Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Современное правопониманиеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
самостоятельная работа(трудоемкость по учебному плану 17 ч.) Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:
1.Этапы развития правопонимания в России в ХХ в. 2.Концепции права первых лет советской власти. Право как орудие диктатуры пролетариата, классово-социологическая теория, меновая концепция, психологическое учение (Д.И. Курский, П.И. Стучка, Е.Е. Пашуканис, М.А. Рейснер) и др. Идеология правоотрицания. 3.Нормативизм как официальное правопонимание в советском правоведении (А.Я.Вышинский). 4.Полемика 50-60-х годов об "узком" и "широком" понимании права (С.Ф. Кечекьян, А.Н. Пионтковский, А.К. Стальгевич, Я.Ф. Миколенко). 5.Правопонимание конца ХХ – начала ХХ1 в.в. Нормативное определение права (М.И. Байтин). Либертарная теория права (В.С. Нерсесянц). Право как справедливость (Р.З. Лившиц). Право как система идей, норм и отношений (Г.В. Мальцев). Эквивалентная теория права (Л.С. Мамут). Иные концепции.
Дополнительная литература Байтин М.И. Сущность права. Современное нормативное правопонимание на грани двух веков. Саратов, 2001. История политических и правовых учений. XX в. М., 1995. Раздел I главы 5. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7. С. 5-14. Мартышин О.В. О «Либертарно-юридической» теории права и государства // Государство и право. 2002. № 10. С. 5-16. Нерсесянц В.С. Право-математика свободы. М., 1996. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. Четвернин.В.А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и государства. М., 1997. Честнов И.Л. Постклассическое правопонимание. Краснодар. КР МВД России. 2010. Данная тема курса имеет непосредственное отношение к анализу проблем в понимании права и государства в отечественной науке, которая прошла в своем развитие несколько этапов, и отличается трудно преодолимым плюрализмом в понимании сущности на современном этапе. Её отличает особая значимость, так как вопросы темы имеют непосредственное отношение к государственно-правовой практике в России. Последняя, и это хорошо известно, едва ли возможна без хорошо разработанной теории. Данная тема является логическим продолжением предшествующей и конкретизирует ее в пространственно-темпоральном континууме. В процессе самоподготовки студенту предлагается использовать содержание понятий, с которыми он познакомился и содержание которых уяснил в рамках предыдущей темы. Понятия "сущность права", "правопонимание","плюрализм правопонимания", " правовая школа" обретают сквозной характер и могут быть использованы студентом при характеристике разных этапов развития отечественной теоретической юриспруденции: правопонимание первых лет советской власти, правопонимание периода культа личности, постсоветское правопонимание. При подготовке второго и последующих вопросов студентам предлагается на основе изученного теоретического материала данного раздела курса прокомментировать следующие ситуации. 1.В 1925 г. за границей под редакцией Н.Н. Алексеева вышел двухтомный труд «Право советской России», подготовленный учеными, выдворенными или покинувшими страну после революции 1917 г. В нем на основе пристального изучения ситуации в России авторы давали многоаспектную характеристику «новому советскому праву». В частности, они писали: «Жизнь в стране течет не столько на основе норм действующего права, сколько в форме постоянного нахождения равнодействующей между произвольными велениями представителей властвующих групп и изыскиваемыми со стороны подвластных оборонительными методами». В другой работе тех же лет отмечалось: «Советское законодательство представляет собой совокупность формальных, мертвящих жизнь постановлений, не могущих заслуживать названия права и имеющих единственную цель насильное поддержание власти коммунистической партии методами устрашения». Вопрос: Как Вы думаете, насколько объективно авторы оценивали действующее право России первых лет советской власти? Насколько подобные определения соответствовали реальности? 2.На совещании правоведов в Москве в июне 1938г. по инициативе Генерального прокурора СССР А.Я. Вышинского было принято «официальное определение права». Вопрос: Как Вы относитесь к существованию «официальных понятий» в науке? При изучении материала, необходимого для ответов на 5 вопрос внимание студентов может быть обращено на то, что в современной научной и учебной литературе имеются различные определения понятия "право", что является подтверждением наличествующего плюрализма правопонимания. С целью выявления того, что их объединяет и различает студентам предлагается ознакомится с некоторыми из них: «Право – это система общеобязательных норм, установленных и оберегаемых государством, выражающих детерминированную волю господствующих классов и регулирующих общественные отношения путем закрепления прав и обязанностей их участников».