ТЕМА 6. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 6. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА



Форма занятий:

лекция -беседа, лекция- визуализация (трудоемкость по учебному плану 4 часа);

самостоятельная работа( трудоемкость по учебному плану 17 ч.)

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

 

1. Понятие системы права, ее показатели (первичный элемент, структуры, взаимосвязи).

2. Отрасль права: понятие и признаки. Типология отраслей права в Российской Федерации, их характеристика.

3. Система законодательства. Классификатор правовых актов Российской Федерации. Система права и система законодательства, их соотношение.

4. Частное и публичное право, критерии разделения. Концепции о правомерности разделения современного права на частное и публичное.

5. Материальное и процессуальное право, понятие и содержание. Юридический процесс: понятие, признаки и виды. Юридический процесс и юридические процедуры, их характеристика.

6. Внутригосударственное (национальное) и международное право, их взаимозависимость. Роль международных стандартов в универсализации национальных правовых систем. Перспективы формирования глобального права.

 

Нормативные источники

¨ Классификатор правовых актов. Утвержден. Указом Президента РФ от 15.03.2000. № 511 // Российская газета. 2000. 21 марта.

¨ Гражданский процессуальный кодекс РФ (оглавление).

¨ Уголовно-процессуальный кодекс РФ (оглавление).

 

Дополнительная литература

Агарков М.М. Ценность частного права // Правоведение. 1992. № 1, 2.

Кирилова Е.Л. Понятие и виды правовых институтов. Саратов, 1998.

Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М., 2002.

Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. М., 1991.

Системность законодательства как фактор повышения его качества // Государство и право. 2002 № 8. С. 5-15.

Теория юридического процесса. Харьков. 1987.

Тихомиров Ю.Л. Публичное право. М., 1995.

 

Как и в тех случаях, когда по теме была прочтена лекции, самостоятельную работу целесообразно начинать с повторения ее материалов. При воспроизведении основных ее положений, а также материала аналогичных разделов основной литературы акцент следует сделать сделать на контроль за усвоением основных понятий и категорий, при помощи которых в науке описывается и раскрывается феномен системы права и смежных явлений, в контексте которых объективируются атрибутивные признаки системы права. К числу таких базовых понятий , в частности, относятся: норма права, правовой институт, субинститут, подотрасль права, отрасль права, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, виды методов правового регулирования, система законодательства, правовая сфера, частное право, поличное право, материальное право, процессуальное право, юридический процесс, его признаки и виды, международное право, имплементация и др. Формой первичного контроля избран тестовое задание.

Принципиальным, а не второстепенным представляется установление алгоритма изучения темы в рамках самостоятельной работы. Не сложно заметить, что для конкретных проблем алгоритм их исследования содержится именно в теории конкретных вопросов.

Так исследование вопроса об отраслевой структуре системы права в РФ предлагается осуществить на основании установленных признаков отрасли права: ее предмета правового регулирования. доминирующего метода правового регулирования, который всегда адекватен методу и является вторичным( формальным, а не социологическим, признаком отрасли права, и основного нормативного правового акта, в котором нормы конкретной отрасли права находят свое внешнее выражение.) Уяснить общие критерии отрасли права и систематизировать теоретический материал поможет заполнение таблицы " Отрасли права в Российской Федерации"

Название отрасли, ее краткое определение Предмет правового регулирования Доминирующий метод Основной законодательный акт
       

 

Полученная в ходе исследования вопроса об отраслях права в РФ научная информация может быть использована в дальнейшем, при рассмотрении темы о типологии отраслей права. Систематизировать информацию об отраслях права, объединив ее в группы, предлагается на основе следующих критериев( роль в правовой системе государства, по сферам правового регулирования, по функциям права, по содержанию правовых норм) и выразить их результаты в таблице.

По функциям права По наличию собственного предмета и метода правового регулирования По сферам жизни общества По содержанию правовых норм По роли в правовой системе государства По методу правового регулирования
           

 

Полученная информация системной организации права, его внутреннем строении и композиции входящих в него элементов( правовых норм) и комплексов ( институтов, отраслей права) позволяет осуществить анализ понятия " система права" и "система законодательства". Целесообразно смежные категории сопоставлять , имея в виду следующие факторы тождества: сущность, которая находит свое отражение в определении понятия, происхождение, первичный элемент, основания внутрисистемной организации. А результаты сопоставления данных категорий отразить в форме таблицы.

