Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест «кто Я есть в этом мире. »

Поиск

В.А.Сонин предлагает использовать для получения самооценки 10 горизонтальных линий со словесными индексами в начале и в конце каждой линии. Автор рекомендует: «Сосредоточьтесь, пожалуйста, и представьте, что на каждой из этих линий вы располагаете людей, живущих сейчас на земле. Люди, конечно, разные. Среди них есть больные и здоровые, робкие и смелые, умные и глупые, словом, обладающие множеством разных особенностей. Представленные вам линии условно изображают 10 наиболее важных черт-характеристик личности».

Здоровье_________________________________________________

самые больные самые здоровые

Ум_______________________________________________________

самые глупые самые умные

Доброта__________________________________________________

самые недобрые самые добрые

Честность________________________________________________

самые лживые самые правдивые

Общительность____________________________________________

самые необщительные самые общительные

Принципиальность________________________________________

самые беспринципные самые принципиальные

Искренность______________________________________________

самые неискренние самые искренние

Смелость_________________________________________________

самые робкие самые смелые

Привлекательность________________________________________

самые непривлека- самые привлекательные тельные

Счастье__________________________________________________

самые несчастные самые счастливые

Индексы слева на каждой линии обозначают самые низкие оценки конкретного качества или свойства личности, индексы справа — самые высокие. Оцените себя по предложенным характеристикам, отметив точкой или крестиком то место на шкале, где вы видите себя.

Закончив самооценку по каждому из десяти качеств, соедините образовавшиеся точки или крестики прямыми линиями, построив график или профиль самооценки. Профиль можно оценить и в баллах. Для этого каждую горизонтальную прямую линию надо поделить на шесть равных частей. Полученным отрезкам присвоить баллы от 1 до 6. Собственную отметку на каждой линии оцените в зависимости от близости к определенному делению шкалы с точностью до 0,5 балла. В заключение подсчитайте общую сумму выбранных вами баллов.

В зависимости от полученной суммы самооценка собственной личности может быть: адекватной, или наиболее соответствующей действительности (40—50 баллов); с тенденцией к завышению (46— 55 баллов); с тенденцией к занижению (34—21 балл); явно завышенной (56—60 баллов); явно заниженной (20—10 баллов).

У физически и психически здоровых людей обнаруживаются тенденции к составлению графика-профиля личности несколько правее середины, т.е. с тенденцией к завышению своей самооценки, и это признается оптимальным. Явно завышенные и заниженные самооценки могут быть следствием разных причин и не должны пугать человека. Дело не в том, что люди, имеющие такие завышения или занижения в самооценке, срочно нуждаются в психологической специальной помощи.

На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, о своих возможно-

стях, своей ценности для окружающих, для общего дела. Такой человек идет нередко на игнорирование своих неудач ради сохранения привычной для него высокой самооценки, своих дел, поступков. Любой неуспех ему кажется следствием чьих-то козней, неблагоприятного отношения, в крайнем случае, стечением обстоятельств. Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей, неправильного поведения.

Явно заниженную самооценку необходимо рассматривать как неуверенность личности в себе, отсутствие дерзаний, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач и слишком критичны к себе.

Самооценка — это совсем не простое дело. Она прямо связана с самоуправлением личности. Самооценка является тем эталоном, который позволяет сравнивать свое прошлое и настоящее, судить о своем будущем.

Говоря о субъективной оценке, следует отметить те тенденции, которые чаще всего приводят к этой субъективности и от которых надо «предостеречь» оценщиков. Можно выделить шесть типичных ошибок оценщиков.

Ошибка центральной тенденции. Суть ее состоит в том, что оценивающие избегают применять крайние деления на шкале, т.е. давать низкие и высокие оценки в баллах. Они пользуются лишь делениями в середине шкалы, и это потом находит отражение в итогах оценки: получаются средние показатели (средний, хороший и пр.).

Ошибки контраста и подобия. Ошибка контраста возникает в тех случаях, когда оценивающий стремится рассматривать качества других с противоположных позиций, нежели свои собственные. В противовес ошибке контраста суть ошибки подобия состоит в том, что оценивающий рассматривает качества других с тех же самых позиций, что и свои собственные.

