ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истоки проективной психологии.



Истоки проективной психологии.

Исследователи, обращавшиеся к проективной технике, единодушны в том, что в основе ее лежит извечно присущее человеку стремление истолковать явление и предметы окруж действительности во взаимосвязи с его желаниями, потребностями, всем тем, что составляет интимный мир человека. Истоки проективной техники следует искать в исследованиях Гальтона, изучавшего ассоциативный процесс. Юнг- создает тест, который позволяет актуализировать переживания-комплексы личности.

Все эти исследования следует считать предысторией проективной техники. В. 1938 г. появилась первая проективная методика, основанная на теоретической концепции и принадлежит Мюрею, автору знаменитого теста (ТАТ). Ранее появившиеся методики, а к ним относиться опубликованный в 1922. самый известный тест Росшаха, были осмыслены с позиции проективного подхода, сформированного позднее.

2. Концепция личности в проективной психологии.

Следующие значимые направления в концеп­туализации поведения и личности в проективной психологии.

1. Личность все больше рассматривается как процесс, а не скопле­ние совокупности относительно статичных черт, использующихся инди­видом в ответ на раздражители.

2.Личность, изучаемая проективными способами, считается про­цессом, на который постоянно влияют взаимодействия индивида с соб­ственной физической и социальной средами, с одной стороны, и состо­яние и сила его потребностей с другой. 3.В проективной психологии усиливается тенденция полагаться на теорию поля как на достаточный критерий для подведения под него про­ективных поведенческих данных. Под влиянием психоаналитического мышления существует за­метная тенденция к утверждению суждений о личности двух классов: динамическое (полевое) и генетическое (историческое и эволюционное). 5. Возрастает интерес к созданию картины «личности как целого». Картина «личности как целого», создаваемая через использование.проективных данных, относится, по всей видимости, только к попереч­ной формулировке целостности и интеграции «частей-процессов» лич­ности в данное время истории жизни изучаемого индивида.

6. Существует заметная тенденция к построению концептуальной схемы, относительно которой можно сделать адекватные формулировки различных личностей в клинических целях.

Главным образом в проективной психологии имеет место убеж­денность в настоятельной потребности создания все более и более ис­черпывающей, последовательной и удобной теории личности, которая в большей степени, чем это возможно в данное время, будет отвечать двойной цели науки: объяснению прошлого поведения индивида и пред­сказанию его будущего поведения

Проблема возникновения проективного метода.

Существу-т 2 типа исследования: бихивеоральный тип исследования (реакция личности как системы);

функциональный (внутренняя структура и свойства самой системы). Проективная психология связна с функциональном типом исследования.

Проективный метод по Франклу: объединенная способность отражать наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. Он выделяет 3 принципа, которые лежат в основе проективного исследования личности:

1. Проективные исследования направлены на выявление уникального

Олпорт- номотический (исследование направленное на установление общих закономерностей, предполагает большое вовлечение большого количества институтов. Идеографический – ориентировка на изучение индивидуального, субъектного.

2. Личность в проективных подходе изучается как относительно устойчивая система.3. Личность рассматривается как система динамических процессов, активно функ-щих на протяжении жизни.

Обоснование проективного метода принципами холлестической психологии.

Принцип холизма – принцип целостности. Связь проективной психологии с идеями холизма (Левин, Опорт) не раз подчеркивалось сторонниками методологической психологии. Связь выражалась в след. положениях:

1. Целостность личности выступает как взаимосвязанность и взаимовлияние,м составл ее частей или функций, детерминирована личностным контекстом.

2. Единство личности и социальной срелы и их неразрывность и постоянное взаимодействие.

3. Предметом проективного исследования выступает не объективное отношение в системе личность – среда, а их субъективная концептуализация личности.

4. Личность выступает как саморегулиру-я система, цель – организация субъективного опыта, в соответствии с адаптивными задачами.

5. Личность уникальная система черт, познавательных процессов, потребностей, способов адаптации, образование, ее индивидуальный стиль.

Таким образом с позиции холлестической психологии проективные методики – средство исследование путей и способ организации индивида своего физического и социального опыта, субъективного представление о себе и своем социальном опыте.

Влияниие классического психоанализа на обоснование проективного метода.

Проекция рассматривается как автоматическое, бессознательное, защитное действие, направленное на минимизац. внутреннего напряжения по средтсвам приписывания внешним объектам ассоциативных, социальных или неприемлимых для Эго побуждений.