(Теория государства и права. / Отв. ред. А.И. Ковалев и Л.С. Явич. Л., 1982. С. 64). «Право – это система общеобязательных, официально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни». (Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 1995. С. 112). «Право – система исторически возникших правил поведения, являющихся масштабом свободы равных субъектов, отношения между которыми социально значимы, являются частью общественного порядка и потому обеспечиваются государством при выполнении им общих дел населения». (Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СПб., 1995. С.101). На заключительном этапе самопдготовки студентам предлагается заполните таблицу: Правопонимание в России
В рамках самостоятельной работы предлагается конспектирование источников по одной из современных теорий сущности права (нормативизм, либертарная теория, социократическая, этическая и др.) В рамках дополнительного модуля технологической карты дисциплины студентам предлагается выполнить проблемно-аналитическое задание на тему:" Анализ проблем теоретической юриспруденции периода постмодерна(современности)" ТЕМА 4. ИСТОЧНИКИ И ФОРМЫ ПРАВА. СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА В РОССИИ Форма занятий: лекция обратной связи- лекция беседа 1 ч.;информационная лекция 1ч.) самостоятельная работа(трудоемкость по учебному плану 17 ч.) Вопросы и задания для самостоятельной подготовки: 1. Понятия "источник" и "форма" права: смысловые значения терминов. 2. Виды источников (форм) права современности, их характеристика. Правовой обычай, нормативно-правовой акт, юридический прецедент, договор нормативного содержания, доктрина, религиозные тексты, принципы права(понятие, формы выражения,функции, система принципов права, их классификация). 3. Система источников права в Российской Федерации, их особенности. Законы и подзаконные нормативные акты, их виды и иерархия в федеративном государстве. 4. Действие нормативно-правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц. Обратная сила законов. Прямое действие Конституции РФ. Нормативные источники ¨ Конституция РФ. Ст. 15, 54. ¨ Гражданский кодекс РФ. Ст. ст. 1, 3, 4,5, 6, 7. ¨ Уголовный кодекс РФ. Ст.1, 9-12. ¨ Кодекс РФ об административных правонарушениях. Ст.1. ¨ Трудовой кодекс РФ. Ст. ст. 5-13. ¨ Семейный кодекс РФ. Ст. ст. 3. ¨ Кодекс РФ об административных правонарушениях. Ст.1.7. ¨ Гражданский процессуальный кодекс РФ. Ст. 1. ¨ Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Ст. ст. 1- 4. ¨ Дополнительная литература Бержель Ж.-Л. Общая теория права. / Под общ. ред. В.И. Даниленко. М., 2000. Главы 2, 3. Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 1993. Вопленко Н.Н. Сущность, принципы и функции права. Волгоград, 1998. Жевакин С.Н. Ведомственные правовые акты РФ: краткий аналитический обзор // Государство и право. 1996. № 11. С.98-104. Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве РФ // Государство и право. 1996. № 11. С. 92-98. Законодательство в России в XXI веке. М., 2002. Завидов Б.Д. Договорное право России. М., 1998. Зивс С.Л. Источники права. М., 1981. Загайнова С.К. Судебный прецедент: проблемы правоприменения. М., 2002. Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Изд-е 8. СПб., 1909. С. 283. (См: Российский ежегодник теории права. 2008. № 1. С. 283-284. Лукашук И.И. Нормы международного права. М. 1997. С. 64-111. «Цели и принципы международной нормативной системы». Лифшиц Р.З. Теория права. М., 2002 г. Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы) // Правоведение. 1992. № 2. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравтсвенности. СПб., 2000. С. 411. Поляклв А.В. Общая теория права. Феноменолого- коммуникативный подход:курс лекций. СПб., 2003. С. 145-146. Правовые акты: учебно-практическое пособие. М., МГУ. 1995. Рарог А.И. Правовое значение разъяснений Пленума Верховного Суда РФ // Государство и право. 2001. № 2. С.51-57. Романова О.В. К вопросу о понятии и правовой природе правовых позиций Конституционного суда РФ // Государство и право. 2001. № 7. С. 84-87. Синицына И.Е. В мире обычая. М., 1997. Судебная практика как источник права / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1997. Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982. Тихомиров Ю.А, Котелевская И.В. Правовые акты: учебно-методическое и справочное пособие. М., 1999.. Трубецкой. Е.Н. Энциклопедия права СПб., 1998. С. 75. Честнов И.Л. Источники права: классическая и постклассическая парадигмы. СПб., 2011.
