Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие культуры в философии↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Жизнь, наука и культура в целом требуют от нас совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, широкого кругозора и мудрости. Нам необходимо постичь тайны природы, социальной реальности, познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу. ■ Осуществляет философия это познание с помощью отработанной веками тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума. Можно было бы сказать, что философия — это все единосущное, теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью; само желание понять суть загадочного являло собой склонность к зачаточному философскому размышлению. Слово «философия» буквально означало любовь к мудрости. Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире. Для человека важно решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его сущность, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла и многое другое. Философия дает систему, знания о мире как о целом. Она интегрирует научные знания, беря их в самом общем виде, и строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру. Философия включает в себя учение об общих принципах бытия, мироздания, о сущности и развитии человеческого общества, учение о человеке и его бытии в мире, теорию познания. проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю. Занимаются этими вопросами следующие науки: онтология, или метафизика, социальная философия и философия истории, философская антропология. Таким образом, исторически сложился пред-' мет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, как теоретических, так и практических. Ее разделы дифференцировались организационно и педагогически. Все эти разделы образуют некое единоцельное образование, составляющие которого тесно переплетаются друг с другом. Целью философии являются определение точных границ и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, понимание их внутренней связи и единства. Философия — это наука как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности, имеющий дело с особыми понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Они развиваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются и т.п.
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Культура включается в движение истории многообразными способами и формами, которые выражают субъективно-личностную сторону деятельности общественного человека, способы и нормы социальной организации и регулирования процессов жизнедеятельности, выполняют важнейшую социальную функцию трансляции опыта, знаний, опредмеченных результатов человеческой деятельности.
Художественное, научное, техническое и социальное творчество в той мере, в какой оно предстает как изобретение, созидание нового, дает результаты, включающиеся затем в исторический процесс, вносят в него новые элементы. В этом случае имеются в виду новые идеи, ожидающие своего воплощения в социальную действительность, материализованные результаты человеческой деятельности и сама деятельность как посредствующее звено между ними.
В качестве примера возьмем практическое использование атомной энергии. От открытия радиоактивности до определения возможности цепной ядерной реакции, освобождающей энергию атома, прошли десятилетия, заполненные великими достижениями физики в исследовании микромира, но все это пока были факты жизни науки. Они не имели какого-либо влияния на более широкие сферы социальной жизни, но вот в ходе Второй мировой войны было создано атомное оружие. Перед человечеством возникла угроза ядерного уничтожения. Таким образом, в социальную жизнь вошло создание научно-технической мысли, а мирное использование атом ной энергии стало не только научно-технической, но и социальной проблемой. Великими достижениями научно-технической революции являются также и компьютеры, и космические аппараты, и лазеры, и биотехнология, и многое другое. Все эти достижения превращаются в фактор исторического развития, начинают оказывать на него то или иное воздействие, когда они выходят за стены научных лабораторий, становятся элементами производительных сил данного общества, преобразуют технологию производства. Следует знать, что не все, что рождает человеческая творческая энергия, входит в общественную жизнь, в культуру, становится моментом объективного исторического процесса. Зависит это от разных причин. Нужно отметить, что люди созидают историю, однако социальные последствия их действий складываются под влиянием массы различных обстоятельств, объективных условий и закономерностей. Поэтому творчество культуры не совпадает с творчеством истории. В связи с этим перед историческим материализмом возникает проблема соотнесения воплощаемого в культуре деятельного творческого начала, ставящего перед обществом новые проблемы и открывающего новые возможности.
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ Человек на ранних стадиях общественного развития был слит с общностью, частичкой которой являлся, а развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. При этом социальные и культурные аспекты общества практически не разделялись. Социальная жизнь была одновременно жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры.
Иной особенностью первобытной социальности являлся ее естественный характер. В процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за поддержание своего существования, естественно возникли родоплеменные, внутри- и меж- общинные отношения. В процессе перехода к классовому обществу разложение и распад этих отношений был значительным переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации. Ф. Энгельс выделяет основные характеристики цивилизации: общественное разделение труда и в особенности отделение города от деревни, умственного труда от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарного производства, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и, как следствие этого, появление государства, права наследования имущества, глубокий переворот в формах семьи, создание письменности и развитие различных форм духовного производства. В первую очередь Ф. Энгельса интересовали стороны цивилизации, отделяющие ее от первобытного состояния общества.
