Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социокультурная ценность философииСодержание книги Поиск на нашем сайте
Р. Декарт говорил, что только философия отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют. В этом суждении удачно подмечена социокультурная ценность философской мысли. Ни дикарь, ни варвар в философии не нуждаются, потому как дикарь живет собирательством, а варвар — охотой, а их образу жизни соответствует мифологизированное сознание. Производство материальных благ кардинально меняет человека и ставит его в принципиально новое отношение к природе. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием, что влечет за собой замену миросозерцания мировоззрением. Хозяйственные и гражданские отношения земледельцев Древней Греции, ремесленников и торговцев требовали юридических норм, менявших культурный облик жителей Эллады. Они критически оценивали тех, кто невоспитан и необразован, не поднялся до осознания себя как гражданина, живущего в соответствии с законами государства, таких людей они называли варварами. Древние греки высоко ставили замятия философией, полагая, что в них — источник образованности и цивилизованности. Мировоззрение не может базироваться на интуитивном постижении мира, оно нуждается в понимании природы, в ее осмыслении с помощью понятий.
Первые мировоззренческие понятия «мир» («космос»), «человек» («душа») и «бог» («мировой разум») предполагают осмысленные, логические отношения. Опираясь на достижения науки, философия оценивает научные открытия и дает им мировоззренческую и ценностную оценку. Они должны быть согласованы с потребностями и интересами общества, вписываться в гуманистические идеалы и делать человека более счастливым. Поэтому говорят, что философия — это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается от религиозного мира своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку, а от научного — тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.
Философское мировоззрение — это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа. В свою очередь, оно осознает как самого себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать. Такие идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе. Специфика: они позволяют предельно широко в рамках определенной цивилизации воспринимать происходящие события и при этом руководствоваться в своих действиях краеугольными для данной цивилизации ценностями.
Философия развивается и одновременно обладает внутренней устойчивостью, делающей ее относительно самостоятельной по отношению к культурно-историческому процессу.
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Культура включается в движение истории многообразными способами и формами, которые выражают субъективно-личностную сторону деятельности общественного человека, способы и нормы социальной организации и регулирования процессов жизнедеятельности, выполняют важнейшую социальную функцию трансляции опыта, знаний, опредмеченных результатов человеческой деятельности.
Художественное, научное, техническое и социальное творчество в той мере, в какой оно предстает как изобретение, созидание нового, дает результаты, включающиеся затем в исторический процесс, вносят в него новые элементы. В этом случае имеются в виду новые идеи, ожидающие своего воплощения в социальную действительность, материализованные результаты человеческой деятельности и сама деятельность как посредствующее звено между ними.
В качестве примера возьмем практическое использование атомной энергии. От открытия радиоактивности до определения возможности цепной ядерной реакции, освобождающей энергию атома, прошли десятилетия, заполненные великими достижениями физики в исследовании микромира, но все это пока были факты жизни науки. Они не имели какого-либо влияния на более широкие сферы социальной жизни, но вот в ходе Второй мировой войны было создано атомное оружие. Перед человечеством возникла угроза ядерного уничтожения. Таким образом, в социальную жизнь вошло создание научно-технической мысли, а мирное использование атом ной энергии стало не только научно-технической, но и социальной проблемой. Великими достижениями научно-технической революции являются также и компьютеры, и космические аппараты, и лазеры, и биотехнология, и многое другое. Все эти достижения превращаются в фактор исторического развития, начинают оказывать на него то или иное воздействие, когда они выходят за стены научных лабораторий, становятся элементами производительных сил данного общества, преобразуют технологию производства.
Следует знать, что не все, что рождает человеческая творческая энергия, входит в общественную жизнь, в культуру, становится моментом объективного исторического процесса. Зависит это от разных причин. Нужно отметить, что люди созидают историю, однако социальные последствия их действий складываются под влиянием массы различных обстоятельств, объективных условий и закономерностей. Поэтому творчество культуры не совпадает с творчеством истории. В связи с этим перед историческим материализмом возникает проблема соотнесения воплощаемого в культуре деятельного творческого начала, ставящего перед обществом новые проблемы и открывающего новые возможности.