Предварительная подготовка к занятию включает повторение материала лекции " Источники и формы права. Система нормативных актов в России". Значительный объем данной темы позволяет организовать самостоятельную работу студента таким образом, чтобы в ней присутствовали элементы практикума. Практическая составляющая представлена работой студентов с нормативными правовыми актами. В рамках первой, учебно-познавательной дидактической задачи и с целью контроля усвоения содержания основных понятий, необходимых для решения практических задач, студентам предлагается выполнить терминологическую работу, заполнив таблицу №1, с последующим использованием полученной информации для характеристики видов источников права (Таблица 2, 3, 4, 5).
Таблица 2.
Таблица 3.
Таблица 4
Таблица 5
В продолжение вопроса о видах источников права,.распространенных на правовой карте мира студентам предлагается ознакомиться с положениями ст. 7 УК РФ и раскрыть содержание принципа гуманизма с последующим ответом на вопрос: Каково соотношение содержания общесоциального и уголовно-правового принципа гуманизма? В рамках вопроса об источниках права в РФ студентам предлагается обратиться к содержанию ст. 1 УК РФ и решить, является ли международный договор Российской Федерации источником российского уголовного права? Поскольку основным источником права в РФ является нормативный правовой акт студентам предлагается: 1. Составьте схему, отражающую иерархию нормативных правовых актов Российской Федерации. 2. Приведите названия наиболее распространенных видов нормативных актов, издаваемых органами исполнительной власти в Российской Федерации. Расположите их по юридической силе. 3. Укажите, в чем состоит отличие кодекса от федерального конституционного закона и от федерального закона? В каких случаях законодательный акт принимается в форме кодекса? 4.С целью усвоения учебного материала о реквизитах нормативного правового акта(внешних признаках, без которых документ не может быть формальным источником права в государстве) студентам предлагается, использую источники официального опубликования и электронные базы данных (Консультант, Гарант, Кремль.кг и др.) поободрать конкретный нормативный правовой акт дать характеристику его реквизитам После чего предлагается ответить на вопрос: В чем состоит и выражается внешняя и внутренняя формы нормативных правовых актов? Практическую составляющую данного занятия завершает решение задачи: Дайте юридически обоснованный ответ в отношении следующей ситуации. Итальянская туристическая компания зафрахтовала пароход «А.С. Пушкин», приписанный к Новороссийскому порту, для туристического круиза. Когда судно находилось в открытом море (нейтральных водах), один из его пассажиров – подданный Канады попытался совершить кражу вещей из каюты туристов-граждан РФ. Законы какого государства подлежат применению в данном случае? (См.: ст.ст.11,12 УК РФ). В рамках самоподготовки к семинарскому занятию целесообразным подложить студентам подобрать примеры судебных решений в Российской Федерации, которые содержат правоположения и ответить на вопросы "Какова Ваша точка зрения по вопросу о том, какие из судебных актов претендуют считаться источниками права в России? Могут ли решения судебных органов РФ именоваться судебными прецедентами? С целью уяснения теории вопроса о сущности принципов как источника права предлагается решение следующих практических заданий. 1.На основании анализа текста главы1 Конституции РФ анализ приведите примеры принципов права, получивших закрепление в Основном законе государства, и отразить результаты в таблице. Ее содержание следует использовать для иллюстрации ответа на вопрос о принципах как об источнике права.
