Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие об ощущениях. Виды и свойства.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПАМЯТЬ, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ Говоря о человеке и о человечестве, мы всегдаговорим о таких понятиях, как «память», «воспоминания». Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память - это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому изучение механизмов памяти всегда занимало умы учёных. С. Л. Рубинштейн как-то сказал: « Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом ». Память это основа личности. По представлению древних греков богиня памяти Мнемозина мать девяти муз, покровительница всех известных тогда наук и искусств. Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком. И, наоборот, среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям. Современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман сделал расчёты, которые показали, что в принципе человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. Это означает, что каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Российской государственной библиотеке. Поэтому можно уверенно заключить: никто не знает границу своей памяти. Мы никогда даже близко не подходили к границам наших возможностей и память мы используем на ничтожную долю своей мощности. Актуальность памяти, её развития и совершенствования не проходит со временем, а лишь возрастает. Всё большее количество информации наваливается на современного человека, из-за больших объёмов всё труднее становится процесс её усваивания. Память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало её одной из узловых проблем. Высоких успехов в изучении памяти добились английские психологи XVIII-XIX вв. собравшие большой экспериментальный материал, давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений. Хотя попытки подойти к пониманию памяти мы находим уже у Платона и Аристотеля, которые осмысливали эти вопросы в основном с философской позиции. При написании реферата я использовала такие источники, как «Улучшаем память - в любом возрасте» книга американской исследовательницы Дэниел Лапп содержит простые, доступные рекомендации по развитию и активизации памяти и эффективным способам запоминания. Издание может быть интересно как руководство, полезное для каждодневного пользования в практической жизни. В учебном пособии Л.Д. Столяренко доступно излагаются основные понятия и современные научные сведения по психологии познавательных процессов в частности о закономерностях и расстройствах памяти. Классический труд Сергея Леонидовича Рубинштейна «Основы общей психологии» относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. В нем представлены широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментального материала. Целью моего реферата является описание приёмов и средств улучшения памяти. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: . Дать определение человеческой памяти, описать её физиологический механизм. . Описать методики совершенствования и оценки памяти. Предмет исследования - психологические особенности памяти. Объект исследования - способы улучшения памяти человека
Процессы памяти
Запоминание - когда человек воспринимает предметы и явления, это приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи. Их еще называют следы памяти. Их физиологическая основа до сих пор не совсем ясна. Запоминание может быть как произвольным, запланированным, так и непроизвольным, протекать независимо от воли человека. Это имеет громадное значение, так как именно так воспринимается большая часть информации, необходимой каждый день Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование или быть смысловым (логическим). Уже было упомянуто, что второй способ обычно достигает лучших результатов, так как человек работает с материалом, а ведь только действуя на основании материала, мы запоминаем его. Сохранение - когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому «банк информации» постоянно возрастает. Не вся информация сохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие слабнут, третьи вообще быстро исчезают. Еще раз подчеркиваем важность личного психического отношения личности к материалу, в процессе запоминания и сохранения. Воспроизведение - этап вспоминания или воспроизведения лежит в основе познавательных процессов. Благодаря этой фазе информация извлекается из «огромной библиотеки» памяти. Воспроизведение проходит в три фазы: Ø Узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта. Ø Припоминание - наиболее активная форма воспроизведения. В сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека в заданное время, хотя сейчас они и не действуют. Ø Репродукция или реминисценция - самый сложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливает необходимый материал. До этого он уже различаем, обновляется в сознании, но теперь нужно полностью воспроизвести образ, который вы не наблюдаете сейчас: например написать, рассказать, нарисовать. Забывание - процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Было выяснено, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания. Забывание может быть как полезным так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перенагрузки памяти. Негативным забывание становится когда память стирает целые блоки информации, или отрицательный опыт, который, тем не менее, необходим для нормальной плодотворной жизни.
Классификация видов памяти память забывание запоминание 1.По времени сохранения материала выделяются: oсенсорная память, осуществляющая сохранение информации на уровне рецепторов, время сохранения - 0,3- 1,0 с. Некоторые ее формы получили специальные названия: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память. oкратковременная память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени (около 20 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 9); oдолговременная память, обеспечивающая продолжительное сохранение материала, не ограниченная по времени хранения материала и объему удерживаемой информации. oоперативная память, занимающая промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т.е., например, на время, которое необходимо для решения задачи. 2.По характеру психической активности в структуру памяти входят: oдвигательная память сохраняет информацию о различных движениях и их системах. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека; oэмоциональная память хранит пережитые чувства, которые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом положительные или отрицательные переживания. Эмоциональная память сильнее других видов памяти; oобразная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. oсловесно-логическая память - это память на информацию, представленную в словесной форме. oмеханическая память - память, направленная на запоминание не связанных между собой ассоциативно или в логически-смысловом отношении элементов. 3.По характеру целей деятельности память может быть: oнепроизвольной, когда отсутствует специальная цель запомнить что-то; oпроизвольной, когда перед человеком стоит цель запомнить материал.
