Тема 3. Структура массового сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Структура массового сознания.



Основные подходы к выделению структурных составляющих массового сознания (Б.А. Грушин). Элементы массового сознания по происхождению: порожденные данным обществом; порожденные предшествующими обществами («реликтовые»); порожденные другими современными обществами («занесенные извне»). Составляющие массового сознания по способам духовного освоения действительности: чувственные (чувственные образы, эмоциональные реакции, волевые импульсы, потребности); рациональные или когнитивные (суждения, нормы, предписания, мнения); иррациональные (верования, заблуждения, мифология). Типы массового сознания по характеру взаимоотношения с действительностью: рефлективные (образы, понятия, суждения); эвалюативные (переживания, мнения, идеалы); реактивные (нормы, предписания). Формы массового сознания по способу образования его составляющих: стихийные и институционализированные.

 

Структура массового (общественного) сознания неоднородна и включает в себя элементы, имеющие различное происхождение.

Элементы общественного сознания по происхождению (по Б.А. Грушину):

- порожденные данным обществом;

- порожденные предшествующими обществами и переданные данному по наследству («реликтовые»);

- порожденные другими современными обществами («занесенные извне»).

 

Составляющие массового сознания по способам духовного освоения действительности:

- чувственные (чувственные образы, эмоциональные реакции, волевые импульсы, потребности и т.п.);

- рациональные или когнитивные (суждения, нормы, предписания, мнения и т.п.);

- иррациональные или имажинативные (верования, заблуждения, мифология).

К. Маркс: три формы познания – предметно-чувственное, абстрактно-логическое и фантастическое.

 

Типы общественного сознания по характеру взаимоотношения с действительностью:

- рефлективные (элементы сознания, отражающие действительность – образы, понятия, суждения);

- эвалюативные (выражающие оценочное отношение – переживания, мнения, идеалы);

- реактивные (совпадающие с активной реакцией на действительность – волевые импульсы, нормы, предписания и т.п.).

 

Формы общественного сознания по способу, характеру образования его составляющих:

- стихийные (спонтанные, простые «испарения» материального жизненного процесса);

- институционализированные (возникающие в результате целенаправленной деятельности, в процессе духовного производства).

 

Итого по Б.А. Грушину: 3 х 3 х 2 = 18 различных типов составляющих сознания. Если добавить также официальные и неофициальные элементы, то 36.

Вопросы и задания:

1. Сформулируйте основания для выделения отдельных структурных составляющих массового сознания.

2. Выделите основные элементы массового сознания по их происхождению.

3. Дайте характеристику составляющих массового сознания по способам духовного освоения действительности.

4. Опишите типы массового сознания по характеру взаимоотношения с действительностью.

5. Охарактеризуйте формы массового сознания по способу образования его составляющих.

 

Основная литература:

1. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. – М., Политиздат, 1987, – 368 с.

2. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб, Питер, 2001. – 368 с.

 

Дополнительная литература:

1. Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов / Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк и др.; Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М., Аспект-Пресс, 2002. – 335 с.

2. Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков: история, теория, исследования: Учебник. Ч. 1. – Владивосток, ДГУ, 2002. - 388 с.

 

 

Тема 4. Феноменология массового сознания.

Содержание массового сознания, основные феномены. Общественное настроение. Характеристики общественного настроения: предметная направленность (политическое, эстетическое, религиозное настроение); уровень эмоционального накала (апатия, депрессия или подъем, энтузиазм). Социальные представления как характеристика больших групп (С. Московиси). Функции социальных представлений: инструмент группового социального познания, построения образа социального мира; фактор интеграции группы, формирования групповойидентичности. Социальный стереотип (У. Липпман). Предубеждение (предрассудок) как негативный социальный стереотип. Виды предубеждений: расовые, этнические, социальные (классовые). Предубеждение как фактор и результат социальной дистанции (М. Шериф, Н. Аккерман, Т. Адорно). Социальные нормы как средство сохранения общности, повышения ее стабильности и устойчивости. Социальные регуляторы поведения человека. Установки, аттитюды и ценностные ориентации личности. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности (В.Я. Ядов).

 

Содержание массового сознания – основные феномены: общественное настроение, социальные представления и стереотипы, социальные установки и ценностные ориентации.

 

Д.В. Ольшанский: 2 уровня массового сознания:

1. Эмоционально-действенный («ядро» массового сознания) – переживание какой-либо проблемы (война, революция, кризис).

2. Рациональный («вторичный»).

В рациональном уровне можно выделить динамические и статические компоненты.

Динамические компоненты

Общественное настроение – «преобладающее состояние чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени».

 

Общественное настроение характеризуется:

- предметной направленностью: политическое, эстетическое, религиозное настроение и т.п.;

характером и уровнем эмоционального накала: апатия, депрессия или подъем, энтузиазм.

Общественное настроение выступает в качестве одной из важнейших сил, побуждающих человека к деятельности [11].

Статические компоненты

Социальные представления (французская психологическая школа – С. Московичи) – обыденные представления какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, способ интерпретации и осмысления повседневной реальности.

Являются одной из устойчивых, долговременных характеристик группы.

Функции социальных представлений:

– инструмент группового социального познания, построения образа социального мира, его институтов, власти, законов, норм;

– фактор интеграции группы, формирования групповой идентичности.

Менталитетинтегральная психологическая некоторой культуры, отражающая своеобразие видения и понимания мира ее представителями.

Картина мира, сходный образ мыслей, выражающийся в специфических образцах поведения [12].

 

Социальный стереотип – упрощенный, схематизированный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью.

Уолтер Липпман: социальный стереотип – «картинка в голове», «выжимка» из свода моральных норм.

В современной социологии – универсальная, эмоционально окрашенная установка.

Традиционный, привычный канон мысли, восприятия и поведения – шаблон. Безотчетный стандарт поведения, помогающий человеку автоматически (даже при дефиците информации) ориентироваться в ситуации, сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Однако стереотипизация препятствует аналитической оценке, часто формируя упрощенное или ошибочное представление.

 

Предубеждение (предрассудок) – негативный социальный стереотип.

Фома Аквинский: «предрассудки – это дурные мысли о других людях без достаточных на то оснований».

Важнейшая (обязательная) характеристика – иррациональнализм, что и делает предубеждение предрассудком.

Виды предубеждений: расовые, этнические, и собственно социальные (классовые).

Предубеждение способствует сохранению социальной дистанции между группами и, одновременно, само является плодом такой дистанции.

М. Шериф: предубеждение – часть нормально процесса интернализации групповых норм.

Н. Аккерман, Т. Адорно: наличие и возникновение предубеждений связано с определенным нарушением нормальной психики человека[13].

 

Социальные нормы – совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной общности.

Средство сохранения общности, повышения ее стабильности и устойчивости.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1070; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.012 с.)