Структура философского знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура философского знания



Философия имеет ряд аспектов, и прежде всего ее интересуют проблемы бытия. Для Аристотеля первичен божественный разум, форма форм, постольку проблема бытия приобретает умозрительный характер.

И. Кант доказал, что метафизика как учение о потустороннем невозможна, и с этого момента учение о бытии разрабатывается онтологией.

Проблему бытия самым тесным образом связывают с научным и жизненным опытом. Однако и по сей день можно встретить философов, которые трактуют материальное бытие как выражение духовного начала.

Немецкий философ Р. Лотце выделяет ценность как особую сферу реальности. Ценности нужны обществу для удовлетворения его потребностей.

Древнегреческий мудрец Аристипп говорил: Лучше быть нищим! чем невеждой: если первый лишен денег, то второй лишен образа человеческого».

Особое значение для древнегреческих фило­софов в качестве ценностей имели истина, добро и красота.

Философия Нового времени оценила эту ориентацию на вымышленный, сверхъестественный мир. Философская критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства. Она завершилась разработкой новой системы ценностей, в которой должное место заняли труд, собственность, здоровье, просвещение, познание и техника, государство и социальная справедливость. Поэтому можно сказать, что философия — это наука об общепринятых цен­ностях, рассматривать которые философия долж­на не как факты, а как нормы.

Сторонники скеп­тицизма сомневались в возможности познания реальности и призывали к пассивности. К счастью, скептики не составляют большинства в философ­ском сообществе.

Важнейшее средство по­знания — мышление.

Теория познания, называемая гносеологией, достигает своей зрелости в трудах И. Канта. В кон­це XIX в. и особенно в XX в. интенсивно развивается философия науки. Она главным образом зани­мается логико-методологическими основами научного познания.

В философии различают ряд дисциплин: мета­физику, аксиологию и гносеологию, каждая из которых располагает своим набором понятий и характеризуется своей проблематикой.

Кроме перечисленных философских дисцип­лин, различают философию природы и общест­ва, философию науки и техники, философию права и религии и пр. Все эти теоретические по­строения являются продуктом взаимодействия философии с другими формами общественного сознания. Они не занимаются философскими вопросами. Наоборот, являют собой использо­вание логико-гносеологических средств для ре­шения мировоззренческих и методологических проблем науки, религии, искусства и т.д. В этом случае проверяется эффективность и надеж­ность философских понятий и принципов.

|

 

 

ПОЗНАНИЕ, ЗНАНИЕ

Познание является специфическим видом духовной деятельности человека, процессом постижения окружающего мира. Познание раз­вивается в тесной связи с общественной прак­тикой и с нею же совершенствуется.

Практика есть материальное освоение общест­венным человеком окружающего мира. Люди в ней создают материальные вещи, опредмечи­вая свои сущностные силы. Опредмечивание — процесс материализации намерений людей, пре­вращение субъективных творческих способностей и замыслов в вещь, объективно существующую.

Практика человека постепенно усложняется, дифференцируется, как бы расслаивается на различные виды. Две взаимосвязанные сферы: производство предметов потребления и произ­водство орудий труда.

Практика, осуществляясь через усилия инди­вида, объединяет в целое миллионы воль, устремлений, направляя их к реализации общест­венных целей. В ней интегрируются усилия и результаты деятельности современников и достижения предшествующих поколений.

Познание развивается в тесной связи с прак­тикой. Познание — процесс получения и накоп­ления знаний обществом.

Знание — человеческая информация о мире, которая существует в виде некоторой субъектив­ной реальности. Практика основывается на зна­нии о свойствах и закономерностях внешнего мира. Знание с самого начала встраивается в практическую деятельность, составляя ее не­обходимую предпосылку и условие осуществления. Оно всегда является идеальным образом действительности.

Индивидуальное знание далеко не всегда становится общественным достоянием. Про­цесс превращения индивидуального знания в общезначимое подчиняется сложным социо­культурным закономерностям. Интеграция индивидуальных знаний в общечеловеческое достояние осуществляется через общение. Пере­дача и трансляция знаний от поколения к поколе­нию возможны, благодаря материализации субъективных образов, выражению их в языке. Следовательно, познание — это общественно-исторический процесс получения и совершен­ствования знаний о мире, в котором живет че­ловек.

Существует также художественное познание, религиозное познание, научное познание.

Субъект познания — это творческая лич­ность, формирующая новое знание.

Объект познания есть фрагмент действи­тельности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя.

Научное познание не исключает творчества, а предполагает его, но это творчество всегда ограничено в своих результатах требованием их соответствия изучаемому объекту. Не сам про­цесс познания является отражением, как дума­ли французские материалисты, а лишь его конеч­ный результат должен являться отображением изучаемого объекта.

 

 

БЫТИЕ И ФИЛОСОФИЯ XX В.

 

Проблема бытия в XX в. выдвинулась на перед­ний план, хотя назревание чувствовалось уже в конце XIX в. Потерпела крах концепция объективного и безразличного к человеку бытия.

