Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура философского знанияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Философия имеет ряд аспектов, и прежде всего ее интересуют проблемы бытия. Для Аристотеля первичен божественный разум, форма форм, постольку проблема бытия приобретает умозрительный характер. И. Кант доказал, что метафизика как учение о потустороннем невозможна, и с этого момента учение о бытии разрабатывается онтологией. Проблему бытия самым тесным образом связывают с научным и жизненным опытом. Однако и по сей день можно встретить философов, которые трактуют материальное бытие как выражение духовного начала. Немецкий философ Р. Лотце выделяет ценность как особую сферу реальности. Ценности нужны обществу для удовлетворения его потребностей. Древнегреческий мудрец Аристипп говорил: Лучше быть нищим! чем невеждой: если первый лишен денег, то второй лишен образа человеческого». Особое значение для древнегреческих философов в качестве ценностей имели истина, добро и красота. Философия Нового времени оценила эту ориентацию на вымышленный, сверхъестественный мир. Философская критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства. Она завершилась разработкой новой системы ценностей, в которой должное место заняли труд, собственность, здоровье, просвещение, познание и техника, государство и социальная справедливость. Поэтому можно сказать, что философия — это наука об общепринятых ценностях, рассматривать которые философия должна не как факты, а как нормы. Сторонники скептицизма сомневались в возможности познания реальности и призывали к пассивности. К счастью, скептики не составляют большинства в философском сообществе. Важнейшее средство познания — мышление. Теория познания, называемая гносеологией, достигает своей зрелости в трудах И. Канта. В конце XIX в. и особенно в XX в. интенсивно развивается философия науки. Она главным образом занимается логико-методологическими основами научного познания. В философии различают ряд дисциплин: метафизику, аксиологию и гносеологию, каждая из которых располагает своим набором понятий и характеризуется своей проблематикой. Кроме перечисленных философских дисциплин, различают философию природы и общества, философию науки и техники, философию права и религии и пр. Все эти теоретические построения являются продуктом взаимодействия философии с другими формами общественного сознания. Они не занимаются философскими вопросами. Наоборот, являют собой использование логико-гносеологических средств для решения мировоззренческих и методологических проблем науки, религии, искусства и т.д. В этом случае проверяется эффективность и надежность философских понятий и принципов. |
ПОЗНАНИЕ, ЗНАНИЕ Познание является специфическим видом духовной деятельности человека, процессом постижения окружающего мира. Познание развивается в тесной связи с общественной практикой и с нею же совершенствуется. Практика есть материальное освоение общественным человеком окружающего мира. Люди в ней создают материальные вещи, опредмечивая свои сущностные силы. Опредмечивание — процесс материализации намерений людей, превращение субъективных творческих способностей и замыслов в вещь, объективно существующую. Практика человека постепенно усложняется, дифференцируется, как бы расслаивается на различные виды. Две взаимосвязанные сферы: производство предметов потребления и производство орудий труда. Практика, осуществляясь через усилия индивида, объединяет в целое миллионы воль, устремлений, направляя их к реализации общественных целей. В ней интегрируются усилия и результаты деятельности современников и достижения предшествующих поколений. Познание развивается в тесной связи с практикой. Познание — процесс получения и накопления знаний обществом. Знание — человеческая информация о мире, которая существует в виде некоторой субъективной реальности. Практика основывается на знании о свойствах и закономерностях внешнего мира. Знание с самого начала встраивается в практическую деятельность, составляя ее необходимую предпосылку и условие осуществления. Оно всегда является идеальным образом действительности. Индивидуальное знание далеко не всегда становится общественным достоянием. Процесс превращения индивидуального знания в общезначимое подчиняется сложным социокультурным закономерностям. Интеграция индивидуальных знаний в общечеловеческое достояние осуществляется через общение. Передача и трансляция знаний от поколения к поколению возможны, благодаря материализации субъективных образов, выражению их в языке. Следовательно, познание — это общественно-исторический процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек. Существует также художественное познание, религиозное познание, научное познание. Субъект познания — это творческая личность, формирующая новое знание. Объект познания есть фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Научное познание не исключает творчества, а предполагает его, но это творчество всегда ограничено в своих результатах требованием их соответствия изучаемому объекту. Не сам процесс познания является отражением, как думали французские материалисты, а лишь его конечный результат должен являться отображением изучаемого объекта.
БЫТИЕ И ФИЛОСОФИЯ XX В.