Гало-эффект. Для оценки работника используют общее сложившееся мнение о нем или, наоборот, оценивающий по отдельным качествам судит об успехах сотрудника в целом.

Ошибка снисходительности. Эта ошибка допускается чаще всего в случаях, когда оценивающий завышает оценку. Подобных судей называют снисходительными. Однако встречаются оценивающие, чересчур строгие в своих выводах и оценках.

Логическая ошибка. Такая ошибка сходна с гало-эффектом и проявляется в тех случаях, когда оценивающий подходит к оцен-

ке качеств других, как ему кажется, логически. Например, он дает высокую оценку какому-нибудь качеству только потому, что оно логически связано с другим качеством.

Ошибка близости. Она проявляется обычно вследствие того, что на оценочном листе качества, уже оцененные, располагаются рядом с теми, которые оцениваются в данный момент. Это оказывает воздействие на оценивающего: если он оценил высоким балллом предыдущее качество, то у него появляется желание аналогично оценить и следующее качество. Возможно и обратное явление.

Среди показателей, обозначенных индексом «объективные», существенное влияние на общий рейтинг педагога должна оказывать прежде всего его профессиональная деятельность, т.е. учебная работа, оцениваемая методической комиссией школы. Преподаватель должен иметь возможность самостоятельно выбрать вид и тему показательного учебного занятия — творческого отчета. Члены методической комиссии оценивают работу учителя на занятии по жесткой схеме наличия или отсутствия однозначно фиксированных признаков. При этом общее количество признаков (что практически является показателем максимально возможного количества баллов) во всех видах учебных занятий должно быть одинаково.

Так, например, в качестве таких фиксированных признаков можно выделить на занятии-лекции:

1) содержание лекции — научность, проблематичность; ознакомление с историей вопроса; практическая направленность;

2) методику чтения лекций — наличие четкой структуры; доступность и доказательность; использование ТСО или приемов закрепления материала;

3) руководство работой учащихся;

4) лекторские данные, ораторское мастерство;

5) достижение поставленных целей.

Нетрудно заметить, что при желании эта схема может быть существенно усложнена, однако приоритетное направление развития выбирается советом школы и формулируется в качестве задачи методической комиссии, которая в соответствии с этим вырабатывает свои критерии оценки. Следует только исключить противоречивость показателей и ограничить их количество десятью (т.е. новые показатели должны вводиться только вместо устаревших), так как в противном случае задачи, ставящиеся перед педагогом, окажутся нереальными, а, следовательно, вызовут негативное отношение.

При выведении рейтинга учебной работы учителя необходимо учитывать не только те признаки, которые были выражены в структуре занятия, но и те, которые были упущены. Тогда

(4)

где Вв — выраженные признаки; Ву упущенные признаки.

Помимо рейтинга учебной работы, объективный показатель оценки преподавателя должен включать и оценку различных других видов деятельности работника, значимость которых определяется опять-таки советом школы, который при необходимости может вводить соответствующие коэффициенты. Максимальное количество баллов, которое может набрать преподаватель в этой области, должно быть равным для преподавателей по всем предметам.

Для того, чтобы не происходило «распыления» сил учителей по различным направлениям, а осуществлялась концентрация и углубленная специализация в какой-нибудь одной области, вероятно, возможно предусмотреть дифференцированную оценку по отдельным видам работ.

Необходимость повышения эффективности деятельности педагогов требует постоянно учитывать происходящие изменения как в их учебной работе, так и в общественной активности, для чего необходимо ввести в рассматриваемую формулу показатель роста М, определяемый как частное от деления суммы объективных показателей текущего года на аналогичный или средне-школьный показатель года предыдущего:

(5)

где «— год оценивания

Тогда в общем виде формула (1) будет выглядеть следующим образом:

(6)

где — рейтинг учителя; Кс коэффициент согласия;

субъективные оценки учителя; — оценка учебной деятельности учителя; М — коэффициент прогресса; — оценка вне-учебной деятельности учителя.

