Приёмы и упражнения для развития памяти, облегчения процессов запоминания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приёмы и упражнения для развития памяти, облегчения процессов запоминания



 

Рассмотрим некоторые приемы и упражнения для развития памяти, облегчения запоминания.

. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).

. Ритмизация - перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова - чтобы запомнить медицинские термины, «супинация» и «пронация», используют созвучную и шуточную фразу «суп несла и пролила»).

. Нужно находить яркие, необычные образы, картинки, которые по «методу связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук - запомнить это будет легко, если вы вообразите их «персонажами» яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт - «карандаш» в «очках» подходит к полной даме «люстре», на которую шаловливо влезает «стул», на обивке которого сверкают «звезды». Такой придуманный мультик забыть или перепутать трудно. Чтобы повысить эффективность запоминания по «методу связок», полезно сильно искажать пропорции (огромный «жук»); представлять предметы, в активном действии («карандаш» подходит); увеличивать количество предметов (сотни «звезд»); менять местами функции предметов («стул» на даме «люстре»).

. Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, - все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».

6. При запоминании цифр, чисел можно использовать приемы: а) выявить 'арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере телефона 358954 зависимость 89 = 35 + 54; б) выделить знакомые числа - например, в числе 859314 выделить 85 - год рождения брата, 314 - первые цифры числа «пи» и т. д.; в) В этом методе каждая цифра ассоциируется с какой-либо буквой по внешнему сходству с нею.

= 0

= Т или Г (главный элемент - вертикальная палочка)

= П (буква на двух «ножках»)

= 3

= 4

= Б

= С

= У

= В

= Р

Чтобы запомнить число, нужно превратить его цифры в буквы, и с них будут начинаться слова, которые вы допишете по своему усмотрению так, чтобы из них образовалась легко запоминающаяся фраза. Как и при запоминании имен, дайте простор своему воображению; пробуйте разные варианты, пока вам на ум не придут подходящие слова. Например, вот номер телефона:

 

г)Метод 10 рисунков. Идея этого кода состоит в ассоциировании каждой цифры с образом некоего предмета. Совсем не трудно связать в воображении цифры со следующими символами:

- тарелка

- копье

- лебедь

- вилы

- парус

- растопыренные пальцы руки

- змея

- семафор

- песочные часы

- улитка

Этот метод идеален для очень быстрого запоминания достаточно коротких чисел. Испробуйте его, когда нужно запомнить время отправления поезда, телевизионной программы, свидания или деловой встречи. Например, чтобы запомнить время 8.12, нужно вообразить песочные часы, копье и лебедя. Уделите несколько мгновений визуализации их образов в правильном порядке. Вообразите, что это кадр из мультфильма, а его сценарий, связывающий разные элементы в заданном порядке, пусть вам подскажет воображение.

7. Метод тренировки зрительной памяти - метод Айвазовского. Посмотрите на предмет или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях, задавайте себе вопросы по подробностям этого образа, потом откройте глаза ни 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.

. Запоминание слов связыванием их в рассказ.

Исходные положения:

Øобразы должны быть яркими, четкими, необычными. Вы должны видеть их в воображении;

Øони должны быть в движении;

Øсвязка между ними может быть в виде накладывания друг на друга, перекатывания, на основе «похожести».

. Связка слов через сокращение образов (метод запоминания).

Представьте слона, муху. А теперь слоно-муху, т.е. слона, у которого выросли крылышки мухи, и который пытается взлететь, взмахивая большими крыльями. Порядок слов при запоминании определяется присутствием в образе большего объема первого слова.

. Оживление (метод запоминания).

Попробуйте представить какого-либо зверя, животное. Теперь представьте, что он ожил и начал двигаться. Отпустите его, пусть живет своей жизнью в Вашем воображении. Поупражнявшись с живыми существами, переходите к оживленным предметам по той же схеме. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а затем и с открытыми. Можно представлять, что Вы касаетесь предмета, и он оживает, дуете на него и т.д. Теперь попробуйте выполнять какие-либо операции с предметами или живыми существами по Вашей воле. Необходимо достигнуть состояния, когда Вы свободно манипулируете предметами.

. Взаимодействие с образами (метод запоминания).

Возьмите художественную книгу, прочитайте один абзац (5-6 предложений), представляя себя на месте главного героя или участвующим в виде какого-либо предмета. Найдите какое-либо ключевое слово в абзаце, представьте его. Подойдите мысленно к нему, войдите в него, начните двигаться в нем, жить. Представьте, что этот предмет - Вы, и начинайте составлять рассказ, оживляя слова и сокращая их. Вы должны заранее подготовить 20-30 слов, из которых и составляйте рассказ. Представьте, что Вы на основании "похожести": цвета, каких-либо общих черт, формы, тяжести материала и т.д. перетекли и превратились в другой образ. Доведите количество слов до 50-70 и переходите к следующему упражнению.

