Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности понимания и продуцирования речи детьми с ОНРСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наиболее тяжёлыми нарушениями речи с психолингвистической точки зрения являются алалии. Психолингвистический подход к данному виду речевой патологии, доминирующий в современной логопедии, представлен в работах Е.Ф. Соботович, В.А. Ковшикова, Б.М. Гриншпуна, В.К. Воробьёвой и др. Исследователи отмечают, что при алалии нарушенными являются все стороны речевой деятельности, а именно, процессы формирования, порождения и восприятия речи. Патологическое состояние ЦНС негативно сказывается на становлении речи детей с алалией, вызывая нарушения всех компонентов рече-языковой системы и несформированность операций порождения и восприятия речи. При моторной алалии, по мнению И.Т. Власенко и В.В. Юртайкина (1981) наблюдается диссоциация между структурными компонентами речевой деятельности. При этом у части детей не сформированы мотивационно-целевые установки, у других - этапы семантического и лексико-грамматического структурирования высказывания. Авторы указывают на невозможность адекватного контроля и сличения полученных и ожидаемых результатов. По мнению В.А. Ковшикова (1985) при моторной алалии смысловой и моторный уровень относительно сохранны. Нарушения касаются преимущественно этапов лексико-грамматического структурирования и моторного программирования высказывания. Однако невозможность правильного языкового оформления мысли вполне может сочетаться с нарушениями внутренней программы. Е.Ф. Соботович (1985) указывает на несформированность знаковой функции сознания у детей с моторной алалией, отмечая, что в основе нарушений лежит неспособность овладения знаковой формой языка. Нарушения касаются всех звеньев внутреннеречевого процесса. Иными словами, моторная алалия проявляется в нарушениях всех этапов речепорождения: мотивации и коммуникативного намерения, смыслоформулирования и лексико-грамматического структурирования, моторного программирования и моторной реализации высказывания. Нарушенными оказываются и действующие на протяжении всего этапа производства речи вероятностный прогноз и контроль. Наряду с этим наблюдаются недостатки восприятия обращённой речи, замедленность и затруднённость понимания отдельных фраз и целого текста, диффузность фонематических представлений, нечёткость звукового восприятия и воспроизведения. В целом нарушенными являются сами предпосылки для усвоения языка и развития речи (Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская, 2002). Дети не могут наблюдать, анализировать и обобщать языковые явления, производить мыслительные операции над языковым материалом, понимать и правильно использовать языковой знак. Таким образом, при моторной алалии нарушены все речевые операции и все этапы производства речи, что, в свою очередь обусловливает недостатки восприятия и понимания речи. При сенсорной алалии наиболее нарушенным является понимание речи. В результате нарушения слуховой дифференциации у детей не формируются акустико-гностические процессы и фонематическое восприятие, нарушено различение фонем, наблюдаются недостатки фонематического и морфемного анализа состава слова. Ребёнок с сенсорной алалией слышит, но не понимает обращённую речь, связь между звучащим словом и его образом не формируется. Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская (2002) указывают, что степень проявления нарушений понимания может зависеть от ряда факторов: а) от ситуации восприятия (кто говорит, общий эмоциональный фон, наличие мотивации к восприятию, соматическое состояние воспринимающего, наличие у него утомления, физические признаки среды и пр.); б) от сложности воспринимаемых языковых единиц (бытовой или абстрактный словарь, контекстная или отвлечённая от ситуации речь, простая или распространенная фраза и пр.); в) от наличия факторов, усиливающих акустическое впечатление (зрительное подкрепление, возможность видеть лицо говорящего, проговаривание услышанного); г) от глубины речевого нарушения. В целом слуховое восприятие при сенсорной алалии замедленно, трудно контролируемо и мало управляемо. В результате нарушения понимания у детей с сенсорной алалией отсутствует или грубо искажается собственная речь. Нормальное интонирование, сохранная речевая активность и избирательная мотивация сочетаются с многочисленными смысловыми ошибками и неточностями в активной речи. Ребёнок не в состоянии адекватно произвести отбор слов, их синтаксическое структурирование, лексико-грамматическое и артикуляторное оформление. Отсутствует контроль над производством и воспроизведением речевого высказывания. Таким образом, общее недоразвитие речи характеризуется нарушениями всех речевых операций. В этом случае психофизиологические предпосылки для формирования речевой деятельности являются нарушенными: отмечается специфика состояния левого и правого полушарий головного мозга, присутствуют особенности их функционального состояния, уровень развития регуляторных механизмов и электрической активности коры не соответствует нормативному, наблюдаются отклонения в реализации анализаторных и интегративных функций. Всё это обуславливает системный характер нарушения, наличие семантических, фонетических, лексических и грамматических нарушений у детей с патологией речи. В целом исследователи сходятся во мнении, что процессы продуцирования и понимания речи при ОНР осуществляются по типу моторной алалии. Таким образом, по состоянию познавательной сферы, дошкольников с ОНР можно условно разделить на четыре группы (Т.