На первый взгляд данная процедура кажется слишком громоздкой и трудоемкой. Однако, если учесть, что все эти показатели ежегодно косвенно присутствуют в отчетах, то становится вполне очевидным, что большой дополнительной работы, кроме

приведения полученных данных в систему, выполнять не придется. Составление соответствующей программы «Кадры» для персонального компьютера, где каждый признак и преподаватель будут наделены своим шифром, избавит от этих трудностей. Для избежания щекотливой процедуры оценивания сотрудников и распределения зарплаты в соответствии с имеющимся рейтингом эту работу также целесообразно «поручить» ЭВМ, программа которой на основе общего рейтинга и фонда заработной платы распределит этот фонд в соответствии с выполненной каждым педагогом деятельностью.

Использование компьютера позволит проводить и сравнительную оценку учителей различных школ, основывающуюся на уровне развития школы как производственного коллектива. Этот уровень определяется районным департаментом и выражается в коэффициенте прогресса, который зависит от того, какое место занимает школа в жизни района, насколько велико ее влияние на другие образовательные учреждения, как реализуются коллективом школы прогрессивные идеи образования. Коэффициент прогресса определяет фонд заработной платы в школе, а также соответствующим образом изменяет субъективную оценку педагога. Тогда

(7)

причем при < 0,8 школа деградирует, год от года ухудшая свои показатели;

> 1,2 — характеризует передозые прогрессивные школы;

0,8 < < 1,2 соответствует школе среднего уровня.

Очевидно, что, влияя на заработную плату, коэффициент прогресса, так же, как и коэффициент согласия, направлен прежде всего против нерадивых сотрудников, тормозящих развитие коллектива.

Чтобы полученная информация не была использована во вред педагогу и не нанесла ущерб его отношениям с коллегами и учащимися, ее применение должно осуществляться строго в рамках индивидуальных управляющих воздействий. Информирование остальных лиц производится в обобщенном виде, от «Образцовая преподавательская деятельность» до «Рекомендуется обратить серьезное внимание».

Система оценивания педагогов школы не станет действенной не только до тех пор, пока не будет связана с материальной заинтересованностью, но и пока оценка не будет иметь выход в систему повышения квалификации именно в том направлении, где имеются проблемы педагогической деятельности.

Актуальность вопроса повышения общетеоретического и профессионального уровня учителей обусловлена также ускоряющимся процессом морального обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире. Так, по оценкам американских экономистов, ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% профессиональных знаний, которыми должен владеть профессионал. В США установлена даже своеобразная единица измерения устаревания знаний специалистов — так называемый «период полураспада компетентности», термин, заимствованный из ядерной физики и означающий продолжительность времени, когда в результате появления новой информации компетентность специалистов снижается на 50%.

В течение последних десятилетий этот период быстро сокращался. Так, если, например, 50% «устаревания» знаний инженера — выпускника 1940 г. наступало через 12 лет, то для выпускников 1960 г. — через 8—10 лет, а для сегодняшних выпускников — через 2—3 года. Таким образом, постоянное овладение специалистом новыми знаниями становится непременным условием сохранения его квалификации.

Среди причин нежелания повышать квалификацию чаще всего встречается отсутствие соответствующей мотивации, что может проявляться в амбициях всезнающих, многоопытных работников, в потере «чувства нового», в неумении, а подчас и нежелании увидеть изменившиеся требования и признать свою некомпетентность. Одной из причин также является малопригодное для взрослой аудитории, неэффективное применение вузовских методов обучения. Здесь необходимо учитывать такие особенности, как весьма различный уровень компетентности даже в однородной категории работников, различные психологические барьеры, связанные с боязнью или нежеланием взрослых садиться «за парту», иной характер и темп восприятия и усвоения знаний учащимися. Учитывая то, что разные люди имеют разную степень утраты ранее полученных знаний и что разрыв в компетентности тоже будет различным, следует предвидеть многообразие приемов и способов сокращения.

