Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие культуры в философии

Поиск

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ

НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Жизнь, наука и культура в целом требуют от нас совершенствования, энергичной любозна­тельности, творческого воображения, пытливой мысли, широкого кругозора и мудрости. Нам необходимо постичь тайны природы, социаль­ной реальности, познать сакраментальные глу­бины человека, его соотношение с миром, от­ношение человека к Богу.

■ Осуществляет философия это познание с по­мощью отработанной веками тончайшей систе­мы предельно обобщающего категориального строя разума.

Можно было бы сказать, что философия — это все единосущное, теоретическая сердцеви­на всей культуры народов планеты. Человек из­начально обладал любознательностью; само желание понять суть загадочного являло собой склонность к зачаточному философскому раз­мышлению.

Слово «философия» буквально означало любовь к мудрости. Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное пред­ставление о мире. Для человека важно решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его сущность, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла и многое другое.

Философия дает систему, знания о мире как о целом. Она интегрирует научные знания, беря их в самом общем виде, и строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру.

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия, мироздания, о сущности и раз­витии человеческого общества, учение о чело­веке и его бытии в мире, теорию познания. проб­лемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою соб­ственную историю. Занимаются этими вопро­сами следующие науки: онтология, или мета­физика, социальная философия и философия истории, философская антропология.

Таким образом, исторически сложился пред-' мет философии, т.е. круг ее специфических раз­делов и проблем, как теоретических, так и прак­тических. Ее разделы дифференцировались организационно и педагогически. Все эти раз­делы образуют некое единоцельное образова­ние, составляющие которого тесно переплета­ются друг с другом.

Целью философии являются определение точных границ и внешние взаимодействия меж­ду частями и частицами мира, понимание их внутренней связи и единства.

Философия — это наука как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности, имеющий дело с особыми понятиями, суждениями, выводами, принципа­ми, законами, гипотезами, теориями. Они раз­виваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются и т.п.

 

 

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

 

Культура включается в движение истории многообразными способами и формами, кото­рые выражают субъективно-личностную сторону деятельности общественного человека, спосо­бы и нормы социальной организации и регулиро­вания процессов жизнедеятельности, выполня­ют важнейшую социальную функцию трансляции опыта, знаний, опредмеченных результатов че­ловеческой деятельности.

 

Художественное, на­учное, техническое и социальное творчество в той мере, в какой оно предстает как изобретение, созидание нового, дает результаты, включаю­щиеся затем в исторический процесс, вносят в него новые элементы. В этом случае имеются в виду новые идеи, ожидающие своего воплоще­ния в социальную действительность, материа­лизованные результаты человеческой деятель­ности и сама деятельность как посредствующее звено между ними.

 

В качестве примера возьмем практическое использование атомной энергии. От открытия радиоактивности до определения возможности цепной ядерной реакции, освобождающей энер­гию атома, прошли десятилетия, заполненные великими достижениями физики в исследова­нии микромира, но все это пока были факты жиз­ни науки. Они не имели какого-либо влияния на более широкие сферы социальной жизни, но вот в ходе Второй мировой войны было создано атом­ное оружие.

Перед человечеством возникла угроза ядерного уничтожения. Таким образом, в социальную жизнь вошло создание научно-тех­нической мысли, а мирное использование атом ной энергии стало не только научно-технической, но и социальной проблемой. Великими достиже­ниями научно-технической революции являют­ся также и компьютеры, и космические аппара­ты, и лазеры, и биотехнология, и многое другое. Все эти достижения превращаются в фактор исторического развития, начинают оказывать на него то или иное воздействие, когда они выходят за стены научных лабораторий, становятся эле­ментами производительных сил данного обще­ства, преобразуют технологию производства.

Следует знать, что не все, что рождает челове­ческая творческая энергия, входит в обществен­ную жизнь, в культуру, становится моментом объективного исторического процесса. Зависит это от разных причин. Нужно отметить, что люди созидают историю, однако социальные последствия их действий складываются под влиянием массы различных обстоятельств, объективных условий и закономерностей. Поэто­му творчество культуры не совпадает с творчест­вом истории. В связи с этим перед истори­ческим материализмом возникает проблема соотнесения воплощаемого в культуре деятель­ного творческого начала, ставящего перед об­ществом новые проблемы и открывающего но­вые возможности.