Понятие цивилизации долгое время оставалось на периферии интересов марксистов. Считалось, что для характеристики этапов общественного развития вполне достаточно категории общественно-экономической формации. В связи с этим связанная с ним проблематика не становилась предметом исследования. Понятие цивилизации было неопределенно и многозначно. Это понятие также употребляют как синоним культуры и как нечто ей противостоящее. Так О. Шпенглер говорил, что цивилизация есть этап упадка культуры.
В то же время понятие цивилизации используется для характеристики конкретного общества как социокультурного образования, локализованного в пространстве и во времени, или как фиксация определенного уровня технологического развития.
Цивилизация включает в себя: 1) преобразованную человеком историческую природу и средства этого преобразования; 2) человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде обитания; 3) совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Философия формируется как мировоззрение цивилизованного общества, а дифференциация общества и деятельности обусловливает дифференциацию общественного сознания.. Мифология распадается на ряд форм общественного сознания: философию, религию и искусство, на долю же философии досталось рациональное познание. Практическую ценность для общества представляет разум, поэтому уже в античном обществе он становится предметом профессионального интереса. Сложилась теоретическая необходимость дать определение того, что такое разум и мудрость. Сами по себе эти вопросы лишены непосредственного практического интереса. По своему характеру эти вопросы являются философскими. При этом разум не может не исследовать сам себя, поэтому здесь показательно определение мудрости, данное Гераклитом: «Мудрость заключается в одном: познавать мысль как то, что правит всем во всем». «Мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней». Аристотель писал: «Поскольку мудрость была определена как наука о первых причинах и о том, что наиболее достойно познания, мудростью надо бы признать науку о сущности». В мифологии мудрость и разум не выделяются в качестве особого объекта, предметом размышления и анализа их сделала философия. В мифологии знание преподносится в красочной, художественной форме, опосредовано рядом логических рассуждений и выражено в обобщенной понятийной форме. В лучшем случае для мифологии основой мудрости выступает авторитет богов и легендарных героев. Путем размышления индивид способен приблизиться к истине и понять ее, поэтому в философии на первый план выдвигаются исследования методов познания. Поэтому философия не сама мудрость, а лишь приближение к ней. Противоречивость исторической эпохи, несовпадение различных общественных тенденций, относительный, преходящий характер самих тенденций раскрываются в различных философских концепциях. Миф отражает вполне конкретную ступень духовного развития человека. В нем неосознанно выражается родовая жизнь людей. В свою очередь, для этих людей собственные коллективные усилия воспринимаются как над ними стоящие, божественные, сверхъестественные. Авторитет родового коллектива воспринимается сородичами как сила, имеющая для них практическое значение. Поворотом в духовной жизни общества стало возникновение философии, в которой обнаруживается разум сознающих себя индивидов, их способность фиксировать то, что их задевает и в отношении чего они хотят иметь практически ценные сведения.
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ, ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела. Другими словами, развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики", математики. Все это требовало освобождения разума от догматических принципов и поворота от сугубо логической проблематики к естественнонаучному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, переход к новому времени, установление новой астрономической системы, изменили взгляды на мир и на положение в нем человека. Тем самым они наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии. Выдающиеся люди эпохи капитализма — цельные, универсальные натуры. Перед собой они ставили огромные задачи — объяснить жизнь природы, общества и человека. Характерной фигурой самой ранней стадии итальянского гуманизма является Франческо Петрарка (1304—1374). Это неутомимый собиратель и исследователь рукописей и памятников, живописец восторженных од земной любви. Декамерон (1313—1375) прославлял пытливый разум и остроумие, полнокровную жизнь горожанина нового типа. Леонардо да Винчи (1452—1519) был великим художником, мыслителем, математиком, механиком и инженером. Никколо Макиавелли (1469—1527) был известен как тончайший дипломат, государственный деятель, историк, писатель, поэт, социолог. Он возвысил роль политической реальности, говоря, что от политических способностей и доблести зависят судьба государства и народов: политика есть нечто основополагающее в жизни общества. Величайшим гигантом духа, того времени был Уильям Шекспир (1564—1616) — драматический поэт. Ярким светом разума эпоху Возрождения осветили: Николай Коперник и Галилво Галилей. С них начинается принципиально новый период развития научного знания. Для этой эпохи характерно как бы второе рождение идей античной философии. Потребности общественно-исторической практики явились мощным импульсом развития естественных и гуманитарных наук. Это стало залогом основы опытного естествознания Нового времени. Выразителями этой тенденции были крупнейшие мыслители эпохи Возрождения. Ее общим пафосом стала идея гуманизма, отстаивания принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье. Для философии Возрождения характерны как широкое, общее и свободное чувство человечности, так и освобождение человеческого разума от устоявшихся и незыблемых догм. Культура Возрождения подготовила интенсивное развитие философских достижений Нового времени.
