Детский апперцептивный тест (CAT)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детский апперцептивный тест (CAT)



Детский апперцептивный тест (CAT) отличается от ТАТ тем, что в стимульном материале фигуры животных заменили изображения людей. Это вызвано не в последнюю очередь взглядом некоторых психологов на проблему идентификации детей со взрослыми персонажами или персонажами другого пола. В качестве доказательства того факта, что детям легче идентифицировать себя с животными, чем с людьми, выступали такие аргументы, как популярность игрушек в виде животных, животных-персонажей в детских фильмах и мультиках, а также роль животных в фольклоре. Хотя по поводу данного утверждения существуют и обоснованные возражения.

Образы животных во всех нижеописанных ситуациях могут быть как полностью естественными, правдоподобными, так и абсолютно антропоморфичными, если животные носят человеческую одежду, разговаривают и вообще ведут себя как человеческие существа. Что касается изображений на картинках, то в CAT и его приложении, CAT-S, представлены все степени реализма.

Тест САТ предназначен для работы с детьми от 3 до 10 лет.

Стимульный материал CAT состоит из 10 картинок, эмпирическим путем отобранных из первоначального набора из 18. Сами карточки несколько меньше по размеру по сравнению со стандартным ТАТ, на большинстве карточек картинки занимают практически все пространство. CAT содержит картинки следующего содержания:

1. Три цыпленка с ложками в руках сидят за столом, на котором стоит большая миска с едой. На заднем плане виден расплывчатый силуэт “большой курицы”.

2. Два медведя перетягивают канат, с одной стороны помогает маленький медвежонок (рисунок 4.3).

 

 

Рисунок 4.3. Картинка № 2 CAT

 

3. Лев с трубкой в руке сидит, закинув ногу на ногу, к подлокотнику его кресла прислонена трость. Неподалеку от него выглядывает из норки в стене мышь.

4. Мама-кенгуру в причудливой шляпке с корзинкой для покупок и малютка-кенгуру с шариком в руке в ее сумке. Кенгуренок постарше едет на велосипеде рядом.

5. Два медвежонка в детской кроватке в изножье большой двуспальной кровати – возможно, занятой?

6. Медвежонок (?) лежит у входа в берлогу; два больших медведя, очевидно, спящие, лежат в ее глубине.

7. Ощетинившуюся обезьяну атакует прыгающий тигр.

8. Взрослая, возможно, женского пола обезьяна журит молодую обезьяну; еще две обезьянки-“леди” сплетничают за чаем, сидя на диване на заднем плане.

9. Белый кролик сидит на постели в темной комнате, дверь открыта настежь.

10. Щенок спаниеля лежит на коленях взрослой собаки. На заднем плане – туалет.

Таким образом, животные в своем истинном виде изображены только на картинках № 6 и 7. На всех остальных картинках у животных присутствуют явно выраженные человеческие черты, а во многих случаях (особенно на картинках № 8 и 10) ситуации настолько конкретизированы, что практически оставляют минимум возможностей для появления вариантов интерпретации.

Анализ ответов по CAT осуществляется по той же схеме, что и анализ ТАТ по системе Беллака (см. подразд. 4.1).

CAT-S появился в 1952 г., через год после выхода CAT. Это было сделано для того, чтобы добавить ряд новых картинок, не обязательно имеющих отношение к универсальным проблемам. Предполагалось, что любая из них или все они будут использоваться в качестве дополнения к стандартному CAT с учетом обстоятельств и индивидуальных особенностей тестируемого ребенка. К тому же предполагалось, что материал можно будет применять в качестве игровой методики. С учетом этого карточки отпечатаны в виде картинок, расположенных группами по три-четыре рисунка на плотной бумаге, которую можно свободно крутить в руках.

Следующее описание картинок включает также некоторые указания на специфические проблемы, на которые, как предполагается, эти сюжеты смогут пролить свет:

1. Четыре маленьких грызуна (мышата?) на крутом склоне. Темы рассказов по большей части концентрируются вокруг подчинения нормам при несколько опасной физической деятельности
и т.д.

2. Три маленькие обезьянки в школе, одна из них стоит и читает вслух. Общие школьные проблемы.

3. Два мышонка играют в “домик” с куклой-человеком (!) в коляске. Фантазии идентификации со взрослыми.

4. Мама-медведица нянчит своего медвежонка в почти человеческой позе. Темы зависимости.

5. Кенгуру на костылях, ее хвост и нога в гипсе. Отношение к физическим травмам или недостаткам с возможностью последующего отвержения обществом.

6. Четыре лисенка бегут наперегонки; один из мальчиков-лисят бежит первым, другой – четвертым. Друзья, либо соперничество или конкуренция.

7. Кошка, стоя на задних лапах, любуется собой в зеркало. Представления о теле, эксгибиционизм и подобные темы.

8. Кролик-доктор осматривает со стетоскопом крольчонка. Отношение к больнице, болезням и т.д.

9. Олененок сидит на табуретке в ванной, одевает ботинки и рассматривает взрослого оленя, принимающего душ. Вуайеризм, обнаженность, сексуальные интересы и так далее (предмет, подразумевающий клизму, дети в нашей стране вряд ли узнают).

10. Беременная, с большим животом кошка, стоящая на задних лапах. На ней фартучек и бусы на шее. Идеи о том, откуда берутся дети, отношение к ожидаемому появлению новорожденного и так далее.

Проблемы, имеющие отношение к CAT, обсуждала Мориарти (Moriarty) в рамках симпозиума по CAT в 1967 г. Докладывая о результатах исследования, проведенного на выборке из 32 “смышленых” детей, чей средний возраст был равен 4 годам и 9 месяцам, она отметила некоторые аспекты их ответов, которые вызывали определенные сомнения в обоснованности применения теста при изучении детского воображения, установок, личности и прочего. Вкратце это может выглядеть следующим образом:

1) имеет место масса недоразумений с приписыванием пола, что во многих случаях может объясняться элементарной незрелостью в использовании языка;

2) дети часто опускали детали, а затем говорили о пропущенном спонтанно или отвечая на вопросы исследователя,

3) около одной трети группы четко придерживались того, что Мориарти называет “конкретным” уровнем – то есть создавалось впечатление, что они не хотели (а не были неспособны) выйти за пределы простого перечисления того, что они видят на картинке. Относится ли это к нежеланию дать предполагаемый “неверный” ответ, сказать трудно,

4) некоторые дети, наоборот, имели тенденцию вводить в изображение собственные детали и явно испытывали удовольствие от того, что получили возможность предаться фантазиям, зачастую совершенно нереалистичным.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.248.200 (0.01 с.)