 

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Человек на ранних стадиях общественного развития был слит с общностью, частичкой кото­рой являлся, а развитие этой общности было одно­временно и развитием самого человека. При этом социальные и культурные аспекты общества практически не разделялись. Социальная жизнь была одновременно жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры.

 

Иной особенностью первобытной со­циальности являлся ее естественный характер. В процессе совместной жизни и деятельности лю­дей, в суровой борьбе за поддержание своего су­ществования, естественно возникли родоплеменные, внутри- и меж- общинные отношения. В процессе перехода к классовому обществу раз­ложение и распад этих отношений был значитель­ным переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.

Ф. Энгельс выделяет основные характеристи­ки цивилизации: общественное разделение труда и в особенности отделение города от де­ревни, умственного труда от физического, воз­никновение товарно-денежных отношений и товарного производства, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и, как след­ствие этого, появление государства, права наследования имущества, глубокий переворот в формах семьи, создание письменности и раз­витие различных форм духовного производства. В первую очередь Ф. Энгельса интересовали сто­роны цивилизации, отделяющие ее от первобытного состояния общества.

 

Понятие цивилизации долгое время оста­валось на периферии интересов марксистов. Считалось, что для характеристики этапов об­щественного развития вполне достаточно кате­гории общественно-экономической формации. В связи с этим связанная с ним проблематика не становилась предметом исследования. По­нятие цивилизации было неопределенно и много­значно. Это понятие также употребляют как синоним культуры и как нечто ей противостоя­щее. Так О. Шпенглер говорил, что цивилиза­ция есть этап упадка культуры.

 

В то же время понятие цивилизации исполь­зуется для характеристики конкретного общест­ва как социокультурного образования, лока­лизованного в пространстве и во времени, или как фиксация определенного уровня технологи­ческого развития.

 

Цивилизация включает в себя:

1) преобразованную человеком историческую природу и средства этого преобразования;

2) человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде обитания;

3) совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование.

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

 

Философия формируется как мировоззре­ние цивилизованного общества, а дифферен­циация общества и деятельности обусловлива­ет дифференциацию общественного сознания.. Мифология распадается на ряд форм общественного сознания: философию, религию и ис­кусство, на долю же философии досталось ра­циональное познание. Практическую ценность для общества представляет разум, поэтому уже в античном обществе он становится предметом профессионального интереса.

Сложилась теоретическая необходимость дать определение того, что такое разум и мудрость. Сами по себе эти вопросы лишены непосред­ственного практического интереса. По своему характеру эти вопросы являются философскими. При этом разум не может не исследовать сам себя, поэтому здесь показательно определение мудрости, данное Гераклитом: «Мудрость заключается в одном: познавать мысль как то, что правит всем во всем». «Мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней».

Аристотель писал: «Поскольку мудрость была определена как наука о первых причинах и о том, что наиболее достойно познания, муд­ростью надо бы признать науку о сущности».

В мифологии мудрость и разум не выделяют­ся в качестве особого объекта, предметом размышления и анализа их сделала философия. В мифологии знание преподносится в красоч­ной, художественной форме, опосредовано ря­дом логических рассуждений и выражено в обобщенной понятийной форме. В лучшем слу­чае для мифологии основой мудрости выступа­ет авторитет богов и легендарных героев. Путем размышления индивид способен приблизиться к истине и понять ее, поэтому в философии на первый план выдвигаются исследования мето­дов познания. Поэтому философия не сама мудрость, а лишь приближение к ней. Противо­речивость исторической эпохи, несовпадение различных общественных тенденций, относи­тельный, преходящий характер самих тенденций раскрываются в различных философских кон­цепциях.

Миф отражает вполне конкретную ступень духовного развития человека. В нем неосознан­но выражается родовая жизнь людей. В свою очередь, для этих людей собственные коллектив­ные усилия воспринимаются как над ними стоя­щие, божественные, сверхъестественные. Авто­ритет родового коллектива воспринимается сородичами как сила, имеющая для них практи­ческое значение.

Поворотом в духовной жизни общества стало возникновение философии, в которой обнару­живается разум сознающих себя индивидов, их способность фиксировать то, что их задевает и в отношении чего они хотят иметь практически ценные сведения.

