Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование системы ценностей личности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Шесть стадий формирования по Л. Колбергу: 1. Предконвенциальный уровень отличается эгоцентричностью, моральные ценности носят внешний характер и следование им основывается на принципе выгоды. Первая стадия: ребенок подчиняется нормам и правилам, чтобы избежать наказания; Вторая стадия: ради получения вознаграждения или личной выгоды. 2. Конвенциальный уровень характеризуется социальной конформностью, некритическим принятием оценок своей референтной группы и стремлением к поддержанию установленного порядка, традиций и правил. Нормы и ценности близкого окружения интериоризируются, их соблюдение становится внутренней потребностью, однако они по-прежнему основаны на внешнем авторитете. Третья стадия: подчинение правилам определяется желанием «быть хорошим», соответствовать ожиданиям, избежать неодобрения или осуждения со стороны значимых близких. Четвертая стадия соответствует ориентации на систему ценностей общества в целом, при этом поведение регулируется стремлением избежать как осуждения со стороны законных властей, так и чувства вины из-за невыполнения долга. 3. Постконвенциональный уровень соответствует ориентации на собственные моральные принципы, выработке автономной системы этических ценностей. Личные ценности на этом уровне могут не совпадать с ценностями референтной группы, определяясь в большей степени абстрактными, универсальными, общечеловеческими ценностями. Пятая стадия: человек поступает в соответствии с собственными ценностями и принципами, уважая в то же время законы данного общества и ценности других людей, и действует ради всеобщего блага. Шестая стадия является высшим уровнем морального развития и определяется ориентацией на законы свободной совести, приверженностью универсальным этическим принципам.
Дж. Ловингер: каждая стадия развития может оказаться для человека последней, и достигнутый к этому моменту возрастной уровень становится его личностным типом.
Развитие системы ценностных ориентаций личности осуществляется несколькими последовательно включающимися (в дальнейшем действующими одновременно) процессами: 1. Предконвенциальный уровень – доминирует процесс адаптации. Основной задачей постоянно осуществляющегося процесса адаптации является поддержание состояния гомеостаза. Психический гомеостаз определятся как состояние, в котором удовлетворяется вся система первичных и приобретенных потребностей. Формы нарушения психического гомеостаза: стресс, фрустрация и конфликт, общим проявлением которых является тревога. Способы адаптации (Ж. Пиаже и др.): ассимиляция и аккомодация и т.п. Интрапсихическая адаптация осуществляется при помощи психологических защитных механизмов устранения тревоги (психологических защит). Ф.Е. Березин, Л.Н. Собчик: действие защитных механизмов проявляется акцентированием тех или иных психологических особенностей [MMPI]. Результат их действия - изменение ценностных ориентаций личности. В. Франкл: понимание ценностей, по которому они представляют собой реактивные образования и механизмы защиты – это редукционизм: «я не хотел бы жить ради моих реактивных образований, и еще менее - умереть за мои механизмы защиты». А. Маслоу: первичность защитных ценностей 2. Конвенциональный уровень - доминирует процесс социализации. Социализация (Г. Тард, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс): усвоение индивидом норм и культурных ценностей в социальном взаимодействии путем подражания или принятия заданной социальной роли. Принуждение индивида к принятию ценностей посредством общественных институтов. И.С. Кон: социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация представляет собой процесс принятия внешних по отношению к человеку ценностей, доминирующих в его социальном окружении. Основной механизм социализации – идентификация. Определенная осознанность усвоения ценностей социальной среды. Социализация, однако, не подразумевает самостоятельной выработки собственных внутренних ценностей. Процесс социализации ограничивается принятием либо непринятием тех или иных групповых ценностей. 3. Постконвенциональный уровень - доминирует процесс индивидуализации. Б.Ф. Ломов: «индивидуализация – это фундаментальный феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир» В отличие от механизмов адаптации и идентификации, движущей силой процесса индивидуализации является не потребность в гомеостазе, а, напротив, сопротивление равновесию, постоянное становление (Г. Оллпорт); внутренний рост или развитие (К. Роджерс); осуществление личностного смысла (В. Франкл); самоактуализация (А. Маслоу). Самоактуализирующиеся люди имеют собственную, относительно автономную и отличающуюся от принятой систему этических ценностей. Механизм формирования ценностей самоактуализирующейся личности – интернализация. Интернализация - сознательное и активное принятие ценностей окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых норм и ценностей в своей деятельности. Интернализация подразумевает также принятие на себя ответственности, интерпретацию значимых событий как результата своей собственной деятельности.