Факторы тождества Система права Система законодательства
Сущность ( определение понятия)    
Первичный элемент    
Структура первичного элемента    
Происхождение    
Количественное соотношение    
Системная организация    

 

Следующая исследовательская задача состоит в том, чтобы указать исторически изменчивые критерии разграничения права на его сферы и вслед за этим ответить на вопрос о том какие точки зрения существуют в литературе о правомерности деления права на частное и публичное?

В другом случае алгоритм исследования учебной задачи отыскивается в рамках теории вопроса о юридическом процессе, его основных признаков. Для иллюстрации , например такого признака как стадиальность студентам предлагается выполнить следующее задание: Составьте схемы стадий гражданского процесса и уголовного процесса в Российской Федерации (см.: оглавление ГПК РФ и УПК РФ) и укажите различия между ними.

С целью актуализировать рассмотрение вопроса о наличие в системе права не только отраслевого, но и деление на сферы ( материальное и процессуальное, частное и публичное) предлагается решение двух дидактических задач. Во-первых, оценить существующие в науке исследовательские позиции. В частности в книге французского юриста П.Сандевуара «Введение в право» (М., 1994г.) утверждается: «В отличие от частного права, которое является по сути правом индивидов, индивидуалистическим правом, государственное право по сути своей – коллективное. Его цель – принуждение индивидов к соблюдению не только своих интересов, но и общественных». Согласны ли Вы с таким утверждением?

Еще одна дидактическая проблема в рамках темы " Система права и Система законодательства" связана с анализом взаимодействия международного и национального(внутригосудартвенного) права, которое актуализируется в условиях глобализационных процессов современного многополярного мира. На первом этапе решения данной проблемы целесообразным представляется удостоверение( доказывание), что национальное и международное право являются самостоятельными правовыми феноменами. Этому в немалой степени может способствовать выявление тех черт, по которым национальное (внутригосударственное) и международное право отличаются друг от друга( определение, направленность регулирующего воздействия норм круг субъектов-участников; структура; источники; виды юридической ответственности; органы контроля, содержание).

Результаты сравнение международного и национального права предлагается отразить в форме таблицы:

 

Факторы тождества Международное право Национальное(внутригосударственное) право
Определение понятия    
Направленность регулирующего воздействия норм    
круг субъектов-участников    
структура    
источники    
виды юридической ответственности    
содержание    

В рамках самостоятельной работы предлагается так же решить задание :

1. К какой отрасли, подотрасли и институту законодательства, согласно Классификатору правовых актов 2000г., относится приказ Министерства образования РФ «Об утверждении порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти» от 14.01.2003 г. № 50?

2. Решение теста по теме " Система права и система законодательства" в программе "Прометей".

В рамках дополнительного модуля технологической карты учебной дисциплины студентам предлагается выполнить комплексное проблемно-аналитическое задание по теме: "Проблема суверенитета государства(национального суверенитета) в эпоху глобализации".

 

ТЕМА 7. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Форма занятия: лекция обратной связи- лекция беседа

(трудоемкость по учебному плану 2),

самостоятельная работа( трудоемкость по учебному плану 18 ч.).

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Понятие и признаки правового отношения, его отличие от иных общественных отношений. Норма права и правоотношение. Виды правоотношений. Состав правоотношения.

2. Субъекты правоотношений. Индивидуальные и коллективные субъекты. Физические и юридические лица. Государство как субъект правоотношения. Правосубъектность. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

3. Объекты правоотношений, их классификация.

4. Фактическое и юридическое содержание правоотношения. Субъективные права и юридические обязанности, формы их выражения.

5. Юридические факты. Фактический состав. Их функции.

 

Нормативные источники

¨ Конституция РФ. Ст. ст. 2,6.

¨ Гражданский кодекс РФ. Ст. ст. 2,8,17,18,21,22,26-30,48,49,124, 128.

¨ Семейный кодекс РФ. Ст. 2.

¨ Трудовой кодекс РФ. Ст. ст. 15, 16.

¨ Уголовный кодекс РФ. Ст. ст.19-21.

¨ Гражданский процессуальный кодекс РФ. Ст. ст. 34-38.

¨ Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Ст. ст. 37-60.

 

Дополнительная литература

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.

Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществление права. Л., 1987.