2. На основании анализа текста законов составьте перечень принципов, принятых в уголовном и гражданском законодательстве российской Федерации. Сравните их между собой. Есть ли различия между принципами отрасли права и принципами соответствующей отрасли законодательства? (Изучите разделы о принципах права по учебникам «Уголовное право. Часть общая» и «Гражданское право. Часть первая» (любого издания), а также статьи 1 и 6 Гражданского кодекса РФ, статьи 3-7 Уголовного кодекса РФ). 3. 2. Министерство иностранных дел РФ приняло Инструкцию об условиях и оплате труда российских специалистов, работающих за границей. Полагая, что документ содержит секретную информацию, он не был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ и официально опубликован. Имеет ли этот акт юридическую силу и подлежит ли он применению на практике? (См.: ст.15 Конституции РФ). 4. На основе изучения основной и дополнительной литературы (Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 411; Поляков А.В. Общая теория права. Феноменолого- коммуникативный подход: курс лекций. СПб., 2003. С. 145-146; Честнов И.Л. Источники права: классическая и постклассическая парадигмы. СПб., 2011. и др.) составьте сопоставительную таблицу, в которой будут отражены определения понятия " источник права", предлагаемые дореволюционными и современными авторами.
4. Решите тест "Нормативно-правовой акт" в системе "Прометей".
ТЕМА 5. ПРАВОТВОРЧЕСТВО. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА.
самостоятельная работа(трудоемкость по учебному плану 17 ч.)
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки: 1. Понятие, признаки и стадии правотворчества. Правотворчество и правообразование. Принципы правотворчества. 2. Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации, их характеристика. 3. Особенности законотворческого процесса в Российской Федерации. Порядок опубликования и вступления в силу законов и подзаконных нормативных актов. 4. Понятие и способы систематизации нормативно-правовых актов (Учет нормативно-правовых актов. Понятие и виды инкорпорации. Консолидация законодательства. Кодификация, виды кодификационных актов). 5. Юридическая техника. Особенности юридического языка. Правила юридического 6. Внутренняя и внешняя форма нормативного правового акта (реквизиты юридических документов, их структурное построение).
Нормативные источники ¨ Конституция РФ. Ст. ст. 104-108; 134-137. ¨ Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21.03.1994. № 80-1 ГД с изменениями от 15.11.1995. № 1320 –1ГД // Конституционное право России: Сборник нормативных правовых актов / Сост. А. Е. Козлов. М., 1996. С. 514-527. ¨ Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14.06.1994 с изменениями от 23.04.1999 // Российская газета. 1994. 15 июня; 1999. 26 октября. ¨ Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23.05.1996 с изменениями от 16.05.1997 // Российская газета. 1997. от 18 мая. ¨ Указ Президента РФ «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации» от 21.01.1993 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 4. ¨ Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» от 10.08.2000 // Российская газета. 2000. 16 августа. Дополнительная литература Баранов В.М. Систематизация и кодификация нормативно-правовых актов. Нижний Новгород, 1998. Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. С. 385-415. Грузнов А.Г., Кененов А.А., Рождественская Т.Э. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. Смоленск, 1995. Жевакин С.Н. Ведомственные нормативные акты Российской Федерации: краткий аналитический обзор // Государство и право. 1996. № 11. С. 98-104 Законодательный процесс в России: граждане и власть. Практическое пособие. М., 1996. Карташов В.Н., Бахвалов С.В. Законодательная технология субъектов РФ. Ярославль. 2010. Концепция стабильности закона. М., 2000. Кленова Т.В. Кодификация и текущее уголовно-правовое регулирование. Самара, 1995. Керимов Д.А. Законодательная техника. М., 1998. Лисюткин А.