Формирование системы ценностей личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование системы ценностей личности.



Шесть стадий формирования по Л. Колбергу:

1. Предконвенциальный уровень отличается эгоцентричностью, моральные ценности носят внешний характер и следование им основывается на принципе выгоды.

Первая стадия: ребенок подчиняется нормам и правилам, чтобы избежать наказания;

Вторая стадия: ради получения вознаграждения или личной выгоды.

2. Конвенциальный уровень характеризуется социальной конформностью, некритическим принятием оценок своей референтной группы и стремлением к поддержанию установленного порядка, традиций и правил.

Нормы и ценности близкого окружения интериоризируются, их соблюдение становится внутренней потребностью, однако они по-прежнему основаны на внешнем авторитете.

Третья стадия: подчинение правилам определяется желанием «быть хорошим», соответствовать ожиданиям, избежать неодобрения или осуждения со стороны значимых близких.

Четвертая стадия соответствует ориентации на систему ценностей общества в целом, при этом поведение регулируется стремлением избежать как осуждения со стороны законных властей, так и чувства вины из-за невыполнения долга.

3. Постконвенциональный уровень соответствует ориентации на собственные моральные принципы, выработке автономной системы этических ценностей.

Личные ценности на этом уровне могут не совпадать с ценностями референтной группы, определяясь в большей степени абстрактными, универсальными, общечеловеческими ценностями.

Пятая стадия: человек поступает в соответствии с собственными ценностями и принципами, уважая в то же время законы данного общества и ценности других людей, и действует ради всеобщего блага.

Шестая стадия является высшим уровнем морального развития и определяется ориентацией на законы свободной совести, приверженностью универсальным этическим принципам.

 

Дж. Ловингер: каждая стадия развития может оказаться для человека последней, и достигнутый к этому моменту возрастной уровень становится его личностным типом.

 

Развитие системы ценностных ориентаций личности осуществляется несколькими последовательно включающимися (в дальнейшем действующими одновременно) процессами:

1. Предконвенциальный уровень – доминирует процесс адаптации.

Основной задачей постоянно осуществляющегося процесса адаптации является поддержание состояния гомеостаза. Психический гомеостаз определятся как состояние, в котором удовлетворяется вся система первичных и приобретенных потребностей.

Формы нарушения психического гомеостаза: стресс, фрустрация и конфликт, общим проявлением которых является тревога.

Способы адаптации (Ж. Пиаже и др.): ассимиляция и аккомодация и т.п.

Интрапсихическая адаптация осуществляется при помощи психологических защитных механизмов устранения тревоги (психологических защит).

Ф.Е. Березин, Л.Н. Собчик: действие защитных механизмов проявляется акцентированием тех или иных психологических особенностей [MMPI]. Результат их действия - изменение ценностных ориентаций личности.

В. Франкл: понимание ценностей, по которому они представляют собой реактивные образования и механизмы защиты – это редукционизм:

«я не хотел бы жить ради моих реактивных образований, и еще менее - умереть за мои механизмы защиты».

А. Маслоу: первичность защитных ценностей

2. Конвенциональный уровень - доминирует процесс социализации.

Социализация (Г. Тард, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс): усвоение индивидом норм и культурных ценностей в социальном взаимодействии путем подражания или принятия заданной социальной роли. Принуждение индивида к принятию ценностей посредством общественных институтов.

И.С. Кон: социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация представляет собой процесс принятия внешних по отношению к человеку ценностей, доминирующих в его социальном окружении.

Основной механизм социализации – идентификация.

Определенная осознанность усвоения ценностей социальной среды. Социализация, однако, не подразумевает самостоятельной выработки собственных внутренних ценностей. Процесс социализации ограничивается принятием либо непринятием тех или иных групповых ценностей.

3. Постконвенциональный уровень - доминирует процесс индивидуализации.

Б.Ф. Ломов: «индивидуализация – это фундаментальный феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир»

В отличие от механизмов адаптации и идентификации, движущей силой процесса индивидуализации является не потребность в гомеостазе, а, напротив, сопротивление равновесию, постоянное становление (Г. Оллпорт); внутренний рост или развитие (К. Роджерс); осуществление личностного смысла (В. Франкл); самоактуализация (А. Маслоу).

Самоактуализирующиеся люди имеют собственную, относительно автономную и отличающуюся от принятой систему этических ценностей. Механизм формирования ценностей самоактуализирующейся личности – интернализация.

Интернализация - сознательное и активное принятие ценностей окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых норм и ценностей в своей деятельности.