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Открывает философия нового времени, следующий период в развитии философской мысли, в котором начинается разложение феодализма, зарождение и развитие капитализма. Эти факты связаны с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Также в эту эпоху происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики, меняется сознание людей и мировоззрение в целом, бурно развивается наука, прежде всего экспериментально-математическое естествознание. Этот период еще называют эпохой научной революции. Наука играет все более значительную роль в жизни общества, при этом главенствующее место в науке занимала механика. Мыслители именно в механике видели ключ к тайнам всего мироздания, и поэтому применение механистического метода привело к поразительному прогрессу. Представление о механической обусловленности явлений особенно упрочилось под мощным влиянием открытий Исаака Ньютона (1643—1727). В его воззрениях механическая причинность получила глубокое математическое обоснование. Однако величайший ученый рассматривал свою научную' работу в религиозном аспекте. Философия Нового времени своим развитием обязана также углубленному изучению природы и все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления распространились за пределы философии. Величайшим исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бэкон (1561—1626). В своих исследованиях он опирался на опыт, обращая внимание на исключительную необходимость наблюдений для обнаружения истины. По его словам философия должна носить прежде всего практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой. Он говорил: «Господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам», ему принадлежат слова «Знание — сила». Бэкон считал, что путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент, а ученый должен применять индуктивный метод познания. Бэкон развил новое понимание задач науки. Однако достоверное знание опыт может дать лишь тогда, когда сознание свободно от ложных «призраков». Он ввел новое понятие: «призраки рода» — это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей. «Призраки пещеры» заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек людей. «Призраки рынка» — это привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без этического к ним отношения. Бэкон характеризовал «призраки театра» как связанные со слепой верой в авторитеты.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И ПРИНЦИП ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ Одной из главных проблем философской мысли является проблема человека: его сущности и существования в материальном и духовном аспектах, его развития и предназначения, его будущего. Сторонники натурализма отдают предпочтение природе, полагая, что человек появился в процессе эволюции животного мира и в принципе ничем I от обезьян не отличается. По словам Г. В. Ф. Геге ля, целью природы является умерщвление самой себя, сжечь себя, как феникс, чтобы, омолодившись, выйти из этого внешнего бытия в виде духа. ПОЗНАНИЕ, ЗНАНИЕ Познание является специфическим видом духовной деятельности человека, процессом постижения окружающего мира. Познание развивается в тесной связи с общественной практикой и с нею же совершенствуется. Практика есть материальное освоение общественным человеком окружающего мира. Люди в ней создают материальные вещи, опредмечивая свои сущностные силы. Опредмечивание — процесс материализации намерений людей, превращение субъективных творческих способностей и замыслов в вещь, объективно существующую. Практика человека постепенно усложняется, дифференцируется, как бы расслаивается на различные виды. Две взаимосвязанные сферы: производство предметов потребления и производство орудий труда. Практика, осуществляясь через усилия индивида, объединяет в целое миллионы воль, устремлений, направляя их к реализации общественных целей. В ней интегрируются усилия и результаты деятельности современников и достижения предшествующих поколений. Познание развивается в тесной связи с практикой. Познание — процесс получения и накопления знаний обществом. Знание — человеческая информация о мире, которая существует в виде некоторой субъективной реальности. Практика основывается на знании о свойствах и закономерностях внешнего мира. Знание с самого начала встраивается в практическую деятельность, составляя ее необходимую предпосылку и условие осуществления. Оно всегда является идеальным образом действительности. Индивидуальное знание далеко не всегда становится общественным достоянием. Процесс превращения индивидуального знания в общезначимое подчиняется сложным социокультурным закономерностям. Интеграция индивидуальных знаний в общечеловеческое достояние осуществляется через общение. Передача и трансляция знаний от поколения к поколению возможны, благодаря материализации субъективных образов, выражению их в языке. Следовательно, познание — это общественно-исторический процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек. Существует также художественное познание, религиозное познание, научное познание. Субъект познания — это творческая личность, формирующая новое знание. Объект познания есть фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Научное познание не исключает творчества, а предполагает его, но это творчество всегда ограничено в своих результатах требованием их соответствия изучаемому объекту. Не сам процесс познания является отражением, как думали французские материалисты, а лишь его конечный результат должен являться отображением изучаемого объекта.