Средства, улучшающие память
Если вы заметили ухудшение памяти, то есть простые средства, улучшающие память: здоровый сон, правильное питание и специальные упражнения для тренировки памяти. Хорошая память это не данность, а результат работы над собой. Правильное питание для улучшения памяти Ограничивающие диеты для похудения отрицательно сказываются на работе мозга и часто приводят к депрессиям. Они создают дефицит жизненно важных питательных веществ в вашем теле, что приводит к ухудшению памяти. Поэтому питаться надо разнообразно и качественными продуктами. Очень полезны для работы мозга витамины, улучшающие память. Это витамин С, витамин F (Омега-3) и витамины группы В. Они находятся в следующих продуктах, улучшающих память: мед, орехи, семечки, брокколи, помидоры, бананы, морепродукты. Здоровый сон для улучшения памяти Если человек спит недостаточно, то мозг не восстанавливается в полной мере, и снижаются все его функции, в том числе и память. Кроме того, очень важно спать именно в ночные часы, что соответствует естественному биоритму человека. В ночные часы происходит восстановление всех клеток организма из тех химических веществ, которые поступают с пищей, в том числе и строительство клеток мозга. Ночная работа и хроническое недосыпание могут серьезно расстроить здоровье. Физическая активность для улучшения памяти При выполнении упражнений или ходьбе увеличивается поступление кислорода ко всем клеткам, в том числе и клеткам мозга. Это улучшает работу коры головного мозга. Также при работе мышц выделяются важные гормоны, участвующие в работе мозга и улучшающие память. Положительные эмоции для улучшения памяти Плохое настроение, стрессы и депрессии отрицательно действуют на состояние мозга вообще и в частности, ухудшают память. Хорошее настроение и положительные эмоции, чувство счастья и благополучия, наоборот, положительно влияют на мозг и улучшают память. Поэтому нужно использовать любой повод порадоваться и улучшить свое настроение. Больше радости, смеха и улыбок! МЫШЛЕНИЕ Мышление – это психически-познавательный процесс, позволяющий отразить в сознании человека недоступное непосредственное восприятие. Мышление представляет собой процесс, связанный с сознанием и речью.
СВЯЗЬ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ Связь мышления и речи очевидна, тем не менее она представляет собой проблему, которая долго не была решена в психологической науке. Так или иначе смотрели на соотношение мышления и речи представители ассоцианизма, Вюрцбургской школы и бихевиористы. Ассоциативная психология рассматривала связь между словом и мыслью как ассоциативную, устанавливающуюся в результате многократного совпадения восприятия предмета и слова, его обозначающего. Понимание речи заключается в цепи ассоциаций, возникающих под влиянием знакомых образов слов. Выражение мысли в слове есть обратное движение по ассоциативным путям от мыслимых предметов к их словесным обозначениям. Вюрцбургская школа ставила перед собой задачу изучать «чистое» мышление, в отрыве от речи. Связь между мысль и речью носит внешний характер. В бихевиоризме, напротив, мышление и речь отождествлялись между собой. По мнению Выготского сложнейшая проблема взаимосвязи мышления и речи в первом случае и во втором случае не решалась. (В Вюрцбургской школе и ассоцианизме «узел разрубался», а в бихевиоризме отрицалось наличие проблемы). Чтобы «развязать этот узел» необходим новый подход, новый метод, полагал Выготский. Метод, приводящий исследователей в тупик – это метод разложения целого на элементы, в результате чего возникает образование, чужеродное целому. Этот анализ игнорирует моменты целостности и единства и заменяет его внешними механистическими отношениями двух чужеродных друг другу процессов. Этому анализу Выготский противопоставил анализ по единицам. Единица обладает всеми свойствами целого и является неразложимой далее его клеточкой. Единицей анализа взаимосвязи мышления и речи является значение слова. Слово относится к группе предметов, поэтому слово – это скрытое обобщение. Но обобщение – это акт мысли. Поэтому значение относится и к мышлению и к речи, поэтому она есть единица речевого мышления. Задача состоит в том, чтобы изучить развитие, функционирование этой единицы. Первоначальная функция речи – коммуникативная, Но общение невозможно без обобщения. Поэтому значение – единство общения и обобщения. Для изучения этой связи Выготский выбрал каузально-генетический анализ развития связи между мышлением и речью. Главный факт, который он установил в процессе этого анализа, состоит в том, что отношения между этими процессами – величина переменная. Как в филогенезе. Так и в онтогенезе линии их развития то сходятся, даже сливаются, то расходятся. В филогенезе мышление и речь имеют разные генетические корни. Ручной интеллект – первая фаза в развитии мышления, но фаза доречевая. Речь животных не обозначает, она не является знаком объективного. ВООБРАЖЕНИЕ Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. Возможность воображения ʼʼзабегатьʼʼ вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения с мышлением и памятью. Подобно мышлению, воображение возникает из проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания. Воображение, подобно мышлению, является познавательным процессом, в котором опосредствованно отражается действительность. В качестве опосредствующих материалов отражения здесь выступают образы восприятия, представления, памяти. Подобно мышлению, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта. При этом в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия, позволяющие обобщенно и опосредованно познавать мир, воображение протекает в конкретно образной форме, в виде ярких представлений. В конкретных образах, создаваемых воображением, часто раскрываются те или иные отвлеченные теоретические мысли. В отличие от мышления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осуществляется посредством оперирования понятиями и суждениями, воображение осуществляется посредством оперирования образами. Другой отличительной характеристикой воображения выступает возможность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу. Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К. Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума. Итак, воображение - ϶ᴛᴏ психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Вот еще одно определение – воображение (или фантазия) представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. (Е. И. Рогов) Сущность воображения состоит в том, что прежние представления и знания о вещах и явлениях, преобразуются им и на их базе создаются новые образы. Интенсивность воображения зависит от опыта и знаний человека. Воображение возникло в процессе труда как предвидение человеком результатов своей деятельности и развивалось в труде, особенно творческом. Своеобразие воображения как формы отражения действительности состоит в следующем: 1. Воображение представляет собой мысленный выход за пределы непосредственно воспринимаемого человеком. 2. Воображение способствует предвосхищению будущего. 3. Воображение ʼʼоживляетʼʼ то, что было ранее. Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе промежуточного и конечного результатов. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что нужно делать и как он будет делать. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от ʼʼдеятельностиʼʼ животных, иногда очень искусной. Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. В частности, большую роль здесь играет гипотоламо-лимбическая система. В то же время возникающие в мозгу образы оказывают регулирующее воздействие на периферические процессы, изменяя их функционирование. В этом отношении из всех психических процессов воображение наиболее тесно связано с органическими процессами и позволяет воздействовать на них (учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков, проявления различных болезней и т.д.). В то же время сознательное использование образов воображения позволяет управлять органическими процессами, делает их доступными для тренировки и развития (самовнушение на базе создания образов в т.ч. работы внутренних органов, частей собственного тела и т.д.). Функции воображения. 1. Представление в психике действительности в образах – во внутреннем психическом плане окружающая действительность отражается в виде соответствующих образов; при этом для обозначения образов явлений, которые человек воспринимал ранее, используют понятие ʼʼпредставлениеʼʼ, а в ситуациях, когда речь идет о преобразовательной деятельности и создании на ее базе новых представлений, употребляют понятие ʼʼвоображениеʼʼ; 2. Регуляция деятельности и поведения – благодаря воображению человек, столкнувшись с проблемной ситуацией, вначале в идеальном плане строит программу е разрешения, образ желаемого результата на базе этого и затем осуществляет практические действия; 3. Управление эмоциональным состоянием, эмоциями и физиологическими процессами в психологических технологиях различного типа. В частности в: психоанализе – для формирования ʼʼоздоровительных легендʼʼ в интересах клиентов на базе воображаемых образов; психокоррекции ошибочных действий во время профессиональной деятельности; аутотренинге – для снятия психической напряженности, болевых ощущений, для снятия сердечного ритма и т. д.;· психотерапии – для излечения психических расстройств через образы, формируемые у клиента под руководством педагога;· видеомоторике – для возбуждения физиологической реакции на психологическое состояние, вызванное воображением. Основные способы возникновения воображения. Наиболее ярко аналитико-синтетический характер воображения проявляется в приеме агглютинации (в переводе с греческого ʼʼсклеиваниеʼʼ). Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей отдельных предметов в один образ. К примеру: образ русалки, кентавра, сфинкса, избушки на курьих ножках и т.д. Агглютинация используется и в техническом творчестве. С помощью этого приема были созданы троллейбус, аэросани, танк-анфибия, гидросамолет, аккордеон и пр. Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ состоит по сути в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, к примеру, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы. Приемом создания образов воображения является гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета по сравнению с действительностью, изменение отдельных частей предмета͵ их смещение. Этот прием используется в народных сказках, былинах (великаны, лилипуты, многорукий Будда в индийской религии, многоголовые драконы). Конструирование представлений воображения может идти и синтетическим путем. В том случае, в случае если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации (национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира). Каждый человек может без труда представить себе китайца, англичанина и т.д. Эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем. Более сложным приемом является типизация – процесс разложения и соединения, благодаря чему появляется определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений). В образе художник обычно стремится передать определенный, более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование определенных черт. Современная психология выделяет следующие виды воображения. В зависимости от степени выраженности активности различают 2 вида воображения: пассивное и активное. Учитывая зависимость отволевых усилий пассивное воображение должна быть либо преднамеренным, либо непреднамеренным. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности. Создаваемые образы, которые заменяют реальную жизнедеятельность, называются фантазиями, грезами. Οʜᴎявляются примерами преднамеренного (произвольного) пассивного воображения, осознанно вызванного, но не связанного с волей человека. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитее этого человека. Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение - ϶ᴛᴏ самопроизвольное создание новых образов. Оно происходит при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне, и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей базе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, к примеру перед засыпанием. Активное воображение – воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Начиная что-то делать, мы представляем образ результата͵ методов деятельности и т.д. Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше – внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и др. Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В корне такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления. Среди различных видов и форм произвольного воображения выделяют воссоздающее воображение, продуктивное (творческое) воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку крайне важно воссоздать представление объекта͵ как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения сталкиваются тогда, когда читают описание географических мест или исторических событий, а также когда читают описание литературных героев. Так, читая описание Полтавской битвы, сделанное А. С. Пушкиным, можно отчетливо представить раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха. Творческое воображение - ϶ᴛᴏ создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Это самостоятельное создание новых образов (написание романа, музыкального произведения и т.д.). Творческое воображение - ϶ᴛᴏ такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются (ʼʼкристаллизуютсяʼʼ) в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Видом творческого воображения является мечта – создание образов желаемого будущего. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата͵ а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. В отличие от грез (преднамеренное пассивное воображение не связанное с волей), мечта всегда активна и выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности, результат которой по каким-то причинам оказался отсроченным. Приемы создания образов воображения. Все процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, как и восприятие, память, мышление. Понятие об ощущениях. Виды и свойства. ОЩУЩЕНИЕ – активный психический процесс частичного отражения предметов или явлений окружающего мира, а также внутренних состояний, в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Физиологическая основа ощущений - сложная деятельность органов чувств. И.П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, - анализаторами. В зависимости от месторасположения рецептора различают внешние анализаторы (у которых рецепторы находятся на поверхности тела) и внутренние (у которых рецепторы расположены во внутренних органах и тканях). Промежуточное положение занимает двигательный анализатор, рецепторы которого находятся в мышцах и связках. Для всех анализаторов общими являются болевые ощущения, благодаря которым организм получает информацию о разрушительных для него свойствах раздражителя.Согласно концепции А.Н. Леонтьева, ощущение является исторически первой формой психического. Возникновение ощущения связано с развитием раздражимости нервной ткани. На определенном этапе эволюционного процесса у организма элементарная раздражимость перерастает в чувствительность, то есть способность реагировать не только на жизненно важные раздражители, но и на раздражители, имеющие сигнальное значение. Процесс ощущения происходит благодаря работе нервно-физиологического аппарата, который называется анализатором и состоит из 3 частей: - рецепторов (органов чувств), расположенных на поверхности тела, внутри организма и в мускулах; - проводящих путей (нервов); - отделов мозга, перерабатывающих информацию. Рецепторы преобразуют энергию раздражителя в нервные импульсы, которые затем поступают в мозг и преобразуются в ощущения света, звука, вкуса и т. д. Ощущения не возникают сразу. Время между началом действия раздражителя и появлением ощущения называется латентным периодом ощущения. Ощущения не исчезают сразу. Время между окончанием действия раздражителя и исчезновением ощущения называется инерцией ощущения. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ. 1. Качество – основная особенность ощущения, отличающая его от других ощущений и варьируемая в пределах данного ощущения. (Модальность). 2. Интенсивность – характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. 3. Длительность – определяется функциональным состоянием рецептора, временем действия раздражителя и его интенсивностью. 4. Ощущения не возникают сразу. Время между началом действия раздражителя и появлением ощущения называется латентным периодом ощущения. 5. Ощущения не исчезают сразу. Время между окончанием действия раздражителя и исчезновением ощущения называется инерцией ощущения. Виды ощущений Шеррингтон. Классификация, основанная на месте расположения рецептирующих поверхностей. - экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи); а) Контактная б) Дистантная - проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках); а) Статическая б) Кинестетическая - интероцептивные (органические) ощущения
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.166.127 (0.021 с.) |