Б. Юридическая техника и правовые ошибки // Государство и право. 2001. № 11. С. 22-26. Лопашенко Н.А. Принципы кодификации уголовно-правовых норм. Саратов, 1989. Морозова Л.А. Юридическая техника. (Обзор материалов научно-методического семинара) // Государство и право. 2000. № 11. С. 108-120; № 12. С. 85-98. Мурашин А.Г. Прямое правотворчество. Особенности принятия актов прямого народовластия // Государство и право. 2001. № 2. С. 85-93. Надеев P.C. Правовое обеспечение законопроектной деятельности Государственной Думы. М., 1997. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. Поленина С.В., Колдаева Н.Л. О своде законов Российской Федерации. М., 1997. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов. Заключение и опубликование международных договоров Российской Федерации. М., 1996. Ралдугин Н.В. Правовая экспертиза проектов федеральных законов. М., 1998. Савельева Е.М. Проблемы совершенствования законодательной деятельности в России на федеральном уровне // Государство и право. 2001. № 9. С. 5-10. Тихомиров Ю.А. Действие закона. М., 1992. Тихомиров. Ю.А. Теория закона. М., 1982. Шукрина Е.С. Техника юридического письма. М., 2000.
Как и во всех предыдущих случаях изучение вопросов темы целесообразно начать с углубленного прочтения соответствующих разделов основной(учебной): "Правотворчество. Систематизация нормативных актов. Юридическая техника".. Первичный контроль за усвоением материала проводится в форме контроля за усвоением терминов объеме, представленном определениями следующих понятий: правотворчество, признаки правотворчества, принципы правотворчества, стадии правотворчества, правообразование, законотворчество, стадии законотворчества, систематизация нормативных правовых актов, виды систематизации, формы систематизации, учет, инкорпорация, виды инкорпорации, консолидация, кодификация, виды кодификации, кодекс, юридическая техника, средства юридической техники, реквизиты нормативного правового акта. После проверки остаточных знаний, которые могут оказаться неравномерными, с целью их выравнивания студентам с наименьшими результатами предлагается написать работу над ошибками. Тем студентам, результаты которых при проверки основных понятий и категорий оказались удовлетворительными предлагается выполнить задания: 1. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ приняли закон о ратификации международного договора и передали его на рассмотрение Совета Федерации. В течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Считается ли данный закон принятым? (См.: ст.ст 105, 106 Конституции РФ). 3. Приведите примеры изданий, являющихся инкорпорацией, консолидацией и кодификацией. 4. Назовите государственные органы, которые вправе осуществлять официальную инкорпорацию нормативных правовых актов. 5. Являются ли инкорпорацией издания, в которых приведены тексты: - конституций стран мира; - конституции и отдельных законодательных актов одной страны (например: «Испания. Конституция и законодательные акты. М., 1992» или «Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты». М.,1993)? - 6. В 1767 году в Наказе Комиссии о сочинении проекта нового Уложения русская императрица Екатерина Вторая отмечала: «Законы должны быть писаны простым языком; и уложение, все законы в себе содержащее, должно быть книгой, весьма употребительной и которую за малую цену достать можно было наподобие букваря». Принципу доступности законодательства Екатерина Вторая придает здесь по крайней мере два смысла, какие? Что включает в себя понятие «доступность законодательства»? Так же в рамках самостоятельной подготовки и студентам предлагается выполнить следующие задания. 1. Составьте схему, отражающую стадии законотворческого процесса в Российской Федерации. 2. Укажите, в чем процедура подготовки и вступления в силу ведомственных нормативных актов отличаются от правил законодательного процесса в Российской Федерации?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.51.75 (0.013 с.) |