Существенно должна измениться в связи с этим и роль преподавателя, который должен быть, скорее, руководителем, подсказывающим направления в изучении предметов, а не передатчиком готовьк знаний, т.е. не просто лектором. В проверке знаний целесообразно требовать понимания путей решения проблемы или происходящего процесса, а не готовых ответов, результатов решения задач, точных формулировок. Аналогичные требования

к профессиональной компетентности должны применяться и к администрации.

Изложенный подход к изменению профессиональной подготовки педагогов, конечно, не охватывает всех накопившихся проблем и существующая сложная социальная ситуация еще многие годы будет детерминировать основные направления перестройки высшей педагогической школы. Однако крепнет уверенность, что переход с обучения на формирование профессиональной личности значительно ускорит этот процесс.

Но при этом обозначилась еще одна проблема, ждущая своего научного разрешения: проблема совместимости в учебном процессе. Не секрет, что некоторые учителя и ученики испытывают стойкую неприязнь друг другу. Это зависит от профессиональных или личностных параметров. Как изменить и улучшить ситуацию? Ответ на этот вопрос требует специального изучения.

Кстати, изучение объекта педагогического воздействия, динамики взаимоотношения и психологической совместимости с учеником привело к разработке оригинальной концепции психологической службы, а также выпуску учебных пособий по ведению психологической службы в разных учебных заведениях и изданию психологического журнала.

ВЫЯВЛЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ.

ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Методика выявления типологических особенностей личности предложена К.Юнгом.

Инструкция: «На каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать ответ, который подходит Вам больше, и поставить букву, обозначающую этот ответ».

1. Что вы предпочитаете?

а) немного близких друзей;

б) большую товарищескую компанию.

2. Какие книги вы предпочитаете читать?

а) с занимательным сюжетом;

б) с раскрытием переживаний героев.

3. Что вы скорее можете допустить в работе?

а) опоздание;

б) ошибки.

4. Если вы совершаете дурной поступок, то:

а) остро переживаете;

б) острых переживаний нет.

5. Как вы сходитесь с людьми?

а) быстро, легко;

б) медленно, осторожно.

6. Считаете ли вы себя обидчивым?

а) да;

б) нет.

7. Склонны ли вы хохотать, смеяться от души?

а) да;

б) нет.

8. Считаете ли вы себя?

а) молчаливым;

б) разговорчивым.

9. Откровенны ли вы или скрытны?

а) откровенен;

б) скрытен.

10. Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний?

а) да;

б) нет.

11. Находясь в обществе, вы предпочитаете: а) говорить;

б)слушать.

12. Часто ли вы переживаете недовольство собой?

а) да;

б) нет.

13. Любите ли вы что-нибудь организовывать?

а) да;

б) нет.

14. Хотелось бы вам вести интимный дневник?

а) да;

б) нет.

15. Быстро ли вы переходите от решения к исполнению?

а) да;

б) нет.

16. Легко ли вы меняете ваше настроение?

а) да;

б) нет.

17. Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды?

а) да;

б) нет.

18. Ваши движения:

а) быстры;

б) замедленны.

19. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях:

а) часто;

б) редко.

20. В затруднительных случаях:

а) спешите обратиться за помощью к другим;

б) не любите обращаться.

Обработка результатов

Показатели экстраверсии: 16, 2а, 36, 46, 5а, 66, 7а, 86, 9а, 106, 11а, 126, 13а, 146, 15а, 16а, 17а, 18а, 196, 20а.

Количество ответов подсчитать и умножить на 5.

Баллы: 0—35 — интроверсия; 36—65 — амбоверсия; 66—100 — экстраверсия.

Экстраверты («вывернутые наружу») — легки в общении, имеют высокий уровень агрессивности, тенденцию к лидерству, любят быть в центре внимания, легко завязывают контакты, импульсивны, открыты, судят по людям «по внешности», не заглядывают внутрь; холерики, сангвиники.

Интроверты («обращенные внутрь») — направлены на мир собственных переживаний, мало контактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, переживают разрыв старых связей, нет вариантов проигрыша и выигрыша, имеют высокий уровень тревожности и ригидности; флегматики, меланхолики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.55 (0.009 с.)