 

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ,

ФИЛОСОФИЯ

В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Эпоха Возрождения знаменуется развити­ем промышленности, торговли, мореплавания, военного дела. Другими словами, развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики", математики. Все это требовало освобождения разума от догматических принципов и поворота от сугубо логической проблематики к естественно­научному познанию мира и человека. Изоб­ретения и открытия, переход к новому времени, установление новой астрономической системы, изменили взгляды на мир и на положение в нем человека. Тем самым они наложили глубокий от­печаток на весь характер последующей науки и философии.

Выдающиеся люди эпохи капитализма — цель­ные, универсальные натуры. Перед собой они ста­вили огромные задачи — объяснить жизнь природы, общества и человека. Характерной фигурой самой ранней стадии итальянского гуманизма яв­ляется Франческо Петрарка (1304—1374). Это неутомимый собиратель и исследователь рукопи­сей и памятников, живописец восторженных од зем­ной любви.

Декамерон (1313—1375) прослав­лял пытливый разум и остроумие, полнокровную жизнь горожанина нового типа. Леонардо да Вин­чи (1452—1519) был великим художником, мыс­лителем, математиком, механиком и инженером.

Никколо Макиавелли (1469—1527) был известен как тончайший дипломат, государствен­ный деятель, историк, писатель, поэт, социолог. Он возвысил роль политической реальности, говоря, что от политических способностей и доблести за­висят судьба государства и народов: политика есть нечто основополагающее в жизни общества.

Ве­личайшим гигантом духа, того времени был Уиль­ям Шекспир (1564—1616) — драматический поэт.

Ярким светом разума эпоху Возрождения осветили: Николай Коперник и Галилво Гали­лей. С них начинается принципиально новый пе­риод развития научного знания.

Для этой эпохи характерно как бы второе рож­дение идей античной философии. Потребности общественно-исторической практики явились мощным импульсом развития естественных и гуманитарных наук. Это стало залогом основы опытного естествознания Нового времени.

Выразителями этой тенденции были крупней­шие мыслители эпохи Возрождения. Ее общим пафосом стала идея гуманизма, отстаивания принципа творческой самостоятельности чело­века, его достоинства, права на земные радо­сти и счастье.

Для философии Возрождения характерны как широкое, общее и свободное чувство человеч­ности, так и освобождение человеческого разу­ма от устоявшихся и незыблемых догм. Куль­тура Возрождения подготовила интенсивное развитие философских достижений Нового вре­мени.

 

 

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Открывает философия нового времени, следующий период в развитии философской мысли, в котором начинается разложение фео­дализма, зарождение и развитие капитализма. Эти факты связаны с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Также в эту эпоху происходят существенные преоб­разования в социальной сфере, в сфере поли­тики, меняется сознание людей и мировоззре­ние в целом, бурно развивается наука, прежде всего экспериментально-математическое естест­вознание. Этот период еще называют эпохой научной революции. Наука играет все более зна­чительную роль в жизни общества, при этом гла­венствующее место в науке занимала механи­ка. Мыслители именно в механике видели ключ к тайнам всего мироздания, и поэтому приме­нение механистического метода привело к по­разительному прогрессу.

Представление о ме­ханической обусловленности явлений особенно упрочилось под мощным влиянием открытий Исаака Ньютона (1643—1727). В его воззре­ниях механическая причинность получила глу­бокое математическое обоснование. Однако величайший ученый рассматривал свою науч­ную' работу в религиозном аспекте.

Философия Нового времени своим развити­ем обязана также углубленному изучению при­роды и все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием.

Благодаря развитию этих наук принципы на­учного мышления распространились за преде­лы философии.

Величайшим исследователем природы в Но­вое время был английский философ Френсис Бэкон (1561—1626).

В своих исследовани­ях он опирался на опыт, обращая внимание на ис­ключительную необходимость наблюдений для обнаружения истины. По его словам философия должна носить прежде всего практический харак­тер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой. Он говорил: «Господ­ствовать над природой можно, только подчиня­ясь ее законам», ему принадлежат слова «Зна­ние — сила». Бэкон считал, что путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, срав­нение и эксперимент, а ученый должен приме­нять индуктивный метод познания. Бэкон развил новое понимание задач науки. Однако достоверное знание опыт может дать лишь тогда, когда сознание свободно от ложных «призраков».