БЫТИЕ И ФИЛОСОФИЯ XX В.
Проблема бытия в XX в. выдвинулась на передний план, хотя назревание чувствовалось уже в конце XIX в. Потерпела крах концепция объективного и безразличного к человеку бытия. Своеобразная религия человекобожества сначала вознесла человека, а затем низвергла его в бездну. Кризис XX в. охватил все стороны современной цивилизации. В науке пересмотр основ проявился в возникновении новых теорий — квантовой механики и теории относительности Ключевым понятием этих теорий является понятие «наблюдатель» совершенно невозможное для классического подхода. С необходимостью открываются новые стороны объективного бытия, в которых нет места разрыву человека и бытия. В философских концепциях XX в. акцент делается на бытии как человеческом существовании, т.е. бытие — это наша целостная жизнь. Для М. Хайдеггера проблема бытия имеет смысл как проблема человеческого бытия. По его словам самым важным выражением общечеловеческого способа бытия считается страх перед ничем. В экзистенциализме (объективное бытие и я-бытие) для человеческого бытия духовное и материальное слиты в единое целое: это одухотворенное бытие. Поскольку экзистенция есть «бытие к смерти», главное в этом бытии — сознание временности, постоянный страх перед последней возможностью: возможностью не быть, а отсюда сознание бесценности своей личности. Абсолютно иначе поворачивается соотношение бытия и небытия: «бытие есть только тогда, когда ему грозит небытие». В острой ситуации на грани небытия, смерти, уничтожения личности возникают острые переживания бытия, которые совмещаются с проблемами этическими, с моральным выбором на грани жизни и смерти, который должен делать человек. Совершенно иначе поворачивается соотношение человека и Бога. В пограничной ситуации человек оказывается одиноким во Вселенной, и уповает на Бога. Религиозное переживание состоит здесь в том, что Бог выступает не как устроитель объективной Вселенной, как великий часовщик, а как единственное, помимо данного человека, живое существо в мире, во Вселенной. Ярче всего отразилась в искусстве разница в осознании бытия XX в. с предшествовавшими ему. Стоит сказать о том, что особенности осознания категории бытия как я-бытия или экзистенции нельзя воспринимать просто как исторически обусловленные жестокими реальностями XX в. Этот век носит переломный, переходный характер, поскольку вышесказанное является определенной, крайне важной ступенью в познании бытия. Бертран Рассел пытался снять противопоставление объективного и субъективного существования вообще, поскольку существует только один «реальный мир».