Проблема бытия в XX в. выдвинулась на передний план, хотя назревание чувствовалось уже в конце XIX в. Потерпела крах концепция объективного и безразличного к человеку бытия. Своеобразная религия человекобожества сначала вознесла человека, а затем низвергла его в бездну. Кризис XX в. охватил все стороны современной цивилизации. В науке пересмотр основ проявился в возникновении новых теорий — квантовой механики и теории относительности Ключевым понятием этих теорий является понятие «наблюдатель» совершенно невозможное для классического подхода. С необходимостью открываются новые стороны объективного бытия, в которых нет места разрыву человека и бытия. В философских концепциях XX в. акцент делается на бытии как человеческом существовании, т.е. бытие — это наша целостная жизнь. Для М. Хайдеггера проблема бытия имеет смысл как проблема человеческого бытия. По его словам самым важным выражением общечеловеческого способа бытия считается страх перед ничем. В экзистенциализме (объективное бытие и я-бытие) для человеческого бытия духовное и материальное слиты в единое целое: это одухотворенное бытие. Поскольку экзистенция есть «бытие к смерти», главное в этом бытии — сознание временности, постоянный страх перед последней возможностью: возможностью не быть, а отсюда сознание бесценности своей личности. Абсолютно иначе поворачивается соотношение бытия и небытия: «бытие есть только тогда, когда ему грозит небытие». В острой ситуации на грани небытия, смерти, уничтожения личности возникают острые переживания бытия, которые совмещаются с проблемами этическими, с моральным выбором на грани жизни и смерти, который должен делать человек. Совершенно иначе поворачивается соотношение человека и Бога. В пограничной ситуации человек оказывается одиноким во Вселенной, и уповает на Бога. Религиозное переживание состоит здесь в том, что Бог выступает не как устроитель объективной Вселенной, как великий часовщик, а как единственное, помимо данного человека, живое существо в мире, во Вселенной. Ярче всего отразилась в искусстве разница в осознании бытия XX в. с предшествовавшими ему. Стоит сказать о том, что особенности осознания категории бытия как я-бытия или экзистенции нельзя воспринимать просто как исторически обусловленные жестокими реальностями XX в. Этот век носит переломный, переходный характер, поскольку вышесказанное является определенной, крайне важной ступенью в познании бытия. Бертран Рассел пытался снять противопоставление объективного и субъективного существования вообще, поскольку существует только один «реальный мир».
ИЕРАРХИЯ ТИПОВ РЕАЛЬНОСТИ Членение типов реальности. Первоначально нерасчлененное бытие предстает в виде многообразия форм и типов реальности, исторически доступной человеку. Понятие бытия однозначно и синонимично реальности вообще, взятой без разграничения на типы. Членение типов реальности является интересным философским вопросом, имеющим большой мировоззренческий и методологический смысл. Членение в общем виде рассматривается так: разделение эмпирической,трансцендентальной и трансцендентной реальности в кантов-ской гносеологии и онтологии, опирающееся еще на средневековую традицию. В современной философии неопозитивизма, существует расчленение бытия на три уровня: материальное бытие вне нас, мир психики как субъективное бытие, бытие объективного духа. Большое значение имеет понятие статуса реальности. Например, наш опыт имеет дело лишь с определенным бытием, с конкретными его типами (физическими, химическими, геологическими, биологическими, социальными, духовными), а в рамках этих типов имеется множество более конкретных форм. Переход к абстрактному уровню, даже для материальных вещей и процессов, рождает определенные проблемы. Исключительно важно глубоко продумать и описать иерархию типов реальности хотя бы для материального и элементарно-психического бытия. Пока этого не добился никто ни в одной области знания. Например, в физике, химии, биологии, геологии, науках об обществе важно найти иерархию типов физической реальности, но очертания этих типов размыты. О духовной реальности. Далеко не все существующее есть материя или представляет собой элементарные психические проявления. Духовная реальность не меньшая реальность, чем природа вне нас; ее в виде мысли рождает каждый акт интеллектуальной деятельности. Мысль человеческая реальна, но реальность ее духовна. Бытийным смыслом обладают все феномены сознания, как личного, так и общественного. Например, таблица умножения — духовно-символическая знаковая реальность, а* сам принцип умножения в этой таблице—тоже реальность, также идеальная, но чисто духовная. Обращаясь к сказке и мифу, заметим, что "каждый миф и каждая сказка несут в себе тайный смысл и имеют не только развлекающий характер. Это духовная реальность в образно-символической форме: сказочная, легендарная реальность, имеющая свою социально-психологическую надобность. Возможен также исторический подход к разграничению реальности, где бытие включает в себя актуально сущие, бесконечные следы прош-лого. Рассмотрение бытия начинается с рассмотрения исторического бытия как результата духовной деятельности людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.247 (0.011 с.) |