Он ввел новое понятие: «призраки рода» — это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей.

«При­зраки пещеры» заключаются в ошибках инди­видуального характера, зависящих от воспита­ния, вкусов, привычек людей.

«Призраки рынка» — это привычки пользо­ваться в суждении о мире ходячими представле­ниями и мнениями без этического к ним отноше­ния. Бэкон характеризовал «призраки театра» как связанные со слепой верой в авторитеты.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

И ПРИНЦИП ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

Одной из главных проблем философской

мысли является проблема человека: его сущности и существования в материальном и духовном аспектах, его развития и предназначения, его будущего.

Сторонники натурализма отдают предпочтение природе, полагая, что человек появился в процессе эволюции животного мира и в принципе ничем I от обезьян не отличается.

По словам Г. В. Ф. Геге ля, целью природы является умерщвление самой себя, сжечь себя, как феникс, чтобы, омолодившись, выйти из этого внешнего бытия в виде духа.

ПОЗНАНИЕ, ЗНАНИЕ

Познание является специфическим видом духовной деятельности человека, процессом постижения окружающего мира. Познание раз­вивается в тесной связи с общественной прак­тикой и с нею же совершенствуется.

Практика есть материальное освоение общест­венным человеком окружающего мира. Люди в ней создают материальные вещи, опредмечи­вая свои сущностные силы. Опредмечивание — процесс материализации намерений людей, пре­вращение субъективных творческих способностей и замыслов в вещь, объективно существующую.

Практика человека постепенно усложняется, дифференцируется, как бы расслаивается на различные виды. Две взаимосвязанные сферы: производство предметов потребления и произ­водство орудий труда.

Практика, осуществляясь через усилия инди­вида, объединяет в целое миллионы воль, устремлений, направляя их к реализации общест­венных целей. В ней интегрируются усилия и результаты деятельности современников и достижения предшествующих поколений.

Познание развивается в тесной связи с прак­тикой. Познание — процесс получения и накоп­ления знаний обществом.

Знание — человеческая информация о мире, которая существует в виде некоторой субъектив­ной реальности. Практика основывается на зна­нии о свойствах и закономерностях внешнего мира. Знание с самого начала встраивается в практическую деятельность, составляя ее не­обходимую предпосылку и условие осуществления. Оно всегда является идеальным образом действительности.

Индивидуальное знание далеко не всегда становится общественным достоянием. Про­цесс превращения индивидуального знания в общезначимое подчиняется сложным социо­культурным закономерностям. Интеграция индивидуальных знаний в общечеловеческое достояние осуществляется через общение. Пере­дача и трансляция знаний от поколения к поколе­нию возможны, благодаря материализации субъективных образов, выражению их в языке. Следовательно, познание — это общественно-исторический процесс получения и совершен­ствования знаний о мире, в котором живет че­ловек.

Существует также художественное познание, религиозное познание, научное познание.

Субъект познания — это творческая лич­ность, формирующая новое знание.

Объект познания есть фрагмент действи­тельности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя.

Научное познание не исключает творчества, а предполагает его, но это творчество всегда ограничено в своих результатах требованием их соответствия изучаемому объекту. Не сам про­цесс познания является отражением, как дума­ли французские материалисты, а лишь его конеч­ный результат должен являться отображением изучаемого объекта.

 

 

БЫТИЕ И ФИЛОСОФИЯ XX В.

 

Проблема бытия в XX в. выдвинулась на перед­ний план, хотя назревание чувствовалось уже в конце XIX в. Потерпела крах концепция объективного и безразличного к человеку бытия.

Своеобразная религия человекобожества сначала вознесла человека, а затем низвергла его в бездну. Кризис XX в. охватил все стороны современной цивилизации. В науке пересмотр основ проявился в возникновении новых теорий — квантовой механики и теории от­носительности Ключевым понятием этих тео­рий является понятие «наблюдатель» совершен­но невозможное для классического подхода. С необходимостью открываются новые стороны объективного бытия, в которых нет места раз­рыву человека и бытия.

В философских концепциях XX в. акцент дела­ется на бытии как человеческом существова­нии, т.е. бытие — это наша целостная жизнь. Для М. Хайдеггера проблема бытия имеет смысл как проблема человеческого бытия. По его словам самым важным выражением общечеловеческого способа бытия считается страх перед ничем.