ИЕРАРХИЯ ТИПОВ РЕАЛЬНОСТИ Членение типов реальности. Первоначально нерасчлененное бытие предстает в виде многообразия форм и типов реальности, исторически доступной человеку. Понятие бытия однозначно и синонимично реальности вообще, взятой без разграничения на типы. Членение типов реальности является интересным философским вопросом, имеющим большой мировоззренческий и методологический смысл. Членение в общем виде рассматривается так: разделение эмпирической,трансцендентальной и трансцендентной реальности в кантов-ской гносеологии и онтологии, опирающееся еще на средневековую традицию. В современной философии неопозитивизма, существует расчленение бытия на три уровня: материальное бытие вне нас, мир психики как субъективное бытие, бытие объективного духа. Большое значение имеет понятие статуса реальности. Например, наш опыт имеет дело лишь с определенным бытием, с конкретными его типами (физическими, химическими, геологическими, биологическими, социальными, духовными), а в рамках этих типов имеется множество более конкретных форм. Переход к абстрактному уровню, даже для материальных вещей и процессов, рождает определенные проблемы. Исключительно важно глубоко продумать и описать иерархию типов реальности хотя бы для материального и элементарно-психического бытия. Пока этого не добился никто ни в одной области знания. Например, в физике, химии, биологии, геологии, науках об обществе важно найти иерархию типов физической реальности, но очертания этих типов размыты. О духовной реальности. Далеко не все существующее есть материя или представляет собой элементарные психические проявления. Духовная реальность не меньшая реальность, чем природа вне нас; ее в виде мысли рождает каждый акт интеллектуальной деятельности. Мысль человеческая реальна, но реальность ее духовна. Бытийным смыслом обладают все феномены сознания, как личного, так и общественного. Например, таблица умножения — духовно-символическая знаковая реальность, а* сам принцип умножения в этой таблице—тоже реальность, также идеальная, но чисто духовная. Обращаясь к сказке и мифу, заметим, что "каждый миф и каждая сказка несут в себе тайный смысл и имеют не только развлекающий характер. Это духовная реальность в образно-символической форме: сказочная, легендарная реальность, имеющая свою социально-психологическую надобность. Возможен также исторический подход к разграничению реальности, где бытие включает в себя актуально сущие, бесконечные следы прош-лого. Рассмотрение бытия начинается с рассмотрения исторического бытия как результата духовной деятельности людей.
МАТЕРИЯ
Под материей понимают совокупность абсолютно плотных неделимых частиц — атомов, совершающих механическое 'движение в пустоте. В конце XIX в. выяснилось, что атом делим и состоит из более элементарных электрически заряженных частиц — ядер, электронов. За этими открытиями последовали и другие; центральное же место заняло представление об электрической природе материи, нашедшее широкое применение на практике. Например, телеграф, телефон, радио, электрическое освещение, динамо-машины, электродвигатели. Появление электричества подтолкнуло философию и естество-знание к решению вопросов определения дальнейших путей познания структуры материи. Физики и философы считали, что материальное лишь вещественно, что можно непосредственно видеть и осязать. Заметим, что микроявления недоступны непосредственному восприятию органами чувств, материя предстает в новом свете — без цвета, запаха, без тех свойств, с которыми люди привыкли связывать материальное. Материя стала представляться как совокупность электронов, как энергия, как комплекс ощущений. Издавна масса считалась мерой количества материи. Открытие постоянства массы, ее изменения в связи с изменением скорости тела привело к краху материализма. Материя есть объективная реальность (причина, основа, содержание и носитель всего многообразия мира). Свойства материи — объективность существования, структурность, неуничтожимость, движение, пространство, время, отражение. Все предметы и процессы внешнего мира обладают общим признаком; они существуют независимо от сознания, отражаясь в наших ощущениях. Они объективны. Существуют определенные конкретные формы проявления материи, поэтому то, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Лишь сознание и дух являются единственным относительно отличительным от материи свойством. Единство предметов некоторые философы усматривает в том, что они существуют. Материя имеет разнообразное (зернистое, прерывистое) строение: она состоит из частей различной величины, качественной определенности (элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик). Нужно отметить, что материя не просто зерниста, дискретна, ее дискретные элементы (молекулы, атомы, ядра, элементарные частицы) являются неделимыми в определенной' области взаимодействий.
Структурные уровни материи: субмикро-элементарный уровень, микроэлементарный уровень, атомный уровень, молекулярный уровень, микроскопический уровень, макроскопический уровень, органический уровень, биологический уровень, социальный уровень, метасоциальный уровень.
СОЗНАНИЕ
Сознание — одна из форм проявления человеческой души. Понятие «душа» шире понятия «сознание», поэтому, например, чувства — это состояние души, и их нельзя отождествлять с сознанием. Синонимом понятия «душа» можно назвать понятие «психика». Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция. Будучи осмыслением реальности, сознание реализуется в виде практической и теоретической деятельности.
Идея — это не только знание, но и планирование; понятие, ориентированное на практическую реализацию. Практическая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими из внешнего мира. Отражаясь в голове, потребности приобретают характер цели.
Цель — это идеализированно нашедшая свой предмет потребность человека. Взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и потребность изменить его так, как удобно человеку и обществу. Значит, цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.