Система ценностных ориентаций личности включают в себя три уровня или пласта, сформированных этими тремя процессами: «защитные», «заимствованные» и «автономные» ценности. Доминирование в индивидуальной ценностной системе того или иного уровня определяет формирование соответствующего типа личности: 1. «Адаптирующийся» (ориентирующийся на ценности выживания и самоутверждения); Основные ценности: развлечения и «свобода от». 2. «Идентифицирующийся» (конформный, ориентирующийся на традиционные ценности и ценности значимых других), Основные ценности: семья, карьера и общественного признание. 3. «Самоактуализирующийся» (автономный, ориентирующийся на ценности творчества и личностного роста). Основные ценности: творчество, активная деятельная жизнь, «свобода для» и широта взглядов. Типы ценностных предпочтений массового сознания: 1. Ценности адаптации - направленность на устранение тревоги по поводу физической и экономической безопасности, на сохранение достигнутого. («Выживание», «жизнь не хуже, чем сейчас», «сохранение сил и здоровья», «чтобы лекарства стали дешевле», «достойная зарплата и пенсия», «отсутствие нужды», «уверенность в завтрашнем дне», «терпение», «душевное равновесие и покой», «чтобы не было страха», «мир, чтоб без крови», «стабильность в обществе», «порядок в стране» и т.п.) 2. Ценности социализации - ориентация на других людей, на интеграцию в обществе, на достижение определенного социального статуса. («Семья», «нормальные дети и внуки», «хорошая работа», «карьера», «большой круг друзей», «чтобы ценили, любили и понимали»). 3. Ценности индивидуализации - направленность на развитие, на самоактуализацию, и имеющие скорее автономный характер. («Самоусовершенствование», «интеллектуальное и духовное развитие», «активность», «реализация себя в работе приносящей пользу людям», «возможность приложить свои силы на благо России» и т.д.). Ценностная структура массового сознания определяется соотношением описанных типов ценностных предпочтений (пропорцией описанных типов личности). [В нашем исследовании: 44%-29%-4%. Сравнение с западными странами] Факторы, определяющие ценностную структуру массового сознания: 1. Возраст - более молодые участники групп существенно реже ориентировались на ценности адаптации, и отчетливо чаще – на ценности социализации и индивидуализации, чем люди старшего возраста. 2. Образование - более высокий уровень образования сопряжен с меньшей ориентацией на ценности адаптации, и наоборот. 3. Уровень дохода - с ростом материального благосостояния наблюдается существенное снижение направленности на ценности адаптации и рост доли ориентирующихся на ценности социализации и индивидуализации. Ценностная структура массового сознания современной России: ориентация большей части исследуемых на ценности, которые связанны с фрустрацией потребности в экономической и физической безопасности. Объективные социально-демографические факторы определяют серьезные ограничения в формировании направленности массового сознания на такие ценности, как свобода, ответственность и терпимость.
Вопросы и задания:
1. Охарактеризуйте основные подходы к пониманию ценностно-нормативного сознания. 2. Перечислите возможные основания типологии ценностных систем, дайте характеристику отдельным типам ценностей по М. Рокичу и А. Маслоу. 3. Раскройте содержание концепции материалистического/постматериалистического ценностного измерения массового сознания Р. Инглхарта. 4. Дайте общую характеристику психологическим процессам, механизмам и факторам формирования ценностного сознания. 5. Выделите психологические и социально-демографические характеристики «адаптирующегося», «идентифицирующегося» и «самоактуализирующегося» ценностных типов. 6. Охарактеризуйте ценностную структуру массового сознания современной России.
Основная литература: 3. Политико-психологические проблемы исследования массового сознания / Под ред. Е.Б. Шестопал. – М., Аспект Пресс, 2002. – 203 с. 4. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система – Кемерово, Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
Дополнительная литература: 5. Маслоу А. Психология бытия / Пер. с англ. - М., Рефл-бук, К., Ваклер, 1997. - 304 с. 6. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. - Л., 1979. - 263 с. 7. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. - М., Прогресс, 1990. – 368 с. 8. Фромм Э. Психоанализ и этика / Пер. с англ. - М., Республика, 1993. – 415 с. Темы докладов и рефератов:
4. Ценностные аспекты девиантного поведения. 5. Ценностные и массово-коммуникационные предпочтения (ориентации). 6. Религиозные ценности разных конфессий (христианские, исламские, буддистские ценности).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.152.6 (0.008 с.) |