В экзистенциализме (объективное бытие и я-бытие) для человеческого бытия духовное и ма­териальное слиты в единое целое: это одухотво­ренное бытие.

Поскольку экзистенция есть «бытие к смерти», главное в этом бытии — сознание временности, постоянный страх перед последней возможно­стью: возможностью не быть, а отсюда сознание бесценности своей личности.

Абсолютно иначе поворачивается соотно­шение бытия и небытия: «бытие есть только тогда, когда ему грозит небытие». В острой си­туации на грани небытия, смерти, уничтожения личности возникают острые переживания бы­тия, которые совмещаются с проблемами эти­ческими, с моральным выбором на грани жиз­ни и смерти, который должен делать человек.

Совершенно иначе поворачивается соот­ношение человека и Бога. В пограничной си­туации человек оказывается одиноким во Вселенной, и уповает на Бога. Религиозное переживание состоит здесь в том, что Бог вы­ступает не как устроитель объективной Все­ленной, как великий часовщик, а как един­ственное, помимо данного человека, живое существо в мире, во Вселенной.

Ярче всего отразилась в искусстве разни­ца в осознании бытия XX в. с предшествовав­шими ему.

Стоит сказать о том, что особенности осо­знания категории бытия как я-бытия или экзистен­ции нельзя воспринимать просто как историче­ски обусловленные жестокими реальностями XX в. Этот век носит переломный, переходный харак­тер, поскольку вышесказанное является опре­деленной, крайне важной ступенью в познании бытия. Бертран Рассел пытался снять противо­поставление объективного и субъективного существования вообще, поскольку существует только один «реальный мир».

 

ИЕРАРХИЯ ТИПОВ РЕАЛЬНОСТИ

Членение типов реальности. Первона­чально нерасчлененное бытие предстает в виде многообразия форм и типов реальности, исто­рически доступной человеку. Понятие бытия одно­значно и синонимично реальности вообще, взятой без разграничения на типы. Членение типов реальности является интересным фило­софским вопросом, имеющим большой миро­воззренческий и методологический смысл. Чле­нение в общем виде рассматривается так: разделение эмпирической,трансценденталь­ной и трансцендентной реальности в кантов-ской гносеологии и онтологии, опирающееся еще на средневековую традицию. В современ­ной философии неопозитивизма, существует расчленение бытия на три уровня: материаль­ное бытие вне нас, мир психики как субъектив­ное бытие, бытие объективного духа.

Большое значение имеет понятие статуса реальности. Например, наш опыт имеет дело лишь с определенным бытием, с конкретными его типами (физическими, химическими, гео­логическими, биологическими, социальными, духовными), а в рамках этих типов имеется мно­жество более конкретных форм.

Переход к абстрактному уровню, даже для материальных вещей и процессов, рождает опре­деленные проблемы. Исключительно важно глубоко продумать и описать иерархию типов реальности хотя бы для материального и эле­ментарно-психического бытия. Пока этого не до­бился никто ни в одной области знания. Напри­мер, в физике, химии, биологии, геологии, науках об обществе важно найти иерархию ти­пов физической реальности, но очертания этих типов размыты.

О духовной реальности. Далеко не все существующее есть материя или представляет собой элементарные психические проявления. Духовная реальность не меньшая реальность, чем природа вне нас; ее в виде мысли рождает каждый акт интеллектуальной деятельности. Мысль человеческая реальна, но реальность ее духовна. Бытийным смыслом обладают все фе­номены сознания, как личного, так и обществен­ного. Например, таблица умножения — духовно-символическая знаковая реальность, а* сам принцип умножения в этой таблице—тоже реаль­ность, также идеальная, но чисто духовная.

Обращаясь к сказке и мифу, заметим, что "каждый миф и каждая сказка несут в себе тай­ный смысл и имеют не только развлекающий характер. Это духовная реальность в образно-символической форме: сказочная, легендарная реальность, имеющая свою социально-психо­логическую надобность.

Возможен также исторический подход к раз­граничению реальности, где бытие включает в себя актуально сущие, бесконечные следы прош-лого. Рассмотрение бытия начинается с рас­смотрения исторического бытия как результата духовной деятельности людей.

