее душу иссле­дователя значение философской любознатель­ности и широты мышления: «Тот, кто в философии и в изучении общих законов видит пустое и бес­смысленное занятие, не замечает, что именно от них поступают жизненные соки и силы во все остальные профессии и искусства».

Русский философ Г. И. Челпанов говорил: «Мне кажется, что мы можем сказать, не боясь пре­увеличений, что философский интерес движет вперед науку, хотя бы сами представители науки и отрицали это. Интерес к разрешению высших проблем бытия дает жизнь науке, и, может быть, самой важной функцией философии является то, что она влечет мысль к высшим проблемам и удерживает науку от бесцельного накопления знаний».

Философия выполняет мировоззренче­скую функцию, исследуя мир в целом и положение человека в нем.

Мировоззренческие принципы делятся на идеалистические и мате­риалистические в зависимости от того, что в них ставится на первое место — сознание или материя. Мировоззренческие принципы можно классифицировать как диалектические и анти­диалектические, ноуменальные и феноменаль­ные, трансцендентные и имманентные, конвен­циональные и объективные, атрибутивные и модусные, экзистенциальные и эссенциальные, аксиологические и онтологические и т.д.

Мировоззренческие принципы теснейшим об­разом связаны с практической жизнью, с жиз­ненными установками познающего человека.

Философия — это исторически развиваю­щаяся система фундаментальных идей, которые, теоретически объясняют отношение человека к миру, а также ориентирующих его в жизнедея­тельности в контексте принятой в данной циви­лизации системы духовных ценностей.

Философия включает в себя следующие дисциплины: онтологию, гносеологию и аксио­логию, каждая из которых имеет свои проблемы и располагает собственным кругом понятий.

Философия разрабатывает теоретиче­ские основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы научного познания. Философия принимает са­мое активное участие в интеграционных процес­сах, в синтезе достижений отдельных наук в еди­ную картину мира.

 

 

ФИЛОСОФИЯ

В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Эпоха Возрождения знаменуется развити­ем промышленности, торговли, мореплавания, военного дела. Другими словами, развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики", математики. Все это требовало освобождения разума от догматических принципов и поворота от сугубо логической проблематики к естественно­научному познанию мира и человека. Изоб­ретения и открытия, переход к новому времени, установление новой астрономической системы, изменили взгляды на мир и на положение в нем человека. Тем самым они наложили глубокий от­печаток на весь характер последующей науки и философии.

Выдающиеся люди эпохи капитализма — цель­ные, универсальные натуры. Перед собой они ста­вили огромные задачи — объяснить жизнь природы, общества и человека. Характерной фигурой самой ранней стадии итальянского гуманизма яв­ляется Франческо Петрарка (1304—1374). Это неутомимый собиратель и исследователь рукопи­сей и памятников, живописец восторженных од зем­ной любви.

Декамерон (1313—1375) прослав­лял пытливый разум и остроумие, полнокровную жизнь горожанина нового типа. Леонардо да Вин­чи (1452—1519) был великим художником, мыс­лителем, математиком, механиком и инженером.

Никколо Макиавелли (1469—1527) был известен как тончайший дипломат, государствен­ный деятель, историк, писатель, поэт, социолог. Он возвысил роль политической реальности, говоря, что от политических способностей и доблести за­висят судьба государства и народов: политика есть нечто основополагающее в жизни общества.

Ве­личайшим гигантом духа, того времени был Уиль­ям Шекспир (1564—1616) — драматический поэт.

Ярким светом разума эпоху Возрождения осветили: Николай Коперник и Галилво Гали­лей. С них начинается принципиально новый пе­риод развития научного знания.

Для этой эпохи характерно как бы второе рож­дение идей античной философии. Потребности общественно-исторической практики явились мощным импульсом развития естественных и гуманитарных наук. Это стало залогом основы опытного естествознания Нового времени.

Выразителями этой тенденции были крупней­шие мыслители эпохи Возрождения. Ее общим пафосом стала идея гуманизма, отстаивания принципа творческой самостоятельности чело­века, его достоинства, права на земные радо­сти и счастье.

Для философии Возрождения характерны как широкое, общее и свободное чувство человеч­ности, так и освобождение человеческого разу­ма от устоявшихся и незыблемых догм. Куль­тура Возрождения подготовила интенсивное развитие философских достижений Нового вре­мени.

 

 

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Открывает философия нового времени, следующий период в развитии философской мысли, в котором начинается разложение фео­дализма, зарождение и развитие капитализма. Эти факты связаны с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Также в эту эпоху происходят существенные преоб­разования в социальной сфере, в сфере поли­тики, меняется сознание людей и мировоззре­ние в целом, бурно развивается наука, прежде всего экспериментально-математическое естест­вознание. Этот период еще называют эпохой научной революции. Наука играет все более зна­чительную роль в жизни общества, при этом гла­венствующее место в науке занимала механи­ка. Мыслители именно в механике видели ключ к тайнам всего мироздания, и поэтому приме­нение механистического метода привело к по­разительному прогрессу.

Представление о ме­ханической обусловленности явлений особенно упрочилось под мощным влиянием открытий Исаака Ньютона (1643—1727). В его воззре­ниях механическая причинность получила глу­бокое математическое обоснование. Однако величайший ученый рассматривал свою науч­ную' работу в религиозном аспекте.

Философия Нового времени своим развити­ем обязана также углубленному изучению при­роды и все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием.

Благодаря развитию этих наук принципы на­учного мышления распространились за преде­лы философии.

Величайшим исследователем природы в Но­вое время был английский философ Френсис Бэкон (1561—1626).

В своих исследовани­ях он опирался на опыт, обращая внимание на ис­ключительную необходимость наблюдений для обнаружения истины. По его словам философия должна носить прежде всего практический харак­тер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой. Он говорил: «Господ­ствовать над природой можно, только подчиня­ясь ее законам», ему принадлежат слова «Зна­ние — сила». Бэкон считал, что путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, срав­нение и эксперимент, а ученый должен приме­нять индуктивный метод познания. Бэкон развил новое понимание задач науки. Однако достоверное знание опыт может дать лишь тогда, когда сознание свободно от ложных «призраков».

Он ввел новое понятие: «призраки рода» — это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей.

«При­зраки пещеры» заключаются в ошибках инди­видуального характера, зависящих от воспита­ния, вкусов, привычек людей.

«Призраки рынка» — это привычки пользо­ваться в суждении о мире ходячими представле­ниями и мнениями без этического к ним отноше­ния. Бэкон характеризовал «призраки театра» как связанные со слепой верой в авторитеты.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.35.203 (0.008 с.)