Своеобразная религия человекобожества сначала вознесла человека, а затем низвергла его в бездну. Кризис XX в. охватил все стороны современной цивилизации. В науке пересмотр основ проявился в возникновении новых теорий — квантовой механики и теории от­носительности Ключевым понятием этих тео­рий является понятие «наблюдатель» совершен­но невозможное для классического подхода. С необходимостью открываются новые стороны объективного бытия, в которых нет места раз­рыву человека и бытия.

В философских концепциях XX в. акцент дела­ется на бытии как человеческом существова­нии, т.е. бытие — это наша целостная жизнь. Для М. Хайдеггера проблема бытия имеет смысл как проблема человеческого бытия. По его словам самым важным выражением общечеловеческого способа бытия считается страх перед ничем.

В экзистенциализме (объективное бытие и я-бытие) для человеческого бытия духовное и ма­териальное слиты в единое целое: это одухотво­ренное бытие.

Поскольку экзистенция есть «бытие к смерти», главное в этом бытии — сознание временности, постоянный страх перед последней возможно­стью: возможностью не быть, а отсюда сознание бесценности своей личности.

Абсолютно иначе поворачивается соотно­шение бытия и небытия: «бытие есть только тогда, когда ему грозит небытие». В острой си­туации на грани небытия, смерти, уничтожения личности возникают острые переживания бы­тия, которые совмещаются с проблемами эти­ческими, с моральным выбором на грани жиз­ни и смерти, который должен делать человек.

Совершенно иначе поворачивается соот­ношение человека и Бога. В пограничной си­туации человек оказывается одиноким во Вселенной, и уповает на Бога. Религиозное переживание состоит здесь в том, что Бог вы­ступает не как устроитель объективной Все­ленной, как великий часовщик, а как един­ственное, помимо данного человека, живое существо в мире, во Вселенной.

Ярче всего отразилась в искусстве разни­ца в осознании бытия XX в. с предшествовав­шими ему.

Стоит сказать о том, что особенности осо­знания категории бытия как я-бытия или экзистен­ции нельзя воспринимать просто как историче­ски обусловленные жестокими реальностями XX в. Этот век носит переломный, переходный харак­тер, поскольку вышесказанное является опре­деленной, крайне важной ступенью в познании бытия. Бертран Рассел пытался снять противо­поставление объективного и субъективного существования вообще, поскольку существует только один «реальный мир».

 

ИЕРАРХИЯ ТИПОВ РЕАЛЬНОСТИ

Членение типов реальности. Первона­чально нерасчлененное бытие предстает в виде многообразия форм и типов реальности, исто­рически доступной человеку. Понятие бытия одно­значно и синонимично реальности вообще, взятой без разграничения на типы. Членение типов реальности является интересным фило­софским вопросом, имеющим большой миро­воззренческий и методологический смысл. Чле­нение в общем виде рассматривается так: разделение эмпирической,трансценденталь­ной и трансцендентной реальности в кантов-ской гносеологии и онтологии, опирающееся еще на средневековую традицию. В современ­ной философии неопозитивизма, существует расчленение бытия на три уровня: материаль­ное бытие вне нас, мир психики как субъектив­ное бытие, бытие объективного духа.

Большое значение имеет понятие статуса реальности. Например, наш опыт имеет дело лишь с определенным бытием, с конкретными его типами (физическими, химическими, гео­логическими, биологическими, социальными, духовными), а в рамках этих типов имеется мно­жество более конкретных форм.

Переход к абстрактному уровню, даже для материальных вещей и процессов, рождает опре­деленные проблемы. Исключительно важно глубоко продумать и описать иерархию типов реальности хотя бы для материального и эле­ментарно-психического бытия. Пока этого не до­бился никто ни в одной области знания. Напри­мер, в физике, химии, биологии, геологии, науках об обществе важно найти иерархию ти­пов физической реальности, но очертания этих типов размыты.

О духовной реальности. Далеко не все существующее есть материя или представляет собой элементарные психические проявления. Духовная реальность не меньшая реальность, чем природа вне нас; ее в виде мысли рождает каждый акт интеллектуальной деятельности. Мысль человеческая реальна, но реальность ее духовна. Бытийным смыслом обладают все фе­номены сознания, как личного, так и обществен­ного. Например, таблица умножения — духовно-символическая знаковая реальность, а* сам принцип умножения в этой таблице—тоже реаль­ность, также идеальная, но чисто духовная.

Обращаясь к сказке и мифу, заметим, что "каждый миф и каждая сказка несут в себе тай­ный смысл и имеют не только развлекающий характер. Это духовная реальность в образно-символической форме: сказочная, легендарная реальность, имеющая свою социально-психо­логическую надобность.

Возможен также исторический подход к раз­граничению реальности, где бытие включает в себя актуально сущие, бесконечные следы прош-лого. Рассмотрение бытия начинается с рас­смотрения исторического бытия как результата духовной деятельности людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.01 с.)