 

МАТЕРИЯ

 

Под материей понимают совокупность абсо­лютно плотных неделимых частиц — атомов, со­вершающих механическое 'движение в пустоте.

В конце XIX в. выяснилось, что атом делим и состоит из более элементарных электрически заряженных частиц — ядер, электронов. За эти­ми открытиями последовали и другие; централь­ное же место заняло представление об элект­рической природе материи, нашедшее широкое применение на практике. Например, телеграф, телефон, радио, электрическое освещение, ди­намо-машины, электродвигатели.

Появление электричества подтолкнуло философию и естество-знание к решению вопросов определения дальнейших путей познания структуры материи. Физики и философы считали, что материальное лишь вещественно, что можно непосредствен­но видеть и осязать. Заметим, что микроявле­ния недоступны непосредственному восприятию органами чувств, материя предстает в новом свете — без цвета, запаха, без тех свойств, с которыми люди привыкли связывать мате­риальное.

Материя стала представляться как сово­купность электронов, как энергия, как комплекс ощущений. Издавна масса считалась мерой количества материи. Открытие постоянства массы, ее изменения в связи с изменением скорости тела привело к краху материализма. Материя есть объективная реальность (причина, основа, содержание и носитель всего многооб­разия мира).

Свойства материи — объективность суще­ствования, структурность, неуничтожимость, движение, пространство, время, отражение.

Все предметы и процессы внешнего мира обладают общим признаком; они существуют независимо от сознания, отражаясь в наших ощущениях. Они объективны.

Существуют определенные конкретные фор­мы проявления материи, поэтому то, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Лишь сознание и дух являются единственным отно­сительно отличительным от материи свойством.

Единство предметов некоторые философы усматривает в том, что они существуют. Мате­рия имеет разнообразное (зернистое, преры­вистое) строение: она состоит из частей различ­ной величины, качественной определенности (элементарных частиц, атомов, молекул, ради­калов, ионов, комплексов, макромолекул, кол­лоидных частиц, планет, звезд и их систем, га­лактик). Нужно отметить, что материя не просто зерниста, дискретна, ее дискретные элемен­ты (молекулы, атомы, ядра, элементарные части­цы) являются неделимыми в определенной' области взаимодействий.

 

Структурные уровни материи:

субмикро-элементарный уровень,

микроэлементарный уро­вень,

атомный уровень,

молекулярный уровень,

микроскопический уровень,

макроскопический уровень,

органический уровень,

биологический уровень,

социальный уровень,

метасоциальный уровень.

 

СОЗНАНИЕ

 

Сознание — одна из форм проявления че­ловеческой души. Понятие «душа» шире поня­тия «сознание», поэтому, например, чувства — это состояние души, и их нельзя отождествлять с сознанием. Синонимом понятия «душа» мож­но назвать понятие «психика».

Сознание — это высшая, свойственная толь­ко людям и связанная с речью функция. Будучи осмыслением реальности, сознание реализу­ется в виде практической и теоретической дея­тельности.

 

Идея — это не только знание, но и планирование; понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Практическая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью челове­ка и с потребностями, возникающими из внеш­него мира. Отражаясь в голове, потребности приобретают характер цели.

 

Цель — это идеа­лизированно нашедшая свой предмет потреб­ность человека. Взаимоотношения целенаправ­ленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и потребность из­менить его так, как удобно человеку и обществу. Значит, цели человека порождены обществен­ной практикой, объективным миром и предпо­лагают его.

 

Структура сознания. В широком смысле слова под сознанием подразумевают психи­ческое отражение действительности независи­мо от того, на каком уровне оно осуществляется (биологическом или социальном, чувственном или рациональном). Этим оно подчеркивает его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

Под сознанием также подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, челове­ческую форму психического отражения действи­тельности. Здесь сознание представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в законо­мерных отношениях. В структуре сознания выделяются осознание вещей, переживание. Развитие сознания предполагает обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей, имеет следующие характеристики: различные уровни, глубину проникновения в объект и сте­пень ясности понимания. В связи с этим про­слеживается обыденное, научное, философ­ское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уров­ни сознания.

 

Познание и творчество — это богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой лич­ности. Оно включает в себя такие чувства, как удовольствие, радость, горе; или эмоциональ­ное самочувствие, такое как веселье; аффекты: ярость, ужас, отчаяние.