Интернализация подразумевает также принятие на себя ответственности, интерпретацию значимых событий как результата своей собственной деятельности.

 

Система ценностных ориентаций личности включают в себя три уровня или пласта, сформированных этими тремя процессами: «защитные», «заимствованные» и «автономные» ценности.

Доминирование в индивидуальной ценностной системе того или иного уровня определяет формирование соответствующего типа личности:

1. «Адаптирующийся» (ориентирующийся на ценности выживания и самоутверждения);

Основные ценности: развлечения и «свобода от».

2. «Идентифицирующийся» (конформный, ориентирующийся на традиционные ценности и ценности значимых других),

Основные ценности: семья, карьера и общественного признание.

3. «Самоактуализирующийся» (автономный, ориентирующийся на ценности творчества и личностного роста).

Основные ценности: творчество, активная деятельная жизнь, «свобода для» и широта взглядов.

Типы ценностных предпочтений массового сознания:

1. Ценности адаптации - направленность на устранение тревоги по поводу физической и экономической безопасности, на сохранение достигнутого.

(«Выживание», «жизнь не хуже, чем сейчас», «сохранение сил и здоровья», «чтобы лекарства стали дешевле», «достойная зарплата и пенсия», «отсутствие нужды», «уверенность в завтрашнем дне», «терпение», «душевное равновесие и покой», «чтобы не было страха», «мир, чтоб без крови», «стабильность в обществе», «порядок в стране» и т.п.)

2. Ценности социализации - ориентация на других людей, на интеграцию в обществе, на достижение определенного социального статуса.

(«Семья», «нормальные дети и внуки», «хорошая работа», «карьера», «большой круг друзей», «чтобы ценили, любили и понимали»).

3. Ценности индивидуализации - направленность на развитие, на самоактуализацию, и имеющие скорее автономный характер.

(«Самоусовершенствование», «интеллектуальное и духовное развитие», «активность», «реализация себя в работе приносящей пользу людям», «возможность приложить свои силы на благо России» и т.д.).

Ценностная структура массового сознания определяется соотношением описанных типов ценностных предпочтений (пропорцией описанных типов личности).

[В нашем исследовании: 44%-29%-4%. Сравнение с западными странами]

Факторы, определяющие ценностную структуру массового сознания:

1. Возраст - более молодые участники групп существенно реже ориентировались на ценности адаптации, и отчетливо чаще – на ценности социализации и индивидуализации, чем люди старшего возраста.

2. Образование - более высокий уровень образования сопряжен с меньшей ориентацией на ценности адаптации, и наоборот.

3. Уровень дохода - с ростом материального благосостояния наблюдается существенное снижение направленности на ценности адаптации и рост доли ориентирующихся на ценности социализации и индивидуализации.

Ценностная структура массового сознания современной России: ориентация большей части исследуемых на ценности, которые связанны с фрустрацией потребности в экономической и физической безопасности.

Объективные социально-демографические факторы определяют серьезные ограничения в формировании направленности массового сознания на такие ценности, как свобода, ответственность и терпимость.

 

Вопросы и задания:

 

1. Охарактеризуйте основные подходы к пониманию ценностно-нормативного сознания.

2. Перечислите возможные основания типологии ценностных систем, дайте характеристику отдельным типам ценностей по М. Рокичу и А. Маслоу.

3. Раскройте содержание концепции материалистического/постматериалистического ценностного измерения массового сознания Р. Инглхарта.

4. Дайте общую характеристику психологическим процессам, механизмам и факторам формирования ценностного сознания.

5. Выделите психологические и социально-демографические характеристики «адаптирующегося», «идентифицирующегося» и «самоактуализирующегося» ценностных типов.

6. Охарактеризуйте ценностную структуру массового сознания современной России.

 

Основная литература:

3. Политико-психологические проблемы исследования массового сознания / Под ред. Е.Б. Шестопал. – М., Аспект Пресс, 2002. – 203 с.

4. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система – Кемерово, Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.

 

Дополнительная литература:

5. Маслоу А. Психология бытия / Пер. с англ. - М., Рефл-бук, К., Ваклер, 1997. - 304 с.

6. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. - Л., 1979. - 263 с.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. - М., Прогресс, 1990. – 368 с.

8. Фромм Э. Психоанализ и этика / Пер. с англ. - М., Республика, 1993. – 415 с.

Темы докладов и рефератов:

 

4. Ценностные аспекты девиантного поведения.

5. Ценностные и массово-коммуникационные предпочтения (ориентации).

6. Религиозные ценности разных конфессий (христианские, исламские, буддистские ценности).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.105 (0.014 с.)