Долинская В.В. Тенденция развития законодательства о юридических лицах // Законодательство в России в XXI веке. М., 2002. С.183-192.

Дудин А.П. Диалектика правоотношения. Саратов. 1983.

Нечаева А.М. О правоспособности и дееспособности физических лиц // Государство и право. 2001. № 2. С. 29-34.

Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980.

Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

 

Самоподготовку теме "Правоотношение" целесообразно начинать с повторения лекции по данной теме. При воспроизведении основных ее положений, а также материала аналогичных разделов основной литературы акцент сделан на контроль за усвоением основных понятий и категорий, при помощи которых в науке описывается и раскрывается феномен правоотношения. К числу таких базовых понятий , в частности, относятся: норма права как модель правоотношения, субъекты правоотношений, индивидуальные субъекты, которые различаются своим статусом( граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством), коллективные субъекты( юридическое лицо, государство, субъекты РФ и др.) правосубъектность лица( правоспособность, дееспособность и деликтоспособность), объекты правоотношений, содержание правоотношений (волевое, фактическое и юридическое), субъективные юридические права, их содержание и формы выражения. субъективные юридические обязанности, их содержание, формы выражения и виды, юридический факт - основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения, фактический состав. Формой первичного контроля избрана (контрольная терминологическая работа в форме теста)

По аналогии с предыдущей темой принципиальным, а не второстепенным представляется установление алгоритма изучения основных дидактических единиц. Очевидно, что для конкретных проблем алгоритм их исследования содержится именно в теории конкретных вопросов, в тех атрибутивных признаках явления, которые отражены в основном смежных понятиях, используемых для раскрытия темы.

В ходе исследования правоотношения кроме выявления его основных признаков, которые отличают его от иных социальных связей и отношений, целесообразным представляется предложить студентам выполнение задания, направленного на установление различных видов правоотношений. Это позволит наблюдать проявление типичного ( общих признаков) в конкретном ( виды), перейти от абстрактного уровня познания ( выявления видов правоотношений) к более конкретному на основе анализа нормативного материала(в статьях ГК РФ или УК РФ).

Результаты теоретического исследования рекомендуется оформить в виде таблицы. На первом этапе предлагается заполнить таблицу, указав соответствующие критериям виды.

 

Виды правоотношений

В зависимости от функций правовых норм
   
В зависимости от характера юридической связи
   
В зависимости от характера совершаемых действий
   
В зависимости от степени определенности обязанных лиц
   
В зависимости от количества сторон в правоотношении
   
В зависимости от срока существования( временной критерий)
   

После заполнения первой таблицы студентам предлагается найдите статьи в НПА, на основе которых возникают выявленные виды правоотношений.

Закреплению теоретического материала в части выявления видов правоотношений, может способствовать и решение практической задачи, которая приводится ниже.

1.Новиков П.В. заключил в Жогиным Л.В. договор пожизненного содержания с иждивением, согласно которому последний обязывался содержать и ухаживать за Новиковым П.В., за что после его смерти Жогину Л.В. переходили в собственность приватизированная квартира и имущество Новикова П.В. Изучите ст. 583 ГК РФ и назовите вид правоотношения, возникшее между сторонами. Укажите его структуру, выделите особенности, характеризующие каждый элемент.

Поскольку правоотношение представляет собой индивидуализированную связь между субъектами. которые взаимодействуют посредством корреспондирующих друг другу прав и обязанностей, гарантированных , то для решения основной дидактической задачи целесообразно сконцентрировать внимание на вопросе о субъектах ( сторонах ) в правоотношении. Для этого студентам предлагается на основе нормативного материала (См.: раздел II УПК РФ; главы 4, 5 ГПК РФ). ответить на вопрос "Как именуются стороны уголовно-правового, гражданско-правового, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального правоотношений?"

Еще одна исследовательская задача, решаемая в рамках темы " Правоотношение". связана с установлением необходимых и достаточных условий для их возникновения, изменения или прекращения, т.е., с юридическими фактами. Для достижения данной исследовательской задачи студентам предлагается, руководствуясь понятием "юридический факт", а так же понятием " фактический состав правоотношения" решить следующее задание: Какие юридические факты должны иметь место, чтобы возникло правоотношение, регламентированное ст. 27 (эмансипация) ГК РФ?

В рамках самостоятельной работы и с целью самоконтроля предлагается решить тестовое задание по данной в программе "Прометей".



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.013 с.)