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ Человек на ранних стадиях общественного развития был слит с общностью, частичкой которой являлся, а развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. При этом социальные и культурные аспекты общества практически не разделялись. Социальная жизнь была одновременно жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры.
Иной особенностью первобытной социальности являлся ее естественный характер. В процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за поддержание своего существования, естественно возникли родоплеменные, внутри- и меж- общинные отношения. В процессе перехода к классовому обществу разложение и распад этих отношений был значительным переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации. Ф. Энгельс выделяет основные характеристики цивилизации: общественное разделение труда и в особенности отделение города от деревни, умственного труда от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарного производства, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и, как следствие этого, появление государства, права наследования имущества, глубокий переворот в формах семьи, создание письменности и развитие различных форм духовного производства. В первую очередь Ф. Энгельса интересовали стороны цивилизации, отделяющие ее от первобытного состояния общества.
Понятие цивилизации долгое время оставалось на периферии интересов марксистов. Считалось, что для характеристики этапов общественного развития вполне достаточно категории общественно-экономической формации. В связи с этим связанная с ним проблематика не становилась предметом исследования. Понятие цивилизации было неопределенно и многозначно. Это понятие также употребляют как синоним культуры и как нечто ей противостоящее. Так О. Шпенглер говорил, что цивилизация есть этап упадка культуры.
В то же время понятие цивилизации используется для характеристики конкретного общества как социокультурного образования, локализованного в пространстве и во времени, или как фиксация определенного уровня технологического развития.
Цивилизация включает в себя: 1) преобразованную человеком историческую природу и средства этого преобразования;
2) человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде обитания; 3) совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Философия формируется как мировоззрение цивилизованного общества, а дифференциация общества и деятельности обусловливает дифференциацию общественного сознания.. Мифология распадается на ряд форм общественного сознания: философию, религию и искусство, на долю же философии досталось рациональное познание. Практическую ценность для общества представляет разум, поэтому уже в античном обществе он становится предметом профессионального интереса. Сложилась теоретическая необходимость дать определение того, что такое разум и мудрость. Сами по себе эти вопросы лишены непосредственного практического интереса. По своему характеру эти вопросы являются философскими. При этом разум не может не исследовать сам себя, поэтому здесь показательно определение мудрости, данное Гераклитом: «Мудрость заключается в одном: познавать мысль как то, что правит всем во всем». «Мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней». Аристотель писал: «Поскольку мудрость была определена как наука о первых причинах и о том, что наиболее достойно познания, мудростью надо бы признать науку о сущности». В мифологии мудрость и разум не выделяются в качестве особого объекта, предметом размышления и анализа их сделала философия. В мифологии знание преподносится в красочной, художественной форме, опосредовано рядом логических рассуждений и выражено в обобщенной понятийной форме. В лучшем случае для мифологии основой мудрости выступает авторитет богов и легендарных героев. Путем размышления индивид способен приблизиться к истине и понять ее, поэтому в философии на первый план выдвигаются исследования методов познания. Поэтому философия не сама мудрость, а лишь приближение к ней. Противоречивость исторической эпохи, несовпадение различных общественных тенденций, относительный, преходящий характер самих тенденций раскрываются в различных философских концепциях. Миф отражает вполне конкретную ступень духовного развития человека. В нем неосознанно выражается родовая жизнь людей. В свою очередь, для этих людей собственные коллективные усилия воспринимаются как над ними стоящие, божественные, сверхъестественные. Авторитет родового коллектива воспринимается сородичами как сила, имеющая для них практическое значение.
Поворотом в духовной жизни общества стало возникновение философии, в которой обнаруживается разум сознающих себя индивидов, их способность фиксировать то, что их задевает и в отношении чего они хотят иметь практически ценные сведения.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.137.162 (0.011 с.) |