 

Заставляет нас организовывать наши мысли и действия для достижения определенной цели именно эмоциональный стимул.

 

ДВИЖЕНИЕ

 

Понятие и виды движения. Мир находится в постоянном движении. Неисчислимое множест­во звезд, которыми мы любуемся и которые кажутся нам неподвижными, движется сложным образом с огромными скоростями. Они враща­ются вокруг своей оси и участвуют во вращении всей Галактики вокруг ее оси. Вся поверхность Солнца бурлит и извергается, огромные фонта­ны пламени — протуберанцы — бьют на сотни тысяч метров в высоту, гигантские потоки внут­реннего тепла выбрасываются на его поверх­ность, изливаются в пространство.

Движение многообразно. В организмах животных и людей происходят сложные физио­логические процессы: сердце толкает кровь по сосудам, бьется, не переставая. Все время в обществе происходит развитие и обновление экономики, политики, культуры, трудовой и по­знавательной деятельности людей.

 

Движение — это способ существования су­щего, а быть — значит, быть в движении, изме­нении. В мире нет неизменных свойств и отно­шений; он слагается и разлагается. Движение не привносится извне, а движение сущего — тенденция, импульс к изменению.

Формы и виды движения многообразны.

Каждой фор­ме движения присущ определенный носитель — субстанция. Например, элементарные частицы являются носителями разнообразных взаимо­превращений, элементы атомного ядра — но­сителями другой формы движения, элементы атома — носителями внутриатомной формы движения, элементы молекул и молекулярных соединений — носителями химической формы движения и т.д.

 

Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи, так как понятие движения отдельного тела — чистая бессмыслица. Для изучения движения объекта следует найти другой объект (систему отсчета), по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение.

Движение есть единство изменчивости и устойчивости, движе­ния и покоя. Действительно, любое изменение структурных элементов осуществляется при сохранении определенных моментов, однако каждое сохранение происходит только через движение. Пока существует предмет, и как бы он ни изменялся, он сохраняет свою определен­ность. Например, река не перестает быть рекой из-за того, что она течет.

Предмет перестает существовать, если он обретает абсолютный покой. Все относительно, покоящееся неизбеж­но причастно к какому-либо движению, и покой всегда имеет только видимый и относительный характер.

 

Тела могут покоиться только по отно­шению к какой-либо системе отсчета, условно принятой за неподвижную. Диалектика движе­ния: двигаться — значит, быть и в то же время не быть в данном месте, находиться здесь и одновре­менно там.

 

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

 

Все тела имеют определенную протяжен­ность: длину, ширину и высоту, которые различ­ным образом расположены друг относительно друга, составляют части той или иной системы.

Пространство есть форма координации со­существующих объектов и заключается оно в том, что объекты расположены вне друг друга и нахо­дятся в определенных количественных отноше­ниях. Например, объекты могут находиться рядом, сбоку, внизу,- вверху, внутри, сзади, спереди и т.д. Структуру пространства образует порядок со­существования этих объектов и их состояний. Явления характеризуются длительностью су­ществования, последовательностью этапов развития; процессы совершаются либо одновре­менно, либо один раньше или позже другого. Например, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной, летом и осенью. Это означает, что тела существуют и движутся во времени.

 

Время является формой координации сменяю­щихся объектов и их состояний. Каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количествен­ных отношениях с другими состояниями. Струк­туру времени образует порядок смены этих объектов и состояний.

 

Пространство и время — это всеобщие формы существования и координации объектов. Пространство и время обладают некоторыми особенностями: пространство имеет три изме­рения (длину, ширину и высоту), а время лишь одно — направление от прошлого через настоя щее к будущему. Пространство и время сущест­вуют объективно, вне сознания.

Н. И. Лобачевский говорил: «Свойства прост­ранства не являются всегда и везде одинаковы­ми и неизменными». Он создал неевклидову геометрию, которая является более общей и включает в себя евклидову геометрию как част­ный случай, отражающий пространственные отношения.

 

Расстояние между какими-либо телами, на­ходящимися в пространстве, неодинаково в различных движущихся инерциальных систе­мах. Не существует в мире единственной длины тела: она меняется в зависимости от системы отсчета.

 

 

Пространство и время абсолютны, но так как это форм



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.3 (0.014 с.)