. «Перетекание»

Представьте два предмета (лучше, если потренироваться на слайдах). На основании «похожести» какой-либо черты из одного предмета образуется другой. Что же это за похожесть? Одинаковый цвет, форма, место расположения, запах, тактильные ощущения, тяжесть. Запомните на основе перетекания пять слов. Доведите до 30-50. На это должно уйти максимум 3-4 дня, если тренироваться по 1, 5-2 часа. Возвращаться, повторять слова во время их запоминания нельзя. Нужно держать в воображении предыдущее слово, а затем на основе «похожести» из одного предмета образовывать другой. Например, арбуз - книга. Представим огрызок арбуза, внутреннюю белую часть, как из нее начинают выпадать страницы, которые складываются и сшиваются в книгу. Причем страницы того же цвета, что и внутренняя часть кожуры (похожесть).

 

Средства, улучшающие память

 

Если вы заметили ухудшение памяти, то есть простые средства, улучшающие память: здоровый сон, правильное питание и специальные упражнения для тренировки памяти. Хорошая память это не данность, а результат работы над собой.

Правильное питание для улучшения памяти

Ограничивающие диеты для похудения отрицательно сказываются на работе мозга и часто приводят к депрессиям. Они создают дефицит жизненно важных питательных веществ в вашем теле, что приводит к ухудшению памяти. Поэтому питаться надо разнообразно и качественными продуктами. Очень полезны для работы мозга витамины, улучшающие память. Это витамин С, витамин F (Омега-3) и витамины группы В. Они находятся в следующих продуктах, улучшающих память: мед, орехи, семечки, брокколи, помидоры, бананы, морепродукты.

Здоровый сон для улучшения памяти

Если человек спит недостаточно, то мозг не восстанавливается в полной мере, и снижаются все его функции, в том числе и память. Кроме того, очень важно спать именно в ночные часы, что соответствует естественному биоритму человека. В ночные часы происходит восстановление всех клеток организма из тех химических веществ, которые поступают с пищей, в том числе и строительство клеток мозга. Ночная работа и хроническое недосыпание могут серьезно расстроить здоровье.

Физическая активность для улучшения памяти

При выполнении упражнений или ходьбе увеличивается поступление кислорода ко всем клеткам, в том числе и клеткам мозга. Это улучшает работу коры головного мозга. Также при работе мышц выделяются важные гормоны, участвующие в работе мозга и улучшающие память.

Положительные эмоции для улучшения памяти

Плохое настроение, стрессы и депрессии отрицательно действуют на состояние мозга вообще и в частности, ухудшают память. Хорошее настроение и положительные эмоции, чувство счастья и благополучия, наоборот, положительно влияют на мозг и улучшают память. Поэтому нужно использовать любой повод порадоваться и улучшить свое настроение. Больше радости, смеха и улыбок!

МЫШЛЕНИЕ

Мышление – это психически-познавательный процесс, позволяющий отразить в сознании человека недоступное непосредственное восприятие. Мышление представляет собой процесс, связанный с сознанием и речью.
Свойства мышления:
1. Опосредованность мышления – способ передачи знаний от поколения к поколению.
2. Мышление социально обусловлено – развивается в социуме (обществе).
3. Обобщенность мышления – обобщение существенных свойств окружающего мира.
4. Целенаправленность и произвольность – мышление всегда связано с решением какой-либо задачи и сопровождается волевыми усилиями.
5. Для мышления характерна связь с сознанием и бессознательностью.
Виды мышления:
1. В зависимости от используемых средств, выделяют наглядно-действенные мышления: наглядно-образное мышление, осуществляемое на основе преобразований образов восприятия в образы представлений; Абстрактно-логическое, осуществляемое при помощи анализа, обобщения, конкретизации.
2. По степени обоснованности результатов: интуитивное мышление, логическое мышление, эвристическое мышление (сокращение диапазона поиска, сосредотачиваемся на чем-то одном), вероятностное мышление (опирается на прошлый опыт человека).
3. По степени отражения действительности: реалистическое мышление (основано на реальных фактах), аутистическое мышление (игнорирование реальных фактов).
Операции мышления: анализ (расчленение сложного объекта на составляющие его части), синтез (мысленное соединение отдельных частей объекта), сравнение (установление сходства и различия между объектами), абстрагирование (выделение важных в данный момент свойств объекта и игнорирование тех качеств объекта, которые нам в данный момент кажутся несущественными), обобщение (выделение общих признаков у класса объектов).
Формы мышления (характеризуют структуру мысли):
1. Понятие (форма мышления, в которой отражены общие и существенные признаки предметов, процессов и явлений. В естественной среде понятие выражается словами или словосочетаниями).
2. Суждение (форма мышления, в которой отрицается или утверждается какой либо признак предмета или отношение между предметами. В естественной среде суждение выражается повествовательным предложением).
3. Умозаключение (выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Бывает дедуктивное и индуктивное). Дедукция – это направленность мысли от общего к частному. Индукция – это направленность мысли от частного к общему.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.016 с.)