Структура сознания. В широком смысле слова под сознанием подразумевают психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется (биологическом или социальном, чувственном или рациональном). Этим оно подчеркивает его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации. Под сознанием также подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, человеческую форму психического отражения действительности. Здесь сознание представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания выделяются осознание вещей, переживание. Развитие сознания предполагает обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей, имеет следующие характеристики: различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. В связи с этим прослеживается обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания.
Познание и творчество — это богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности. Оно включает в себя такие чувства, как удовольствие, радость, горе; или эмоциональное самочувствие, такое как веселье; аффекты: ярость, ужас, отчаяние.
Заставляет нас организовывать наши мысли и действия для достижения определенной цели именно эмоциональный стимул.
ДВИЖЕНИЕ
Понятие и виды движения. Мир находится в постоянном движении. Неисчислимое множество звезд, которыми мы любуемся и которые кажутся нам неподвижными, движется сложным образом с огромными скоростями. Они вращаются вокруг своей оси и участвуют во вращении всей Галактики вокруг ее оси. Вся поверхность Солнца бурлит и извергается, огромные фонтаны пламени — протуберанцы — бьют на сотни тысяч метров в высоту, гигантские потоки внутреннего тепла выбрасываются на его поверхность, изливаются в пространство. Движение многообразно. В организмах животных и людей происходят сложные физиологические процессы: сердце толкает кровь по сосудам, бьется, не переставая. Все время в обществе происходит развитие и обновление экономики, политики, культуры, трудовой и познавательной деятельности людей.
Движение — это способ существования сущего, а быть — значит, быть в движении, изменении. В мире нет неизменных свойств и отношений; он слагается и разлагается. Движение не привносится извне, а движение сущего — тенденция, импульс к изменению. Формы и виды движения многообразны. Каждой форме движения присущ определенный носитель — субстанция. Например, элементарные частицы являются носителями разнообразных взаимопревращений, элементы атомного ядра — носителями другой формы движения, элементы атома — носителями внутриатомной формы движения, элементы молекул и молекулярных соединений — носителями химической формы движения и т.д.
Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи, так как понятие движения отдельного тела — чистая бессмыслица. Для изучения движения объекта следует найти другой объект (систему отсчета), по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение. Движение есть единство изменчивости и устойчивости, движения и покоя. Действительно, любое изменение структурных элементов осуществляется при сохранении определенных моментов, однако каждое сохранение происходит только через движение. Пока существует предмет, и как бы он ни изменялся, он сохраняет свою определенность. Например, река не перестает быть рекой из-за того, что она течет. Предмет перестает существовать, если он обретает абсолютный покой. Все относительно, покоящееся неизбежно причастно к какому-либо движению, и покой всегда имеет только видимый и относительный характер.
Тела могут покоиться только по отношению к какой-либо системе отсчета, условно принятой за неподвижную. Диалектика движения: двигаться — значит, быть и в то же время не быть в данном месте, находиться здесь и одновременно там.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
Все тела имеют определенную протяженность: длину, ширину и высоту, которые различным образом расположены друг относительно друга, составляют части той или иной системы. Пространство есть форма координации сосуществующих объектов и заключается оно в том, что объекты расположены вне друг друга и находятся в определенных количественных отношениях. Например, объекты могут находиться рядом, сбоку, внизу,- вверху, внутри, сзади, спереди и т.д. Структуру пространства образует порядок сосуществования этих объектов и их состояний. Явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития; процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого. Например, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной, летом и осенью. Это означает, что тела существуют и движутся во времени.
Время является формой координации сменяющихся объектов и их состояний. Каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Структуру времени образует порядок смены этих объектов и состояний.
Пространство и время — это всеобщие формы существования и координации объектов. Пространство и время обладают некоторыми особенностями: пространство имеет три измерения (длину, ширину и высоту), а время лишь одно — направление от прошлого через настоя щее к будущему. Пространство и время существуют объективно, вне сознания. Н. И. Лобачевский говорил: «Свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными». Он создал неевклидову геометрию, которая является более общей и включает в себя евклидову геометрию как частный случай, отражающий пространственные отношения.
Расстояние между какими-либо телами, находящимися в пространстве, неодинаково в различных движущихся инерциальных системах. Не существует в мире единственной длины тела: она меняется в зависимости от системы отсчета.
Пространство и время абсолютны, но так как это форм
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.3 (0.014 с.) |