Д. Барменкова, 1997). Дети, вошедшие в первую группу, имеют достаточно высокий уровень сформированности невербальных и вербальных логических операций, соответствующий показателям детей с нормальным речевым развитием. Познавательная активность, интерес к заданию высоки, целенаправленность деятельности устойчива и планомерна. Уровень сформированности логических операций детей второй группы ниже возрастной нормы. Речевая активность у них снижена, дети испытывают трудности приема словесной инструкции, демонстрируют ограниченный объем кратковременной памяти, невозможность удержать словесный ряд. У детей, отнесенных к третьей группе, целенаправленность деятельности нарушена при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий. Для них характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности усвоения причинно-следственных связей. Однако, дети имеют потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями, если им будет оказана помощь с о стороны педагога. Дети четвертой группы имеют недоразвитие логических операций. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутвием планомерности, познавательная активность детей низкая, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует [21]. В целом, у детей с ОНР значительно хуже, чем у нормально говорящих сверстников, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Дети с ОНР обычно малоактивны, не проявляют достаточной инициативы. Наличие общего недоразвития речи приводит к стойким нарушениям деятельности общения, затруднениям межличностного взаимодействия и создает серьезные проблемы на пути их развития и обучения. Вопросы и задания:
1. Укажите особенности развития чувственного познания окружающего у детей с системными нарушениями речи. 2. Назовите характерные особенности внимания и памяти детей с ОНР. 3. Назовите характерные особенности развития мышления детей с тяжёлыми нарушениями речи. 4. Выделите особенности порождения и восприятия речи у детей с алалией. 5. Назовите особенности эмоционально-волевой и мотивационно- потребностной сфер, свойственные детям с общи недоразвитием речи. 6. Укажите особенности личности и межличностного общения детей при тяжёлых нарушениях речи. Литература: 1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольника. – М., 1999. 2. Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М., 1998. 3. Воронова А.П. Нарушения зрительного гнозиса у детей с речевой патологией // // Дефектология. - 1993. - №1. 4. Глухов В.П. Особенности процесса воображения у детей с тяжелыми нарушениями речи // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. – М.; 1983. 5. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. – 1995. - № 6 6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб., 2004. 7. Даниленкова О.Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с нерезковыраженным общим недоразвитием речи //Дефектология.- 2000. - №6. 8. Денисова О.А, Пескишева Т.А. Комплексная оценка психофизического развития детей с ОНР в дошкольном учреждении компенсирующего вида// Дети с проблемами в развитии.-2005.-№1, С.4-6 9. Захарова Т.В., Поникарова В.Н. Дошкольная логопсихология (учебно-методическое пособие)// Материалы к курсу: «Психология детей с проблемами в развитии».-Череповец.-ч.2,2000. 10. Егорова И.В. Особенности процесса внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи. // YIII Царскосельские чтения. – Том IY. / Под ред. В.Н. Скворцова. СПб., 2004. 11. Исмаилова С.Р. Социально-педагогическая значимость проблемы готовности к школьному обучению детей с речевой патологией. // YIII Царскосельские чтения. – Том IY. / Под ред. В.Н. Скворцова. СПб., 2004. С.53-55. 12. Кириллова Е.В. К проблеме изучения детей с тяжелыми нарушениями речи.// YII Царскосельские чтения. – Том Y. / Под ред. В.Н. Скворцова. СПб., 2003. - С. 13. Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология. –2002. - № 6. 14. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.,1991. 15. Кривовяз И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы сними // Дефектология. - 1995. - № 4. 16. Лалаева Р. И., Гермаковска А.. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.// Дефектология2000 №4. 17. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов) - М..1951. 18. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2002. 19. Мастюкова Е.М. Нарушения познавательной деятельности у детей с тяжелыми расстройствами речи. / Лечебная педагогика. М., 1997. 20. Мастюкова Е.М. О нарушении гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи. // Дефектология. 1976. №1. 21. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи: Психолингвистика и современная логопедия. – М., 1998. 22. Переслени Л. И., Фотекова Т. А.. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития. // Дефектология 1993 г. № 5 23. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с Общим недоразвитием речи / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина Логопедическая работа с дошкольниками. – М., 2003.-С.18-21. 24. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М., 2004. – С. 112-114. 25. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1996. -№ 1. 26. Терентьева В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи 6—7 лет //Дефектология. –2000 -№ 4 27. Федосеева Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис…канд пед. наук – М.,1999. 28. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селивёрстова. – М., 1997. –Ч. I, II. 29. Цветкова Л.С., Пирцхалайшвили Т.М. Роль зрительного образа в формировании речи у детей с различными формами речевой патологии // Дефектология. 1975. №5. 30. Шипицина Л.М., Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи.// Дефектология. - 1993. - № 4. 31. Юрова Р.А., Одинец О.И Особенности связной речи у детей – ринолаликов дошкольного возраста // Дефектология. 1990. №1.
ГЛАВА YI
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.77 (0.008 с.) |