Проекция регулирует внутренние напряжение.

1. Проекция рассматривается как часть случай экстернализации (вынесение внутреннего содержания во внешний мир)

2. Механизмы проекции.

Проекция – естественный механизм формирования представлений об окруж-щей среде, сущность закл-ся в уподоблении окруж реальности аспектам собственного Эго.

С точки зрения психоанализа предметом проективного метода является – бессознательное и вполне осозноваемые формы мотивации, качества функционирования личности исходящая из классического представления Фрейда о структуре личности, степень адаптации.

А проективный метод становится средством экстернализации бессознательного пласта личности.

6. Современные концептуальные

Тенденции в проективной психологии.

Значение исследований «Нового взгляда» для обоснования проективного метода.

Предприняли попытки проверки психоаналитических гипотез экспериментальными методами. На тот момент бихевиористический подход. Обратились к коллективному восприт. (перцепция – восприятие). Результатом экспериментов стала гипотеза о 3х механизмах селективности или избирательности восприятия.

1. Принцип резонанса – стимулы соответст. аспектам потребностей, ценностям личности воспринимается точнее и быстрее.

2. Принцип защиты- стимулы, противоречия ожид. субъекта или несущего информац потенциально опаст. «Эго» узнается хуже и подвергается большему искаж.

3. Принцип сенсабильности – стимулы, угрож. целостности индивида и способные привести к серьезным нарушениям психического фунуционирования узнается быстрее всех прочих (скорость распознавания конфликтных изображений).

Проблема восприятия в проективных методах.

Абт выделяет следующие особенности проективных процессов, зависящие от восприятия: 1) избирательность или селективность проективных процессов, что является функцией определенных внутренних и внешних факторов восприятия, действующих закономерно. Действие внешних факторов видится в проявлении законов восприятия, установленных гештальтпсихологами.

Другой важный факт, установленный гештальтпсихологией, состоит в том, что индивид и стимул образуют некоторое единое пространство. И в этом отношении через трансформацию стимула возможно оказывать влияние на структуру восприятия.

Истоки проективной психологии.

Исследователи, обращавшиеся к проективной технике, единодушны в том, что в основе ее лежит извечно присущее человеку стремление истолковать явление и предметы окруж действительности во взаимосвязи с его желаниями, потребностями, всем тем, что составляет интимный мир человека. Истоки проективной техники следует искать в исследованиях Гальтона, изучавшего ассоциативный процесс. Юнг- создает тест, который позволяет актуализировать переживания-комплексы личности.

Все эти исследования следует считать предысторией проективной техники. В. 1938 г. появилась первая проективная методика, основанная на теоретической концепции и принадлежит Мюрею, автору знаменитого теста (ТАТ). Ранее появившиеся методики, а к ним относиться опубликованный в 1922. самый известный тест Росшаха, были осмыслены с позиции проективного подхода, сформированного позднее.

2. Концепция личности в проективной психологии.

Следующие значимые направления в концеп­туализации поведения и личности в проективной психологии.

1. Личность все больше рассматривается как процесс, а не скопле­ние совокупности относительно статичных черт, использующихся инди­видом в ответ на раздражители.

2.Личность, изучаемая проективными способами, считается про­цессом, на который постоянно влияют взаимодействия индивида с соб­ственной физической и социальной средами, с одной стороны, и состо­яние и сила его потребностей с другой. 3.В проективной психологии усиливается тенденция полагаться на теорию поля как на достаточный критерий для подведения под него про­ективных поведенческих данных. Под влиянием психоаналитического мышления существует за­метная тенденция к утверждению суждений о личности двух классов: динамическое (полевое) и генетическое (историческое и эволюционное). 5. Возрастает интерес к созданию картины «личности как целого». Картина «личности как целого», создаваемая через использование.проективных данных, относится, по всей видимости, только к попереч­ной формулировке целостности и интеграции «частей-процессов» лич­ности в данное время истории жизни изучаемого индивида.

6. Существует заметная тенденция к построению концептуальной схемы, относительно которой можно сделать адекватные формулировки различных личностей в клинических целях.

Главным образом в проективной психологии имеет место убеж­денность в настоятельной потребности создания все более и более ис­черпывающей, последовательной и удобной теории личности, которая в большей степени, чем это возможно в данное время, будет отвечать двойной цели науки: объяснению прошлого поведения индивида и пред­сказанию его будущего поведения





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.182 (0.008 с.)